Спросить
Войти

Реализация молодежной политики в Советском государстве в контексте межэтнического взаимодействия в 1950-1960-е годы

Автор: указан в статье

УДК 323.2:316.346.32-053.81(091)(470)«195/196» ББК Т3(2)632-284.2

В.И. СОКОЛОВА

РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В 1950-1960-е ГОДЫ*

В статье исследуется проблема разработки и осуществления молодежной политики Советского государства в сфере межэтнического сотрудничества в 19501960-е гг. на материалах отдельных регионов страны. Доказано, что межэтнические, межконфессиональные и иные контакты духовно обогащают людей. Молодежная политика в сфере межэтнического взаимодействия разрабатывалась и осуществлялась правящей партией и государством на основе Конституции 1936 г. Проводником линии руководства страны выступал ЦК ВЛКСМ. Кроме сотрудничества в сфере трудовых отношений межэтнические связи молодежи осуществлялись в ходе проведения различных мероприятий. После окончания Второй мировой войны под эгидой Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ) и Международного союза студентов (МСС) проводились Всемирные фестивали молодежи и студентов. С 1947 г. по 1965 г. были проведены 8 фестивалей, в том числе в августе 1957 г. в Москве. Контакты молодежи СССР с иностранными сверстниками осуществлялись также в рамках Клубов интернациональной дружбы. В эти годы юноши и девушки стали выезжать по комсомольским путевкам в социалистические и некоторые капиталистические страны. Поездки осуществлялись по линии Бюро международного молодежного туризма (БММТ) «Спутник». Международные связи выполнялись и в рамках городов-побратимов, сотрудничества вузов и предприятий, общественно-политических организаций и объединений, межличностных контактов граждан и др. Большие возможности для общения давали спортивные мероприятия и культурно-зрелищные мероприятия и т.п.

Конец ХХ - начало ХХ1 вв. в России ознаменовались глобальными изменениями в политической, экономической, научно-технической, социальной, межэтнической, культурно-исторической областях. Распад Советского государства привел к изменениям в геополитической сфере, мировой экономике и политике. Однако наиболее важные и полные драматизма события произошли внутри Российской Федерации, которая являлась стержнем СССР. Существовавшая на протяжении более чем 70 лет коммунистическая идеология была ниспровергнута и предана забвению. Но вместо нее новой национальной идеи предложено не было. Каждый социальный слой, каждая национальная общность продолжали развиваться самостоятельно. Возникла угроза распада России на отдельные национальные регионы.

В СССР государство в полной мере обеспечивало разработку и реализацию внешней и внутренней (социальной, национальной, молодежной и т.д.) политики и гарантировало ее исполнение. В настоящее время произошло принципиальное изменение подходов государства в осуществлении внутренней политики. Теперь государство в большей степени декларирует социальные гарантии, а бремя их обеспечения перекладывает на плечи населения и общества.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кабинета министров Чувашской Республики в рамках научного проекта № 17-46-210691 р_а.

Реформы России 1990-х гг. вызвали резкое ухудшение психологического самочувствия населения, прежде всего молодежи, так как она оказалась в более сложных условиях адаптации, чем старшее поколение. Это привело к росту преступности, алкоголизма, наркотической зависимости, самоубийств, жестокости, агрессии и иных асоциальных явлений в молодежной среде. В этой связи особо актуальными становятся вопросы образования, трудоустройства, социальной адаптации подрастающего поколения. Воспитание энергичных и креативных молодых людей, сильных, здоровых духом и мотивированных на успех, толерантных к представителям иной национальной общности становится насущной задачей российского государства и общества. В современной России проходят непростые процессы по разработке и осуществлению молодежной политики в сфере межэтнического взаимодействия в подростковой и молодежной среде. Обеспечение этого сотрудничества должно стать важной составляющей во внутренней и внешней политике России.

Деятельность молодежных организаций и объединений в современной России показывает, как непросто проходят процессы совершенствования политической системы государства. Поэтому обращение к историческому опыту межэтнического взаимодействия молодежи в Советском государстве, объективный анализ достижений и ошибок прошлого имеют непреходящую ценность и позволяют избежать многих ошибок в сегодняшней ситуации. Вопросы межэтнического сотрудничества занимают важное место в трудах современных историков. Среди известных исследователей уместно назвать Д.А. Аманжолову [1], Е.К. Минееву [10] и др. В последние годы эта тема стала предметом исследований В.И. Соколовой [13; 14. С. 142-147].

Говоря о молодежной политике в Советском государстве в сфере национальных отношений, необходимо отметить, что она разрабатывалась и осуществлялась правящей партией и Советским государством на основе Конституции 1936 г. Главным органом исполнения решений партии и правительства в молодежной среде выступал ЦК ВЛКСМ. В этот период важное место в жизни молодого поколения Советской страны занимали идеи сильной государственности, патриотизма, созидательного труда. Молодежи были присущи мотивы счастливой жизни, крепкой семьи, дружбы, взаимопомощи, межэтнического согласия. Этому способствовала пока еще стабильная социально-политическая и экономическая обстановка в стране. В молодежной среде превалировали идеи интернационализма, межнационального согласия и сотрудничества.

Далее проанализируем содержание письма-обращения, написанного 23 июня 1967 г. участниками 2-го областного слета комсомольцев и молодежи, победителей похода по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Это письмо, отправленное из Архангельской области будущему поколению, через 50 лет дошло до адресата. Ниже приведем текст письма почти полностью, без сокращений:

«Дорогие ровесники ХХ1 века! К вам обращаемся мы - поколение молодых северян шестидесятых годов ХХ столетия. Мы пишем вам в год, когда наша Родина отмечает 50-летие Советской власти, пишем от имени 120-ти тысяч комсомольцев, которые во всех концах нашего края героически трудятся во имя счастья людей, во имя мира на планете, во имя коммунизма. Мы хотим рассказать вам о нашем времени и о себе.

Молодежь нашей области дарит вам, юность ХХ1 века, Коряжму, превращенную нами из маленькой деревни в современный город за десять лет; Северодвинск, построенный нами там, где были болота; гиганты лесохимии Севера - Котласский, Соломбальский, Архангельский комбинаты. Вам

уже не придется увидеть деревянные кварталы и мостовые Архангельска. Наше поколение сегодня преображает город. Весь Архангельск - кипящая стройка, и мы - всегда на лесах ее.

В тайге и топях ведем мы трассу железной дороги Архангельск - Кар-погоры, геологи нашли нефть в тундре. Энтузиазм, великое желание преобразить свой край - главное наше стремление.

Сегодня мы пришли на священную землю острова Мудьюг, политую кровью славных сынов, пролетариев и крестьян Севера, замученных в белогвардейских застенках. Помните этот остров. Письмо это покоится на земле, принесенной участниками слета со всех уголков нашей области, с самых священных мест - полей сражений красноармейцев и партизан, с братских могил. Обнажи голову и вспомни о несгибаемом мужестве, о жизни, отданной за наше и ваше счастье!

Мы знаем, что вы будете жить лучше нас, совершите подвиги в мировой галактике и сделаете прекрасной нашу землю. Мы немножко завидуем вам, встречающим столетний юбилей Советской Родины. Мы знаем, что и вы позавидуете нам, нашему беспокойному молодому поколению. У нас ясная цель, прекрасное будущее, много дел. Есть где приложить руки, ум, сердце, энергию. И в этом - наше счастье. И вы, далекие потомки, Когда оглянетесь назад, Поймете ль, жмурясь от сполоха, Пронзающего толщу тьмы, Что это светит та эпоха, Которую творили мы» [12].

Первые же строки письма-обращения наглядно демонстрируют основные черты социального облика рабочей молодежи СССР того времени. Участники слета выглядят романтиками, уверенно смотрящими в будущее. Из содержания письма становится ясно, что в советское время воспитание национальной гордости и патриотизма в молодежной и подростковой среде были предметом особой заботы правящей Коммунистической партии, государства и общества. Страна жила в обстановке «холодной войны» с западным миром. В середине ХХ в. в истории человеческой цивилизации началась длительная эпоха НТР (научно-технической революции). В СССР в 1960-1980-х гг. также предпринимались попытки внедрения последних достижений НТР. К сожалению, не все возможности были использованы полностью. Так называемые «косыгинские» реформы не привели к желаемому результату [14. С. 142-147].

Трудовая активность обусловливалась экономическими, социальными и политическими отношениями. На ударных комсомольских стройках различного уровня (всесоюзных, республиканских) в Сибири, Казахстане, на Севере, Дальнем Востоке, целине и в других регионах СССР дружно работали посланцы со всех уголков многонациональной страны.

К примеру, только за 1957-1958 гг. из Марийской АССР по комсомольским путевкам на стройки железной дороги Сталинск - Абакан (Сталинск - Кузнецк в 1932-1961 гг., ныне Новокузнецк) было направлено 750 юношей и девушек, около 500 человек - на шахты Донбасса, 150 человек работали на Ангарстрое и Печорской железной дороге. Более 2,5 тыс. комсомольцев и молодежи выезжали на целину в Казахстан [2. Д. 846. Л. 9]. В 1959 г. 1500 молодых людей были направлены на строительство железной дороги Абакан - Тайшет и на работу в совхозах Казахстана [3. Д. 18. Л. 6-9]. В 1963 г. 1300 юношей и девушек были направлены на строительство железной дороги Абакан - Тайшет, на ударные комсомольские стройки Архангельска, Соликамска, Кондопоги [4. Д. 57. Л. 156].

В 1957 г. на важнейшие стройки страны из Чувашской АССР по комсомольским путевкам было направлено 3757 комсомольцев и несоюзной молодежи, в том числе 508 девушек - в колхозы и совхозы Северо-Казахстанской области [11. Д. 2. Л. 21]. В 1958 г. Чувашский ОК ВЛКСМ по плану в порядке общественного призыва направил 650 юношей и девушек на предприятия и стройки Магаданского совнархоза, в том числе Иультинский район - 400, Бе-ринговский - 200, Чаунский - 50 человек [7. Д. 272. Л. 101]. Комсомол Чувашии шефствовал над возведением Печорской железной дороги. Туда в 19561960 гг. были откомандированы около 7 тыс. юношей и девушек. ОК ВЛКСМ поддерживал с ними постоянную связь: переписывались, ездили друг к другу в гости. В ноябре 1961 г. на Печорстрое побывала делегация чувашских юношей и девушек. Одну из станций назвали «Чувашская» [13. С. 29]. В 1964-1965 гг. на ударные стройки страны из республики выехали более 2,5 тыс. человек, свыше 2 тыс. юношей и девушек из сельских районов приехали на строительство Новочебоксарска [11. Д. 2. Л. 21].

Таким образом, выполняя Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об общественном призыве молодежи на строительство и электрификацию железных дорог», принятое в 1959 г., только в текущем году ЦК ВЛКСМ направил по комсомольским путевкам на различные стройки страны 38 635 молодых рабочих, в 1960 г. - 30 тыс., в том числе демобилизованных. Например, из Марийской АССР было направлено 500 юношей и девушек и 800 отслуживших воинов, из Чувашской АССР - 880 и 300, соответственно [8. Д. 1. Л. 80-84].

Труд молодежи широко использовался в решении социально-экономических задач. Однако оплата труда не стимулировала рост производительности труда. Острой проблемой постепенно становилась неоправданная миграция молодежи из села. Тем не менее трудовой энтузиазм, жажда великих свершений еще не были исчерпаны до конца. В конце 1950-х гг. студенты МГУ имени М.В. Ломоносова проявили новую трудовую инициативу. Здесь в 1959 г. впервые были созданы сСо (студенческие строительные отряды) [11. С. 175].

В 1958-1962 гг. 154 народнохозяйственных объекта были объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. На них дружно работали свыше 800 тыс. юношей и девушек из разных уголков страны, а значит, представителей разных этнических групп [11. С. 175].

Известно, что межэтнические, межконфессиональные и иные контакты духовно обогащают людей. После смерти И.В. Сталина несколько расширились международные связи молодежи СССР с юношами и девушками из других стран мира. В сентябре 1953 г. был отменен закон о запрещении браков между советскими и иностранными гражданами, принятый в 1947 г. [5. Д. 185. Л. 813]. Однако правящая партия и ЦК ВЛКСМ не поощряли такие связи. Международные контакты молодежи жестко контролировались ЦК КПСС.

Новые подходы определились после ХХ съезда КПСС. Руководство страны было всемерно заинтересовано в укреплении дружбы между народами СССР, так как вполне понимало, что такие связи между людьми взаимно обогащают друг друга и что дружба и взаимопонимание между представителями разных национальностей - важнейшие составляющие для укрепления фундамента единого и сильного государства. Поэтому в политике партии и правительства в отношении молодежи были сделаны акценты на развитие дружеских связей юношей и девушек разных регионов страны. На самом высоком уровне как незыблемый постулат пропагандировалось, что высшей

доблестью советского человека должен стать высокопроизводительный труд во имя светлого коммунистического будущего. Взаимная помощь, братское сотрудничество народов и помощь друг другу во всех сферах хозяйственной и общественной жизни провозглашались непреложным законом. Было принято считать, что во время «расцвета» национальной культуры народов СССР исчезло чувство взаимного недоверия, все нации равны и наделены одинаковыми правами и обязанностями. Благосостояние, честь и слава СССР провозглашались высшим законом жизни советских граждан.

Тем не менее в 1950-1960-е гг. в СССР появились многочисленные националистические кружки и группы, участниками которых в основном была молодежь. В эти же годы началось движение депортированных народов за предоставление им конституционных прав и возвращение на родину, на исконные земли своих предков. Массовый выезд выселенных народов в места прежнего обитания вызвал межэтнические столкновения с проживающими там народами. И все же эти процессы большого размаха в эти годы не получили. В условиях либерализации сталинского режима после ХХ съезда партии в стране возникло диссидентское движение, которое включало в себя различные формы инакомыслия: за национальные, религиозные интересы, за выезд представителей народов на историческую родину и за границу, за права человека и т.д.

Кроме сотрудничества в сфере трудовых отношений, о которых было сказано выше, межэтнические связи молодежи осуществлялись в ходе проведения различных общественно-политических, культурных, спортивных и иных мероприятий. После окончания Второй мировой войны ВФДМ совместно с МСС стали проводить Всемирные фестивали молодежи и студентов. С 1947 г. по 1965 г. были проведены 8 фестивалей, в том числе в августе 1957 г. в Москве, в июле 1959 г. в Вене. К примеру, в Вену на VII Всемирный фестиваль молодежи и студентов из СССР была направлена делегация из 800 юношей и девушек. В течение 12 дней делегаты общались с зарубежными представителями [6. Д. 209. Л. 3]. Контакты с иностранными сверстниками советские юноши и девушки осуществляли также в рамках КИД (клубов интернациональной дружбы), особенно активно действовавших в образовательных учреждениях страны. В эти годы юноши и девушки стали выезжать по комсомольским путевкам в социалистические и некоторые капиталистические страны. Поездки осуществлялись по линии БММТ «Спутник». Международные связи выполнялись и в рамках городов-побратимов, сотрудничества вузов и предприятий, общественно-политических организаций и объединений, торговых учреждений и научных институтов, шефских организаций, совместных предприятий, межличностных отношений граждан. Большие возможности для контактов давали спортивные мероприятия и другие культурно-зрелищные мероприятия.

Итоги исследования показывают, что в изучаемый период важное место в жизни молодого поколения Советской страны занимали идеи сохранения единства и территориальной целостности страны, роста ее мощи и авторитета, привлекательности и уважения в мире. Этому способствовала вполне стабильная социально-политическая обстановка в Советском государстве. Несмотря на то, что в стране всегда существовали национал-сепаратистские настроения, крупных межэтнических конфликтов или иных эксцессов в обществе не наблюдалось. Что касается развития ситуации в настоящее время, то ответ на письмо из прошлого, на наш взгляд, следует предоставить каждому гражданину России самостоятельно, согласно его убеждениям и занимаемой жизненной позиции. Молодежи, как и во все времена, нужны вера в свои силы и возможности, уверенность в завтрашнем дне. Она должна понимать, что

без идеологии, без осознания прошлого, настоящего и целей на будущее не может быть перспектив для своей страны. Хочется надеяться, что нынешнее поколение молодых людей оправдает надежды своих предшественников.

Литература

1. Аманжолова Д.А., Волобуев О.В. Национальная политика России: история и современность. М.: Русский Мир, 1997. 678 с.
2. Государственный архив Республики Марий Эл (далее - ГА РМЭ). Ф. П-9. Оп. 1. Д. 846.
3. ГА РМЭ. Ф. П-9. Оп. 2. Д. 18.
4. ГА РМЭ. Ф. П-9. Оп. 2. Д. 57.
5. Государственный архив современной истории Чувашской Республики (далее - ГАСИ ЧР). Ф. 6. Оп. 9. Д. 185.
6. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 9. Д. 209.
7. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 9. Д. 272.
8. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 10. Д. 1.
9. ГАСИ ЧР. Ф. 6. Оп. 11. Д. 2.
10. Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и Чувашской АССР как национально-территориальных автономий (1920-1930-е годы). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 594 с.
11. Население в ХХ веке: исторические очерки. Т. 3. 1960-1979. М.: РОССПЭН, 2005. 304 с.
12. Письмо молодежи 2017 года от молодежи 1967 года [Электронный ресурс]. 1^1.: http://politikus.ru/articles/47371-pismo-molodezhi-2017-goda-ot-molodezhi-1967-goda.html (дата обращения: 19.09.2017).
13. Соколова В.И. Молодежь Чувашской АССР в годы социалистического строительства (1953-1965 гг.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. 190 с.
14. Соколова В.И. СССР в условиях развития НТР в 1950-1980-е годы: упущенные возможности обновления // Вестник Чувашского университета. 2017. № 2. С. 142-147.

СОКОЛОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (Sokolova-cheb@mail.ru).

V. SOKOLOVA

YOUTH POLICY IMPLEMENTATION IN THE SOVIET STATE IN THE CONTEXT OF INTERETHNIC RELATIONS IN THE 1950-1960

The article focuses on the problem of the Soviet state youth policy development and implementation in the sphere of inter-ethnic cooperation in the 1950-1960 based on materials of certain regions of the country. It is proven that inter-ethnic, inter-confessional and other contact spiritually enrich people. Youth policy in the sphere of interethnic interaction, was developed and implemented by the ruling party and the state on the basis of 1936 Constitution. The Conductor of the country&s leadership line was the Central Committee of the AllUnion Leninist Young Communist League. Besides cooperation in the field of labor relations interethnic relations of young people were carried out in the course of various events. After the Second world war under the auspices of the World Federation of Democratic Youth (WFDY) and the International Union of Students (MCCP World festivals of youth and students took place. From 1947 to 1965 8 festivals was held, including the one which took place in August 1957 in Moscow. Contacts of the USSR youth with foreign peers were also carried out in the framework of the international friendship clubs. At that time young people started to travel to socialist and some capitalist countries on Komsomol assignment. Their trips were carried out by the travel agency (Bureau of international youth tourism) «Sputnik». International relations were carried out in the framework of sister cities, cooperation between universities and enterprises, socio-political organizations and associations, etc., interpersonal contacts between citizens. Great opportunities for communication were given by sports events and other cultural events.

References

1. Amanzholova D.A., Volobuev O.V. Natsional&naya politika Rossii: istoriya i sovremennoct [National policy of Russia: history and modernity]. Moscow, Russkii Mir Publ., 1997, 678 p.
2. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond P-9. Opis& 1. Document 846 [State Archives of the Mari El Republic. Archive P-9. Anagraph 1. Document 846].
3. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond P-9. Opis 2. Document 18 [State Archives of the Mari El Republic. Archive P-9. Anagraph 2. Document 18].
4. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Marii El. Fond P-9. Opis 2. Document 5 [State Archives of the Mari El Republic. Archive P-9. Anagraph 2. Document 57].
5. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 6. Opis& 9. Document 185 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive 6. Anagraph 9. Document 185].
6. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 6. Opis& 9. Document 209 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive 6. Anagraph 9. Document 209].
7. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 6. Opis& 9. Document 272 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive 6. Anagraph 9. Document 272].
8. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 6. Opis 10. Document 1 [State Archives of contemporary history of the Chuvash Republic. Archive 6. Anagraph 10. Document 1].
9. Gosudarstvennyi arkhiv sovremennoi istorii Chuvashskoi Respubliki. Fond 6. Opis 11. Document 2 [State Archives of Contemporary History of the Chuvash Republic. Archive 6. Anagraph 11. Document 2].
10. Mineeva E.K. Stanovlenie Mariiskoi, Mordovskoi i Chuvashskoi ASSR kak natsional&no-territorial& nykh avtonomii (1920-1930-e gody) [The Formation of Mari, Mordovian and Chuvash Autonomous Soviet Socialist Republic as a national-territorial autonomy (1920-1930)]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2009, 594 p.
11. Naselenie v ХХ veke: istoricheskie ocherki [The population in the twentieth century: historical sketches]. Vol. 3. 1960-1979. Moscow, ROSSPEN Publ., 2005, 304 p.
12. Pis mo molodezhi 2017 goda ot molodezhi 1967 goda [A letter to the youth of 2017, youth 1967]. Available at: http://politikus.ru/articles/47371-pismo-molodezhi-2017-goda-ot-molodezhi-1967-goda.html (Accessed 19 Sept. 2017).
13. Sokolova V.I. Molodezh& Chuvashskoi ASSR v gody sotsialisticheskogo ctroitel&ctva (19531965) [Youth Chuvash Autonomous Soviet socialist Republic in the years of socialist construction (1953-1965)]. Cheboksary, Chuvash State University Publ., 2008, 190 p.
14. Sokolova V.I. SSSR v usloviyakh razvitiya NTR v 1950-1980-e gody: upushchennye vozmozhnosti obnovleniya [The Soviet Union in the development of NTR in 1950-1980: missed opportunities update]. Vestnik Chuvashkogo universiteta, 2017, no. 2, p. 142-147.

SOKOLOVA VALENTINA - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (Sokolova-cheb@mail.ru).

Ссылка на статью: Соколова В.И. Реализация молодежной политики в Советском государстве в контексте межэтнического взаимодействия в 1950-1960-е годы // Вестник Чувашского университета. - 2017. - № 4. - С. 221-227.

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ ДРУЖБА ВЗАИМОПОМОЩЬ ТРУДОВОЙ ЭНТУЗИАЗМ ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты