Спросить
Войти

Низшая сельскохозяйственная школа Россия в повседневных условиях Первой мировой войны

Автор: указан в статье

исследовательский дебют

Р. с. Чекед

низшая сельскохозяйственная школа россии в повседневных условиях первой мировой войны

В статье исследуется повседневная жизнь и деятельность низших сельскохозяйственных школ в годы Первой мировой войны. Автор показывает, что в военное время низшие сельскохозяйственные школы не только активно участвовали в обеспечении армии продовольствием, но и осуществляли социально-реабилитационную работу среди инвалидов и увечных воинов-фронтовиков.

Отечественная историография свидетельствует о том, что в любые, самые драматические периоды истории Российского государства властные структуры, общественность, все заинтересованные лица не прекращали работу по профессиональной подготовке и воспитанию населения страны. Естественно, система образования претерпевала определенные изменения, трансформировалась, но выполняла возложенные на неё функции и решала новые задачи, соответствовавшие времени.

Опираясь на принцип многофакторного анализа объективных условий государственной политики в сложных условиях Первой мировой войны, используя законодательство Российской империи, официальную статистику, нарративные описания и периодическую печать считаем, что функции низшей сельскохозяйственной школы в исследуемое время заметно расширились и видоизменились в сторону социально-реабилитационной деятельности и профессионального просвещения населения.

Заметные изменения в годы Первой мировой войны произошли в низших стационарных сельхозшколах. В 1916 г. в империи функционировало около 400 учебных заведений различных типов1.

Безусловно, это было большое достижение, но такого количества школ и училищ для огромной страны было недостаточно. Да и обучение в них продолжалось 3-4 года. Поэтому активнее начали развивать внешкольные формы обучения и просвещения населения.

Существенные коррективы в развитие сельхозобразования внесла Первая мировая война. Изменения выразились, прежде всего, в трансформации сети низших сельских профтехшкол, их численном уменьшении, мобилизации на фронт части преподавателей и учеников, сокращении финансирования в связи с ростом военных расходов и пр. Вместе с тем сельхозшколы продолжали работать, но был взят курс на активизацию агрономического просвещения и развитие внешкольного сельскохозяйственного образования.

Организаторы системы агрономического просвещения и внешкольного обучения в поисках форм и методов работы придерживались трех позиций: простоты обучения, его доступности и возможности наибольшего охвата населения2. Наиболее мобильной и массовой формой распространения знаний в конце XIX — начале XX в. стали агрономические поезда. В годы Первой мировой войны они функционировали на каждой железной дороге. Так, в период с 10 января по 2 марта

1917 г. длился весенний рейс семенного агрономического поезда Владикавказской железной дороги.

В соответствии с планом поезд сделал 54 остановки. На каждой осуществлялась продажа элитных семян, мелкого инвентаря. Посетителям и покупателям бесплатно давались советы по всем отраслям хозяйства. Ежедневно поезд работал с 8.00 до 19.00 часов. В вагоне-аудитории читались лекции по актуальным вопросам аграрной науки3. В период с 5 марта по 6 апреля 1917 г. также курсировали агрономические поезда. Агрономы всех поездов читали лекции на тему: «Как хлеборобам приспособить хозяйство к нынешнему трудному времени, чтобы не уменьшить урожая для прокормления армии и населения». На реках Дон, Печора действовали плавучие сельхозвыставки4.

Анализ источников и литературы показывает, что в состав каждого поезда входили профильные отделы: полевое хозяйство, сельхозмашины и орудия, животноводство и молочное хозяйство, садоводство, огородничество и виноделие, пчеловодство, птицеводство, кооперативный отдел и книжная лавка. Такая организация давала возможность охватить все стороны аграрного производства.

В условиях трансформации сети стационарных низших сельхозшкол, вызванной военным временем важной формой распространения агрономических знаний стало внешкольное сельскохозяйственное образование. В его систему входили чтения и курсы для земледельцев, сельскохозяйственные курсы для народных учителей, курсы для подготовки инструкторов по сельскому хозяйству, экскурсии, сельскохозяйственные музеи, распространение сельскохозяйственной литературы, сельскохозяйственные чтения для раненых и курсы для увечных воинов5.

До 1915 г. ассигнования на нужды внешкольного сельскохозяйственного образования непрерывно увеличивались. Так, в 1914 г. на эти цели было выделено 2 071 364 р. Из них средств Департамента земледелия — 1 167 329 р., или 56,3 %, а 43,7 % приходилось на долю местных источников. Из сопоставления этих цифр следует, что центральные, губернские и уездные властные структуры были в равной степени заинтересованы в скорейшем распространении сельскохозяйственных знаний.

Однако начавшаяся мировая война и рост расходов на военные нужды сократили приток средств на эти цели. Уже в 1915 г. на внешкольное образование было выделено лишь 1 776 756 р., т. е. почти на 15 % меньше, чем в 1914 г. Важно подчеркнуть, что соотношение суммы средств Департамента земледелия и местных властей оставалось примерно тем же, что и в 1914 г. Департамент земледелия ассигновал 1 082 362 р. (60,9 %) и 634 394 р. (39,1 %) — местные власти6.

Если проанализировать механизм финансирования, то увидим, что доля правительственных средств, выделенных на развитие сельскохозяйственного просвещения, не только не уменьшилась, но и увеличилась. Общее сокращение средств было вызвано в большей степени снижением поступлений от земств, сельхозобществ и кооперативов.

Сокращение финансирования не сказалось на интенсивности внешкольного образования. Напротив, в годы войны работа по сельскохозяйственному просвещению активизировалась. Это было вызвано новыми условиями положения сельского хозяйства, которое особенно нуждалось в специалистах, и стремлением населения заполнить культурно досуг, появившийся после запрета продажи спиртных напитков. Из вышеизложенного следует, что сельскохозяйственное просвещение в годы Первой мировой войны являлось существенным компонентом всей системы сельскохозяйственного образования в России. Несмотря на трудности военного времени, государство, земства, общества, кооперативы и частные лица выделяли необходимые средства на внешкольное образование, т. к. от него во многом зависело продовольственное обеспечение армии и социально-политическая стабильность в обществе.

Война, по определению И. Стандюка, есть кровавое соревнование народов двух миров. Последствия Первой мировой войны не ограничивались только разрушением производственных объектов, хозяйственных связей, изменением психологии и социальных ориентиров фронтовиков. Это, прежде всего, людские потери: убитые, раненые, пленные и увечные. Это послевоенная социальная напряженность в обществе.

За годы Первой мировой войны через армию прошло 15,8 млн человек, из них 60-70 % были крестьяне7. Данные наиболее многочисленных 35 губерний Европейской России, говорят, что «взято в войска» было 46,5 % «мужчин рабочего возраста из крестьян»8. Если сопоставить эти данные с потерями России к началу 1917 г., составившими 2 млн человек убитыми, около 5 млн человек ранеными и 2 млн человек пленными9,то становится очевидным, что основная масса раненых и увечных воинов проходилась на крестьян-фронтовиков. Получив ранения и увечья, они де-мобилизовывались и отправлялись к прежнему месту жительства полностью или частично нетрудоспособными.

Историки А. В. Третьяков, В. Н. Плаксин10 рассматривали деятельность низших сельхозшкол в начале XX в., однако источники и литература показывают, что социально-реабилитационное направление в работе сельхозшкол в годы Первой мировой войны осталось вне поля зрения ученых.

Вместе с тем социальная реабилитация инвалидов и увечных воинов была вызвана нехваткой трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, усложнением задач, вставших перед аграрным сектором. В этих условиях пострадавшие на войне рассматривались как «исходный материал» для решения обострившейся кадровой проблемы. Начиная эту работу по профессиональной переподготовке, власти понимали, что раненые и увечные воины уже не смогут «продолжать прежнюю черную работу в своих хозяйствах, они могут выгодно применить свой труд, занявшись какой-либо специальною отраслью хозяйства, или поступить на такую службу по сельскому хозяйству, которая не требует большой физической силы, после специальной подготовки»11.

Практическая работа по переобучению раненых и увечных воинов различным специальностям, востребованным в сельхозпроизводстве, началась в 1916 г. В этих целях Департамент земледелия разработал и издал планы устройства курсов для увечных воинов, изыскал финансовые средства, обратился за помощью к земствам, сельскохозяйственным обществам и школам. Для популяризации и пропаганды курсов Департамент подготовил и бесплатно распространил среди населения, заинтересованных лиц и организаций брошюру о курсах. Организационная работа дала положительные результаты. Уже в октябре 1916 г. в Министерство земледелия было подано 67 ходатайств об открытии внешкольных образовательных учреждений для увечных воинов. Изучив материалы и ситуацию, Министерство разрешило открытие 77 курсов. На их организацию и работу казна выделяла 385 717 р., из

местных средств на эти цели расходовалось 40 411 р. Источники показывают, что основными устроителями курсов стали сельскохозяйственные общества и учебные заведения. Они учредили 30 курсов (39 % от общего числа), при низших сельскохозяйственных учебных заведениях функционировало 22 курса (22 %), земства открыли 11 курсов (14 %). Остальные 14 были открыты правительственными агрономическими агентами и частными лицами. Однако все они действовали при активной поддержке сельхозшкол12.

Анализ статистических сборников и периодической печати показывает, что по устройству первые курсы были достаточно разнообразными. Преобладали краткосрочные, встречались продолжительные. В основном обучение осуществлялось по отдельным отраслям, но были курсы, где обучение велось по 2-3 смежным специальностям. К числу общих сельскохозяйственных курсов относились курсы, организованные Бердянским земством с 15 мая по 1 июля 1916 г. в с. Преславль. Программа обучения предусматривала 157 часов теории и 136 часов практических занятий. За это время слушатели изучали естествоведение, полеводство, молочное хозяйство и пчеловодство, животноводство, садоводство, огородничество, виноградарство и другие специальности. На практическую значимость курсов обращал внимание агроном С. Олексенко. Он отмечал в отчете: «...необычный интерес к восприятию с.-х. знаний у всех курсистов, причем большинство из них выражали намерение улучшить своё хозяйство согласно указаниям, полученным на курсах»13.

К однопрофильным относились двухнедельные курсы по пчеловодству, устроенные Богодуховским обществом сельского хозяйства с 1 по 15 августа 1916 г. Примечательно, что обучалось здесь кроме 8 инвалидов еще 30 посторонних слушателей. Аналогичные трехнедельные курсы по пчеловодству функционировали с 20 апреля по 10 мая в Полтаве. На них обучалось 19 инвалидов Первой мировой войны. Также в Полтаве на базе училища садоводства проводились двухмесячные практические курсы по сушке, консервированию плодов и овощей. Здесь обучалось 15 слушателей-инвалидов. О высоком качестве подготовки свидетельствует тот факт, что все выпускники курсов получали работу по вновь приобретенной специальности на земских сушилках.

Интересный опыт социально-профессиональной реабилитации крестьян-инвалидов был накоплен А. В. Пантелеевым. Он при сельхозшколе организовал для увечных воинов шестимесячные курсы, начавшие работать 15 мая 1916 г. Курсы были двухпрофильными и состояли из отделений: скотоводство и молочное хозяйство, пчеловодство и огородничество. На каждом отделении обучалось по 15 инвалидов. В соответствии с уставом курсы имели «.целью не только подготовить сведущих людей в области скотоводства и молочного хозяйства, пчеловодства и огородничества, знакомых с основами правильного ведения хозяйства, необходимого при ведении своего хозяйства, но и дать инвалидам знания, которые пользуются большим спросом, и предоставить им возможность, в качестве скотоводов, маслоделов, пчеловодов и огородников, получать хорошо оплачиваемый заработок.»13.

Обучение на курсах было бесплатным. Слушатели пользовались предоставляемым им помещением и содержанием. Всего за 1916-1917 гг. здесь прошли переподготовку более 60 инвалидов войны14.

Высоко оценило эту работу командование русской армии. В акте обследования отмечалось: «Должности, на которые определены слушатели, вполне обеспечат из

безбедное существование, будут соответствовать состоянию их здоровея и увечий. Окончившие курсы воины, по-видимому, бодры духом и довольны своей судьбой. По заявлению посещавшего еженедельно курсы врача, прибыли эти лица в плохом состоянии, но благодаря правильному режиму, установленному на курсах, и прекрасному питанию, быстро окрепли и за всё время учения, несмотря на большую выполненную ими умственную и физическую работу, ничем не болели. <...> На основании опыта означенных курсов признается весьма желательным устройство широкой сети подобных же курсов по всей России, что несомненно обещает благие результаты для пострадавших за родину воинов и для Государства»15.

Аналогичную работу проводили государственные и земские органы Черноземного центра. В 1916 г. при 25 училищах и низших сельхозшколах функционировали курсы для увечных воинов. Наполняемость их в среднем равнялась 9-15 человек. Активно в этом направлении работали сельскохозяйственные общества, организовавшие на свои средства около 11 краткосрочных курсов. Воины, прошедшие переобучение, получали работу по новым специальностям от садовода до счетовода различных товариществ.

Источники, опыт, накопленный в 1916 г. свидетельствует о том, что низшая сельскохозяйственная школа была эффективным средством социально-профессиональной реабилитации инвалидов Первой мировой войны. Профессиональная переподготовка дала возможность увечным воинам обеспечить свое будущее, способствовала решению кадровой проблемы в агарном секторе. В целом 1916 г. в 26 из 50 губерний Европейской России при сельхозшколах или с их участием были созданы и активно действовали сельскохозяйственные курсы. Только за 1916 г. и начало 1917 г. на всех курсах было переподготовлено более 2 тыс. увечных и инвалидов войны16.

В дальнейшем Министерство земледелия выступило инициатором расширения подобных курсов в 1917 г. В Министерстве, земских организациях составлялись планы открытия новых, совершенствования старых курсов. Однако планам на 1917 год не суждено было сбыться, они канули в Лету в огне революционного 1917 года.

Вышеизложенное дает основание утверждать, что в повседневных условиях Первой мировой войны система низших сельскохозяйственных школ претерпела не только численную трансформацию, но и стала важнейшим механизмом социально-профессиональной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, раненых и увечных воинов-фронтовиков.

Примечания

1 Подсчитано по: Сборник сведений по сельскохозяйственному образованию. Вып. XVIII. Указатель сельскохозяйственных учебных заведений. Пг., 1916. С. 459-474.
2 См.: Лазаренко А. В. Распространение сельскохозяйственных знаний внешкольным путем // Сельскохозяйств. образование. 1915. № 10. С. 485-495; Неклюдов Я. Война и сельскохозяйственная школа // Там же. 1915. № 11. С. 541-546.
3 Сельскохозяйственное обозрение // Там же. 1917. № 5-6. С. 210.
4 Там же. С. 211.
5 См.: Лазаренко А. В. Внешкольное сельскохозяйственное образование в 1915 году // Там же. 1916. № 9. С. 437-439.
6 Там же. С. 433.
7 См.: История России с древнейших времен до конца XX века. М., 2000. С.281.
8 Анфимов А. М. Российская деревня в годы Первой мировой войны (1914 — февраль 1917 г.) М., 1962. С.190.
9 См.: История России: Вторая половина XIX -XX в. Екатеринбург, 1995. С. 85.
10 См.: Плаксин В. Н. История общественной агрономии в Черноземном центре России. Воронеж, 2001; Третьяков А. В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX — начале XX века. Курск, 1998.
11 Курсы для увечных воинов // Сельскохозяйств. образование. 1917. № 2. С. 53.
12 Там же. С. 54.
13 Там же. С. 55.
14 Там же. С. 209.
15 Курсы для увечных воинов // Сельскохозяйств. образование. 1917. № 2. С. 57.
16 Подсчитано по: Справочные сведения о сельскохозяйственных курсах для увечных воинов. Пг., 1917. С. 54-59.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты