Спросить
Войти

2015. 04. 022. Италия в начале ХХI В. : (сборник статей по итогам конференции) / отв. Ред. Авилова А. В. , Квашнин Ю. Д. - М. : ИМЭМО РАН, 2015. - 152 с

Автор: указан в статье

осужденным утверждал Гитлер, его решение скреплял своей подписью начальник штаба ОКВ фельдмаршал Кейтель. Из 130 человек, осужденных военно-полевым судом, 49 были приговорены к смертной казни: мужчины через повешение, женщины - к гильотинированию, остальные получили различные сроки каторги и тюрьмы. До настоящего времени нет полных данных о судьбе всех членов организации Харнака - Шульце-Бойзена. В 1969 г. за вклад в разгром немецкого фашизма, за оказанную Советской Армии помощь и личное мужество были отмечены высокими наградами СССР 32 немецких антифашиста, в большинстве посмертно, среди них и Арвид Харнак и Харро Шульце-Бойзен (с. 224-225).

Подытоживая проведенные исследования, автор пишет: «В ХХ в. Россия и Германия были связаны незримыми, но неразрывными нитями. Для наших стран и народов характерна ярко выраженная общность судеб, переплетение человеческих историй и характеров, сильнейшее взаимное притяжение и отталкивание. Это история единства противоречий и сходства противоположностей. Совместная российско-германская история - всегда событие, всегда драма, всегда захватывающий сюжет. Это прошлое надо изучать и осмысливать - "преодолевать", как говорят немецкие историки. Научит ли нас чему-нибудь это "преодоление"?».

В.П. Любин

2015.04.022. ИТАЛИЯ В НАЧАЛЕ ХХ1 в.: (СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИИ) / Отв. ред. Авилова А.В., Квашнин Ю.Д. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. - 152 с.

Конференция по Италии, проведенная в начале декабря 2014 г. в ИМЭМО РАН, объединила специалистов-италоведов из ряда академических институтов, РГГУ, Высшей школы экономики, МГИМО(У), МИД РФ. Представленные доклады объединяют три большие темы: Италия в процессе политической и экономической модернизации, проблемы идентичности и региональная специфика итальянского общества в начале ХХ1 в., российско-итальянские

отношения. Сборник предваряет введение, дающее краткую характеристику тем конференции.

Сборник открывает статья док. ист. н. К. Г. Холодковского (ИМЭМО РАН) о меняющемся политическом облике Италии. Италия, как и Германия, возникла как национальное государство всего полтора века назад. Этим обстоятельством, обращает внимание автор, можно объяснить тот факт, что в обеих странах наряду с сохранением устойчивых базовых черт национального характера в ХХ в. наблюдались резкие колебания политической идентичности. «В первый период после объединения (до 1922 г.) в Италии существовала конституционная монархия, а официальная политическая культура была либеральной - «просвещенной», но индивидуалистической» (с. 7). Эта культура, подчеркивает автор, весьма слабо укоренена в стране, характерна для сравнительно узкого по составу господствующего класса. Однако едва ли не большинство итальянского населения еще долгое время оставалось под влиянием первичных ценностей - локальных, семейных, корпоративных. Значительную роль играла и традиционная католическая идентичность, оппозиционная к возникшему единому государству.

В период фашизма (1922-1945) была предпринята попытка формирования общенациональной идентичности на основе идейного и политического единообразия. Она имела некоторый успех, но «ценности великодержавия и персоналистской власти не выдержали испытания временем, и иллюзия национального единства под фашистским знаменем была довольно быстро развеяна» (там же). В период Сопротивления, несмотря на выработку своеобразной политической идентичности, очень быстро выявилось глубинное различие идейно-политических идентичностей его участников. Это различие спроецировалось на широкие слои населения.

«Не просто оппозиционная, но «антисистемная» социалистическая («еврокоммунистическая») идентичность обрела большой ареал распространения в некоторых областях Севера и Центра Италии. В то же время активно противостоявшая ей идейно-политическая идентичность, в основе которой лежали христианские ценности, заняла господствующие, но активно оспаривавшиеся значимым меньшинством позиции» (с. 8). Автор отмечает, что длительное существование антисистемной левой оппозиции препятствовало национальному единству. Тем не менее оно сыграло в свое

время серьезную положительную роль, способствовало внедрению в сознание двух-трех поколений итальянцев гражданских ценностей (взаимопомощи, солидарности, коллективизма), частичному преодолению среди них партикуляристских, ограниченно-семейственных, корпоративистских наклонностей и ценностей.

Политический кризис, связанный как с крушением коммунистических идей, так и с банкротством погрязшей в коррупции Хри-стианско-демократической партии, разрушил существовавшую политическую систему. Более того, подчеркивает К.Г. Холодковский, он привел к концу ХХ в. не только к смене преобладавших до этого политических идентичностей, но и к явному разочарованию населения в политическом мире и политических институтах, распаду объединявших население идейно-политических скреп, возобладанию традиционных для страны индивидуалистических и групповых ценностей.

«В новых условиях объединяющим многих итальянцев комплексом смыслов и ценностей стал популизм, сопряженный с иллюзией персоналистского преодоления отрыва власть имущих от рядовых граждан» (с. 8). Политическая борьба в Италии в значительной степени превратилась в соревнование лидеров, так или иначе использующих популистские мотивы, как то: объединителя правоцентристских сил Сильвио Берлускони, основателя «антиэлитного» «Движения пяти звезд» Беппе Грилло, национального секретаря Демократической партии Маттео Ренци.

Док. полит. н. М.С. Семененко (ИМЭМО РАН) раскрывает дискурсы идентичности и общественные настроения в Италии 2010-х годов. Автор отмечает, что в каком-то смысле Италия остается нацией без объединяющей гражданской идентичности. Правда, такое мнение разделяют далеко не все, значимость самоидентификации со страной в массовом сознании традиционно была и остается высокой. «Но ее содержание сегодня оказывается размытым: символы, воплощающие культурное наследие, ветшают, новых общезначимых культурных ориентиров нет, и главное - не запускаются механизмы обновления общественной жизни и творческого пополнения культурного богатства, способные стимулировать развитие» (с. 51). Страна превратилась в «своего рода музей политических процессов и идейных противостояний двух последних столетий» (с. 51-52).

Док. ист. н. В.П. Любин (ИНИОН РАН) анализирует «Движение пяти звезд» и его лидера Беппе Грилло как новый феномен итальянской политики. На парламентских выборах 2013 г. оно получило 25,6% голосов (с. 43). Сторонники движения Б. Грилло, «гриллини», придерживаются линии непримиримой, тотальной оппозиции. Главными идеями Б. Грилло являлись: электронная демократия (интернет-демократия), евроскептицизм, борьба с коррупцией, противодействие партократии, охрана окружающей среды, сокращение производства и потребления. Согласно результатам исследований, отмечает В.П. Любин, большинство аудитории и сторонников Б. Грилло составляют «молодые люди по преимуществу мужского пола, высокообразованные и умеющие хорошо обращаться с интернетом» (цит. по: с. 49). Наибольшего своего политического успеха «гриллини» добиваются в традиционно левоориентированных регионах Северной и Центральной Италии, в так называемом красном поясе, и в особенности в Эмилии-Романье.

Автор вслед за итальянским исследователем М. Ревелли отмечает, что современные культурные тенденции определяют не «прежние интеллектуалы-гуманисты», в свое время органично связанные с коммунистической партией и полагавшие, что только они в состоянии вырабатывать культуру левых сил, а та «огромная масса трудящихся, которая входит в число интеллектуалов - это те люди, которые занимаются софтом, экологией, научными исследованиями, множеством направлений в сфере обслуживания, в экономике, маркетинге, в создании новых понятийных языков» (цит. по: с. 46). В.П. Любин отмечает, что «Движение пяти звезд» и идеология его лидеров отличаются ярко выраженным популизмом.

Специфика иммиграционных процессов в Италии рассмотрена канд. экон. н. О.Е. Трофимовой (ИМЭМО РАН). Отмечается, что Италия стала привлекать иммигрантов гораздо позже, чем другие страны - члены ЕС. Она относится к тем странам, которые из-за своего слабого экономического развития да начала 1980-х годов сами являлись поставщиками мигрантов в более развитые европейские государства, заинтересованные в привлечении трудовых ресурсов для компенсации сокращения численности коренного населения и обеспечения экономического роста. В основном поток шел из более бедных сельскохозяйственных районов Южной Италии. Но уже с конца 1970-х годов процессы эмиграции замедлились, а

приток иммигрантов из третьих стран стал быстро расти. К такому резкому переходу от эмиграции к иммиграции итальянское общество не было готово. Автор анализирует особенности итальянской иммиграционной модели, географии миграционных потоков, рассматривает такой комплекс вопросов, как иммиграция и рынок труда, нелегальные миграционные потоки, эволюция миграционного законодательства.

О.Е. Трофимова отмечает, что в Италии основным мотивом для иммиграции является трудовая деятельность. Доля иностранной рабочей силы в трудоспособном населении страны очень высока. Более 2/3 всех иностранных граждан - это граждане третьих стран, не входящих в Евросоюз (с. 64). Важная особенность иммиграционной модели Италии - ее многонациональность в условиях гетерогенности и этнической неоднородности общества. Примерно 50% общего числа иммигрантов составляют граждане восьми стран (а всего в Италии мигранты представлены 150 этническими группами), в то время как в других европейских странах (Франция, Великобритания, Германия, страны Бенилюкса) половина миграционного потока - это выходцы из двух-трех государств, часто из бывших колоний (с. 65-66). «Итальянская модель мыслится как этническая интеграция с учетом социально-культурной специфики различных этнических групп и приобщение мигрантов к единой итальянской нации на основе общих целей и ценностей, но при сохранении культурных различий» (с. 66). Автор констатирует, что разнородность иммигрантского населения уменьшает перспективы образования замкнутых этнических сообществ, которые уже существуют в ряде стран ЕС. Несмотря на рост численности мусульман-мигрантов, они не представляют доминирующую часть иностранного населения. Разобщенность общин и наличие множества мусульманских организаций, не взаимодействующих друг с другом, затрудняют интеграцию мусульман в принимающее общество.

Канд. искусствоведения М.Ю. Сорвина (РГГУ) излагает в длительной ретроспективе драматическую историю небольшой области Северной Италии, Трентино - Альто Адидже (Южного Тироля). Отмечается, что главной национальной проблемой Тироля на рубеже веков стало противостояние между этническими немцами («пангерманистами») и этническими итальянцами («ирреден-той») (с. 75). Стратегической целью радикально настроенных

итальянцев-ирредентистов было отделение Южного Тироля от Австрийской империи и присоединение к Италии. Автор подчеркивает, что в среде итальянских радикалов Тироля политические идеи обрели оригинальное развитие: социалистические, в основе своей интернациональные идеи переустройства общества оказались сращены с крайним национализмом.

С окончанием Первой мировой войны по Сен-Жерменскому договору территории Южного Тироля были переданы Италии. Рассматривая историю первого этапа итальянизации Южного Тироля, автор отмечает, что после прихода фашистов к власти немцы были подвергнуты насильственной итальянизации: название «Южный Тироль», немецкая культура, история, язык были полностью запрещены. Жителей региона принуждали менять немецкие имена на итальянские. В 1923 г. исторические названия городских и сельских местностей были заменены итальянскими. Была разработана индустриальная программа для заселения бывших австрийских земель итальянскими мигрантами. Этнических немцев переселяли в Центральную Италию, а Южный Тироль, в котором немецкий этнос составлял большинство (90%), начал искусственно заселяться привезенными из Италии безработными (с. 78).

Второй этап итальянизации Южного Тироля начался после Второй мировой войны. Автор констатирует, что если в первые десятилетия ХХ в., до объединения с Италией, в Южном Тироле проживало около 20 тыс. итальянцев, то через полвека их уже насчитывалось более 120 тыс. (с. 81). В наибольшей степени социально-политические притеснения коснулись репатриантов из Германии, они считались иммигрантами. Затронул их и новый закон итальянского правительства, направленный на укрепление конституции: любое проявление неуважения к государству и закону, даже публичное высказывание или хранение дома австрийской исторической атрибутики, каралось высылкой за пределы Италии. В 1948 г. правительство объединило Альто-Адидже и Трентино в одну провинцию, что привело к утрате этническими немцами избирательных мандатов и нарушению баланса национального представительства.

Члены итальянского парламента и правительства ссылались на «природную отсталость немецкого этноса Южного Тироля», его «неспособность адаптироваться к современности, участвовать в

процессах индустриализации» (цит. по: с. 81). Эти заявления привели к «варварскому уничтожению плодородного региона с высоким уровнем крестьянского хозяйства» (там же). К 2011 г. аграрный сектор Южного Тироля с 74% занятости снизился до 12%, Южный Тироль был преобразован в туристический придаток Италии, занятый в сфере обслуживания более чем на 70% (с. 81-82).

Автор констатирует, что во второй половине ХХ в. немецкий этнос в Южном Тироле численно вырос. По результатам переписи 2001 г., в 116 коммунах на территории Южного Тироля (из 8 тыс. коммун на территории Италии) подавляющее большинство населения считало своим родным языком немецкий. Однако в процентном соотношении с титульной нацией немцы понесли потери: «ранее они составляли 90% населения Южного Тироля по сравнению с 5% итальянцев, теперь - 70% (с. 89). Подробно рассмотрен вопрос партийного строительства в Южном Тироле, борьбы за права национальной самоидентификации, автономию, за приобретение статуса отдельного суверенного государства либо за воссоединение Тироля, повторного включения Южного Тироля в состав Австрии.

Старший преподаватель НИУ ВШЭ Н.Г. Терехова на примере области Калабрия детально рассматривает проблемы Юга, подчеркивая, что дисбаланс между двумя частями территории внутри единых национальных границ (Севером и Югом) по-прежнему отличаются выраженным и постоянным характером. Автор обращает внимание на тот факт, что в Италии «территориальный дуализм» имеет отличительную особенность - длительность во времени.

В настоящее время состояние проблемы территориального дисбаланса, по словам автора, «трудно назвать решенной», несмотря на предпринятые в предшествующие десятилетия меры со стороны государства (с. 101). Не стала примером высокой эффективности и деятельность института «Касса Юга», действовавшего более 40 лет. В рамках его деятельности на развитие Юга Италии было выделено 279 763 млрд итальянских лир (140 млрд евро) (там же). «Реализация крупных, но зачастую остававшихся незавершенными проектов... подразумевала государственные инвестиции в гигантские, дорогостоящие промышленные объекты, расположенные на волюнтаристски выбранных земельных участках, без учета перспектив развития и снабжения, функциональности, особенностей окружающей среды и какой-либо привязки к социальному контексту» (с. 101).

Одним из отрицательных последствий деятельности по индустриализации Юга стала массовая миграция населения. К примеру, с 1950 по 1970 г. Калабрию покинули 2 млн человек - практически половина населения (там же). Нерешенные проблемы с особой силой проявились в период кризиса 2008 г., когда многие внутренние зоны Калабрии буквально обезлюдели. Особое значение автор придает вопросам влияния организованной преступности: мафии (ка-лабрийской ндрангеты) на региональное развитие, отмечая деградацию социального контекста и пагубность влияния мафиозных групп на инвестиционный климат.

Большое место в сборнике заняли вопросы российско-итальянских отношений. Член-корр. РАН, д-р. экон. н. А.В. Кузнецов (ИМЭМО РАН) отмечает, что среди крупных стран ЕС и Германия, и Франция относятся к числу важнейших экономических партнеров России. Однако лишь в случае российско-итальянских связей речь идет именно о взаимном большом значении двух стран. Это касается и товарной внешней торговли, причем даже в условиях санкций и неблагоприятной мирохозяйственной конъюнктуры, и тем более прямых иностранных инвестиций (с. 113).

Док. полит. н. Н.К. Арбатова (ИМЭМО РАН) рассматривает российско-итальянские отношения в контексте внешней политики Италии, подчеркивая, что отношения России и Италии можно назвать привилегированным партнерством. «Ось Москва - Рим основана на переплетении прагматичных экономических и политических интересов, культурно-исторических традициях, взаимной предрасположенности двух народов, удаленности от эпицентров военно-политического противостояния СССР и США» (с. 120). Практические долгосрочные интересы двух стран, как показал опыт последних 20 лет, отмечает автор, не подвержены резким конъюнктурным изменениям. Какие бы правительства ни стояли у руля итальянского государства в последние 50 лет, основные направления внешней политики, приходит к выводу автор, остаются неизменными. Это атлантизм и европеизм как две насущные внешнеполитические опоры, отношения с соседями на Балканах, в Южном Средиземноморье и особенно с Россией, важнейшим партнером Запада на евроатлантическом пространстве. В практическом

отношении внешняя политика Италии всегда носила сильный личностный отпечаток.

Канд. ист. н. С.Е. Князева (РГГУ) раскрывает ценности и интересы в российско-итальянских отношениях, отмечая, что имидж двух государств в глазах итальянцев и россиян остается до последних лет если не позитивным, то по крайней мере нейтральным. Важную роль в создании благоприятного образа России играет историческая память народов Италии и России, ставшая итогом длительного взаимопроникновения двух культур, начиная с Нового времени и особенно в Х1Х в. Автор говорит об уникальном случае в истории, «когда взаимодействие двух стран с различными политико-правовыми стандартами и не слишком совместимым ценностным ядром не препятствовало укреплению связей между представителями культуры, науки, бизнеса, политики, а также представлению о наших народах как близких по духу» (с. 129).

В сборнике также представлены работы по экономической и юридической проблематике: канд. экон. н. В.В. Авиловой (ИМЭМО РАН) об экономической реформе 1990-2000-х годов; канд. экон. н. В.Б. Белова (Ин-т Европы РАН) о сложном поиске Италией путей выхода из современного кризиса; канд. полит. н. Е.А. Масло-вой (Ин-т Европы РАН) о новом избирательном законе как части конституционной реформы; канд. ист. н. Ю.Д. Квашнина (ИМЭМО РАН) о перспективах энергетического сотрудничества России и Италии. Канд. ист. н. Ф. Салаконе (Ун-т для иностранцев в Перуд-же и ИВИ РАН) анализирует роль католиков в современной партийно-политической системе. Исполнительный директор «Стелла Арт Фонд» Т.Ю. Степанова характеризует политику Италии в Средиземноморье на современном этапе и миграционные процессы. Канд. юр. н. В.А. Оленченко (ИМЭМО РАН) рассматривает деятельность бывшего министра иностранных дел Италии Федерики Могерини на посту главы европейской дипломатии, ее позицию по украинскому вопросу.

И.Е. Эман

ИТАЛИЯ xxi В ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА РОССИЙСКО-ИТАЛЬЯНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты