Аттические женщины выполняли некоторые функции на государственных праздниках. Дочери традиционных жреческих семей принимали участие в процессиях, которыми сопровождалось празднование Великих Дионисий и Панафиней. А сорок женщин были жрицами ряда государственных культов, включая культы Де-метры, Персефоны и Афины Полии. Выполнение ритуалов, связанных с поминовением умерших, было еще одним важным аспектом религиозной деятельности женщин, и действующее законодательство афинской демократии регулировало поведение участниц этих ритуалов.
Таким образом, заключает автор, с точки зрения афинян классической эпохи, дом в идеале был наиболее подходящим местом для женщин, а главными видами их деятельности являлись различные домашние работы. Археологические материалы подтверждают, что женщины всех социальных слоев выполняли эти обязанности, о чем свидетельствуют находки предметов, связанных с прядением и ткачеством, как в богатых, так и в бедных домах. И в вазовой живописи часто представлены женщины, выполняющие эти работы. Кроме того, от них ожидали рождения сыновей, что только и могло гарантировать продолжение существования oikos&a и самого polis&a (с. 193).
А.Е. Медовичев
СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ
HALL A. Traditional holidays during the fifteenth through seventeenth centuries in England. - N.Y.: Edwin Mellen press, 2013. - 244 p.
В книге американской исследовательницы, преподавателя университета Северной Каролины (США) Эми Холл представлен новый взгляд на обычаи, практики и церемонии, связанные с традиционными праздниками в Англии XV-XVII вв. В последнее время тема традиционных праздничных ритуалов и церемоний приобрела большую популярность. Начало ее изучению было положено
такими известными учеными, как Пьер Бурдьё и Мишель де Серто, на английском материале к ней обращались Д. Кресси, Э. Даффи, Р. Хаттон1. Подход Э. Холл отличается от подходов ее предшественников в двух основных аспектах. Во-первых, ее исследование пересекает традиционную хронологическую границу между английским Средневековьем и Новым временем. Это позволяет Э. Холл поставить вопрос о том, в какой мере радикальные изменения, произошедшие в Англии на протяжении XVI в., в том числе в религиозной сфере, затронули как календарь праздников, так и традиции, с ними связанные. Во-вторых, в отличие от Э. Даффи и Р. Хаттона, использовавших в основном тексты, написанные и бытовавшие в церковной среде, автор опирается в своем анализе исключительно на светские источники: письма, дневники, литературные произведения, песни и пр. В фокус внимания исследовательницы попадают как праздники, имевшие очевидное религиозное наполнение (Сретенье, Пасха, День Всех Святых, Рождество), так и праздники, в большей мере связанные с языческим годовым циклом (Майский праздник, Середина лета, Ламмас2). Но и говоря о религиозных праздниках, она рассматривает праздничные церемонии не только в связи с религиозными практиками, но как «окно» в более широкие идеологические системы, существовавшие в Англии в XV-XVII вв.
Книга Э. Холл состоит из «Введения», шести глав, объединенных в два раздела, и «Заключения». Позиция исследовательницы представляет собой своего рода синтез идей М. Бахтина о карнавальном «вывернутом» характере средневековых праздничных церемоний и идей П. Бурдьё, утверждавшего, что праздничные ритуалы представляли собой не что иное, как более яркое и отчасти гипертрофированное повторение повседневных практик, и таким образом служили инструментом для формирования, укрепления и выражения социальных, религиозных, гендерных идентичностей
отдельных людей и определенных общественных групп. Э. Холл полагает, что в английских традиционных праздниках рассматриваемого ею периода присутствовали в различных пропорциях обе составляющие. «Праздники были временем для веселья и, в определенной мере, разрядки социального напряжения, и одновременно служили своего рода опорными точками в повседневной рутине» (с. 31). Однако, не упуская из вида «карнавальную» природу праздников, исследовательница видит главную цель в том, чтобы выявить связь между праздничными церемониями и традициями и повседневными практиками и показать, каким образом эти традиции способствовали определению идентичностей различных групп английского общества.
В первой части книги (главы 1-3) автор анализирует аспекты празднеств, связанные с социополитическими и экономическими реалиями повседневной жизни. В первой главе («Приготовить пудинг и завернуть подарок: Праздничные практики дарения и принятия даров») рассмотрены различные формы поднесения даров и специфический «язык» дарений, а также пиршественные ритуалы и церемонии. Смысл этих действий мог быть различным в зависимости от того, был ли подарок или приглашение на пир адресованы человеку более высокого, более низкого или равного статуса. Практики пиров и дарения подарков могли использоваться для выражения преданности, подтверждения собственного положения и статуса, либо для передачи определенного политического «послания». «Символический», «статусный» характер практики праздничных дарений, полагает автор, особенно хорошо виден в обычае дарения должностей и титулов, получившем широкое распространение в Англии в XVI в.
Во второй главе («Бесчинства под Майским древом и зажигание костров: Состязания и забавы») рассмотрены обычаи, наиболее близко связанные с карнавальным аспектом праздников. Состязания и увеселения нередко имели достаточно жестокий характер и содержали в себе отчетливо выраженный сексуальный элемент. Они, с одной стороны, давали выход политическому и социальному недовольству низших слоев общества, с другой - часто становились катализатором для серьезных проявлений насилия и социальных конфликтов, как это произошло в Англии в Майский праздник 1517 г. или во время «бунта подмастерьев» на Середину лета 1592 г. Кроме
того, в XVI-XVII вв. праздничные «забавы» подвергались суровому осуждению со стороны пуритан, а участие в них становилось поводом для обвинений в колдовстве. Э. Холл подчеркивает, однако, что другие праздничные забавы, такие как театрализованные «игры Робин Гуда», привлекавшие к себе представителей всех сословий, напротив, способствовали установлению диалога и консолидации общества.
В третьей главе («Отдать долги и купить одежды: Деловые взаимодействия как составная часть праздничных практик») Э. Холл анализирует хозяйственно-экономические действия, приуроченные к праздникам. Этот аспект празднеств, указывает исследовательница, наиболее ярко отражает связь праздничных ритуалов с реалиями повседневной жизни. Именно к праздничным дням обычно была приурочена уплата ренты и отдача долгов, что привело даже к появлению понятия «ламмасовские бунты» (начало жатвы традиционно являлось сроком уплаты арендной платы за землю). Другой важной составляющей хозяйственной активности на праздник была выплата денежных пособий и выдача новой одежды слугам.
Во второй части книги (главы 4-6) анализируется гендерный аспект традиционных праздников и рассматривается роль женщин в праздничных ритуалах и церемониях. Исследовательница отмечает, что эта роль была разной для разных возрастных групп; в силу этого каждая из оставшихся глав посвящена определенной возрастной группе: девушки, замужние женщины и вдовы. Главной задачей девушек во время участия в празднествах, пишет Э. Холл в четвертой главе («Танцуй в хороводе и соблазни клирика: Традиционные праздники и английские девушки»), было сохранить свою невинность. Девушки танцевали, пели, прислуживали на пирах, подвергая постоянному риску свою репутацию, и при этом постоянно находились под бдительным оком «общества». Судьба «павших» оказывалась горестной. Исследовательница останавливается также на целом комплексе ритуалов и обычаев Майского праздника, связанных с Королевой Мая. Отдельной темой в этой главе становятся праздничные наряды девушек и переодевания. В частности, по мнению автора, из анализа источников следует, что в глазах современников обмен одеждами между девушками различного социального статуса не нивелировал социальные различия, а лишь подчеркивал их.
Следующая, пятая глава («Приготовить специи и прясть пряжу: Роль хозяйки дома во время традиционных праздников») посвящена замужним женщинам. Хозяйка дома, подчеркивает Э. Холл, играла важнейшую роль в подготовке и проведении праздников. Она готовила дом к праздничным церемониям, распоряжалась слугами и нередко, если ее муж отсутствовал, совершала хозяйственные операции, приуроченные к праздничным дням. В отличие от девушек, за чьим целомудрием бдительно следили, замужние женщины могли и должны были сходиться со своими мужьями во время «любовных» празднеств - Майского праздника и Середины лета. На них лежала также обязанность следить за детьми и обеспечивать их всем необходимым для участия в празднествах.
Вдовы, которым посвящена шестая глава книги («Просить хлеб и давать деньги в заем: Вдовы и старшие женщины во время традиционных праздников»), отчасти продолжали играть ту же роль, что они исполняли во время замужества. Однако их статус, особенно в случае женщин, не принадлежащих к высшему сословию, был значительно ниже. Вдовы, а особенно старые девы часто становились жертвами обвинений в колдовстве; во многих материалах судебных процессов над ведьмами, эпизоды, послужившие поводом для обвинений, имели место именно во время праздников. Это объясняется тем, что, с одной стороны, считалось, что ведьмы активизируют свою деятельность в эти «особые» дни, с другой -что перемена заведенного распорядка жизни в праздничный день была чревата различными неожиданностями и несчастными случаями.
В «Заключении» дается обобщение сказанного и затрагивается вопрос о том, насколько английская реформация и последующие коренные социальные сдвиги повлияли на характер традиционных празднеств. По мнению Э. Холл, между праздниками в Средневековье и в ранее Новое время существовала значительная преемственность, хотя имелись и отличия. Они касались в первую очередь праздников с религиозной подоплекой и были связаны с изменением литургических практик.
З.Ю. Метлицкая