Спросить
Войти

2015. 04. 004. Арендт. Arendt / a cura di Guaraldo O. - Milano: Corriere della sera, 2014. - 167 p

Автор: указан в статье

Но главным моментом, сгубившим русскую армию, убежден автор, все-таки был приказ № 1.

Для Антанты, считает автор, конечно, желательно было бы оставить Россию активным союзником - русское пушечное мясо было необходимо на фронтах. Послы союзников в Петрограде продолжали не просить, а требовать от Временного правительства активизации военных действий.

Что касается сравнения событий начала 1917 и 1944 гг., то русская армия уже воевала из-под палки, готовая в любой момент бросить фронт и закончить «проклятую» войну на любых условиях. А Красная армия победоносно гнала врага со своей территории и была в состоянии одолеть его в одиночку.

Зимой и весной 1944 г. союзники вели столь же незначительные для общего хода войны боевые действия, как и в 1917 г. Лишь летнюю кампанию 1917 г. на Западе можно, по мнению автора, сравнивать с летней кампанией Второй мировой войны 1944 г., когда союзники наконец начали воевать с полной отдачей сил на основном европейском театре военных действий. Ожесточенные сражения 1917 г. в Мессине, под Ипром, Верденом вполне сопоставимы со сражениями союзных войск в Европе 1944 г.

Главным военно-политическим итогом кампании 1917 г., подчеркивает автор, несомненно, явились две революции в России, в результате которых Россия вышла из войны. Эти события союзников уже не беспокоили, так как для них, очевидно, отпадал вопрос о Проливах, о дележе с Россией будущих победных трофеев и т. д.

В. С. Коновалов

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

2015.04.004. АРЕНДТ.

ARENDT / A cura di Guaraldo O. - Milano: Corriere della sera, 2014. -167 p.

Вышедшая в серии о выдающихся мыслителях, книга посвящена жизненному пути и многообразной деятельности философа

Ханны Арендт (1906-1975), работавшей в Германии и США. Автор-составитель - профессор политической философии в университете Вероны Оливия Гуаральдо, автор нескольких книг о Ханне Арендт. В реферируемой книге О. Гуаральдо обобщает выводы основных трудов Х. Арендт, оценивает ее вклад в общественные науки. Книга по жанру представляет собой нечто среднее между научным исследованием и научно-популярным изложением новых и прорывных для своего времени концепций, выдвинутых в трудах Х. Арендт.

Автор краткого предисловия, Армандо Торно, обращается к главным вехам биографии Арендт. Он пишет, что Ханна Арендт как никто другой из известных мыслителей испытала на себе всю жестокость трагических событий ХХ в. Ей пришлось работать и в качестве журналиста, и преподавателя в ряде высших учебных заведений. Многие ее произведения возникли как размышления по поводу расовых преследований. Мы вспоминаем ее в связи с ее трудами по политической философии, в первую очередь - с ее исследованием «Происхождение тоталитаризма», но известность пришла к ней еще и потому, что ей пришлось стать «размышляющим свидетелем лишения гражданских прав и всего другого, что случилось с евреями в Германии после 1933 г.» (с. 7). Нацистский режим в 1937 г. лишил ее гражданства, и она оставалась апатридом до 1951 г., когда получила гражданство США.

Заслуга Арендт и в привлечении внимания к проблемам представительной демократии со всеми ее дефектами, и в противопоставлении ей системы прямой демократии, которая вызывала у нее больше симпатий. Арендт интересна и тем, что ее жизненный путь отмечен знакомствами и сотрудничеством с другими выдающимися мыслителями ХХ в. Арендт родилась в Линдене, сегодня ставшим частью Ганновера, росла в Кёнигсберге, городе Иммануила Канта, и затем в Берлине. Она стала ученицей Мартина Хайдеггера в Марбургском университете, с которым у нее была сентиментальная связь, затем переехала в Гейдельберг, где под руководством Карла Ясперса защитила работу о концепции любви у Святого Августина, опубликованную в 1929 г. Она вышла замуж за философа Гюнтера Андерса, после развода с ним в 1937 г. отправилась в Париж, где познакомилась с одним из великих интеллектуалов современности Вальтером Бенджамином. После оккупации Франции нацистами она снова вынуждена эмигрировать. В 1940 г. она выходит замуж за немецкого поэта и философа Хайнриха Блюхера, и с помощью американского журналиста Вариана Фрая им удалось переехать в США.

Аренд жила интенсивно наполненной жизнью, с интересными знакомствами, отсюда рождалась ее философия, далекая от застывших академических конструкций. Для нее самой насущной задачей научной дисциплины, возникшей еще в Древней Греции, стало «переосмысление концепции действия, с тем чтобы мир вернулся к связям с идеями» (с. 8). Она хотела обновить политическую философию и в связи с этим создала труды, ставшие образцовыми: от работы «Банальность зла» (отчет о процессе над нацистским иерархом Эйхманом) до последующих своих книг. Если в работе «Родной язык» она писала, что «не верит, что мыслительный процесс может существовать вне связи с личностным опытом», то в работе «Активная жизнь» она обобщала: «с помощью слова и действия мы входим в человеческий мир и это вхождение является вторым рождением, которым мы подтверждаем существование и подчиняемся неприкрытой реальности нашей изначальной физической формы» (цит. по: с. 9).

Книга состоит из разделов: «Панорама», в котором более подробно рассказывается о жизни и об окружении Ханны Арендт; «Фокус» - в нем анализируются труды философа и их значение для нашего времени; «Углубление» - здесь приводятся отдельные отрывки из главных трудов Арендт. На последних страницах книги (с. 159-167) дан список трудов Арендт, отдельно изданных томов ее переписки. Приводится подборка научных работ о Арендт, список произведений художественной литературы и фильмов, в которых отражается ее жизнь и деятельность (в их числе недавний фильм 2012 г. прославленного немецкого режиссера Маргарет фон Тротта «Ханна Арендт»), театральные постановки. Названы мемориальные места, связанные с ее жизнью (ее именем названы улица в центре Берлина и в 19-м округе Парижа, в США в г. Аннандейл-на-Гудзоне, в 100 км от Нью-Йорка, работает Центр политики и гуманитарных наук «Ханна Арендт») (с. 165-167).

Оценивая Арендт как личность, автор-составитель О. Гуа-ральдо пишет: «Ханна Арендт прославилась повсюду прежде всего благодаря своей интеллектуальной и гражданской ангажированности в исследовании тоталитаризма и его аберраций, благодаря борьбе против антисемитизма, который она прочувствовала как еврейка на собственном опыте, борьбе против империализма, против деградации участия в политике» (с. 13).

Однако Аренд известна не только этими своими пристрастными и яркими исследованиями «монструозной истории немалой части ХХ в.». Аренд была философом, совершенно не похожим на других, традиционных философов. «Она создала на деле - в своих трудах, которые на первый взгляд представляются плодом гетерогенной публицистики - последовательную систему, основанную на едином методологическом подходе, типично философском, используя для своих исследований широчайший спектр аргументов. Достижение Арендт заключается в феноменологической реконструкции природы политики в ее различных проявлениях, политики как пространственно-временного измерения, в котором выражается взаимозависимая природа человеческого существа. И именно под этим углом зрения она рассматривала как кризис политической жизни, так и многие наиболее явные ее аберрации» (с. 13-14).

По окончании Второй мировой войны стали приходить добрые вести из Европы, пишет Гуаральдо. Многие друзья, которым удалось спастись, возобновили контакты с Арендт и ее мужем. Среди них были и Хайдеггер, и Ясперс (с. 41). Арендт вновь занялась политической деятельностью, к которой была привлечена американскими еврейскими организациями во время войны, но она была против создания еврейского государства. Однако это ее мнение осталось неуслышанным. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 г.

В 1949 г., после того как она закончила книгу «Происхождение тоталитаризма», Арендт первый раз возвращается в Европу, где остается до марта 1950 г. Здесь она напишет статью «Последствия нацистского режима, репортаж из Германии», где отражено ее восприятие результатов 12-летнего правления нацистов на ее родине. Во Фрайбурге она встретилась с Хайдеггером, который принял в 1933 г. предложение нацистов и стал ректором Фрайбургского университета, что привело тогда к охлаждению их отношений.

В 1952 г. Арендт побывала в восстанавливавшемся после войны Париже. Здесь к ней пришло известие о получении премии Гуггенхайма и о приглашении прочитать цикл лекций в Принстонском университете. Находясь в Европе, в 1963 г. она принялась за работу над книгой об истории марксизма, оставшейся незаконченной. В качестве альтернативы этому проекту появилась ее книга «Активная жизнь», опубликованная в 1958 г.

В 1955 г. Арендт провела свой первый семинар в университете Беркли под названием «Statelessness»1. На семинаре она давала анализ кризиса концепции «государство - нация - территория», стоявшей, по ее мнению, в основе теории империализма и тоталитаризма, и восхваляла свободу, к которой стремятся беженцы, апатриды, другие меньшинства (с. 43).

Прославили Арендт и ее статьи в журнале «Нью-Йоркер» о процессе 1962 г. в Иерусалиме над пойманным в 1960 г. в Аргентине нацистским преступником Адольфом Эйхманом, одним из тех, кто осуществлял «окончательное решение еврейского вопроса». Она сконцентрировала внимание на личности обвиняемого, называя того «настоящим идиотом», а результаты процесса заранее предсказуемыми. Эти пять статей стали объектом жестокой критики со всех сторон, как и сама ее концепция «банальности зла», изложенная в книге с одноименным названием, в которой сконцентрированы ее наблюдения и выводы после процесса и которая вышла в 1963 г.2

Вернувшись в Америку, Х. Арендт продолжила свои лекционные курсы в Чикаго. Дискуссия вокруг дела Эйхмана не прекращалась. Убийство Кеннеди и начало войны во Вьетнаме вызвали новый интерес к концепции империализма. Она продолжала об этом говорить на своих университетских лекциях, ставя в центр концепцию «моральной ответственности за собственные действия».

Здоровье ее мужа пошатнулось и в 1970 г. он умер. Годом ранее умер Ясперс, с которым она поддерживала отношения на протяжении всей жизни. Оставшись одна, она посвятила себя исследовательской работе, результатом ее стала книга «Активная жизнь: Жизнь разума». Ее слава и признание находились на подъе1 Здесь, скорее, не «безгосударственность», т.е. «непринадлежность» к какому-либо государству, а «аполитичность» в смысле «отсутствие гражданства». Прим. реф.

2

Arendt H. Eichmann in Jerusalem; A report on the banality of evil. - N.Y.: Viking press, 1963. - 275 p.

ме. Она получала массу премий и почетные титулы, была отмечена американской Академией искусств и наук, а в 1967 г. получила премию Зигмунда Фрейда за первоклассную прозу на немецком языке.

В 1974 г. она была приглашена шотландским университетом Абердина выступить с двумя лекциями, во время первой у нее случился сердечный приступ, но благодаря вовремя оказанной медицинской помощи она смогла выжить. Весной 1975 г. она получила престижную премию «Зоннинг» за вклад в развитие европейской цивилизации. В новой поездке в Европу она встретилась с Хайдег-гером. Это была их последняя встреча. 4 декабря Ханна Арендт умерла от сердечного приступа в своей нью-йоркской квартире. Через пять месяцев умер Хайдеггер. «Человеческая история» и «история разума» ХХ в. потеряли в течение немногих лет трех своих знаменитых представителей, заключает Гуаральдо.

Рассматривая в следующем разделе труды Арендт, Гуаральдо замечает, что Ханна Арендт принадлежит к плеяде «самых блестящих знатоков кризиса ХХ в.». Она подробно останавливается на первой большой книге Арендт «Происхождение тоталитаризма», написанной в 1951 г. В этом комплексном историко-политическом исследовании выявлены особенности нового политического феномена, совершенно беспрецедентного, для объяснения которого предшествующие традиционные политические категории оказывались недостаточными и неадекватными. «Тоталитаризм на самом деле отличается от диктатуры, от деспотизма, от тирании, он принес Европе такие разрушения, каких не было в мировой истории», -отмечала Арендт (с. 64). В книге звучит также тема «соучастия» западной философии в появлении тоталитаризма.

Внутри тоталитарных режимов понятия менялись местами, стирались различия между добром и злом, правильным и неверным, правдой и ложью. Не случайно Арендт в своих очерках о творчестве Кафки называет того провозвестником тоталитарной эпохи (с. 98). Увлечение Арендт художественной литературой и поэзией - от Гомера до Лессинга, Гейне, Кафки, Броха, Рильке, Бликсен - отражалось на ее творчестве (с. 156). Ясперс, которого Арендт высоко ценила и называла «мыслителем-гражданином», иногда критиковал ее за эти литературные увлечения, заметные в ее работах. Но ей представлялось, что в условиях «тотальной дезориентации» в период, который Арендт вслед за Б. Брехтом называла «темным временем», поэты и писатели оказывались способными пролить свет на «непонятые» явления времени, в котором они жили (с. 156).

В.П. Любин

2015.04.005. УЧЕНЫЙ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН: НИ. КАРЕЕВ В 1914-1931 гг.: ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ / Авт.-сост. Долгова Е.А. - М.: Политическая энциклопедия, 2015. - 512 с.

Книга Е.А. Долговой (преподаватель РГГУ) состоит двух частей. В первой части на основе анализа разнообразных архивных документов освещены события жизни историка, социолога Николая Ивановича Кареева с 1914 по 1931 г. Вторая часть книги отведена публикации архивных документов из хранилищ Москвы и Санкт-Петербурга, сгруппированных по нескольким разделам, освещающих подробности условий жизни и работы ученого в годы Первой мировой войны, революций 1917 г. и в послереволюционные годы.

Свой интерес к жизни Н.И. Кареева (1850-1931) после 1914 г. автор объясняет тем что, несмотря на многочисленную литературу о нем (около 500 работ), этот период исследован значительно хуже. В конце 1920 - начале 1930-х годов Н.И. Кареев и ряд его коллег были жестко раскритикованы в профессиональном сообществе и печати, его работы перестали издавать, а советские исследователи избегали изучать его творчество.

Е. А. Долгова выбрала 1914 год начальной точкой исследования. «Очевидно, - уточняет автор, - что начало Первой мировой войны, влияние которой в предшествующие годы нередко преуменьшалось в свете политических событий последующих революционных лет, открыло эпоху перемен в жизни общества: логически завершило одни, обусловило и скорректировало другие тенденции, эксплицитно проявившиеся в 1920-е годы» (с. 3). К тому же все чаще, продолжает она, обосновывается положение, что, «несмотря на изменения в политической и других общественных сферах, события 1917 г. не могли привести к резкому и однозначному разры-

Х. АРЕНДТ БИОГРАФИЯ xx ВЕК ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ ТОТАЛИТАРИЗМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты