Спросить
Войти

Черноморский «Галеон»

Автор: указан в статье

ЧЕРНОМОРСКИЙ «ГАЛЕОН»

Золотарев Олег (Тула)

В августе 1787 года началась вторая в царствование Екатерины II русско-турецкая война. Первоначально общая расстановка сил на предстоящем театре военных действий, в том числе и в акватории Черного моря, складывалась не в пользу России. Строившийся Черноморский флот еще не достиг штатной численности, и по количеству кораблей значительно уступал противнику. К тому же за год до начала войны был потерян в результате крушения у мыса Тарханкут новейший 66-пушечный корабль «Святой Александр».

Тем не менее, благодаря выдающимся талантам российского флотоводца Ф.Ф.Ушакова, решительности командующего Лиман-ской эскадрой принца Нассау-Зигена и других командиров, храбрости и выучке русских моряков в морских сражениях под Очаковом, у острова Фидониси, в Керченском проливе, между Тендрой и Гаджи-беем, у мыса Калиакрия победы были одержаны российским флотом.

Значительный интерес для исследователей представляет Тен-дровское морское сражение между русским и турецким флотом, которое произошло 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года в Черном море между островом Тендра и крепостью Гаджибей. Ход этого сражения достаточно подробно описан во многих изданиях, посвященных событиям русско-турецкой войны 1787 — 1791 гг. Вкратце напомним об основных эпизодах сражения.

Утром 28 августа 1790 года турецкий флот под командованием Гуссейн-паши, состоящий из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и

23 других судов, находился на якоре между островом Тендра и Гад-жибеем. Неожиданно со стороны Севастополя обнаружились русские корабли, идущие под всеми парусами в походном ордере трех колонн. Эскадра Черноморского флота состояла из 37 вымпелов включая 10 кораблей и 6 фрегатов. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Гуссейн-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.

В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ф.Ф. Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших им большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля, находившиеся против «Рождества Христова» и «Преображения Господня». На турецком флагмане были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Неприятельский флот начал уходить в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.

На рассвете следующего дня 29 августа оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный корабль «Капудания», который был флагманским Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направил свой курс к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Гаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г. К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним — «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Подходя из-под ветра и произведя залп, они сменяли друг друга.

Корабль Саид-бея был практически окружен, но продолжал храбро защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошел к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг. Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу, добытую Ушаковым при Тендре. Усиливавшийся ветер, повреждения в рангоуте и такелаже не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню и соединиться с Лиманской эскадрой.

В итоге в двухдневном морском сражении противник потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, бригантину, лансон и плавбатарею. Ордером Г. А. Потёмкина Черноморскому адмиралтейскому правлению было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского.

Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов». Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Георгия 2-го класса.

Учитывая, что дата Тендровского морского сражения является Днем воинской славы России, а так же принимая во внимание отмеченные в документах упорство и стойкость команды турецкого флагмана, сражавшейся до последнего, место это представляет интерес с исторической и военно-мемориальной точки зрения не только для России, но и для Турции. Так же место данного сражения можно рассматривать, и как потенциальный район подводно-археологических исследований.

Известно, что турецкая эскадра вынуждена были отрубить якоря, оставшиеся на дне моря. Первые попытки поднять отдельные якоря предприняли русские моряки сразу же после сражения.

В постскриптуме к рапорту Г.А. Потемкину от 3 сентября 1790 г. «О состоянии и готовности таганрогских кораблей» с борта корабля «Рождество Христово» Ф.Ф.Ушаков писал «..Для отыскания якорей, оставленных с турецкого флота, послал я от флота один корабль и фрегат и три крейсерские судна, которые туда лавируют, а отправляясь отсель, ежели можно будет, пойду по тем местам и со всем флотом, и ежели найду, подниму и заберу все, что возможно». В последствии он сообщал, что «.найдены были ими по видимости томбуев только два якоря, которые старались поднимать, но как они в грунт были весьма крепки, то буйрепы от них при подъеме оборвались, хотя ж старались другими способами поднять на обводимые около якорей лапы кабельтовы в рассуждении немалой глубины, не держав крепко, срывались и притом и волнение препятствовало, почему никак поднять их не могли.».

Несмотря на то, что турецкий корабль взорвался и обломки его затонули, интерес к нему сохранялся, о чем свидетельствуют более поздние донесения, в которых уточнялось, в частности, его вооружение. В «Материалах для истории русского флота» приводятся следующие данные: «Оный корабль считался 80 пушек, пушки на нем были все медные, на нижнем деке 48-фунтовые и по две на стороне кантар, калибр оных 9-пудовой бомбы. Верхнего дека пушки 18-фунтовые, на шханцах и баке разных калибров, а каких, обстоятельно неизвестно». Во всеподданнейшем донесении князя Потемкина от 19 октября 1790 г. Указывается еще более точная информация: «.на сожженном корабле Капитании артиллерия на нижнем деке была: пушки сорока фунтовыя и по три гаубицы трех пудовых на стороне, на верхнем деке пушки 24 фунтовыя, на шканцах и баке 18 фунтовыя».

Итак, что же было известно о месте сражения? В донесении генерала-майора М.И. Кутузова князю Г.А. Потемкину указывалось: «В 4 часа пополудни открылось сражение между турецким и Севастопольским флотом, расстоянием от Гаджибея к Севастопольской стороне верстах в пятидесяти, а потому с трудностью рассматривать предметы можно.». В свою очередь из донесения Г.А. Потемкина Екатерине II о победе Черноморского флота у Тендры 28-29 августа 1790 года следует, что сражение происходило «между Гаджибея и Тендров в открытом море от берега верст 40.». Вот собственно и

все известные, весьма приблизительные указания о месте данного сражения.

Таким образом до настоящего времени участок акватории Черного моря, где происходило Тендровское сражение, и точное место финальной его фазы — потопления флагманского корабля «Капуда-ние» — не были локализованы. Очевидно, что наиболее достоверные сведения, позволяющие установить место Тендровского сражения, а главное, его завершающей фазы — гибели «Капудание» — могли бы содержаться в шканечных журналах кораблей и фрегатов русской эскадры.

У автора уже имелся опыт установления места крушения упомянутого выше корабля «Святой Александр», разбившегося в 1786 году накануне начала русско-турецкой войны у мыса Тархан-кут. В материалах расследования крушения «Св. Александра» был приведен «Экстракт...» шканечного журнала корабля, в котором были указаны пеленги на береговые ориентиры, взятые с его борта до разбития корабля на каменном рифе. Значения пеленгов, пересчитанные с учетом изменения магнитного склонения за

прошедшие два с лишним века, позволили определить место крушения «Св. Александра» на современной морской карте с точностью до 100 метров. Правильность расчетов была подтверждена в 2005 году группой тульских аквалангистов, обнаруживших остатки корабля в указанной точке у мыса Тарханкут. Впоследствии место крушения «Св. Александра» успешно изучалось на протяжении нескольких лет российско-украинской подводно-археологической экспедицией. Были сделаны интересные находки и составлен план сохранившихся остатков корабля.

В трехтомном сборнике документов «Адмирал Ушаков», изданном в 1951 году, опубликован «Экстракт из журнала, веденного при флагманских делах во время плавания Черноморского флота для соединения с лиманскою эскадрой и поисков над флотом неприятельским к Хаджибею 1790 года». В данном «Экстракте.» подробно описан ход сражения, есть почасовые записи направления ветра и курса флагманского корабля «Рождество Христово». Но нет ключевых данных для определения местоположения судна — пеленгов на береговые ориентиры, промеров глубины и т.п. Таким образом, данный документ дает в целом представление о перемещениях русской эскадры, но без какой-либо привязки к береговым ориентирам. Возможно, поэтому все известные схемы сражений не имеют указания каких-либо координат.

Итак, необходимо было изучать первоисточники, и такие документы обнаружились в конце 80-х годов прошлого века в ЦГАВМФ СССР (впоследствии РГА ВМФ) — прежде всего это шканечный журнал флагманского корабля адмирала Ушакова «Рождество Христово». Данный журнал заполнялся непосредственно в ходе плавания и сражения, и в нем помимо почасовых записей с указанием направления ветра и курса корабля зафиксирована его скорость и дрейф. В тех случаях, когда позволяла погода и видимость, указаны широта места, пеленги на береговые ориентиры, а так же глубина по лоту. Эти данные позволяют уже с определенной степенью точности нанести на карту курс корабля «Рождество Христово» до, во время и после сражения, определить места его якорных стоянок.

Необходимо упомянуть важное обстоятельство: в шканечном журнале, разумеется, нет современных названий мысов и других береговых ориентиров, и это представляло определенные сложности в уточнении координат места сражения. Данная работа заняла несколько лет, поскольку потребовала изучения карт и атласов того времени в архивах и библиотеках не только Санкт-Петербурга, но так же Севастополя и Киева. В результате удалось с высокой долей точности идентифицировать указанные в шканечном журнале под литерами А, В, С береговые мысы, а так же иные ориентиры с их современным местоположением и названием.

В итоге все это позволило, с учетом имевшегося западного магнитного склонения компаса в данном районе на 1790 год, принятом в усредненном значении 10 градусов (на основе данных шканечных журналов и расчетов с использованием карт XVIII — XX в.в.) нанести на карту вычисленные истинные пеленги. Из пяти пеленгов, взятых с борта «Рождество Христово» после взрыва турецкого корабля, четыре в своем пересечении на карте сошлись практически в одной точке, дав треугольник погрешности со стороной в один кабельтов (около двухсот метров). Глубина в месте пересечения пеленгов соответствует указанной в шканечном журнале глубине в 10 саженей.

Каким образом можно проверить правильность указанных расчетов? Самый наилучший способ — взять данные из шканечных журналов других кораблей российской эскадры, принимавших участие в Тендровском морском сражении. Проверка всего списка коллекции вахтенных и шканечных журналов, хранящихся в РГА ВМФ позволила выявить лишь один подобный документ. Речь идет о шканечном журнале фрегата «Александр», принимавшего участие во взятии в плен 66-пушечного корабля «Мелеки-Бахри» в финальной части сражения. В шканечном журнале фрегата «Александр» так же ежечасно указывались данные о ветре, курсе и дрейфе корабля, а главное есть указания пеленгов на береговые ориентиры и измерения глубины.

Благодаря сведениям из обоих шканечных журналов была составлена сравнительная таблица, в которой были учтены все данные, помогающие определить координаты кораблей на различных этапах сражения. Нанесение этих данных на карту позволило, в свою очередь, определить местоположение корабля «Рождество Христово» и фрегата «Александр» относительно друг друга и их последующие перемещения. Полученная схема взаиморасположения кораблей на основании значений пеленгов на береговые ориентиры в целом соответствует как значениям глубин в данном районе, так и положению кораблей относительно друг друга.

Таким образом, если условно взять для определения места Тен-дровского морского сражения его завершающую часть, когда был взорван 74-пушечный корабль «Капудание» и захвачен в плен 66-пушечный корабль «Мелеки-Бахри» — то место это может быть определено, как вытянутый с севера на юг на четыре морские мили прямоугольник с меньшей стороной в две мили по широте. Верхней к северу точкой в данном случае будет место взятия в плен корабля «Мелеки-Бахри», а нижней к югу — место взрыва «Капудание».

Правильность данных выводов может быть подтверждена полевыми подводно-археологическими исследованиями. Учитывая достаточно плавно меняющиеся глубины в указанном районе, характеристику донного грунта, как ил с ракушкой, отсутствие камней, скал, рифов — гидролокационный поиск позволит определить точное место затопления остатков корабля «Капудание». По моим расчетам, оно находится за пределами 12-мильной зоны территориальных вод Украины. Место вероятного обнаружения на глубине 18-20 метров остатков «Капудание» может быть определено как квадрат со стороной в одну морскую милю.

Безусловно, остатки флагманского турецкого корабля, затонувшего в полном вооружении и со всем экипажем, даже без учета находившейся на его борту казны всего флота, представляют значительный научный интерес. В отношении размера казны — не исключено, что сведения о ней сохранились в турецких архивах. Для сравнения — взятая на «Мелеки-Бахри» корабельная казна согласно рапорту Ф.Ф.Ушакова Г.А.Потемкину «О распределении призовых денег» от 4 апреля 1791 года «на российский счет» составила четыреста один рубль серебром. Что по весу соответствовало около 9,6 кг серебра 750-й пробы. Если умножить данное количество на число кораблей в турецкой эскадре то действительно получится, что пропала «весьма знатная сумма», как было сообщено спасенным с «Капудание» казнадаром. Поскольку линейные корабли в турецком флоте именовались «галеонами» можно с большой долей уверенности утверждать, что на дне Черного моря покоится настоящий галеон с сокровищами! Современные технические средства подводного

поиска позволяют успешно обнаруживать объекты, значительно меньшие по размерам, чем обломки старинного корабля. Обнаружение флагмана турецкого флота «Капудание» — всего лишь вопрос времени. Проблема лишь в том, кто быстрее найдет остатки корабля: охотники за сокровищами или подводные археологи?

Литература

1. Рапорт Ф.Ф. Ушакова Г.А. Потемкину о состоянии и готовности таганрогских кораблей, 3 сентября 1790 г. Сборник документов «Адмирал Ушаков», Т. 1 стр. 310. М. 1951.
2. Экстракт из журнала, веденного при флагманских делах во время плавания Черноморского флота для соединения с лиманскою эскадрой и поисков над флотом неприятельским к Хаджибею 1790 года. Сборник документов «Адмирал Ушаков», Т.1 стр. 331. М. 1951.
3. Экстракт из журнала, веденного при флагманских делах во время плавания Черноморского флота для соединения с лиманскою эскадрой и поисков над флотом неприятельским к Хаджибею 1790 года. Сборник документов «Адмирал Ушаков», Т. 1 стр. 318-335. М. 1951.
4. Сражения Черноморского флота под командованием Ф.Ф.Ушакова. В.Д. Овчинников. М. 2007. стр. 22-23.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты