Спросить
Войти

Сфероконус с изображением корабля из материалов Самосдельского городища

Автор: указан в статье

СФЕРОКОНУС С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КОРАБЛЯ ИЗ МАТЕРИАЛОВ САМОСДЕЛЬСКОГО ГОРОДИЩА

Васильев Д.В., Орленко Н.А., Шельдешова Ю.В. (Астраханский Государственный Университет)

Article is devoted to interpretation of one image — graffiti on the body of one of the spheroconical vessels found on the territory of Samosdelka settlement in the Volga delta. Ancient settlement became well-known as the possible location of the last Khazar capital — the city of Itil (VIII—X centuries), as well as the trade city of Saksin (XI—XIV centuries).

The spheroconical vessel dates back to the XII century. Drawing on his body can be interpreted as the image of the ship, adapted for river and sea navigation. This finding provides a new material to the study of merchant shipping in the Caspian Sea in the X—XIII centuries.

С 2000 года по настоящее время совместной археологической экспедицией Астраханского государственного университета и Института этнологии и антропологии РАН ведутся археологические раскопки на территории Самосдельского городища — остатках средневекового городского поселения в 43 км ниже г. Астрахани по течению реки Волги, в дельте, на правом берегу реки Старая Волга или Бирюль. Городище стало известно благодаря его предположительной идентификации с остатками столицы Хазарского каганата города Итиль и сменившего его торгового города Саксин1.

За время исследований на территории городища было обнаружено множество керамических изделий и их фрагментов. Одной из наиболее интересных находок является сфероконус, найденный

Рис. 1. Сфероконус XII века из материалов Самосдельского городища

на Самосдельском городище в культурном слое XII века. Сфероконус — это тип сосуда с шаровидным туловом, коническим дном и очень узкой горловиной. Высота сосуда равна 19 см, а диаметр 15 см. Уникальность его в том, на сегодняшний день это самый большой сфероконус, найденный на Самосдельском городище. Практически полные аналогии данному сфероконусу находятся в экспозиции историко-этнографического музея Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН в Махачкале2.

На плечиках сосуда с Самосдельского городища нанесено граффити, состоящее из двух частей. Граффити выбито острым предметом по уже готовому изделию и образовано цепочкой мелких сколов поверхности. Изображение состоит из двух частей. Правая, основная часть, представляет собой корабль — у него имеется подпрямоу-гольный корпус со слегка закруглённым дном, крутыми, практически

вертикальными форштевнем и ахтерштевнем, которые выступают над корпусом — это изображения переднего и заднего рангоутного дерева или носовой и кормовой фигур. Посередине между ними изображена невысокая мачта, к вершине которой от носового и кормового рангоутов тянутся ванты. Левая фигура Может трактоваться по-разному. Она напоминает по форме современную латинскую букву «F» и может представлять собой либо изображение выброшенного с кормы якоря. Либо небольшую лодочку с мачтой и высоким бушпритом, которая идёт в сторону от корабля, либо вообще представляет собой рунический знак «корабль», который, по мнению Н.А. Кокориной, использовался на территории Волжской Бул-гарии и Хазарии с X века3. Скорее всего, это знак владельца этого сосуда или якорь.

Корабль, изображённый справа, по всей видимости, можно определить, как ладью. Вероятно, мореходство по Каспию осуществлялось именно на таких кораблях и находилось под влиянием именно волжского судоходства. Попробуем проиллюстрировать это утверждение и найти хронологически и культурно близкие изображения аналогий данному типу корабля. Очевидно, что поиск надо вести среди мореходных традиций регионов, окружавших Нижнее Поволжье и с которыми население Самосдельского городища активно контактировало — мусульманской (арабской, персидской), русской или варяжской.

Марко Поло в своих воспоминаниях о путешествии на Восток так описал арабские корабли: «Суда у них плохие, и немало их погибает, потому что сколочены они не железными гвоздями, а сшиты веревками из коры индийских [кокосовых] орехов... Веревки эти прочны и от соленой воды не портятся. У судов одна мачта, один парус и одно весло; они без покрышки. Нагрузят суда и сверху товары прикроют кожей, а на это поставят лошадей, которых везут на продажу в Индию... Плавать на таких судах опасно»4.

Для средневекового арабского мореплавания характерен такой вид судов как завы (дау). Дау — это не тип судна, а его класс: парусник, приспособленный для перевозки товаров людей, имеющий специальные трюмы и каюты. Существовало более двух десятков типов дау, причем в каждом районе побережья преобладал свой тип.

Рис. 2. Арабский корабль. Иллюстрация к списку «Макамат» («Плутовских историй») Аль-Харири. (Ок. 1225-35 гг.)

Такие суда делались с наборным корпусом из тикового дерева или акации. Их штевни крепились к килю, а обшивка обладала запасом прочности благодаря шпангоутам и уплотнительному тросу между досками. Корпус конопатился кокосовым волокном, пропитанным смесью извести, китового жира или смолы, а сверху покрывался акульим жиром. Дерево также пропитывали растительным маслом, предохранявшим от гниения и древоточца, поэтому обычный срок их службы измерялся десятками лет.5

Как мы видим, корабль, изображённый на сфероконусе, не похож не на один из видов арабских судов. Сходство обнаруживает лишь корабль, изображение которого мы находим на миниатюре «Прибытие Юсуфа в Египет», которая датируется XVI веком. Судно имеет плавные обводы, высокий изогнутый нос, а также

Рис. 3. «Прибытие Юсуфа в Египет», Джами. «Юсуф и Зулейха». (1523—1524 гг., Бухара)

Рис. 4. Разные типы арабских судов. 1-бателла; 2-беган;

3-бум; 4-джанги; 5-джахази; 6-джалбаут; 7-котья;
8-одам; 9-падар; 10-шеве; 11-тони; 12-зарук.

высокий ахтерштевень. В центре установлена единственная мачта, вокруг которой сгруппировались плывущие. Один из моряков на корме натягивает фал, к которому крепится рея с парусом. Другой забирается на мачту, чтобы распустить узел, крепящий рею к верхушке мачты. Однако, не наблюдается полного тождества данного изображения с кораблём на сфероконусе. Бросается в глаза отсутствие ярко выряженного выступающего рангоутного дерева на носу.

Наибольшее сходство с корабликом, изображённым на сферо-конусе, имеют такие парусные суда, как ладьи, драккары и ушкуи. Мы можем утверждать, что суда такого типа ходили по Каспию и по Волге, так как нам известно о плаваниях, совершавшихся русскими купцами и дружинами руссов начиная с X века. Так, например, в 943 году произошел захват русами города Бердаа. Бердаа — это арабское наименование бывшей столицы государства Кавказская Албания, которая расположена на территории современного Азер-байжана. Вот что говорит о взятии русами Берда среднеазиатский врач и историк XII века Шараф ал-Заман Тахир Марвази: «И они (русы) люди сильные и могучие, и идут пешком в далекие страны для набега, и также путешествуют на судах по Хазарскому морю, и захватывают суда, и грабят имущество, и путешествуют в Кустанти-нию (Константинополь) по морю Понтус, несмотря на цепи в заливе. И однажды они путешествовали по Хазарскому морю и стали на время владетелями Бердаа. Их мужество и храбрость хорошо известны, так что один из них равен нескольким из какого-либо другого народа. Если бы имели они лошадей и были всадниками, стали бы они великим бичом для людей».6

В «Письме царя Иосифа» говорится, что главной внешнеполитической заботой хазарского царя являются русы, которых он не пускает проходить кораблями в Каспийское море, тем самым защищая от них исламский мир7.

Также во 2-й половине IX — начале XI века русами была предпринята серия морских набегов на прибрежные государства Каспийского моря. Источниками сведений о походах русов на Каспий являются произведения арабских и персидских авторов, в частности труд Ибн Исфандийара «История Табаристана» и «Книга картин земли» Ибн Хаукаля.

Русы X века, которых многими исследователями сопоставляются с варягами-скандинавами, использовали для плаваний драккары. В более позднее время русские дружины перемещались на ладьях и ушкуях. Собственно говоря, и драккар, и ушкуй являются разновидностями ладьи.

Ушкуй — использовавшееся на Руси парусно-гребное судно XI—XV вв. Его название происходит от названия реки Оскуй — правого притока Волхова у Новгорода, где новгородцы строили лодки,

называемые ими «оскуй», или «ушкуй». Изготавливались в двух вариантах: для сплава по реке и для моря. Длина ушкуя составляла 12—14 метров, ширина 2,5 метра. Высота борта около 1 метра и осадка до 60 см. Вместимость до 30 человек. В морском варианте использовался косой парус и по обоим концам корпуса судна делались трюмы. Речной ушкуй имел прямой парус и полностью открытую палубу без трюмов. В обоих вариантах вместо руля использовалось

к°рмовое весл°. Ушкуи имели Рис. 5. Ушкуй

одну съемную мачту. Вместо (современная реконструкция) руля использовалось кормовое

весло.

Драккар — это деревянный корабль викингов, длинный и узкий, с высоко поднятыми носом и кормой. Именно приподнятые фор-шевень и ахтерштевень делают кораблик, выбитый на сферокнусе, похожим на драккар8. Однако, в пропорциях он проигрывает драк-кару в длине корпуса, а также не имеет приподнятых кормы и носа.

Ладья (в северных говорах лодья), — славянское и русское морское и речное судно. Именно от слова лодья произошло современное слово «лодка» (маленькая лодья). Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров. Грузоподъёмность — до 20 тонн. Ладья имела вёсла и парус. Ладьи русских поморов имели длину около 7,5 м, ширину 3.0 м и осадку до 3 м. Парусное вооружение таких ладей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.9

Таким образом, наш кораблик может является как ладьей, так и драккаром — налицо явное внешнее сходство.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать предположение, что в XII веке существовали интенсивные связи между северным и

24 Васильев Д.В., Орленко Н.А., Шельдешова Ю.В.

Рис. 6. Изображение драккара на гобелене из Байё (1) и на гробнице в Килмари-Нап, Аргайл, Шотландия (2)

Рис. 7. Ладья. Современная реконструкция братьев А. и С. Синельников (ладья «Русич»)

юго-западным Прикаспием, которые осуществлялись в том числе и по морю. Видимо, одним из типов торговых судов, которые использовались в торговле между городом и областью Саксин и Ширва-ном, являлись ладьи. Не исключено, что это универсальное судно использовалось и для плаваний по Волжскому торговому пути.

Список литературы

БлонскийЛ.В.,Титкова Т.В. Ладья // Флот России. М., 2009. Болдырева Е.М. Влияние городов Северного Кавказа на Нижнее Поволжье в домонгольский период (по материалам раскопок городища Самосделка) // Северокавказский город в региональном историческом процессе. Материалы Международной научной конференции (Каспийск, 18-19 сентября 2012 г.). Махачкала, 2012. С. 75-77 Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993. Драккары викингов // Военно-исторический альманах «Новый Солдат».

№ 107. Артемовск, 2002. Зиливинская Э.Д. О связях Нижнего Поволжья и Северного Кавказа в хазарское время // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Круп-новские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 2010. С. 140-144

Зиливинская Э.Д., Васильев Д.В. О вероятной локализации города Итиля на Самосдельском городище в дельте Волги // Труды II (XVIII) Всероссийского Археологического съезда в Суздале 2008 г. Т. II. М., 2008. С. 224-226

Коковцов П.К. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро-русско-византийских отношениях в Х в. // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. XLVIII. Ноябрь. СПб, 1913. Кокорина Н.А. Керамика Волжской Булгарии второй половины XI-начала XV в: к проблеме преемственности булгарской и булгаро-татарской культур. Казань, 2002 Осокин А.А. Из истории развития мореплавания. Методическое пособие.

Севастополь, 2012. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л., 1948

Примечания

1 Зиливинская Э.Д., Васильев Д.В. О вероятной локализации города Итиля на Самосдельском городище в дельте Волги // Труды II (XVIII) Всероссийского Археологического съезда в Суздале 2008 г. Т. II. М., 2008. С. 224-226.
2 Зиливинская Э.Д. О связях Нижнего Поволжья и Северного Кавказа в хазарское время // Проблемы хронологии и периодизации археологических памятников и культур Северного Кавказа. XXVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Магас, 2010. С. 140-144; Болдырева Е.М. Влияние городов Северного Кавказа на Нижнее Поволжье в домонгольский период (по материалам раскопок городища Самосделка) // Северокавказский город в региональном историческом процессе. Материалы Международной научной конференции (Каспийск, 18-19 сентября 2012 г.). Махачкала, 2012. С. 75-77.
3 Кокорина Н.А. Керамика Волжской Булгарии второй половины XI -начала XV в: к проблеме преемственности булгарской и булгаро-татарской культур. Казань, 2002.
4 Виргинский В., Хотеенков В. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века М., 1993. С. 231-232.
5 Осокин А.А. Из истории развития мореплавания. Методическое пособие. Севастополь, 2012.
6 Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л., 1948. С. 234-274.
7 Коковцов П.К. Новый еврейский документ о хазарах и хазаро-русско-византийских отношениях в Х в. // Журнал Министерства народного просвещения. 1913. Ч. XLVIII. Ноябрь.
8 Драккары викингов // Военно-исторический альманах «Новый Солдат». № 107. Артемовск, 2002.
9 Блонский Л. В.,Титкова Т. В. Ладья // Флот России. М., 2009. С. 13.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты