Спросить
Войти

Рынок противоопухолевых препаратов

Автор: указан в статье

потребление

и спрос

■ РЫНОК ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ДЖЕНЕРИКОВ ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2009 Г. ИНГИБИТОРЫ ПРОТОННОГО НАСОСА: СИТУАЦИИ OFF LABEL

Ab uno disce omnes. I По одному узнай все или всех.

Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»

Рынок

ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ

Рост онкологических заболеваний является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. В России рак ежегодно уносит жизни более 300 000 пациентов. Каждый год выявляется около 450 000 новых онкологических больных. Сейчас на учете с различными онкологическими заболеваниями стоят около 2,5 млн. россиян.

В данной статье проанализированы настоящее положение и тенденции развития сегмента противоопухолевых препаратов на российском фармацевтическом рынке. Рассматриваемый сегмент представлен 140 торговыми наименованиями и полусотней компаний-производителей.

Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО и охватывало период с 2007 по 2009 гг. Для сравнения были взяты сопоставимые периоды (9 месяцев). Все данные приведены в оптовых ценах. Группа L01 является наиболее продаваемой группой АТС 3-го уровня. На долю лекарственных средств, применяемых для лечения злокачественных новообразований, в общей структуре фармацевтического рынка России приходится 6,7% в денежном выражении.

На сегодняшний день сегмент противоопухолевых препаратов оценивается в 19 млрд. руб., или 3 млн. упаковок. При этом если в натуральном выражении прирост сегмента за 2 года (9 месяцев 2009 г. к 9 месяцам 2007 г.) составил всего 11%, то в стоимостном выражении рассматриваемый сегмент вырос более чем в 3 раза. Таким образом, основным драйвером роста рынка стал рост средней цены, которая в

2009 г. составила 4960 руб. Прирост продаж в рублях был положителен по всем группам, однако в натуральном выражении наблюдалось небольшое снижение продаж в группах L01A и L01C. Наиболее продаваемой группой (79,9%) является L01X [Противоопухолевые препараты другие], которая и определила развитие сегмента в целом (+3 п.п. за 2 года). Представленная ниже диаграмма (рис. 1) отражает долевое распределение внутри рассматриваемого сегмента препаратов для лечения онкологических заболеваний. Особенностью рынка противоопухолевых препаратов является то, что продажи препаратов на 83% обеспечиваются за счет программы ДЛО (4 препарата из данной группы —

Статья подготовлена на основании данных, предоставленных IMS Health.

Флудара, Мабтера, Гливек, Велкейд — применяются для лечения высокозатратных нозологий, в частности мие-лолейкоза), остальное приходится на госпитальные закупки. На российском рынке в противоопухолевом сегменте на долю генериче-ских препаратов приходится более половины продаж (60% в натуральном выражении). Доля оригинальных (инновационных) препаратов составляет около 14%, при этом в стоимостном выражении их продажи составляют почти 90%, что объясняется высокой стоимостью данных препаратов.

Введенная в 2005 г. программа дополнительного лекарственного обеспечения впервые дала возможность многим больным раком получать современные лекарства. Но отказ части льготников от участия в программе ДЛО ударил в первую очередь по лекарственному обеспечению онкологических больных. В 2008 г. программа ДЛО была разделена на федеральную программу обеспечения дорогостоящими лекарственными средствами и региональную программу обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). Однако в перечень тяжелых заболеваний, для которых финансирование дорогостоящего лекарственного обеспечения производится непосредственно из федерального бюджета РФ, не включены рак молочной железы, рак легкого

РИСУНОК 1

| Структура сегмента противоопухолевых препаратов

4 2 2

В натуральном выражении В стоимостном выражении

L01X[Противоопухолевые препараты другие]

L01B [Антиметаболиты]

L01C[Алкалоиды растительного происхождения]

■ L01A [Алкилирую-щие препараты]

L01D[Противоопухолевые антибиотики]

п.п.). Наибольшее падение продемонстрировал Гливек, однако ему удалось удержать второе место в рейтинге. Общая доля десятки в денежном выражении выросла почти на 10 п.п. и составила 85,2 %, в то время как доля в упаковках составила всего 8,5%. В таблице 3 представлены рейтинги продаж торговых наименований в каждой подгруппе АТС 3-го уровня рассматриваемого сегмента. В структуре продаж противоопухолевых препаратов по странам-производителям (рис. 3) есть некоторая особенность. В натуральном выражении рынок можно условно разделить на 3 части: препараты Азии, России и Западной Европы (остальные страны занимают незначительную долю). При

и рак кишечника. А ведь при них уровень смертности наиболее высокий. Лидерами рынка онкологических препаратов в денежном выражении остаются зарубежные компании. В Топ-10 корпораций представлен только один российский производитель — «Верофарм», занимающий 8 место. Однако в натуральных показателях данная компания лидирует в сегменте (1/5 группы).

Общая доля десятки лидеров по итогам 9 месяцев 2009 г. составила 92,7% сегмента (табл. 2). Лидером в данном сегменте стала компания F.Hoffmann-La Roche Ltd., доля которой увеличилась на 2,8 п.п. за счет роста доли препарата Мабтера. Наибольший прирост в денежном выражении пришелся на долю компании Janssen-Cilag AG (+13,2 п.п.), благодаря Велкейд.

Наибольшее снижение доли наблюдалось у компании Novartis: несмотря на рост продаж в денежном выражении, доля компании снизилась на 2,6 п.п. за счет падения доли препарата Гливек.

В таблице 2 представлен рейтинг продаж торговых наименований. Лидером продаж в денежном выражении является препарат Велкейд (прирост +13 п.п.). Важно отметить также рост доли препарата Мабтера (+7

РИСУНОК 2

Структура сегмента противоопухолевых препаратов по критерию оригинальности

100 80 60 40 20

Оригинальный

Дженерик

Другие

В натуральном выражении В стоимостном выражении

РИСУНОК 3

| Структура продаж противоопухолевых препаратов по группам стран

ДОЛЯ В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ 1

ДОЛЯ В СТОИМОСТНОМ ВЫРАЖЕНИИ 3 4 5

1 — Западная Европа, США, Япония, 29%
2 — СНГ и страны Балтии, 0,1%
3 — Восточная Европа, 1,5%
4 — Азия и др., 35,3%
5 — Россия, 34,1%
1 — Западная Европа, США, Япония, 90,1%
2 — СНГ и страны Балтии, 0%
3 — Восточная Европа, 0%
4 — Азия и др., 6,9%
5 — Россия, 2,1%
18

РЫНОК ПРОТИВООПУХОЛЕВЫХ ПРЕПАРАТОВ

РШШ1ШМ 2010 февраль

Птаблица~1| Рейтинг ведущих корпораций по итогам 9 месяцев 2009 г.

Корпорация Доля продаж, упак. Доля продаж, руб.

9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Прирост, 2009/2007 г. 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Прирост, 2009/2007 г.

F.Hoffmann-La Roche Ltd. 1,4 2,5 3,2 1,8 25,4 22,6 28,2 2,8

Janssen-CiLag AG 0,3 2,0 2,0 1,7 13,4 32,8 26,7 13,2

Novartis (вкл. Sandoz-Lek) 0,5 1,2 1,5 0,9 24,2 21,5 21,5 -2,6

Merk SharpDohme 0,6 0,4 0,4 -0,2 6,1 2,9 3,7 -2,4

Bayer Healthcare 0,2 0,8 0,5 0,3 2,8 5,2 2,9 0,1

Лаборатория Тютор С.А.С.И.Ф.И.А. 1,0 1,0 1,4 0,4 4,0 1,6 2,7 -1,3

Sanofi-aventis 0,4 0,6 0,5 0,1 3,7 1,8 2,2 -1,5

«Верофарм» 20,3 20,6 18,9 -1,5 3,8 1,6 1,8 -2,0

Teva 4,4 14,1 9,7 5,3 2,6 2,2 1,6 -1,0

ELy LiLLy 0,4 1,0 1,0 0,6 1,1 1,3 1,3 0,2

Итого 29,5 44,1 39,1 87,2 93,5 92,7

ТАБЛИЦА 2

Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований по итогам 9 месяцев 2009 г.

Доля продаж, упак.

Торговое наименование 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Прирост, 2009/2007 г. 9 мес. 2007 г. 9 мес. 2008 г. 9 мес. 2009 г. Прирост, 2009/2007 г.

Велкейд 0,3 2,0 2,0 1,7 13,3 32,7 26,4 13,0

Гливек 0,5 1,2 1,5 0,9 24,2 21,5 21,5 -2,7

Мабтера 0,3 1,5 1,7 1,3 8,9 15,0 15,9 7,0

Герцептин 0,2 0,2 0,3 0,1 7,6 3,2 5,2 -2,5

Авастин 0,2 0,2 0,3 0,2 4,3 2,3 4,2 -0,1

Темодал 0,3 0,3 0,4 0,1 5,7 2,4 3,7 -2,0

Кселода 0,6 0,6 0,8 0,2 4,3 1,9 2,7 -1,5

Флудара 0,2 0,8 0,5 0,3 2,7 4,6 2,5 -0,1

Таксотер 0,2 0,4 0,4 0,1 2,5 1,2 1,7 -0,8

Абитаксел 0,6 0,4 0,6 0,0 3,4 0,9 1,4 -1,9

Итого 3,5 7,6 8,5 76,9 85,6 85,2

Доля продаж, руб.

Птаблица&эИ Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований противоопухолевых

препаратов в РФ в группах АТС-3 уровня по итогам 9 месяцев 2009 г.

L01X [Противоопухолевые препараты другие] L01C [Алкалоиды растительного происхождения] L01B [Антиметаболиты] L01A [Алкили- рующие препараты] L01D [Противоопухолевые антибиотики]

1.Велкейд 1.Таксотер 1.Кселода 1.Темодал 1.Доксорубицин
2.Гливек 2.Абитаксел 2.Флудара 2.Холоксан 2.Доксорубицин-ЛЭНС

З.Мабтера З.Паклитаксел-ЛЭНС З.Гемзар З.Лейкеран З.Митомицин-С

этом если в 2007 г. доля России составляла почти половину сегмента в натуральном выражении, то по итогам 9 месяцев 2009 г. доля российских препаратов снизилась на 14 п.п. В стоимостном выражении преобладающая доля продаж (более 90%) принадлежит препаратам из стран Западной Европы. Россия занимает лишь 2% от всего объема продаж. И эта доля продолжает снижаться, уступая место инновационным зарубежным препаратам.

Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов. Особенностью данной группы является высокая средняя цена: 94% объема продаж составляют препараты, стоимость которых выше средней цены по сегменту (4960 руб.). В натуральном выражении доля дорогих препаратов не превышает 30%. Сокращается доля дешевых лекарственных средств стоимостью до 100 руб., в средних ценовых сегментах (от 100 до 500 руб.) наблюдается стагнация. Таким образом, можно выделить следующие основные особенности группы противоопухолевых препаратов:

♦ Высокий темп роста в денежном выражении. За 2 года продажи выросли более чем в 3 раза. При этом в упаковках прирост составил всего 11%.

♦ Высокая стоимость препаратов группы: на 109 из 140 позиций цена выше 500 руб.

♦ Преимущественная реализация за счет программы ДЛО и больничного сектора.

♦ Зависимость от импорта. Группа представлена в основном зарубежными препаратами — 100 из 140 наименований препаратов принадлежат иностранным производителям.

♦ Рынок противоопухолевых препаратов сильно подвержен влиянию отдельных крупных закупок специализированными учреждениями.

♦ Ввиду того, что противоопухолевые лекарства являются исключительно рецептурными, продажи препаратов зависят напрямую от назначения врача.

кроме того...

ГОТОВИТСЯ ПРОГРАММА ПО ПЕРЕХОДУ ФАРМПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА СТАНДАРТЫ GMP

Правительство РФ готовится принять Федеральную целевую программу по развитию отечественной медицинской промышленности. Об этом сообщила министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова, выступая в Госдуме. По словам Голиковой, введение в действие этой программы запланировано на 1 января 2011 г. Министр пояснила, что программа предусматривает поддержку отечественного производителя, в т.ч. для перехода фармпредприятий на международные стандарты качества GMP и поддержку разработки инновационных препаратов. В настоящее время из 400 зарегистрированных отечественных производителей лекарств только 30 работают по стандартам GMP. По данным Голиковой, «эти 30 предприятий производят 80% отечественной фармацевтической продукции, обращающейся на рынке».

2-3

ИЫртН 20 1(1 ]Ч).1И

Екатеринбург

IV КОНГРЕСС С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ

2-*, Я ч

В ПРОГРАММЕ КОНГРЕССА

- н фчДОи-^ы-ь г (:иь I нннин.ч |-Чфнн-нн +чГ:н|:инр.л и ¡ХкмГгчькн. ,||:к:| нкнчнн ныь

попреем II тер:потная

-¿чк|.:н:.м|ч |&иьч-лч .чч.ч |н.ч|нн^ lilH.iiHj4ii-j-i.44 91- ьнун ^ г^кСы к уи.-^.-н^ннг (:ч |::чннччч.т„ н ,:.нн| ннгл.ч- н н-^-рие

4сыпамнД н &нггг|&1|&1 райо&пнкоагрн мг..&н1Г|,1-:г:1,1,1 ■еппрг.т^а-н!. х л гдоаодпннн доЧ&таинхдесподоаапнЛ

- "^"Ь Диуи^овчзюи^ш^их ■К^РЦПиН-ЗН.-Н ? гнггечм 11-М I №ДОР1;> ч;ч+|| дошИЧНН ц ОКВЭг.-«!! |ннарс_нвчнсч 10"«-*" ►ОЕВ&ЮЧ&Ш&

- ьи:Г:иннЛь-к| ч нчнк^?. м"&.|::П::Гнн ||л-р.:ш:Гнн СЯКар-ъЛ ДнДОДОАйЛйГмЭ, МЮТМфГйЮТЛй

Окчннагьчап дона н цр.? -Ашуппьчл вопрос^

ФармгказиН&Сыгка длпглдо&пт □рачастл^кх .и-л.-иэ плля-га на аю^кстатдппшогоЛПУ

АЛЛ УЧАСТИЙ 6 *д£ОТе КОНГРЕССА ПРИГЛАШЕНЫ

Пата^вй*&&^ Гййулв^МнчЙ Дртчц РцщьЛмн йЧЛМаи"". П^^педсгвд ЭДМййОф»***!

ИЕа^ШЫШГйДОЭШТЛйРФ ФЩШра^МСЙО&уКйЫГЮИЦрЭОруП ИМрП :".П.1Г|Г|Г|-рЛ||Г:М = ИССЦМГм Г-Г1ГЛн_нЯ тадонгарнал.мик

Рщздхшншинр! КЫЦГЛ&Ю ШрубСЖ-Ыв СЧАиЧИ! С иЩСН ^ч^^^чц-иикн. ЕТупиВДНГЫЧН л С1И|МИ1Ь нича) 1ЬЧ1Р уиГ.11-ГП .ГГЛГ||-|:н,|н .1.П.1 Г|ГкIчг.1111&:■ I.IГ:И фаПиаийЬГИЦЙСКПЙ Да^ТВ-ЛЬНГНТГыП, ГрС^1ЛВНТВЛ)> ЭПГйЧНи* ::Г:Г.|||^Г1М>1П ГйЧПй>и.ПрЛф>|П;1|СТН>ПСК#:

ушгчдл^ннн. ■к-гсчняимм. еьсшнк ^гС^ьх лтгдгььм. пдочрлпмм греузворигепгй .-тарстмгьык

ср^лсть. прадд- н др.

Сй-чшич Ви_|ь- шпнымн&. ч!й О-л ■ |й& инШ ш.11Ы н! л -&-О.н ц^жи 1111т 1 й "рСДОччр у-ОЭСМк

20

РЕКЛАМА

РШШииМ 2010 февраль

Рынок лекарств для лечения и профилактики

ПРОСТУДЫ И ГРИППА

Согласно данным международной исследовательской компании IMS Health российский розничный рынок лекарств для лечения и профилактики простуды и гриппа за 11 месяцев 2009 г. вырос на 55% в рублях и составил 17,5 млрд. руб. в оптовых ценах. На фоне высоких темпов роста в деньгах сегмент также увеличился на 24% и натуральном выражении, составив 136 млн. упаковок. Рынок средств для лечения и профилактики простуды и гриппа состоит из 4 сегментов, а именно: комбинированные, иммуностимулирующие, противовирусные и гомеопатические препараты. Около половины продаж рассматриваемого рынка в упаковках приходится на комбинированные препараты — в денежном выражении они занимают треть рынка. Причем если в прошлом году комбинированные препараты являлись лидерами рынка (в упаковках и в рублях), то по итогам 11 месяцев 2009 г., иммуномодулирующие препараты вышли на первую позицию в денежном выражении и увеличили долю в натуральном, потеснив таким образом сегмент комбинированных препаратов. Это было во многом связано с распространением гриппа A/H1N1. На фоне роста заболеваемости гриппом на протяжении 2009 г. наблюдался рост продаж противовирусных и иммуностимулирующих препаратов (таких как Арбидол, Ингавирин, Кагоцел). Основной объем продаж комбинированных препаратов (86,2%) приходится на ЛС зарубежных производителей (рис. 1). Однако по итогам 11 месяцев 2009 г. объемы реализации российских компаний выросли почти в 2 раза в рублевом эквиваленте и составили 784 млн. руб. в оптовых ценах. Таким образом, доля российских компаний составила 13,8% в денежном выражении.

Статья подготовлена на основании данных, предоставленных IMS Health.

С наступлением осенне-зимнего периода значительно повышается актуальность профилактики и лечения гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Это высококонтагиозные заболевания, поражающие все возрастные группы населения.

РИСУНОК 1

Структура продаж рынка ЛС для лечения и профилактики простуды и гриппа по стране производителя

1 — Великобритания, 17,5%
2 — Германия, 2,9%
3 — Индия, 15,8%
4 — Россия, 13,8%
5 — США, 12,3%
6 — Франция, 7,1%
7 — Швейцария, 30,7%

РИСУНОК 3

Структура продаж рынка ЛС для лечения и профилактики простуды и гриппа по лекарственной форме

1 — Порошок, 76,2%
2 — Капсулы, 12,5%
3 — Таблетки шипучие, 9,3%
4 — Таблетки, 9,1%
5 — Прочие, 1,8%
1
5
4

РЕКЛАМА

21

ТАБЛИЦА 1

Рейтинг ведущих корпораций по итогам 11 месяцев 2009 г.

Корпорация Доля продаж, упаковки Доля продаж, руб.

11 мес. 2008 г. 11 мес. 2009 г. Рост, п.п. 11 мес. 2008 г. 11 мес. 2009 г. Рост, п.п.

Novartis 17,1 18,3 1,2 32,5 30,7 -1,7

GlaxoSmithKline 15,0 12,0 -2,9 21,8 17,5 -4,3

Bristol-Myers 13,8 13,0 -0,8 13,1 12,3 -0,8

«Антивирал» 5,3 8,6 3,3 5,8 10,2 4,4

«Юник Фармасьютикал» 19,0 16,7 -2,3 7,6 8,6 1,0

Итого 70,1 68,6 80,7 79,3

Сегмент представлен 15 компаниями-производителями. Лидирующие позиции принадлежат Novartis (линейка препаратов ТераФлю), GlaxoSmithKline (линейка препаратов Колдрекс) и Bristol-Myers Squibb (линейка препаратов Фервекс) (табл. 1). Наиболее высокие темпы роста продаж среди пятерки лидеров продемонстрировала российская компания ЗАО «НПО «Антивирал», увеличившая объем продаж более чем в 2 раза по сравнению с прошлым годом и занявшая 4-е место по итогам 11 месяцев 2009 г. Таким образом, компания «Антивирал» привнесла наибольший вклад в рост объемов продаж российских комбинированных лекарств от простуды и гриппа, став безусловным лидером в сегменте отечественных производителей. Продукция компании «Антивирал» в сегменте комбинированных препаратов от простуды и гриппа представлена двумя ТН — Антигриппин-АНВИ и Антигриппин-Максимум, которые также являются абсолютными лидерами рынка отечественных противо-простудных средств (рис. 2). В структуре сегмента по лекарственной форме лидируют порошки

для приготовления растворов (67,3%) (рис. 3). Продукты компании «Антивирал» представлены в секторе капсу-лированных лекарственных форм. За 11 месяцев 2009 г. совокупная доля Антигриппина-Максимум и Антигриппина-АНВИ в общем объеме реализации капсулированных ЛС достигла 60,2%. Продажи препарата Антигриппин-Максимум в форме порошка для приготовления раствора аккумулируют 3,9% от общего объема продаж порошковых ЛС.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты