Спросить
Войти

Анализ влияния различных факторов на налоговый потенциал региона

Автор: указан в статье

УДК 336.22 ББК 65.261.4

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА Горобец Ю.А.

В статье нашли отражение основные факторы, которые оказывают влияние на налоговый потенциал региона. Среди них можно выделить: географические, природно-ресурсные, социально-демографические, политические, организационноуправленческие и экономические факторы.

Структуризация вышеперечисленных факторов оказывает определенное влияние на качество оценки налогового потенциала региона.

Для России проблема оценки возможности аккумулирования налоговых ресурсов не нова. Практический интерес налоговых органов к исследованию налогового потенциала территории обусловлен тем, что важно знать, какими доходами обладает субъект при прогнозе финансовых поступлений в бюджет. В связи с этим, необходимо, прежде всего, рассмотреть взаимосвязь налогового потенциала территории с различными факторами. На уровень налогового потенциала региона и его изменение оказывают влияние множество факторов. При этом важнейшую роль, определяющую величину налоговых доходов государства, по нашему мнению, стали играть факторы, которые воздействуют как на изменение структуры региональных ресурсов, так и на величину эффективной ставки налогообложения. Поэтому при анализе налоговых поступлений в первую очередь следует выделить параметры, которые позволяют оценить влияние процессов, происходящих на территории субъекта РФ, на их налоговый потенциал.

Географические и природно-ресурсные факторы влияют на налоговый потенциал в разрезе таких критериев, как полезность, потенциальность и рыночная позиция [1, С.27]. Полезность характеризует минимизацию затрат на экономическую деятельность по сравнению с другими регионами. В этом русле данные факторы определяют экономическую специфику региона и его производственноэкономическую специализацию, которые, в свою очередь, создают ресурсы, определяющие налоговый потенциал региона. Потенциальность региона обусловливает перспективы его экономического развития, что создаёт предпосылки для роста или снижения ресурсной обеспеченности территории. Кроме того, рыночная позиция субъекта определяется наличием возможностей для поддержания конкурентных преимуществ региона по отдельным видам деятельности, которые создают условия для устранения эффектов дискриминационного налогообложения отдельных видов региональных экономических ресурсов. Географические факторы, на наш взгляд, обусловливают предпосылки организации налоговой базы региона и создают объективную основу для его экономической и социальной организации.

Социально-демографические факторы относятся к числу важнейших факторов развития регионов. Они предопределяют развитие регионов:

демографического, трудового и налогового потенциала территории, их освоенность, уровень развитости производства. Социально-демографические процессы, происходящие в регионе, находятся в тесном взаимодействии со всем общественным развитием. Они зависят от него и оказывают в свою очередь на него определённое воздействие, влияя на размещение производительных сил, способствуя или сдерживая решение социально-экономических проблем. Именно население задает цели, темпы и направленность регионального развития налогового потенциала [4, С.19] .

Политические факторы. Государственное воздействие на национальную экономическую деятельность происходит на основе согласования стратегических целей развития национальной экономики, субъектов федерации, предприятий. Таким образом, выстраивается «вертикаль интересов» [3, С.33], задачей которой становится создание предпосылок для заинтересованности всех уровней иерархии в достижении взаимоувязанных стратегических целей развития страны, региона, предприятия. На вершине «вертикали интересов» властные федеральные структуры определяют концепцию предпочтительности государственного, общественного и экономического порядков. Принятая концепция становится источником формирования стратегических целей развития страны и, в частности, стратегических целей развития национальной экономики. Для реализации стратегических целей на федеральном уровне исполнительная и законодательная ветви власти формируют систему законодательных актов, регламентирующих принципы осуществления экономической деятельности в стране, а также правовых механизмов их реализации. Исполнительная власть разрабатывает стратегические планы развития национальной экономики страны, а также законодательно устанавливаемую систему преференций для регионов, отраслей, корпораций, обеспечивающих конкурентные преимущества национальной экономики на международных рынках товаров, услуг, капиталов. На уровне субъекта федерации властные структуры, руководствуясь особенностями геополитического и экономико-географического положения региона, определяют стратегические цели развития социальноэкономической сферы региона, согласуемые с федеральными стратегическими целями. Исполнительная власть субъекта федерации разрабатывает

Вестник Башкирского университета.2007.№1

75

стратегические планы развития социальноэкономической сферы региона и систему преференций для экономических агентов, что способствует достижению стратегических целей, поставленных в этих планах [1, С.31]. Исполнительная и законодательная власти региона разрабатывают пакеты взаимосвязанных законодательных актов и правовые механизмы регионального значения. Они регламентируют основы экономической политики в регионе, призванные создать благоприятные предпосылки достижения стратегических целей развития региона. В результате данных манипуляций складывается определённая политика государства и федеративных единиц в области построения системы политических рычагов, влияющих на все стороны жизни регионов и государства в целом. Таким образом, политический фактор определяет, на наш взгляд, общую среду функционирования территориальных экономических систем, которые формируют налоговый потенциал территории.

Важную роль среди факторов играют организационно-управленческие, определяющие размеры налоговых доходов государства, оказывающие воздействие на изменение налоговой базы отдельных налогов и сборов и стимулирующих деятельность налогоплательщиков. К факторам, которые, в большей степени влияют на уровень налогового потенциала можно отнести:

1.Налоговая культура. Налоговая культура — это комплексная обобщающая характеристика сознания человека, выработанная в процессе обучения и воспитания, отражающая уровень развития, его меру убеждения в необходимости уплаты налогов. Налоги являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Налоговые поступления являются наиболее существенной статьей доходов консолидированного бюджета РФ: в 2000-2005 годах они составляли от 80% до 95% от величины доходов, средний уровень составил около 85%.

Предоставление государством членам общества общественных благ и услуг, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, а также их количество и качество в значительной степени зависят от масштабов налогового потенциала, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы.

Определение налоговой культуры пока не нашло отражения в научной литературе. Между тем опыт работы с налогоплательщиками показывает, что только высокий уровень налоговой культуры позволяет увеличить налоговые поступления в бюджет, так как сознание налогоплательщиков в этом случае направлено на развитие общества и создание благополучия населения, выраженные в пополнении доходной части бюджета, а не в уклонении от уплаты налогов.

2.Система налогового администрирования:

планирование, прогнозирование, регулирование и контроль.

Налоговое администрирование, как организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечивать налоговые поступления в бюджетную систему России [2,С.123]. Целью налогового администрирования является организация деятельности налоговых органов по обеспечению плановых налоговых поступлений в бюджетную систему.

Основными методами налогового администрирования являются налоговое планирование, налоговое прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

Налоговое планирование и прогнозирование -это особые элементы системы выработки и принятия решения. Планирование занимает важнейшее место в системе управления налогообложения. Именно в ходе планирования всесторонне оценивается налоговый потенциал региона, групп налогоплательщиков, выявляются возможности увеличения финансовых ресурсов. Управленческие решения в процессе планирования применяются на основе анализа финансовой информации.

Научно обоснованный анализ позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов, определить фактическую и предполагаемую налоговую нагрузку по отдельным категориям налогоплательщиков с учетом территориальных и отраслевых особенностей их деятельности.

Главная цель налогового планирования состоит в экономическом обосновании объемов безвозмездного изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта в виде

бюджетообразующих налогов.

Налоговое прогнозирование основывается на результатах научных исследований отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнения текущих налоговых обязательств. Сбор и обработка этих данных позволяют судить о позитивных и негативных проявлениях налогообложения, его влияния на темпы инвестирования, структурных сдвигах в отраслях, соотношении доходов территорий.

При налоговом планировании и прогнозировании не только реализуются фискальные задачи, но и закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля.

Целью налогового регулирования является обеспечение сбалансированности общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего, налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетной сфере, максимальное обеспечение финансового покрытия общественных потребностей.

Налоговый контроль является необходимым условием и важнейшим методом налогового администрирования. Главная его цель - препятствовать

уходу от налогов, обеспечивать своевременное поступление налоговых доходов в полном объеме.

Используя методы оперативного налогового вмешательства в бюджетно-налоговые отношения, налоговая администрация предотвращает налоговые правонарушения и пополняет бюджеты за счет выявленных в ходе налоговых проверок недоплаченных налоговых сумм. В конечном итоге определяется рациональность всей налоговой системы, ее налоговых групп и отдельных налогов.

По мере становления, развития налогового законодательства и адаптации к нему налогоплательщиков происходит снижение влияния организационно-управленческих факторов, а важнейшую роль начинают играть экономические факторы. К макроэкономическим факторам, которые в большей степени влияют на уровень налогового потенциала, а также отражают колебания налоговой базы и приток налоговых доходов в бюджетную систему, можно отнести:

1. Показатель валового регионального продукта, являющийся основным макроэкономическим показателем и отражающим общее экономическое состояние региона в целом. Однако, следует учитывать, что как номинальные, так и реальные оценки ВРП многократно пересматриваются и корректируются [2, С.117]. Используя данный показатель, возможно лишь определить прогнозную величину налогового потенциала на какой-либо период. Применение показателя ВРП как основного фактора развития и совершенствования налогового потенциала регионов, на наш взгляд, привело бы к чрезмерному агрегированию как исходных данных, так и получаемых результатов.
2. Уровень инфляции. Инфляция оказывает достаточно сильное влияние на многие экономические и хозяйственные процессы региона, в том числе и на поступление налогов в бюджетную систему. Под воздействием инфляции происходит обесценивание разрешенных вычетов при расчете налога на прибыль и налога на добавленную стоимость и т.д. Следовательно, воздействие инфляции на налоговый потенциал зависит от методологии декларирования и взимания отдельных налогов. Рост цен может оказывать как повышающее, так и понижающее воздействие на величину налогов и сборов, мобилизуемых в бюджетную систему. Кроме того, существует и иное воздействие инфляционных процессов на бюджетные доходы государства.

Оно состоит в том, что в результате наличия временного лага между начислениями налогов и их поступлением в бюджетную систему происходит определенное обесценивание налоговых поступлений. Инфляция может оказывать негативное макроэкономическое воздействие на общую деловую активность хозяйствующих субъектов, что, несомненно, отразится на налоговых поступлениях в бюджетную систему и развитии налогового потенциала региона.

3. Показатель дебиторской задолженности. Задолженность предприятий перед бюджетом представляет собой часть кредиторской задолженности предприятий, наряду с задолженностью поставщикам, банкам, работникам самого предприятия. Задолженность предприятий перед бюджетом включает в себя сумму начисленных налогов, не перечисленных в бюджет, пени за просрочку перечисления и штрафные санкции, наложенные на налогоплательщика в связи с допущенными налоговыми нарушениями. От размеров просроченной дебиторской задолженности (взаимных неплатежей предприятий) существенно зависит общая величина неплатежей предприятий бюджету. Это объясняется тем, что неплатежеспособность предприятий непосредственным образом сказывается на платежеспособности их кредиторов и взаимоотношениях последних с бюджетом.
4. Инвестиционный климат. Благоприятный инвестиционный климат, сложившийся в регионе, влияет на формирование налоговой базы через вовлечение в экономику дополнительных средств. Решение вопросов развития налогового потенциала региона и совершенствования налоговой базы, возможности качественного прогнозирования налоговых поступлений зависит от методов и форм проведения инвестиционной политики, ее направленности на модернизацию реальной экономики, т.е. развитию налогового потенциала региона способствует выбор приоритетных объектов инвестирования промышленного комплекса региона, которые направляются на предотвращение износа основных фондов и обеспечение развития налоговой базы.

Таким образом, перечисленные факторы дают возможность для проведения всестороннего анализа развития региона и его налогового потенциала. Следовательно, исследование проблемы оценки налогового потенциала необходимо проводить с учётом указанных факторов.

Литература

1. Градов А.П., Кузин Б.И., Медников М. Д. Региональная экономика. Спб.: Питер, 2003. - 247с.
2. Ибрагимова И.И. Налоговый потенциал региона и резервы его использования. Автореф. дисс. ...

канд. экон. наук. Махачкала, 2003. - 21с.

3. Насыровой В.И. Налоговый потенциал и его реализация в системе налоговых доходов региона: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Казань, 2002. - 24с.
4. Попенков Д. Р. Налоговый потенциал субъекта федерации: оценка и прогнозирование по комплексным макроэкономическим показателям: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Владивосток, 2006. - 19с.

Поступила в редакцию 27.09.2006 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты