Спросить
Войти

2003. 03. 040. Могильниковв. А. Кочевники северо-западных предгорий Алтая в ixXi веках / РАН. Ин-т археологии. М. : Наука, 2002. 361 с. Библиогр. : С. 355360

Автор: указан в статье

2003.03.040

154

их правления (70-80-е годы IV в. — рубеж 1У/У или начало V в., согласно М.М. Казанскому) совпадают с финальной фазой черняховской культуры (фаза 5, по Е.Л.Гороховскому: между 375/380-420/430 гг.) (с. 92).

А.Е.Медовичев

2003.03.040. МОГИЛЬНИКОВ В.А. КОЧЕВНИКИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ ПРЕДГОРИЙ АЛТАЯ В 1Х-Х1 ВЕКАХ / РАН. Ин-т археологии. — М.: Наука, 2002. — 361 с. — Библиогр.: с. 355-360.

В монографии анализируются материалы раскопок 143 курганов из 22 могильников, расположенных в степных северо-западных предгорьях Алтая в верхнем течении р.Алей (район деревень Павловка, Гилево, Корболиха), и связанных с тремя группами кочевников - кимаками, кыргызами и огузами. Рассматриваются специфика погребального обряда этих групп, особенности вещевого инвентаря, а также вопросы этнокультурных связей в изучаемом регионе.

Глава первая представляет собой описание памятников, которое дается в порядке нумерации курганных групп, начиная с могильника Гилево до Гилево XVI, затем Корболиха 11-Х, Павловка I, II, Кураевка I и грунтовые погребения начала II тыс. н. э. на поселении эпохи поздней бронзы Гилево II. Все указанные памятники микрорайона верхнего Алея укладываются в хронологические рамки К-Х — первой половины XI вв. с возможным включением наиболее ранних конца VIII в. (с. 8).

В главе второй рассматривается погребальный обряд исследуемых комплексов, а главы третья-седьмая посвящены классификации и анализу различных категорий погребального инвентаря: элементов конского снаряжения (уздечные наборы, стремена и т. д.) и поясной гарнитуры, предметов вооружения (палаши, сабли, наконечники копий и стрел, детали луков, остатки пластинчатых панцирей), керамической и металлической посуды.

Большие размеры отдельных некрополей позволяют, по мнению автора, охарактеризовать их как семейные кладбища. Существенные различия в инвентаре и размерах погребальных конструкций являются показателем социальной и имущественной дифференциации между семьями, а конструктивное многообразие — свидетельством многокомпонентности этнического состава. По особенностям погребального обряда курганы делятся на три группы. Первая из них

155
2003.03.040

включает земляные и каменно-земляные курганы с захоронениями остатков кремации на уровне древнего горизонта или в неглубокой яме. Они соотносятся с пришлыми в данном районе в середине IX в. кыргызами-хакасами. Вторая группа (более ранняя), представленная земляными и каменно-земляными курганами с захоронениями ингумаций в сопровождении шкуры (чучела), головы и конечностей коня, идентифицируется предположительно на основе восточноевропейских аналогий с огузским этническим компонентом. Третья группа объединяет курганы с подпрямоугольными и другими каменными конструкциями в насыпи с захоронениями ингумаций с целым остовом коня или без такового в земляной яме с деревянным перекры-тием или без него. Население, оставившее памятники этой группы, отождествляется с разноплеменными по составу кимаками, отражением чего является разнообразие типов каменно-земляных конструкций надмогильных сооружений. Так, тип прямоугольных каменных оград, с точки зрения автора, можно связать с племенами кимаков-йемеков. Кольцевидные сооружения, наброски из камней типа панциря — с кыпчаками. Каменные и каменно-земляные курганы — с алтайскими тюрками. Большинство кимакских погребений относятся к X — первой половине XI вв. (с. 67, 81).

Таким образом, заключает автор, рассмотренные памятники микрорайона Гилево-Корболиха на верхнем Алее демонстрируют сложный этнокультурный состав населения северо-западных предгорий Алтая в IX-XI вв. В 40-х годах IX в. появившиеся здесь кыргызы столкнулись с немногочисленным, судя по незначительному числу памятников, огузским и кимако-кыпчакским населением, которое, очевидно, частично было покорено, а частично мигрировало на запад — к Приаралью, и на север — в лесостепь Западной Сибири. На завоеванной территории воины-кыргызы быстро смешались с оставшимся местным населением, на что указывают могильники и даже отдельные курганы, содержащие рядом погребения по обрядам ингумации и кремации. К середине X в. остатки огузского этноса и завоеватели кыргызы интегрировались в общий состав населения Кимакского каганата, образование которого автор связывает с новой миграцией населения из Центральной Азии (под давлением киданей), сыгравшего нивелирующую роль в оформлении кимако-кыпчакского этноса (с. 123).

А.Е.Медовичев

НАРОДЫ АЛТАЯ ИСТОРИЯ КОЧЕВНИКИ АЛТАЙ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты