Спросить
Войти

Стратегическое планирование развития полусредних городов Калининградской области

Автор: указан в статье

УДК 911.37(470.26)

П. В. Погребняков

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ

ПОЛУСРЕДНИХ ГОРОДОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматриваются географические особенности стратегического планирования полусредних городов Калининградской области. Выявлены институциональные и вспомогательные группы мероприятий для совершенствования стратегий и улучшения их инвестиционной привлекательности.

The article examines some geographical features of strategic planning of small cities in the Kaliningrad region. The article reveals institutional and secondary measures for perfection of strategy and improvements of investment attractiveness of small towns in the Kaliningrad region.

Перспективы развития Калининградской области связаны с решением новых стратегических задач, главная из которых — достижение конкурентоспособности в макрорегиональном экономическом пространстве. Эта задача не может быть решена только за счет использования «внешних» благоприятных условий в виде таможенных и налоговых льгот и эксплуатации географической эксклюзивности региона. Необходимыми условиями развития являются «внутренние» факторы

— производительность труда и капитала, качество и источники роста, новый «портфель ресурсов», — на которые опирается область. Важным фактором выступает эффективная интеграция региона в экономическую, транспортную, культурную и расселенческую систему Балтики.

Эффективное решение задач социально-экономического развития региона невозможно без обеспечения динамичного развития муниципальных образований. Особенно это касается полусредних городов с населением 20—50 тыс. человек, роль которых в современном мире все более возрастает. В конкурентной борьбе за инвестиции, рабочую силу города вынуждены использовать стремление к достижению устойчивого развития; совершенствование механизмов государственно-частного партнерства; применение стратегического планирования.

Актуальные проблемы развития полусредних городов области изучались в ходе выполнения проекта «СЕБко» — «Сотрудничество между городами и сельскими территориями как двигатель регионального развития в Юго-Восточной Балтике» [1].

Особенностью развития полусредних городов области (Советск, Чер-няховск, Гусев, Балтийск, Светлый) является высокая доля вовлеченности муниципалитетов в международное сотрудничество. Районы и города области участвуют в пяти еврорегионах: «Балтика», «Неман», «Сауле», «Шешупе» и «Лына-Лава». Область находится на острие внешней политики России в ее отношениях с Евросоюзом, и все кризисные ситуации взаиВестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 1. С. 114—117.

моотношений РФ и ЕС моментально сказываются на жителях области. Поэтому развитию отношений с соседями уделяется большое внимание.

В настоящее время на федеральном уровне определен новый подход к стратегическому планированию регионов России. Суть данного подхода — в разработке субъектами РФ комплексных программ социально-экономического развития, включающих его стратегию, программу и схему территориального планирования. На муниципальном уровне этот подход также получил свое развитие. Однако муниципальные образования подошли к стратегическому планированию с разными методиками, что внесло большую степень неопределенности при обобщении стратегических целей муниципальных образований.

Формирование концепции перспективного стратегического развития территориальных социально-экономических систем — сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения определенных принципов, главными из которых считаются принципы целенаправленности, социальности, комплексности, системности, адаптивности, эффективности, минимизации риска, баланса интересов, легитимности, демократичности, профессионализма, принцип «первого руководителя». При соблюдении этих принципов возможен максимальный социально-экономических эффект от реализации стратегии.

Проанализировав стратегии социально-экономического развития полусредних городов Калининградской области, мы пришли к выводу, что не все вышеназванные принципы соблюдались при написании стратегических документов. Кроме того, отсутствует единая система подачи информации, которая возможна лишь при конкурирующем поле среди муниципальных образований, что противоречит эффективной региональной экономике.

Для обоснования мероприятий, направленных на совершенствование организации регионального стратегического планирования в полусредних городах и увеличение их инвестиционной привлекательности, целесообразно выявить продуктивные моменты, присущие современной зарубежной практике. Ее анализ позволяет зафиксировать ряд принципиально важных характеристик, в том числе появившихся в последние годы.

1. Институционализация процесса разработки стратегических планов. Речь идет о тенденции, проявляющейся в создании и функционировании специализированных структур, которым изначально вменена функция: стратегического планирования и улучшения инвестиционного климата.
2. Актуализация внимания к разработке стратегических планов развития местных сообществ. В их основе — усиление децентрализации процесса подготовки и принятия решений по социально-экономическому развитию территории.
3. Апробация нового подхода к организации территориального планирования, в основу которого положена технология, обеспечивающая интеграцию стратегий, разрабатываемых на каждом уровне (муниципалитет, провинция, центральное правительство).
4. Актуализация традиционных зон стратегического видения. В их составе, прежде всего, выделяется предпринимательство, которому отводится уникальная роль в экономическом развитии территорий. В стратегиях развития особый акцент делается на повышение уровня конкурентоспособности муниципального образования, прежде всего в
115
116

области передовых технологий, биотехнологий, информационных технологий и телекоммуникаций. Заметен и постоянно усиливающийся акцент на поддержку инновационной составляющей бизнеса.

5. Усиление внешнеэкономического аспекта в планировании регионального развития. В основе этой тенденции — процессы глобализации экономики, проявляющиеся в интернационализации и интенсификации экономических связей.

Для совершенствования стратегий необходимо провести ряд мероприятий, которые условно можно разделить на институциональные и вспомогательные, а также регионального и федерального уровней.

К федеральному уровню можно отнести две важные темы: обеспечение энергетической безопасности региональной экономики и заключение специального соглашения между РФ и ЕС о жизнеобеспечении Калининградской области. Сейчас и региональные, и федеральные власти пришли к выводу о необходимости подписания такого документа, и нужно доказать эту необходимость западной стороне, приступив к подготовке договора в развитие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС и действующих стратегий сторон по отношению друг к другу.

На региональном уровне требуется:

— создание и обеспечение функционирования в муниципальных образованиях специализированных структур стратегического планирования;

— проведение трехстороннего семинара с участием представителей муниципальных образований, Правительства Калининградской области и экспертов для совместной выработки принципов стратегического планирования;

— внесение показателей устойчивого развития в систему планирования.

К вспомогательным мероприятиям можно отнести:

— продвижение области как конкурентоспособного региона для иностранных и российских инвесторов;

— создание системы стратегического планирования «снизу вверх»;

— привлечение предпринимателей к созданию технопарков, бизнес-инкубаторов на базе учебных заведений, находящихся в муниципалитетах.

В выступлении Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г. поставлена задача достичь качественного изменения уровня жизни, качественного изменения страны, ее экономики и социальной сферы; обеспечить вхождение России в число мировых технологических лидеров. Для этого необходим отказ от инерционного сценария развития, который неизбежно ведет к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за РФ роли сырьевого придатка мировой экономики, а в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров.

Как единственная альтернатива инерционному сценарию Правительством РФ сформулирована стратегия инновационного развития страны, которая предполагает, что темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня. В основных секторах экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя за 12 лет. А это невозможно сделать без привлечения инновационных методов планирования и управления, в том числе и на уровне полусредних городов. В Калининградской

области ситуация осложняется демографической обстановкой в полусредних городах. Добиться поставленных целей в социально-экономической сфере можно двумя путями: увеличивая численность трудоспособного населения либо повышая производительность труда. Целесообразно сосредоточить усилия на втором варианте, так как повышение производительности труда требует в большей степени использования административного ресурса, нежели финансового. Однако необходимо понимать, что рост производительности труда имеет предел, поэтому уже сейчас необходимо прилагать усилия для увеличения численности населения, что обеспечит непрерывность экономического роста.

Опыт соседних стран в становлении принципов стратегического планирования в полусредних городах играет неоценимую роль для городов области. Многие особенности стратегического планирования городов Польши и Литвы актуальны для городов, начинающих этот процесс в Калининградской области. Необходимо лишь отметить, что перед соседями не стояли такие амбиционные задачи, и их развитие шло эволюционным путем, который занял 10—15 лет. Городам Калининградской области необходимо пройти этот путь в ближайшие 3—5 лет, что возможно лишь при концентрации усилий всех заинтересованных сторон.

Занять лидирующие позиции на мировом рынке могут позволить лишь инновационные решения, поэтому необходимо начинать разрабатывать новые, инновационные системы планирования и управления социально-экономическими процессами, которые позволят совершить качественный рывок в стратегическом планировании.

Список литературы

1. Актуальные проблемы развития полусредних городов Калининградской области / под ред. Г. М. Федорова. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

Об авторе

117

П. В. Погребняков — асп., РГУ им. И. Канта.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЛУСРЕДНИЕ ГОРОДА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ strategic planning semi-middle sized towns social and economic development investment attractiveness kaliningrad region
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты