Спросить
Войти

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА предприятия

Автор: указан в статье

5. Смирнов А. Налогообложение: модели оптимизации // Экономист. 1998. № 2. С. 68-76.

6. Виссарионов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности // Экономист. 1998. № 4. С. 69-78.

Кабардино-Балкарский государственный университет 5 мая 2005 г.

© 2005 г. В.В. Шаповалов

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Инновационная деятельность - это взаимодействие различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки и техники, а также планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса. Это виды деятельности, непосредственно связанные с получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. Это особый новаторский процесс создания чего-то нового, постоянный поиск возможностей доведения научных и технических идей, разработок до конкретной продукции и технологий, пользующихся спросом на рынке. Это трансформация результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке или в технологический процесс, используемый в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям [1].

Научно-технический прогресс невозможен без активизации инновационных процессов, ускорения внедрения в производственный сектор передовых технологий и новейших разработок мирового уровня. Ведущими инновационными тенденциями являются: сопровождение разработки новых методов производства крупномасштабными инвестициями в создание новых изделий по селективным базовым критическим направлениям; постоянное усложнение механизма осуществления нововведений; оптимизация различных инновационных хозяйственных систем по стадиям инновационного цикла; прогрессирующая интернационализация реализации инновационных процессов.

Инновационные процессы существенно меняют мировой рынок. Во-первых, он становится все более насыщенным инновациями, в том числе

нематериального характера (идеи, ноу-хау, квалификация, патенты, проекты, информация). Во-вторых, качественно меняется характер конкуренции: она эволюционирует в сторону сотрудничества, распределения ролей конкурентов в осуществлении инновационных проектов и в организации инновационных процессов. В-третьих, рынок нововведений становится все более прогнозируемым, предсказуемым, регулируемым.

Современные инновационные процессы упрочивают технологическую базу усиления взаимозависимости национальных экономик, отраслевых и межотраслевых хозяйственных систем.

Глобальная конкуренция и ограниченность ресурсов, растущая сложность и системность инноваций вынуждают предприятия принимать новые стратегии научных исследований. Сегодня ни одно сколь угодно крупное предприятие, занимающееся интенсивной разработкой технологий, в одиночку не справится с внутренней реализацией и финансированием инновационных проектов, связанных с системными исследованиями и изобретательством. Возникают новые формы кооперации в области НИОКР и изобретательской деятельности, причем основная их часть связана с развитием индустрии высоких технологий (микроэлектроники, энергетики, радиотехники, химии) [2].

Значительно увеличилось число малых научно-технических компаний, возникли новые инновационные структуры (производственные, аналитические, консалтинговые). Многие из них стали альтернативной формой организации профессиональной деятельности для ученых и инженеров недогруженных оборонных предприятий, а также для инициативных предприимчивых специалистов, изобретателей, стремящихся реализовать свои технические идеи.

Адаптация науки и научно-технических организаций и предприятий к новым условиям выразилась прежде всего в массовом оттоке наиболее квалифицированных кадров, фактическом перепрофилировании деятельности многих организаций, лишь формально остающихся научными.

В ходе проведенного автором исследования промышленных предприятий г. Москвы выявлены и обобщены мнения респондентов об основных целях инновационной деятельности, мероприятиях по ее осуществлению, источниках финансирования, а также о факторах, сдерживающих инновационную деятельность на предприятиях отдельных отраслей промышленности, различных форм собственности и численности занятых.

Результаты обследования показали высокий уровень научного и инновационного потенциалов, наличие крупных заделов, возможность решения многих задач страны на основе достижений отечественной науки и техники.

Так, например, на предприятиях Москвы сосредоточен значительный научный потенциал: 31,8 % всех занятых исследованиями и разработками, 36,3 % всех исследователей России. По многим направлениям увеличилась доля лицензий и ноу-хау, соответствующих мировому уровню.

Нам представляется, что при разработке и реализации инновационной политики на предприятии большое значение приобретает выработка четкой стратегии, направленной на завоевание или сохранение позиций на рынке в долгосрочной перспективе, развитие технологической базы предприятия, привлечение инвесторов, подготовку и переподготовку кадров.

Выявлено, что в промышленности России имеются предприятия следующих типов: технологические, конъюнктурные и маркетинговые:

- для первых характерна связь с научно-исследовательскими организациями;

- вторые обычно не содержат научно-исследовательских подразделений, но имеют достаточно эффективные информационно-аналитические подразделения, обеспечивающие сбор и обработку информации о рыночной конъюнктуре и необходимых технологических новациях;

- третьи организуют исследовательские службы, которые учитывают изменения технологий, разработку и организацию производства новых товаров или услуг, поддержание необходимой гибкости структуры и стратегии компании для обеспечения адаптации к изменениям рынка.

Наиболее высокая инновационная активность выявлена на предприятиях технологического и маркетингового типа управления. Большинство таких предприятий имеют численность от 200 до 5000 чел. и находятся в частной или смешанной собственности.

Доминирующую роль в управлении предприятием, распределении и присвоении результатов его деятельности (доходов от реализации произведенной продукции, кредитов, эмиссионных доходов т. п.) играет руководитель и высший менеджмент (администрация) предприятия. Советы трудового коллектива, также как и профсоюзы, функционируют на нем непрерывно, в то время как собрание акционеров (и Совет директоров) -дискретно. Поэтому директор выполняет функции, связанные с внешними отношениями предприятия, а большинство менеджеров ориентировано на его внутренние проблемы.

Более половины руководителей предприятий технологического типа ставят своей основной целью выпуск продукции, соответствующей мировому уровню. Результатом такой поддержки выступает ускоренное освоение новинок отрасли. Основной сложностью при реализации инноваций является синхронная перестройка работы смежников, т.е. отработка механизмов передачи инноваций и создание систем поддержания качества по всей технологической и сбытовой цепочке. Вместе с тем предприятия технологического типа в меньшей степени сталкиваются с субъективными проблемами реализации инновационных стратегий.

Успешный опыт внедрения западных новшеств и активное участие в программах переподготовки специалистов меняют представление о неприменимости передовых западных методов работы в российских условиях. Руководители 70 % технологических предприятий, участвовавших в исследовании, считают, что западные методы управления качеством разработки и освоения новой продукции вполне пригодны в российских условиях. При этом половина руководителей всех типов предприятий - люди в возрасте 30-50 лет. Доля молодежи (до 29 лет) на предприятиях всех типов незначительна, а доля руководителей старше 60 лет на успешных предприятиях в два раза выше, чем на неуспешных.

Предприятия также разделяются по интенсивности и эффективности использования современных методов управления. Почти половина маркетинговых предприятий применяют системы поиска маркетинговой информации в сети Интернет, автоматизированные программы разработки бизнес-планов и системы компьютерного анализа маркетинговой информации. Выделенные типы предприятий существенно различаются по целям, которые ставятся их руководителями. Освоение предприятием системы управления качеством ISO дает прирост заказчиков на 30 %. Пользование сетью Интернет обеспечивает быстрый поиск необходимой ценной маркетинговой и технологической информации, резко снижает издержки по идентификации поставщиков необходимого оборудования, компьютеризированные системы составления бизнес-планов превращают архивные документы в реальные инструменты экономического развития и привлечения инвестиций.

Можно сказать, что инновационная деятельность предприятия связана с созданием, приобретением, освоением и распространением новых и усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.

Практический опыт свидетельствует, что в различных отраслях промышленности более высокая инновационная активность была отмечена в машиностроительной и металлообрабатывающей, а наименьшая - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Среди предприятий различных форм собственности и размеров по численности занятых чаще всего проводили инновационные мероприятия предприятия смешанной формы собственности (без иностранного участия) с численностью занятых от 1000 до 2000 чел. Менее активными оказались государственные, а также малые предприятия с численностью не более 100 чел.

Принято считать, что крупные промышленные предприятия, располагающие лучшей, по сравнению с малыми, материально-технической базой, квалифицированными кадрами, имеют больше возможностей для осуществления нововведений. Главным побудительным мотивом для осуществления инноваций для большинства из них является конкуренция на внутреннем и внешнем рынках.

Основными целями инновационной деятельности являются повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности выпускаемой продукции, технического уровня производства, сокращение издержек производства. Менее значимыми являются совершенствование организации производства и управления, улучшение условий труда и мероприятия по охране окружающей среды.

Основным фактором, сдерживающим инновационную деятельность промышленных предприятий, остается недостаток собственных финансовых средств.

Среди других причин, препятствующих активизации инноваций, следует отметить неприемлемые условия кредитования, изношенность оборудования и слишком высокие затраты на инновации, длительные сроки окупаемости инновационных затрат, недостаток иностранных инвестиций и квалифицированных кадров, низкий уровень заработной платы работников.

Процесс формирования инновационного потенциала предприятия включает в себя ряд взаимосвязанных этапов: поиск источников повышения его инновационного потенциала; отбор соответствующей информации, выбор инвестиционного проекта, реализация которого приведет к росту инновационного потенциала и его наиболее рациональному использованию; оценка эффективности управления и контроля процесса формирования и использования данного потенциала на основе мониторинга.

Эти этапы в общем виде можно выразить как алгоритм процесса формирования инновационного потенциала предприятия (рисунок).

I. Поиск II. Отбор III. Выбор IV. Оценка

источников необходимой эффективного эффективности

повышения ^ информации ^ проекта ^ управления

инновационного и его реализация и контроля

потенциала

Алгоритм процесса формирования и наращивания инновационного потенциала на предприятии

Отметим, что при этом используются бюджетные средства и средства частных инвесторов, учитывается существующая конкурентная стратегия предприятия и возможность ее изменения, определяется эффективность участия каждого инвестора в повышении инновационного потенциала предприятия.

Литература

1. ДракерП.Ф. Инновации и предпринимательство. М., 1992.
2. Кирьяков А.Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике. Ростов н/Д,
2000.

Московский государственный социальный университет 18 апреля 2005 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты