Спросить
Войти

КЛЕЙМА ОРУЖЕЙНИКОВ ИЗ КАЗИ-КУМУХА (ДАГЕСТАН) СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Автор: указан в статье

СЕРГЕЙ ТАЛАНТОВ

КЛЕЙМА ОРУЖЕЙНИКОВ ИЗ КАЗИ-КУМУХА (ДАГЕСТАН) СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ

Проблематика исследований дагестанского оружия первой половины - середины XIXвека связана с отсутствием справочной информации о мастерах, что обусловлено это продолжавшимися в тот период на территории Восточного и Южного Кавказа боевыми действиями в ходе Кавказской войны. Поэтому исследование клейм, которые ставились на оружие в этом регионе, представляет несомненный интерес, тем более, когда такое исследование посвящено отдельно локализованному населенному пункту. Лакское селение Кузи-Кумух известно как родина таких мастеров-отходников, работавших во Владикавказе в конце XIX- началеХХвв. и получивших широкую известность, как Гузун Гузунов, Осман Омаров и другие. Кази-Кумух был столи це й Казикумухского ханства (с 1860года - Казикумухского округа) и являлся одним из центров производства оружия в Дагестане. Автору удалось обнаружить и атрибутировать клинки шашек середины XIXвека, подписанные кази-кумухскимимастерами на французском языке. Таким образом, автор не только установил имена двух ранее неизвестных мастеров-клиночников, но и по характерным признакам атрибутированных клинков создал почву для продолжения исследований и обнаружения новых имен. Ключевые слова: шашка, оружие Кавказа, клейма

Кази-Кумух был столицей Казикумухского ханства (с 1860 года - Казикумухского округа) и являлся одним из центров производства оружия в Дагестане (Маркграф 1882, 215). Широкую известность получили такие мастера из Кази-Кумуха, как Гузунов, Мудунов и Осман Омаров, работавшие во Владикавказе в конце XIX - начале ХХ вв. и имевшие большие мастерские (Аст-вацатурян 2016, 179). Утверждение Российской империи на Кавказе определило стабильный спрос на качественное и красивое оружие, что позволило мастерам-отходникам работать в крупных региональных центрах Тифлисе и Владикавказе. В условиях конкуренции мастера старались совершенствоваться в своем ремесле, принимали участие во всероссийских и международных выставках (Указ. соч.).

После окончания войны на Кавказе российская администрация занималась сбором статистических сведений о кустарных промыслах Дагестана. Инспектор О.В. Маркграф писал в своей книге «Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства»: «Казикумух славится, как столица округа, самыми изящными образцами оружейного искусства, а также высоким мастерством в отделке вещей серебром и золотом» (Маркграф 1882, 215).

Однако о казикумухских мастерах первой половины - середины XIX века информации практически нет, что обусловлено военно-политической обстановкой в регионе в период Кавказской войны. Казикуму хское ханство, вошедшее в состав Российской империи в 1820 году, в период 1830-1850-х гг. находилось в сложных отношениях с государством Имама Шамиля, периодически подвергаясь нападению со стороны наибов имамата (Гомборцы. История 1-го Кавказского стрелкового... 1898, 124, 142, 146). Источники со списками казикумухских оружейников первой половины XIX века не известны.

По сложившимся на основе ранее исследованных предметов представлениям клейма на клинках дагестанских мастеров середины XIX века могли быть нанесены на арабском языке (Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея 2006, 111), на клинках рубежа Х1Х-ХХ вв. на арабском или русском языке (Указ. соч. 87). На серебряных изделиях последней четверти XIX века мастеров-отходников в Грузии, помимо русского и арабского, часто встречаются надписи на грузинском языке (Указ. соч. 81). Исходя из этого, сложилась определенная методология атрибуции, в которой не

уделено должное внимание изучению надписей латиницей на клинках кавказского производства, т. к. такие надписи априори считаются не несущим смысла графическим подражанием надписям на европейских клинках. В процессе исследования автору удалось обнаружить два предмета, клинки которых подписаны, к нашему огромному удивлению, казикумухскими мастерами на французском языке.

Рассмотрим внимательно первый предмет - саблю, которая была обнаружена автором в частной французской коллекции (Илл. 1). Общая длина 97 см, длина клинка 84 см, ширина клинка 3,4 см. Сразу необходимо оговориться, что рукоять на сабле поздняя, на наш взгляд фантазийная, второй половины XX века и не является предметом исследования. Клинок двудольный. Нижний дол - широкий, а верхний - узкий. Боевой конец характерный для сабель - плоский. Долы заканчиваются на некотором расстоянии от конца клинка, в то время как у шашек они имеют другую структуру, то есть долы доходят практически до кромки боевого конца клинка. Сабли с подобной структурой долов (за исключением узкого верхнего, доходящего до хвостовика) и боевым концом похожей формы храИлл. 1. Клинок сабли.

нится в Российском Этнографическом музее (РЭМ №»8761 -15764) (Указ. соч. 171). Около рукояти перед широким долом расположена площадка, на которой в рамке травлением нанесена надпись «Mahomed armurier du Prince Agalar Chan de Kazi Koumouk 1849» - «Магомед, оружейник князя Агалар-хана из Кази-Кумуха» (Илл. 2). Агалар-хан (Агалар-бек) был правителем Казикумухского ханства с 1842 до 1859 года, имел звание генерал - майора Российской императорской армии, командовал отрядами казикумухской милиции в боевых действиях против отрядов наибов Шамиля: «В ночь на 21 (апреля 1856 года) горцы до 2000 человек вторглись со стороны Андалаля в Прикаспийский край, в Казикумухское ханство; г -м. Агалар-бек атаковал неИлл. 2. Надпись на клинке.

приятеля и обратил его в бегство» (Хронологический указатель военных действий 1911, 4). Обратим внимание на небрежный стиль надписи в рамке и неровные линии самой рамки. В связи с этим необходимо отметить, что для клинкового оружия дагестанского производства характерна некоторая неаккуратность в нанесении изображений и надписей на языках, отличных от арабского. Так, даже на клинках начала ХХ века, произведенных казикумухскими мастерами в столице Терской области Владикавказе, где уровень грамотности и художественного вкуса среди оружейников должен был быть выше, чем в Кази-Кумухе в середине XIX века, мы встречаем клейма и картуши с неровными буквами и орфографическими ошибками. Как пример, в альбоме «Холодное оружие в собрания Российского этнографического музея» опубликована шашка (РЭМ №8761 - 15765)

(Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея 2006, 3 9) с клинком производства мастерской Османа Омарова с клеймом «Арудж. Фабрика Османъ Омарова», которое означает «Оружейная фабрика Османа Омарова». При этом небрежность в надписях не была показателем низкого качества изделий. Для клинков казикумухских мастеров был характерен высокий уровень слесарной обработки и хорошие технические характеристики, что в дальнейшем стало залогом конкурентоспособности их продукции во Владикавказе.

Второй клинок с именем казикумухского мастера обнаружен автором при изучении предмета из собственного собрания. Это украшенная офицерская шашка 1863/1864 г. с неутапливаемой в ножны рукоятью (Илл. 3). Общая

Илл. 3. Общий вид шашки.

длина 96 см, длина клинка 79,6 см, ширина клинка 3,3 см. Отметим, что ножны шашки изготовлены одновременно с клинком под соответствующую кривизну с учетом неутапливаемой в раструб рукояти, что исключает поздний подбор прибора. На рукояти шашки нанесены надписи на арабском языке: на одной стороне с именем владельца (предположительно: ВладелецНур Чашма Мирзахан), на другой стороне - с именем мастера и годом производства «Работал ОмарАсад 1280». В собрании Государственного Эрмитажа хранится шашка со схожим серебряным прибором (В.0.-1980), датированным 1284 годом Хиджры (1867/1868 гг. по Григорианскому календарю); предмет опубликован в альбоме Ю. Миллера «Caucasian Arms from the State Hermitage Museum, St. Petersburg» (Miller 2000, 239). Совместно с научным сотрудником отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа В.Н. Образцовым автором было проведено исследование клейм на серебряном приборе шашки В.0.-1980, в ходе которого было обнаружено клеймо мастера «Работал Омар 1284». Исходя из похожего стиля орнамента деталей ножен и их характерной

формы с фигурными выступами можно предположить, что прибор ножен обеих шашек изготовлен одним мастером, а в клейме на шашке из Эрмитажа написан краткий вариант его имени.

На пяте клинка с обеих сторон нанесено клеймо в виде картуша, в центре которого расположена надпись на французском языке «Масса Гагтипе(г) de Ка/1 Коитис(И)» - «Макка, оружейник из Кази-Кумуха» (Илл. 4, 5). На одной из сторон клинка надпись нанесена так, что основания букв направлены в

Илл. 4. Картуш на правой стороне клинка.

Илл. 5. Картуш на левой стороне клинка.

сторону боевого конца клинка, на другой - в сторону рукояти. Клинок имеет широкую режущую кромку и два широких дола, верхний широкий дол на некотором расстоянии от картуша с клеймом делится на два узких. Очевидно, что форма картуша была заимствована мастером. Подобные картуши с надписями на французском языке мы встречаем на клинках европейского производства XVIII века. В Музее артиллерии (ВИМАИВиВС) хранится шашка (Инв.№117/190. Кн.№17135) (Кулинский 2011, 30,31), на клинке которой изображен картуш формы, вероятно ставшей прототипом для картуша казикумухского мастера (Илл. 6).

Очевидно, что подобные кавказские клинки с надписями латиницей есть в музейных и частных собраниях, но место производства и имена мастеров, изготовивших их, не известны, т. к. должным образом не были изучены надписи в клеймах. Автор надеется, что после открытия казикумухских

Илл. 6. Картуш на клинке европейского производства.

клейм на французском языке все подобные клинки будут внимательно изучены, и исследователям удастся обнаружить новые ранее не известные имена дагестанских оружейников середины XIX века.

Библиография.

Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. СПБ, 2016. Гомборцы. История 1-го Кавказского стрелкового Его Императорского Высочества Великого Князя Михаила Николаевича батальона / Сост. штабс-кап. Ф. Арутюнов. - Изд. дон и испр. - Санкт-Петербург : типо-лит. И.Вышинского, 1898. Кулинский А.Н. Русские именные клинки. СПБ «Атлант» 2011 г. Маркграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа с описанием техники производства, М., 1882. Холодное оружие в собрании Российского этнографического музея. СПБ, 2006.

Хронологический указатель военных действий русской армии и флота. Санкт-Петербург: Типолитография Санкт-Петербургской тюрьмы, 1908-1913.. Т. 4: 1855-1894 г.г. - 1911.

Miller Y.A. Kaukasiske Vaben fra Eremitagemuseet, Skt. Petersborg / Caucasian Arms from the State Hermitage Museum, St. Petersburg, Vaabenhis-toriske Aarboger, 2000.

References

Astvatsaturyan E.G. (2016). Weapons of the peoples of the Caucasus. SPb.

Gomborcy. Istoriya 1-go Kavkazskogo strelkovogo Ego Imperatorskogo Vysochestva Velikogo Knyazya Mihaila Nikolaevicha batal&ona Sost. sht-abs-kap. F. Arutyunov [The history of the 1st Caucasian rifle His Imperial Highness Grand Duke Mikhail Nikolayevich battalion. Comp. staff cap. F. Arutyunov]. SPb. 1898.

Holodnoe oruzhie v sobranii Rossijskogo etnograficheskogo muzeya [Melee weapons in the collection of the Russian Museum of Ethnography ]. SPb, 2006.

Hronologicheskij ukazatel& voennyh dejstvij rusckoj armii i flota [Chronological index of hostilities of the Russian army and navy]. Vol. 4: 1855-1894. Sankt-Peterburg, Tipolitografiya Sankt-Peterburgskoj tyur&my Publ., 1911.

Kulinsky A.N. (2011). Russkie imennye klinki [Named blades of Russia]. St. Petersburg, Atlant Publ.

Markgraf O.V. (1882). Ocherkkustarnyhpromyslov Severnogo Kavkaza s opisaniem tekhnikiproizvodstva [Essay on handicrafts of the North Caucasus with a description of production technology], Moscow.

Miller Y.A. (2000). Kaukasisk Vaben fra Hermitage Museum [Caucasian Weapon from the Hermitage Museum]. St. Petersburg, Vaabenhistoriske Aarboger Publ.

ШАШКА ОРУЖИЕ КАВКАЗА КЛЕЙМА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты