Спросить
Войти

Пограничная и карантинная стражи Таврической губернии (конец XVIII - середина XIX В. )

Автор: указан в статье

УДК 93/94 (47)

ПОГРАНИЧНАЯ И КАРАНТИННАЯ СТРАЖИ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ (КОНЕЦ XVIII - СЕРЕДИНА XIX В.)1

© 2019 Н. Д. Борщик1, Д. А. Прохоров2

1 докт. ист. наук,

профессор кафедры документоведения и архивоведения e-mail: arktur4@rambler.ru

2 канд. ист. наук,

ст. науч. сотрудник НИЦ истории и археологии Крыма e-mail: prohorov1da@yandex.ru

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского

В статье рассмотрены проблемы, связанные с историей формирования и деятельности таможенных и карантинных учреждений Крыма в конце XVIII - середине XIX в. Проанализированы меры, предпринятые российской администрацией по модернизации таможенных и карантинных учреждений Таврической области, а затем и Таврической губернии. Изучены предпосылки формирования на полуострове таможенной пограничной стражи, созданной для контроля за перемещением через границы лиц, товаров и грузов, а также занимавшейся пресечением попыток контрабанды. На основании архивных документов выявлены тенденции, приведшие к изменению таможенного законодательства в Российской империи в рассматриваемый период.

27 сентября 1782 г. произошло одно из ключевых событий в истории становления таможенных органов Крымского полуострова и организации таможенной службы. В этот день был издан указ «Об издании общего тарифа для всех портов и пограничных таможен Российской империи, кроме Астрахани, Оренбурга и Сибири», который называют Черноморским из-за особого внимания центральных властей к этому региону. «Хотя сей общий тариф имеет служить и для всех портов наших, -говорилось в документе, - на Чёрном и Азовском морях лежащих, но мы для ободрения тамошнего торга уменьшаем платеж пошлин по оному четвертой частью в пользу подданных наших и тех народов, с которыми будут сделаны у нас точные постановления взамен приобретаемых от них выгод и облегчений для российской торговли. Исключаются из такового уменьшения в пошлинах те товары, о которых в тарифе показано, чтоб собирать с них пошлину и в Черноморских портах наравне с другими таможнями, или где точно же сказано в том тарифе, какую пошлину при Черноморских портах брать»2.

Тогда же российские власти приняли указ «Об учреждении особой Таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потаенного провоза товаров», регламентирующий создание специальной таможенной стражи, цель деятельности которой заключалась в пресечении провоза контрабанды. «Употребленная до сего времени средства к уменьшению потаенного провоза товаров через границы Наши, -декларировалось документе, - ...не были к тому достаточны; большая же часть оных

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-09-00480.
2 Полное Собрание законов Российской империи (ПСЗ РИ). Собр. 1. Т. 21. № 15520. С. 678-681.

обращалась единственно в напрасный казне убыток и в тягость людей на стражу престарелых из гарнизонов, с коих силами подобное проездов пограничных охранение нимало согласовать не может. По многом разыскивании всего того, что может способствовать лучшим образом прекращению таковых злоупотреблений, Мы предпочли учредить по границе Нашей особую таможенную цепь и стражу на следующих основаниях». Особо отмечалось, что «таможенная пограничная стража долженствует быть в каждой пограничной губернии, в коих обыкновенно находятся портовые или пограничные таможни». Новая служба в соответствии с указом состояла из таможенных объездчиков и таможенных пограничных надзирателей. Численность таможенных объездчиков планировалась «на каждые 10 верст по границе по 2 человека», а таможенный пограничный надзиратель - «на каждых 50 верстах по границе определяется для наблюдения над таможенными объездчиками». Кадры для новой службы нанимались советником казенной палаты «добровольно по контракту», причем с обязательными «свидетельствами от тех мест, где они службу отправляли или жительство имели о их добром поведении и с поручительством надежным». Оговаривалось «таможенных объездчиков и таможенных пограничных надзирателей переводить по прошествии года с одного места на другое»3.

26 февраля 1784 г. императрица Екатерина II подписала указ, который стал правоустанавливающим документом по созданию крымских таможен. В указе, в частности, говорилось: «Попечение Наше о распространении торговли подданных Наших и других с ними народов через Черное и Средиземное моря достигло желаемых успехов, когда посредством торгового договора с Портой Оттоманской, в 10-й день июня 1783 года заключенного, изъяты все трудности и препятствия, кои по образу правления турецкого встречались на каждом шагу торговли там токмо водворяющейся и цветущей, где законы ей покровительствуют и где во всех ее видах и оборотах совершенная свобода предводительствует, правилам таковой неограниченной свободы последовали». Российская самодержица особое внимание уделила организации законодательной базы развития таможенной службы в Крыму, подчеркнув, что ранее изданные ею указы «ныне в полной мере присваиваем и распространяем на торговлю черноморскую, удобность и безопасность ее наипаче обнадежены вступлением под державу Нашу области Таврической с прочими землями к ней принадлежащими, где открыты разные пристани морские для всех, кто от избытков России что-либо для себя заимствовать и от своих произращений или рукоделий к выгоде подданных Наших свободной пользой доставить пожелает»4.

Далее в указе сообщалось, что по окончании Русско-турецкой войны 17681774 гг. в Екатеринославском наместничестве, недалеко от устья р. Днепр, был основан город Херсон. При этом Екатерина II, «нашед в нем сугубую удобность и для привоза из России ее произрастаний и для доставления извне всего, что для Нас полезно быть может, сверх обеспечения сего торгу сильной обороною и сверх многих деятельных пособий», объявила режим наибольшего благоприятствования для развития международных торговых связей. Также ею было сделано распоряжение о согласовании с общими правилами торговли для Херсона, «а с ним вместе и лежащие в Таврической области приморские города наши Севастополь, известный до сего под названием Ахт-Яр, одарённый превосходною морскою пристанью, и Феодосию, инако Кефою именуемый». Императрица повелевала, «в рассуждении выгодности», открыть эти порты для «всех народов, в дружбе с империей Нашей пребывающих, в пользу торговли их с верными Нашими подданными». Декларировалось, что отныне

3 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. 21. № 15520. С. 682-685.
4 Государственный архив Республики Крым (ГАРК). Ф. 369. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

упомянутые народы на их собственных или наемных судах могут «свободно, безопасно и беспрепятственно к тем городам приплывать или сухим путем приезжать, нагружать суда их и оттуда отплывать или отъезжать по своему произволению поступая, что до платежа пошлины за привозимые и вывозимые товары касается по тарифам и установлениям таможенным»5.

Для обеспечения нормального функционирования таможен в Новороссийскую губернию решено было направить двух таможенных инспекторов, при этом в ведении одного из них должны были находиться Дубоссарская, Одесская и Очаковская таможни, а также Овидиопольская, Херсонская и Николаевская таможенные заставы. Второму инспектору в обязанности вменялось управление всеми таможнями и таможенными заставами на Таврическом полуострове и по берегам Азовского моря с таможенным досмотром.

29 февраля 1784 г. Екатерина II подписала новый указ, где регламентировались правила экспортно-импортных операций для таможен. Документ был подготовлен на основании «Проекта доклада о запрещении провоза товаров иностранных чрез пограничные к Польше лежащие таможни», авторство которого принадлежит известному российскому литератору, поэту и философу А.Н. Радищеву. В 1777 г. он поступил на службу в Коммерц-коллегию, а с 1790 г. стал де-факто директором Санкт-Петербургской таможни. Появление данного документа было вызвано тем, что высшие правительственные круги пришли к выводу: «...поелику вредным государству тот только пограничный иностранными товарами торг почитается, который доселе существует чрез пределы империи вашей в Европе состоящие, и именно с землями польского королевства сближенные», и поэтому Комиссия о коммерции в первой статье доклада полагала «запрещение к привозу в Россию иностранных товаров чрез одни те пограничные таможни, кои учреждены в Киевском, Могилевском, Полоцком и Екатеринославском наместничествах» [Проект доклада.].

В указе Екатерины II от 29 февраля 1784 г. подробно перечислялись некоторые категории товаров, предполагаемые для провоза через крымские порты. «Для ободрения торгу на Черном море и для пользы и выгоды подданных наших, -распоряжалась императрица, - до усмотрения дальнейших к тому способов, повелеваем: Первое, всякие беломорские, кипрские и греческие вины, в том числе и Самос именуемое, привозимые к портам нашим, на Черном море лежащим, на российских или турецких кораблях, и на счет российских или турецких подданных, сравнять в пошлинах с испанскими и португальскими винами, привозимыми прямо из Испании». В дальнейшем предполагалось брать с них с «оксофта по четыре рубли по пятидесяти копеек российскими деньгами, наблюдая, чтобы о сих винах были положенные по тарифу свидетельства от российских консулей, а где оных нет, от начальства города, или места, откуда те вина в Россию отправлены». Вторым пунктом регламентировался ввоз флорентийских и итальянских вин, которые предполагалось уравнять в пошлинах греческими винами6. Что касается размеров пошлины, то она соответствовала той, что была установлена таможенным тарифом от 17 сентября 1782 г., где в среднем до 2% понижалось обложение импортируемого сырья, а также устанавливалась пошлина 20% на предметы роскоши, и 30-40% -на товары, производившиеся в России в достаточном количестве. На большинство импортных товаров устанавливалась пошлина 10%.

Четвертый и пятый пункты указа Екатерины II разъясняли позиции относительно импорта товаров через порты Чёрного моря (в частности, речь шла о

5 ГАРК. Ф. 369. Оп. 1. Д. 1. Л. 3 об.
6 ГАРК. Ф. 369. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

пошлинах на вина из Валахии, которые должны были быть приравнены к пошлинам на греческие и итальянские вина), при этом вновь делалось уточнение, что эти пункты соответствовали разъяснениям, опубликованным в таможенном тарифе 1782 г.

В шестом пункте регламентировалось распоряжение о том, что «родящиеся около малороссийских и белорусских наместничеств в польских местах товары, а именно - пеньку, лен, мед, воск, вощину, масло конопляное и льняное, воловьи и сырые кожи, всякий хлеб, щетины, семя льняное и конопляное, деготь, разную деревянную посуду, лес и прочие потребные деревенским жителям вещи, и всяких зверей пропускать в Россию чрез пограничные таможни и без всяких пошлин». Данное распоряжение было сделано для «выгоды жителей Наместничества Екатеринославского, и для доставления удобнейших средств таковые припасы и вещи отправлять в пользу торговли морем и дальше»7.

А.Н. Радищев в «Проекте доклада о запрещении провоза товаров иностранных чрез пограничные к Польше лежащие таможни» разъяснял, что по-прежнему разрешено привозить в Россию из Венгрии штеермаркские сенокосные косы, с уплатой за них обозначенных в тарифе пошлин; «равным образом, но токмо не далее как до открытия по прежнему свободного к черноморским нашим портам купеческого кораблеплавания, позволяется там же из соседних мест ввоз разных сухих фруктов, яко то изюму, коринки, черносливу, винных ягод, фиников, орехов и прочих тому подобных с пошлиною, какая в тарифе определена» [Проект доклада...].

Впоследствии в заключённых Россией в 1783, 1785, 1786, 1787 гг. торговых договорах с Польшей, Турцией, Австрией, Францией и Королевством Обеих Сицилий объявлялось о снижении на 25% таможенных сборов в черноморских портах, об открытии транзитной торговли с Польшей и т. д.

Что касается непосредственно таможенных учреждений Крымского полуострова, то, помимо основных функций, на них возлагались важнейшие государственные задачи. Кроме сбора таможенных платежей и контроля над ввозом-вывозом товаров, осуществлялся и контроль над движением населения через границу, и защита внешних рубежей страны. Естественно, что правительство уделяло много внимания реформированию отечественной таможенной системы, стремясь сделать ее унифицированной и превратить в эффективный механизм реализации государственной политики в сфере внешней торговли.

Правительство Екатерины II старалось очень внимательно относиться к назначению таможенных служащих. Императрица распорядилась, чтобы при определении чиновника в таможню и при представлении к очередному чину рассматривался не только его послужной список, но и «поступки тех чиновников в бытность при прежних должностях и с каким рачением исполняли возложенные на них дела».

Одновременно с организационными мероприятиями по формированию таможенных структур шел и процесс создания карантинной службы. «Устав пограничных и портовых карантинов» был принят 7 июля 1800 г. Однако до вступления его в силу шла активная работа по созданию сети карантинов, предназначенных для поддержания и развития торговых отношений со странами средиземноморского и черноморского бассейнов [Воронина 2012: 217; Змерзлий 2012: 18-23]. В частности, 6 июня 1793 г. был утверждён «Штат пяти карантинам, в Таврической области полагаемым», а уже на следующий день указом № 17131 объявлялось об «О устроении карантинов в Екатеринославской губернии и

7 ГАРК. Ф. 369. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.

Таврической области»8. Этими документами регламентировалось создание карантинов в Севастополе, Феодосии, Евпатории, в Керчи и на Таманском полуострове. Вот что, например, представлял разработанный штат севастопольской карантинной службы: карантинный пристав из штаб-офицеров - 1 (с годовым окладом 500 руб.); на содержание писаря и канцелярские расходы - 350 руб.; 2 карантинных надзирателя, причем один из них должен был находиться на брандвахте, а другой - при т. н. «карантинном доме» (жалование 200 и 400 руб. в год соответственно); лекарь -1 (300 руб.), подлекарь - 1 (150 руб.), при этом им полагалось, в случае надобности, требовать медикаменты из Таврической полевой аптеки (на прочие расходы выделялось 120 руб. единовременно). Кроме того, в штате состояли: переводчик -1 (300 руб.), таможенный служитель - 1 (помимо 60 руб. оклада, положенных по штату, ему было положено жалование от таможенной службы), 2 флотских квартирмейстера («сверх получаемого», дополнительное жалование по 60 руб. от флотской команды), 20 гребцов на двух шлюпках - по 12 руб. (всего 240 руб. сверх жалования, мундира и провианта от своей флотской команды), 2 обер-офицера для содержания караула и 24 рядовых «от состоящих в Тавриде армейских полков». Непосредственно карантинной стражей (состоявшей из 6 «старослуживых, коим на мундир и жалованье» определялось по 40 руб. каждому), командовал 1 сержант (с годовым жалованием 80 руб.). Помимо вышеперечисленных штатных единиц, в списках числились 4 рабочих «из преступников, с содержанием обувью и одеянием» (по 30 руб.). Всего же служащих в карантине насчитывалось 40 чел.

Среди запланированных статей расходов карантина были и такие: «на порошки, уксус и смолу для окуривания платья, також на пересмену белья и другие непредвиденные употребления» (500 руб.), на закупку муки и крупы для продовольствия нижним служителям, «которым на пищу при сем штате не полагается, також и для торгующих, кои будут в карантине отпускать по предложению правителя области из таврических магазейнов». Всего же на расходы по карантину полагалось 3 288 руб. в год9.

Что касается карантинов в Евпатории и Феодосии, то в них по штатному расписанию полагалось аналогичное число служащих с сопоставимым бюджетом (по 3 288 руб. ежегодно)10. В Керчи учрежденный там карантин был «половинным», однако с тем же чиновничьим аппаратом. На Таманском полуострове карантин, штат которого составлялся «в уменьшительстве», возглавлял пристав в штаб-офицерском звании (с жалованием 500 руб. в год), в подчинении у которого находились медицинские чины (лекарь и подлекарь, «из уездных, по штату области положенных»), а также писарь (на содержание писаря и канцелярские расходы предполагалось расходовать 250 руб. ежегодно). На «порошки, уксус и смолу для окуривания» для Таманского карантина выделялось по 100 руб. в год.

Всеми карантинами Таврической области должен был заведовать главный начальник карантинной службы (чиновник 6-го класса). Общий бюджет всех таврических карантинов составлял 15 602 руб. Помимо этого, казной выделялись денежные суммы на «починку карантинов и на прибавку строений» (по 5 тыс. руб.)11. Для патрулирования вдоль побережья Крыма от Балаклавы до Еникале, от Евпатории и до северо-западной оконечности полуострова полагалось по 4 легковооруженных судна Черноморского флота, которые, по замыслу авторов-составителей «Штата пяти

8 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. 23. № 17131. С. 436-437.
9 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1341. Оп. 1. Д. 161. Л. 59, 59 об.
10 РГИА. Ф. 1341. Оп. 1. Д. 161. Л. 59 об.
11 ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. 23. № 17131. С. 436.

карантинам, в Таврической области полагаемым», должны были представлять таможенную и карантинную цепь. Набор в карантинную стражу предполагалось осуществлять «от войск, в Тавриде служащих», по согласованию с местными властями и командующим русской армией в Таврической области, «сообразно известному наличию мест по берегам Таврическим»12.

Относительно таможенной пограничной стражи, в обязанности которой вменялось защита государственных границ «от контрабандной торговли и беспаспортных людей» [Военный энциклопедический лексикон 1848-1849: 517], необходимо заметить, что в первой четверти XIX в. произошли существенные изменения в ее структуре. 5 августа 1827 г. правительство утвердило «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи». Министр финансов России, генерал от артиллерии Е. Ф. Канкрин, являющийся автором этого документа, писал императору Николаю I: «Главные перемены состоят в твёрдом воинском разделении стражи, в назначении воинских командиров, в точном определении обмундирования и прочих снаряжений» [Чернушевич 1900: 22]. Пограничная стража подразумевала наличие таможенных округов под управлением окружных начальников. В каждом из округов предписывалось создание вблизи государственных границ «таможенных домов», застав и отдельных постов, «местами даже в две линии» [Военный 1848-1849: 517, 518]. В каждом округе учреждались одна, две, три и более рот, «сообразно с надобностью», пограничной стражи.

Таврическая полубригада (подразделение, состоявшее из двух рот) пограничной стражи была учреждена тогда же, 5 августа 1827 г., и вошла она в состав Феодосийского таможенного округа (1827-1832). Формирование полубригады происходило довольно медленно: нижние чины, предназначенные для комплектования рот, должны были поступать из войск, однако военное министерство не сразу выделило необходимое число человек. Вот как выглядел по штату состав полубригады по состоянию на 1828 г.: командир полубригады (он же командир 1-й роты) - 1; командир 2-й роты - 1; пограничных надзирателей - 3; помощников пограничных надзирателей -4; объездчиков - 60; стражников - 30; всего нижних чинов - 90. Полубригада по документам числилась как «Отдельная Таврическая рота» (с 1828 по 1835 г.) [Чернушевич 1900: 50; Чернушевич 1904: 47, 48: Малюга 2017: 67, 95, 100, 108]. Окончательное формирование штатов Таврической таможенной стражи завершилось к 1840 г. Именно тогда она окончательно сменила охранявших Крымское побережье Черного моря, как в таможенном, так и в карантинном отношении, казаков и Балаклавский греческий батальон. Штаб бригады состоял из командира полубригады, одного запасного офицера, одного ветеринарного врача, двух писарей и семи кузнецов. Всего же в бригаде, охранявших границы на протяжении побережья (более 1 тыс. вёрст), числилось: 14 офицеров, 230 нижних чинов (в т. ч. 163 конных и 67 пеших). В 1840 г. полубригада перешла в подчинение Керчь-Еникальского градоначальника; штаб-квартира командира полубригады находилась в Симферополе, а командиров рот -в 1-й в Евпатории, и 2-й - в Феодосии [Чернушевич 1904: 47, 48].

В октябре 1832 г. таможенную пограничную стражу переименовали в пограничную стражу Департамента внешней торговли Министерства финансов России. Руководство пограничной стражей было сосредоточено в Департаменте внешней торговли (с 1864 г. - Департамент таможенных сборов, где было образовано отделение пограничного надзора). 14 февраля 1830 г. был опубликован высочайше утвержденный доклад министра финансов «О награждении нижних чинов Таможенной стражи

12 РГИА. Ф. 1341. Оп. 1. Д. 161. Л. 60; ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. 44. Ч. 2. Отд. 3 и 4. Приложение к №№ 17131, 17162, 17232, 17233. С. 210-215.

знаками отличия Св. Анны и нашивками на рукав», в котором, в частности, говорилось, что таможенная стража «должна комплектоваться из полков кавалерийских и пехотных людьми хорошего поведения, коим таковой перевод вменяется в награду». Указывалось на необходимость «назначаемых в таможенную стражу избирать из отличных поведением людей, имеющих не менее 15 лет службы, равно из отличных раненых солдат». Выплату жалования чинам таможенной стражи министр финансов предлагал осуществлять «по окладам тех войск, в коих они до поступления в стражу находились,

в том уважении, что оклады по оной значительно превышают армейские»13.

10 июля 1844 г. увидел свет закон «О порядке производства следствий и суда по делам о преступлениях пограничной стражи, несущей карантинные обязанности», в котором закреплялось правило, гласившее: «По тем преступлениям пограничной стражи, которые очевидно заключают в себе нарушение одних таможенных правил или касаются собственно хозяйственной по управлению сей стражею части, следствия производятся одними таможенными чиновниками, по распоряжению Начальника таможенного округа, и по окончании, поступают к сему последнему для дальнейших распоряжений по правилам таможенного управления». Если же преступление квалифицировалось как находящееся в юрисдикции карантинного ведомства или же подпадающее под совместное судопроизводство карантинов и таможен, то при судебном разбирательстве должен был присутствовать депутат от «таможенной
14

стороны»14.

Служба в таможенной пограничной страже нередко сопровождалась опасностью для жизни её сотрудников. Служащие неоднократно сталкивались с необходимостью оказания вооружённого сопротивления контрабандистам и лицам, пытавшимся нелегально пересечь границу. Так, 23 июня 1845 г. два стражника Таврической полубригады пограничной стражи, Плохорнюк и Баев, находясь вблизи кордона № 45 1-го Южного отряда на Южном берегу Крыма (т. н. Искутский кордон, 12 вёрст, 1 вахмистр, 3 объездчика; был расквартирован в Алуште) [Чернушевич 1904: 49], остановили в два часа дня четверых неизвестных и потребовали от них предъявить документы, «но люди сии бросились на нижних чинов и убили их, нанеся несколько ран ножами, а подбежавшего на помощь к ним татарина Магомета-Амет-Оглы сильно ранили». Тем не менее злоумышленники вскоре были пойманы жителями дер. Искут. При детальной проверке выяснилось, что нарушителями были рядовые солдаты, бежавшие из исправительного отделения Таврического внутреннего батальона [Чернушевич 1900: 81].

В декабре 1873 г. служащие Таврической пограничной стражи участвовали в мероприятиях по спасению экипажа российского судна «Св. Николай», потерпевшего крушение у берегов Феодосии. За смелость, проявленную при спасении людей, стражники Таврической бригады пограничной стражи И. Прокопенко, Д. Редька, рулевой катера феодосийской таможни Д. Роде, вахмистр Сотниченко, стражники Сумский, Глущенко и объездчик Прийма были представлены к денежному вознаграждению; капитан стражи Вильчевский удостоился похвального отзыва 1 -й степени [Чернушевич 1901: 62, 63].

Таким образом, можно констатировать, что формирование и деятельность таможенных учреждений в Крыму на этапе их начального формирования и деятельности были обусловлены принятыми законодательными документами, в соответствии с которыми осуществлялся кадровый набор в реестры таможен. Деятельность таможенных учреждений на Крымском полуострове после его

13 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 5. № 3490. С. 162.
14 ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. 19. № 18061. С. 440.

присоединения к России определялась как императорскими указами и внутренними административными распоряжениями, так и сложной внешнеполитической обстановкой, в которой оказалась Россия в конце XVIII в. Одновременно с таможнями создавались и карантины, основной целью которых было предотвращение проникновения инфекционных заболеваний на территорию страны, осуществлявшееся благодаря принятию санитарных мер в отношении прибывавших людей, судов и товаров. Впоследствии правовые и организационные основы системы карантинной стражи регулировались «Положением о карантинной страже», изданным в 1832 г. и вошедшим в «Устав о карантинах» [Золотухина 2016: 83].

Что же касается таможенной пограничной стражи, то после указа 5 августа 1827 г. в одном ведомстве были объединены и военные, и гражданские служащие, причем последние часто занимали начальственные должности по отношению к военным. В этой ситуации всё заметнее стала проявляться тенденция перехода пограничной стражи на положение специальной военной организации, которая в итоге и была создана в октябре 1893 г. Она занималась пограничным надзором и обеспечением законности перемещения через границу России лиц, товаров и грузов. В 1900 г., в соответствии с Положением о пограничной страже, Крымская пограничная стража была отнесена к округу № 5 Отдельного корпуса пограничной стражи; в её штате числился 21 офицер и 410 нижних чинов. Общая протяжённость контролируемой территории составила 753 версты [Чернушевич 1900: 56].

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-09-00480

Библиографический список

Военный энциклопедический лексикон (в 14 т.); изд. Обществом военных и литераторов под ред. М. И. Богдановича. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1848-1849. Т. 12. 696 с.

Воронина Е. О. Создание и развитие государственной карантинной службы в Российской империи в начале Х1Х века // Записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Юридические науки». Т. 25 (64). 2012. № 1. С. 216-224.

Змерзлий Б. В. Створення карантинних установ в Криму в кшщ XVIII - початку XIX ст.) // Часопис Кшвського ушверситету права. 2012. № 1. С. 18-23.

Золотухина П. С. Правовой статус Карантинной стражи в Российской империи в начале XIX века // Таврический научный обозреватель. 2016. № 4 (9), апрель. С. 83-87.

Малюга В. В. Черноморский кордон России. Пограничная стража на Чёрном море. XVIII-XXI века. М.: Эксмо, Яуза, 2017. 622 с.

Проект доклада о запрещении провоза товаров иностранных чрез пограничные к Польше лежащие таможни // Радищев Александр Николаевич. URL: http://radischev.lit-info.ru/radischev/proza/tamozhnya/proekt-doklada-o-zapreschenii.htm (дата обращения: 26.05.2019).

Чернушевич М. П. Материалы к Истории Пограничной Стражи / под ред. Штаба Отдельного Корпуса Пограничной стражи генерал-майора Сахарова. Служба в мирное время: Вып. 1. В царствование императора Николая I-го (1825-1855 г.): Стычка с контрабандирами и прочие происшествия на границе: (Сборник). СПб.: Тип. Штаба Отдельного Корпуса Пограничной Стражи, 1900. [4], 123 с.

Чернушевич М. П. Материалы к Истории Пограничной Стражи / под ред. Штаба Отдельного Корпуса Пограничной стражи генерал-майора Сахарова. Служба в мирное

время: Вып. 2. В царствование императора Александра П-го (1855-1881 г.): Стычка с контрабандирами и прочие происшествия на границе: (Сборник). СПб.: Тип. Штаба Отдельного Корпуса Пограничной Стражи, 1901. 183 с.

Чернушевич М. П. Материалы к Истории Пограничной Стражи / под ред. Штаба Отдельного Корпуса Пограничной стражи генерал-майора Сахарова. Ч. II. Служба в военное время. Вып. 1. Крымская кампания 1854-1856 года. (Краткий очерк). СПб.: тип. Штаба Отдельного Корпуса Пограничной Стражи, 1904. 119 с.Т

КРЫМ ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ ТАМОЖНИ КАРАНТИНЫ ТАМОЖЕННАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СТРАЖА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты