Спросить
Войти

История развития медиации

Автор: указан в статье

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. II

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ПСИХОЛОГИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

О.В. Аллахвердова, E.H. Иванова ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАЦИИ

Методы регулирования человеческих взаимоотношений менялись в ходе эволюции человечества и развития культуры, отражающейся в различных социальных институтах. Так, в первобытном обществе главным методом разрешения конфликтов была грубая физическая сила. При рабовладельческом и феодальном строе — сила наследуемой власти, при капиталистическом - сила власть имущих. Изменение экономической и политической системы меняет менталитет человечества, а следовательно, появляются и новые методы регулирования взаимоотношений людей. Появляется тенденция перехода от драки (войны) к суду, а от суда - к альтернативным ему формам, позволяющим учитывать интересы каждого из участников спора, прежде всего, к переговорам и медиации. Процесс развития различных форм разрешения конфликтов не является линейным, он зависит от доминирующих тенденций в культуре общества. Поэтому точно можно сказать, что привлечение третьей стороны для урегулирования споров и разногласий не является совершенно новым, но меняется внутреннее содержание этого процесса. В современном демократическом обществе все чаще становятся важны интересы отдельного человека, что, в частности, находит отражение и во все более широком распространен™ медиации во многих странах. Толчком к использованию третьей стороны в разрешении конфликтов и регулированию взаимоотношений явилась необходимость выживания первобытных племен. Первыми, кто стал применять методы примирения, были жрецы и вожди. Они останавливали насилие, увечья, убийства, угрожающие самому существованию племени1. Вождь выступал одновременно посредником и арбитром. Поскольку власть вождя считалась священной, принуждение останавливало споры, и на время все заканчивалось миром, но не обязательно на условиях, вполне удовлетворявших стороны. Идея медиации естественным образом апеллировала к более широкому рассмотрению конфликтной ситуации с учетом не только сугубо материальных, но и эмоциональных, духовных ценностей. Поэтому не удивительно, что в прошлом особое место среди посредников занимали религиозные деятели. В Средние века в Западной Европе именно церковь играла наиболее значительную роль не только в дипломатической практике, но и в семейных спорах, и в криминальных случаях. В настоящее время религиозные медиаторы занимают свою нишу во многих культурах. Их участие позволило, например, в недавнем прошлом предотвратить военные действия в Судане и других странах.

Посредничество, являвшееся органичной частью традиционного уклада, в большей степени сохранялось на протяжении веков в восточных культурах, тогда как на Западе, развивавшемся динамичнее, эта практика была вытеснена более рационалистичными

© О.В. Аллахвердова, E.H. Иванова, 2006

судебными формами. С другой стороны, возрождение медиации в западных странах привело к изменению акцентов в ее процессе и появлению ряда новых современных особенностей. Во многих восточных странах, в том числе, в Древнем Китае и Японии, религия и философия подчеркивали ценность консенсуса и гармонии отношений. В Древней Греции посредничество использовалось для улаживания конфликтов между городами-государствами. Разнообразные техники медиации можно проследить в деревнях Иордании, Малайзии, Испании и странах Латинской Америки2.

Основой современной модели медиации, распространяющейся в последние десятилетия во многих странах, является американская модель посредничества. Медиация в США появилась после Второй Мировой войны, когда туда нахлынуло огромное количество эмигрантов. В настоящее время в Соединенных Штатах насчитывается около двадцати различных процедур урегулирования, имеющих разный удельный вес юридических компонентов (естественно, не противоречащих действующему законодательству)3. В развивавшейся американской экономике чрезвычайно обострилась борьба за условия и размеры оплаты труда между профсоюзами и работодателями. Без быстрого разрешения трудовых споров возникала угроза забастовок, массовых увольнений и временного закрытия целых фабрик. Выход нашелся в предложении участникам конфедерации услуг министерства труда в качестве нейтрального посредника. Предлагаемое решение оказалось настолько успешным, что в 1947 г. был учрежден отдельный федеральный закон4. Медиация показала, что даже те ситуации, которые по структурным причинам недоступны для судебных решений, вполне допускают возможность использования посредника в переговорах, когда это становится единственным вариантом предотвращения эскалации конфликта. В то же время, обнаружилась значительная разница в активности применения медиации в трудовых спорах и в других случаях, например, «коммунальных», которые чаще всего не отличаются высокой степенью юридической определенности. В отличие от медиации в трудовых спорах, где стороны являются экспертами, искушенными в правовых нормах и переговорах, в «коммунальных» случаях стороны не являются специалистами в этих областях и представляют, чаще всего, самих себя и своих близких. Эти особенности объясняют относительную трудность расширения сферы «коммунальной» медиации в американской культуре, где люди привыкли отстаивать свои интересы даже по мелочам в состязательном порядке в суде. Если в США медиация как альтернатива суду активно стала развиваться после второй мировой войны, и достигла своих вершин к 1970-м гг., в Европу она пришла в 1980-е гг. Однако этот процесс оказался непростым, и широта распространения медиации существенно колебалась в разных странах.

Так, например, в Германии и во Франции разное отношение к медиации. Во Франции сопротивление американской модели оказалось максимальным, и вплоть до сегодняшнего дня медиация в этой стране имеет очень слабые позиции5. В качестве причин нераспространения медиации во Франции можно предположить, в частности, влияние характерной для этой страны общей тенденции противодействия американской культуре. Напротив, в Германии медиация широко применяется, и история ее развития очень похожа на то, что происходило в США. Каждый юрист, даже мало информированный, знаком сегодня с основными понятиями медиации как одной из структурированных внесудебных процедур. Огромный потенциал признается за медиацией в экономической сфере при разрешении национальных и международных торговых споров. При всей спорности оценки медиации в Германии, ее сторонники считают, что, если медиация как механизм разрешения споров нашла себя в США, существуют возможности и в Германии6.

В Великобритании история медиации довольно успешна. Она берет свое начало в 1980-х гг., а уже с 1993 г. судьи Коммерческого суда начали официально рекомендовать своим клиентам использовать медиацию7. В коммерческих конфликтах с участием посредника достигается высокая эффективность (около 90 %). В Швеции, имеющей давнюю историю использования третейского разбирательства, существует и институт посредничества, например, при Торговой Палате Стокгольма.

Как видно из анализа истории развития медиации в разных странах, сферы использования медиации, прежде всего, относились к тем конфликтам, в которых важны были не только вопросы урегулирования имущественных или деловых отношений, но и аспекты межличностных отношений, сохранение которых было важно для урегулирования спора8. Можно сказать, что к моменту изменения социально-экономической и идеологической системы Советского Союза, США и Европа имели развитую систему практического применения технологии посредничества, включенную в правовую систему страны.

В истории России процесс разрешения споров с участием третьей стороны известен с давних времен. К нему обращались для улаживания конфликтов как внутри крестьянской общины, так и в «высшем обществе». Уже в Древней Руси с помощью посредника делались попытки кончить миром княжеские ссоры и междоусобицы. Посредниками в конфликтных ситуациях нередко выступали представители духовенства. Позднее были созданы социальные институты, которые стали согласовывать интересы различных социальных групп российского общества: Вече, Земский собор, земства9. Посредничество использовалось и в международных отношениях России. Так, в XVIII в. Екатерина П предлагала князю Г. А. Потемкину провести переговоры между Россией и Турцией, а в качестве посредника пригласить прусского короля10. В тоже время, в России авторитаризм власти, основанный на традиционном патернализме населения, длительное время исключал возможности диалога, даже в самой примитивной форме. Это привело к тому, что россияне, желая жить в правовом государстве, внутренне не принимали юридическое право и были склонны следовать праву справедливости так, как они его понимали. С реформами Петра I начинается установление блкзких к Европе способов урегулирования конфликтов. Зыхпеупог^якутые земства, появившиеся после отмены крепостного права, создали определенную культуру разрешения проблем с помощью диалога.

В СССР согласно идеологии считалось, что в советском обществе нет почвы для конфликтов. В то время как в Европе и в США разрабатывались и проверялись различные модели общественных взаимоотношений, в Советском Союзе «конфликты гасились всей мощью государственной машины".

Нельзя сказать, чтобы в стране не использовались переговоры. Технология посредничества была известна, изучалась и применялась внешнеэкономическими ведомствами для реализации политических и экономических доктрин международной деятельности. Например, международное посредничество являлось непременным атрибутом работы советских дипломатов.

Таким образом, к середине 1980-х гг. в связи с общими социальными демократическими изменениями на Западе увеличилось значение общественного диалога. Изменилась и практика социального управления в развитых странах Запада, силовые методы для убеждения оппонентов заменялись переговорами. А конфликты в политической, социальной и экономической сферах нуждались в практических методах разрешения, что привело к активному развитию и совершенствованию последних12. К этому времени Россия тоже вошла в новую полосу своего развития. Увлеченное успехами западной цивилизации, наше

общество продекларировало направление движения на демократию. Но изменение общественно-экономической системы вместо защиты прав личности дало лавину конфликтов, к которым не было готово бывшее советское общество. В начале 1990-х гт. на государственном уровне впервые была признана необходимость изучения методов эффективного разрешения конфликтов, и Россия обратилась к мировому опыту. Американские медиаторы одними из первых появились в России. В 1989 г. по предложению Верховного Совета СССР медиаторы прочитали в Москве ряд лекций по теории медиации, и в тоже время в Санкт-Петербург приехал W. Lincoln с командой, которая рассказывала о медиации13. В 1990 г. в Москву была приглашена большая группа известных медиаторов. Это был самый представительный американский Форум медиации в России14. Секции, которые вели лучшие медиаторы США, рассматривали вопросы трудовых споров, техники ведения переговоров, американские теории и практики разрешения конфликтов. Американские специалисты демонстрировали различные модели медиации&5. После успешного семинара 1992 г. в Санкт-Петербурге была создана общественная Российско-американская программа по конфликтологии, которая внесла свой вклад в становление практики медиации в Петербурге. В рамках этой Программы были обучены первые медиаторы, и в 1993 г. был основан первый в России Центр разрешения конфликтов (ЦРК), где медиаторы начали работать с межличностными конфликтами, адаптируя американские методы медиации к российской (постсоветской) культуре. Все это позволило создать условия для развития практики медиации в России. Медиаторам в процессе своей деятельности удавалось достигать успешности, сравнимой с мировыми стандартами. Все разрешенные конфликты с использованием медиации анализировались, и накопленные опыт и знания вносились в учебную программу, что позволило разработать свой курс обучения специалистов, который получил признание американскими организациями профессиональных медиаторов16. Сравнивая работу российских и зарубежных медиаторов, можно точно сказать, что процент успешных медиаций в нашей стране практически не отличается от такового в США или Германии. Как уже говорилось, наибольший медиационный опыт в России накоплен в межличностных конфликтах. Из 500 медиаций, отслеживаемых Санкт-Петербургским Центром, на долю межличностных медиаций приходится 70 %, на медиации в бизнесе - 20 %, трудовые конфликты - 8 %, и 2 % - на остальные виды17.

Со стороны государства также предпринимаются инициативы в области развития альтернативных способов разрешения споров. В регионах России проходят конференции и семинары о посредничестве и других способах разрешения споров. Возможность внедрения примирительных процедур поддерживается на высоком государственном уровне. В 2004 г. на VI Всероссийском съезде судей Президент РФ г-н В.В. Путин отметил: «надо всемерно развивать методы, широко зарекомендовавшие себя в мире. Имею в виду досудебное и судебное урегулирование споров посредством переговоров и мировых соглашений, а также альтернативные способы разрешения конфликтов.. .»|8 Многие общественные институты вносят сегодня вклад в развитие примирительных процедур в России. Следует сказать, что разработка проекта закона о применении медиации в экономических и бизнес спорах создает новые возможности для развития медиации. Более того, в 2006 г. была создана Коллегия независимых посредников при ТПП РФ, которая берет на себя создание сообщества медиаторов-профессионалов, прошедших специальное обучение и готовых работать на практике.

Но, несмотря на более чем десятилетний период существования медиации в России, она все еще остается мало востребованной, т. к. менталитет людей еще не готов к ее восприятию, и она по-прежнему еще мало известна широким слоям населения19.

Но все, что уже сделано в направлении развития медиации, показывает, что и Россия сможет придти к переговорным способам урегулирования конфликтов, когда признаются права сторон. Медиация будет новым социальным институтом альтернативных методов разрешения конфликтов, формируя новую культуру взаимодействия людей.

1 Давыденко Д.Л. Посредничество по урегулированию коммерческих споров. М., 2006.

I Бесемер X. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга, 2004; Кузьмина М.Н. Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов. Ставрополь, 2001.

3 Носырева Е.И Понятие, виды и значение альтернативного разрешения споров на примере законодательства и практики США // Применение переговоров как метода АРС по делам о защите прав потребителей. Самара, 2004.
4 Там же.
5 Berman H.J. Law and Revolution. The Formation of the Western Legal Tradition. Harvard, 1983 ; Duffy K. G., Grosch J. W, Olczak P. V. Community Mediation. 1991.
6 Bono E. de. Konflikte: Neue Losungsmodelle und Strategien. Dusseldorf, 1989; Skjelsboek K. The UN Secretary-General and the Mediation of International Disputes // Journal of Peace Research, International Mediation. 1991. Vol, 28. № 1; Lovenheim P. How to Mediate Your Dispute. Berkeley, 1996.
7 Иванова E.H. Практика посредничества Лиги переговорщиков // Третейский суд. 2004, № 3.
8 Нельсон P.M. Мировые достижения в области разрешения конфликтов // Материалы конференции 29-30 мая. М., 2000; Риссе Й. Будущее медиации: шансы американской модели медиации в Германии// Медиация в нотариальной практике. M., 2005; Duffy K.G., Grosch J. W, Olczak P. V. Op. cit.; Bono E. de. Op. cit.; Skjelsboek K. Op. cit.
9 Конфликтология / Под ред. A.C. Кармина. СПб, 1999.
10 Там же.

II Карпенко А,Д Особенности российского медиаторства // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2001. Сер. 6. Вып. 3: Конфликтология / Под ред. A.C. Кармина. СПб., 1999.

12 Карпенко АД. Указ. соч.
13 Алпахвердова О.В. Центр разрешения конфликтов. СПб., 1999.
14 Moore С. W. The Mediation Process. San Francisco, 1986; Duffy К. G., Grosch J. W, Olczak P. V. Op. cit.
15 Curie A. In the Middle. Non-Official Mediation in Violant Situations. Hamburg; New York, 1986; Berman H.J. Op. cit.
16 Алпахвердова O.B. Указ. соч.; Иванова E.H. Указ. соч.
17 Там же.
18 Давыденко Д.Л. Указ. соч.

"Алпахвердова О.В., Павлова М.В. Опять о конфликтах... или почему медиация не популярна//Третейский суд. СПб. 2004. № 2; Иванова E.H. Указ. соч.

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты