Спросить
Войти

СОВРЕМЕННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

Автор: указан в статье

_Ошибка! Неверная ссылка закладки. /

Ошибка! Неверная ссылка закладки.

УДК 392 (394)

Аккиева Светлана Исмаиловна

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований - филиал Кабардино-Балкарского научно центра РАН DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10907 СОВРЕМЕННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

Akkieva Svetlana Ismailovna

D.Phil. in History, Leading Research Fellow, Institute for Studies in the Humanities - a branch of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

MODERN FESTIVE CULTURE OF THE PEOPLES OF KABARDINO-BALKARIA

Аннотация

Праздник занимает важное место в истории человеческого общества. В нем отражаются социальные политические, культурные аспекты развития человеческого бытия, общества и государства. В данной статье описывается значимость не только обычных традиционных праздников, но и религиозных. Несмотря на стабильное формирование общероссийской гражданской формы идентичности, некоторые праздники все-таки возрождаются - особенно те, которые в советский период находились под запретом и отмечались на уровне семьи.

Abstract

The holiday occupies an important place in the history of human society. It reflects the social political, cultural aspects of human development, society and the State. This article describes the significance not only of ordinary traditional holidays, but also of religious ones. Despite the stable formation of a nationwide civic form of identity, some holidays are still being revived - especially those that were banned during the Soviet period and celebrated at the family level.

Праздник испокон веков для любых народов является особым событием, которое имеет свою неповторимость и уникальность среди повседневных будничных дней. Знаменательные даты, красные дни календаря имеют свою культуру, историю и ритуалы. В праздниках хранятся воспоминания о значимых датах, событиях, которые имеют определенную значимость для сел, городов и стран в целом. Поэтому, несмотря на разнообразие культурных и исторических видов празднования, праздник сам по себе всегда останется универсальной формой выражения взглядов коллектива и индивида. Поэтому можно сказать, что важный исторический и религиозный день имеют социальную и культурную эволюцию.

Стоит отметить, что в XX веке происходили сложнейшие социальные преобразования, определяющие изменения в природе функционирования различных элементов культуры, приводящие к переосмыслению её символов, переосмыслению путей культурного наследования и общения. При этом праздник не терял, а укрепил свои функции по объединению людей, сохранению семейных и социальных связей. Поэтому в современной культуре народов КБР праздники сохраняют свою важную роль объединения людей. В это время двери домов открыты для гостей - родственников, друзей и даже незнакомых людей.

Также стоит понимать, что советские праздники начали формироваться властью и внедряться в жизнь общества в 1920-1930-е годы. Одновременно с внедрением новых праздников шло выдавливание (запрещение) празднования традиционных памятных дней, в том числе и связанных с религией, которые объявлялись чуждыми, назывались пережитками, свидетельствующими об отсталости их носителей. Эти явления имели место и на Северном Кавказе.

В период современных общественных трансформаций процесс изменения праздничного календаря строился не на насильственном, мобилизационном принципе, как это было в 20 - 30-е годы ХХ века, а на объяснении - что такое хорошо, и что такое плохо.

Праздничный календарь такого многонационального региона РФ, как Кабардино-Балкария, в котором проживает представители более 100 народов и более 860 тыс. человек, обусловлен историческим развитием республики, этническим составом и культурными особенностями. Наряду с российскими государственными праздниками в КБР отмечают три региональных праздника: 1 сентября — День государственности КБР, 28 марта — День возрождения балкарского народа, 20 сентября — День адыгов (черкесов).

С 1990-х годов в общественное пространство вернулись и религиозные праздники. 7 января (празднуется Рождество) и этот день является общероссийским праздничным выходным днем. Российские регионы, в которых исповедуются ислам, отмечают два мусульманских праздника: Ураза-байрам и Курбан-байрам. В Кабардино-Балкарии Указом Главы КБР (по просьбе ДУМ КБР) они объявляются выходными.

Праздник Нового года на протяжении последних десятилетий для всех жителей КБР остается одним из значимых и важных событий «И, хотя с точки зрения мусульмано-кавказской культуры Новый год — это новшество, привнесенное из Европы и распространившееся на Кавказе в советскую эпоху, его празднование, можно сказать, стало уже традиционным» [1].

Приход Нового года жители КБР считают самым значимым событием в жизни своей семьи. Несмотря на заверения ученых, что за 1990-е годы частота социальных контактов с близкими родственниками, друзьями, соседями изменилась и доля россиян, принимающих гостей, резко снизилась^], в Кабардино-Балкарии традиция гостеприимства, если и изменилась, то не кардинально.

Символические функции семейных и календарных праздников не только сохраняются, но и возрастает их роль. Ученые отмечают, что на определенных этапах этнокультурного развития народа семейные и календарные праздники становятся этническими символами. Являясь важнейшей частью культуры, они являются частью этнической идентичности, и зачастую праздники выполняют этносолидирующие, этнозащитные функции. На эту роль праздников обратил внимание известный польский социолог и культуролог К. Жигульский. В экстремальных условиях, писал он, праздник видит форму защиты этнических ценностей. Праздник, выполняя интеграционную роль, подтверждает единство и сплоченность семьи, группы родственников, народа в целом. При этом футуристическая роль праздника как периода, обещающего лучшее будущее, подтверждающего убеждения в том, что сложная ситуация будет преодолена и будет восстановлен нормальный ритм жизни [5, с. 141]. Этнографические материалы показывают, что во время их принудительного пребывания в Казахстане и Кыргызстане в 19441957, во время принудительной депортации, разрозненного расселения и нарушения их гражданских прав, их семейные праздники были одним из важных консолидирующих и этносберегающих факторов.

Праздники, сохранившиеся с советского периода (Праздник День Победы, Праздник Весны и Труда (Праздник Первомая), День защитника Отечества, бывший день Советской Армии и Военно-Морского флота) и новые российские праздники (День России, День национального согласия и примирения) народы КБР отмечают, как и остальные российские граждане и каких-либо региональных отличий исследователи не отмечают.

Из советских праздников наиболее значимым остается День Победы. О высокой степени значимости этого праздника в жизни свидетельствует не только память о том главном и важном событии, которому он посвящен, но и ритуально-обрядовые формы проведения торжества, закрепившиеся в культуре. День Победы, относится к числу тех, которые обеспечивают формирование государственной формы идентичности [3, с.60]

Неоднозначное отношение сохраняется в среде балкарцев к празднику Международный женский день 8 марта, т.к. 8 марта 1944 г. балкарский народ был подвергнут насильственной депортации с исторической родины. В 1990 г. Верховный Совет КБАССР установил 8 марта как День памяти жертв насильственного выселения балкарского народа. В настоящее время для балкарцев 8 марта амбивалентный праздник: это день трагедии балкарцев и одновременно это день женщины-матери, которая в годы депортации спасла народ.

С 1997 года в КБР отмечается День Кабардино-Балкарской государственности, или День Республики. Праздник был утвержден в 1997 г. после принятия Конституции КБР. Дата праздника отсылает к историческим событиям 1 сентября 1921 года, когда Декретом ВЦИК РСФСР было утверждено образование Кабардинской автономной области. В 2001, 2006 и 2011 годах в честь празднования 70-, 75- и 80-летия государственности КБР в республике состоялись масштабные юбилейные мероприятия. По традиции одновременно с Праздник Дня Республики в столице республики проходит День города Нальчика (столицы Кабардино-Балкарии).

С 1990-х годов в общественное пространство вернулись и религиозные праздники. В 1990-м году Верховный Совет РСФСР в декабре принял Постановление, по которому Рождество был объявлен выходным праздничным днем и 7 января 1991 г. впервые с 1929 года в нашей стране официально стали отмечать праздник Рождества. С каждым годом на праздничные богослужения в храмы КБР приходят десятки тысяч людей. Праздник Рождества играет важную роль в сохранении этнокультурной идентичности русских, проживающих в КБР. В ряде населенных пунктов накануне Рождества, как и в прошлом, носят родственникам рождественский ужин - вечерю [8, с. 125]. В 2016 году освещать собор Марии Магдалины в Нальчике (строительско которого было начато в 2004 году) приезжал глава Русской православной церкви - патриарх Кирилл. Для Северного Кавказа это было историческое событие.

Еще один религиозный праздник - это пасха, которая объединяет православных людей, проживающих на территории КБР. В Кабардино-Балкарии в настоящее время действует Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь и 20 православных храмов, три из них находятся в столице республики.

Следует отметить, что XIII- XIV веках среди балкарцев были распространено христианство, как православного, так и католичество, на что указыОшибка! Неверная ссылка закладки. / <<Ш^Ш(МиМ~^®иГМа1>#Ш49)),2(0]9

вают фольклорные и археологические материалы [4, с.166-167]. А этнограф XIX века М. Селезнев писал о христиантве у адыгов: «... в начале года пост длился целую неделю. В это время они ели только бобы, праздновали также масленицу, наблюдали 48 дней Великого поста. В качестве продолжения Поста яйца собирали, даже не употребляя их по мере необходимости, а разбивание яйца считалось преступлением. Говорят, даже сейчас... Во многих местах гор соблюдают эти обряды" [7, с. 250]. В настоящее время среди кабардинцев и балкарцев имеется некоторая часть (весьма малочисленная), которая придерживается православия, католицизма или же протестанских течений христианства. Так, настоятелем одного их храмов Кабардино-Балкарии является этнический балкарец из мусульманской семьи, который в 1992 г. принял православие. Пастор церкви Адвентистов Седьмого Дня в одном из городов Северного Кавказа также является выходцем из семьи мусульман.

В Кабардино-Балкарии имеется три католических прихода: в г. Нальчике, Прохладном и селе Благовещенка. Католиков в КБР насчитывается чуть больше полутора сотни человек. Наиболее широко они отмечают Рождество и Пасху.

С 1997 года в КБР отмечается День Кабардино-Балкарской государственности, или День Республики. Праздник был утвержден в 1997 г. после принятия Конституции КБР. Дата праздника отсылает к историческим событиям 1 сентября 1921 года, когда Декретом ВЦИК РСФСР было утверждено образование Кабардинской автономной области. В 2001, 2006 и 2011 годах в честь празднования 70-, 75- и 80-летия государственности КБР в республике состоялись масштабные юбилейные мероприятия. По традиции одновременно с Праздник Дня Республики в столице республики проходит День города, и праздничные мероприятия переходят в народные гуляния. За два десятилетия официального существования праздник приобрел общереспубликанский символический смысл [2, с. 225].

С 2014 г. гв Кабардино-Балкарии празднуется - День адыгов (черкесов). Праздник не имел определенного исторического обоснования и был установлен по причине «многочисленных обращений граждан КБР и с учетом пожеланий адыгских (черкесских) общественных организаций» (Указ Главы КБР от 12 августа 2014 г. № 166-УГ) [2, с.225]. Учреждение этого праздника было также обусловлено желанием перевесить учреждением нового праздника траурные мероприятия, отмечаемые адыгами всего мира 21 мая в честь окончания кавказской войны XIX года, результатом которого стал исход части адыгов в Османскую империю. Война и исход сопровождались значительными человеческими жертвами.

Религиозные праздники играли и продолжают играть важную роль в поддержании семейных, родственных, соседских и дружеских связей. В советский, атеистический период они носили больше семейный характер, то теперь приобрели

общественное значение. В настоящее время кабардинцы, балкарцы и другие мусульмане, проживающие в республике, отмечают наиболее распространённые праздники Ураза Байрам и Курбан Байрам.

Праздник окончания поста (Ураза-байрам), как и Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения), никогда не покидал жизни кабардинцев и балкарцев, но отмечался в семейном кругу, т.к. в Кабардино-Балкарии до начала 1990-х годов не было мечетей. За последние четверть века в каждом населенном пункте на средства прихожан построены мечети, в которые в дни религиозных праздников собирается от несколько десятков до несколько сот человек.

В первый день после окончания поста во всех мечетях республики проходят праздничные молебны (намаз). После окончания праздничного намаза мусульмане поздравляют друг друга, встречают и провожают гостей. Обязательно навещают пожилых родственников, чтобы поздравить их с окончанием поста и поздравить с праздником, пожелать благополучия, здоровья и долгих лет жизни.

Праздник Курбан-байрам празднуется через два месяца и 10 дней после окончания поста. Материалы полевых исследований автора и материалы социологических опросов последнего времени показывают, что среди молодежи возросло значение религиозных праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам.

С конца 1980-х годов в целом по республике наблюдается возрождение праздников календарного цикла, в том числе и религиозных, что является фактором роста этнического и религиозного сознания населения республики.

С 1994 г. Кабардино-Балкарии установлен общереспубликанский праздник — День возрождения балкарского народа. Указ о его установлении подписал 25 марта 1994 года В.М. Коков (Президент КБР). Датой праздника был установлен день 28 марта, т.к. в 1957 году в этот день на сессии Верховного Совета КБАССР было принято Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики — Кабардино-Балкария, которое было упразднено после депортации балкарского народа, в результате чего республика была переименована в Кабардинскую АССР. Учреждение Дня возрождения балкарского продолжило линию реабилитации балкарского народа. Формы проведения праздника носят как официальный характер: поздравления от руководства республики, торжественные собрания и концерты, различные выставки, так и неофициальный- народные гуляния, которые устраивают жители населенных пунктов республики.

Межэтническая толерантность, проявляющаяся в праздничной культуре различных народов, составляющих население Кабардино-Балкарии, базируется не только на общности традиций и обычаев, таких как гостеприимство, угощение,

одаривание, но и на доброжелательности, добрососедстве.

Кабардино-Балкария - полиэтническая республика и в ней проживают представители более 100 национальностей. В настоящее время в республике действует около 20 национально-культурных центров, в их числе: армянский «Ахбюр», осетинский «Ныхас», грузинский «Рио-ни», корейский «Самчели», греческий «Эллада», татарский «Туган-Тел», НКЦ турок-месхетинцев «Ватан», Терско-Малкинская казачья община, польский «Дружба», украинский «Днипро», эстонский «Кодума», общество русской истории и культуры «Вече», азербайджанский «Азери», белорусский «Сябры», грузинский «Риони», дагестанский «Дагестан», абхазский «Абхазия». Они действуют под эгидой Кабардино-Балкарского фонда культуры. При Кабардино-Балкарском государственном университете действует Центр балкарской культуры и Центр адыгской культуры им. А.А. Ципино-ва. Все эти организации ежегодно проводят традиционные и религиозные праздники, в которых принимают люди разных национальностей, социальных и возрастных групп [2, с.226].

Также стоит отметить, что символические функции семейных и календарных праздников не только сохраняются, но и возрастает их роль. Ученые отмечают, что на определенных этапах этнокультурного развития народа семейные и календарные праздники становятся этническими символами. Являясь важнейшей частью культуры, они становятся частью этнической идентичности, и зачастую праздники выполняют этносолидирую-щие и этнозащитные функции. На эту роль праздников обратил внимание известный польский социолог и культуролог К. Жигульский. В экстремальных условиях, писал он, праздник видит форму защиты этнических ценностей [5, с. 186]. Праздник, выполняя интеграционную роль, подтверждает единство и сплоченность семьи, группы родственников, народа в целом.

Не стоит забывать о том, что праздник является динамичным явлением, подверженным модификации происходящих в обществе общих изменений. Следовательно, все это вызвано трансформацией условий жизни людей, изменениями в его социально-экономической и политической структурах.

Праздники выполняют важные функции сохранения и укрепления семейных, родственных, дружеских связей. Стабильность существования праздника, его постоянство «связаны, прежде всего, с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную деятельность людей, увлечение

обрядами, развлечения, украшения, создавая атмосферу радости, праздник отвечает столь многочисленным коллективным и индивидуальным требованиям, что потребность в нем более устойчива» [5, с. 86].

Иными словами, праздники играют важную роль в укреплении, как российской идентичности, так и сохранении этнокультурных традиций народов республики. Праздничная культура народов КБР развивается не на основе самоизоляции, а на основе полилога. Формы проведения государственных, региональных, национальных и религиозных праздников в полиэтничном пространстве КБР способствуют укреплению традиций добрососедства, гостеприимства, взаимопомощи между представителями разных этнических групп и отдельных представителей народов, проживающих в КБР, и направлены на формирование межнационального мира.

Литература:

1. Аккиева С.И. Креативный потенциал праздничной культуры в полиэтническом обществе в условиях трансформационных изменений. [Электронный ресурс]. Ш: http://dereksiz.0rg/http://www.culturalnet.ru/main/c0n gress_person/967 (дата обращения 10.10.2019).
2. Аккиева С.И. Праздничная культура народов Кабардино-Балкарии как элемент региональной информационной политики// Современная наука и инновации. 2018, № 4. С.222-227.
3. Батчаев В.М.Балкария в XV- начале XIX вв. - М.: Институт археологии Кавказа. - 238 с.
4. Дулина Н.В., Парамонова В.А. «День города» в системе праздничной модели современной России // Известия Волгоградского государственного технического университета.2015. № 7 (167). Т.21. С. 54-61.
5. Жигульский К. Праздник и культура (Праздники старые и новые: размышления социолога) /к. Жигульский. - Москва: Прогресс, 1985. -336 с.
6. Николаев О. Новый год праздник или ожидание праздника [Электронный ресурс]. //Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. № 1 (9). 2003. http://www.strana-oz.ru/?numid=10article=28 (дата обращения: 04.11.2019).
7. Селезнев М. Руководство к познанию Кавказа. Ч. 2. - Спб. 1847, - 465 с.
8. Тхамокова И.Х. Русское население Кабардино-Балкарии в XIX- начале XXI в. Динамика этнокультурных границ. - Нальчик: Издательский отдел КБИГИ, 2014. - 152 с.
праздники народы Кабардино-Балкарии культура религиозные праздники обы-чаи. holidays culture peoples of kabardino-balkaria religious holidays customs.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты