Спросить
Войти

Размышления участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг

Автор: указан в статье

60 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Размышления участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Г.Е. Лпросимов

Тема Великой Отечественной войны бесконечно широка и по содержанию глубока, особенно для тех, кто непосредственно участвовал в битвах с врагами, находясь на решающих участках боевых действий, кампаний, направлений и фронтов.

Для начала расскажу, как мы, слушатели курсов учителей в г. Якутске, узнали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. В нашей группе было 40 молодых учителей из разных районов. Занятия наши проходили в школе № 1, которая находилась на улице Петровского, в том месте, где ныне стоит здание Института геологии алмазов и драгоценных металлов. Среди нас было 10-12 девушек. Помню Анисию Никифорову, жену писателя Исая Никифорова. Из парней помню Егороэа, Баишева, Варламова, Зыкова, Рожина, Погапова, Заболоцкого, Петрова. Это были физически здоровые ребята, стремящиеся к знаниям, дисциплинированные, внимательные к преподавателям. Учили нас преподаватели Якутского пединститута и педучилища. Среди нас были первый кандидат педагогических наук из якутов С.Ф. Попов, директор ЯПУ В.П. Геллис, литера-тор-русовед К.Ф.Пасютин, историк П.У. Петров, специалист по якутскому языку Н.С. Григорьев и другие. Учиться нам было интересно. И вот 22 июня как обычно после обеда собрались и ждали Степана Федотовича Попова, но его нет и нет, в чем дело, в ожидании его начали заниматься самостоятельно учебными делами. Вдруг вместе с С.Ф. Поповым пришли два незнакомых товарища. К столу преподавателя приставили два стула для них, а мы ждем, думаем, что-то случилось, но что - не знаем. Они некоторое время молчали. Внешний вид необычный. Наконец, встает Степан Федотович и говорит: «Товарищи, слушайте очень внимательно представителя обкома партии» (к соАПРОСИМОВ Георгий Ефимович, заслуженный учитель ЯАССР, преподаватель Якутского государственного университета, участник-инвалид ВОВ

жалению, его Ф.И.О. я забыл) и предоставляет ему слово для сообщения. Товарищ встает и медленно начинает говорить, подчеркивая и выделяя интонацией слова необычного содержания: «Товарищи, Москва сообщила. Сегодня в три часа ночи гитлеровская Германия вероломно напала войной на нашу страну! Вот сейчас, в три часа дня по радио будет выступать нарком иностранных дел товарищ Вячеслав Михайлович Молотов. Мы все выйдем слушать его речь. Громкоговоритель установлен на углу улиц Октябрьской и Петровского рядом с вами», посмотрел на нас, стараясь понять наши чувства и внутреннюю реакцию. Встает другой товарищ. Он оказался инспектором наркомпроса. Нас организованно повели к громкоговорителю. Мы все, как один, молчим. У отдельных девушек слезы на глазах. Никаких разговоров и вопросов. Стоим, ждем. Идут минуты. Было много проходящих, они спрашивали, что случилось, в чем дело, зачем собрались, откуда и для чего здесь радио? Мы тихо отвечаем: война, слушать будем Молото-ва. Услышав, все тихо передают проходящим. Толпа собралась моментально. Зуммер. Голос: внимание, внимание, слушайте важное государственное сообщение народного комиссара иностранных дел СССР товарища Молотова. Без имени и отчества. Товарищ Молотов говорил медленно, словно диктуя, о том, когда началось вероломное нападение на нашу страну. Речь была краткой и понятной. Люди в толпе начали крепко ругаться, были у многих слезы. Слышны были отдельные крики: будем воевать! Разошлись тихо, спокойно. Мы вернулись к себе. Степан Федотович был среди нас, все молчал, прятал глаза, платком часто вытирал лицо. Когда все расселись по местам, Степан Федотович стоя обратился к нам: «Товарищи, тяжело всем. Успокойтесь. Занятий не будет до завтра. До свидания».

Так началась война. Мы, мужчины, начали говорить о призыве в РККА и о возможной отмене курсов подготовки и т.д. Жалко было девушек, у

них нервы не выдержали, все начали плакать и рыдать со словами: «Что будет с нами?» Их успокаивали, каждую провожали до дому. 23-го июня все пришли на занятия. Ни смеха, ни громких разговоров, преподавателей слушали без чувства, без мысли, сидя с внутренним опустошением. Это были минуты, часы, дни пыток, рассеянности, неопределенности, бессонницы, слез и печали в семье. Все как-то изменилось...

Однако жизнь течет, работа продолжается, разум обостряется, желание понять случившееся растет, усиливается чувство патриотизма. Повысилась разъяснительно-пропагандистская работа. Война всколыхнула всех, все искали ответ на мучительный вопрос: почему? Когда выступит товарищ И.В. Сталин? Когда нас призовут в РККА? В ответ нам говорили все, как сговорились: Ждем Москву Потерпите. Скоро узнаем обстановку и определимся, что делать? Как ни странно, драки, мелкое хулиганство в городе сразу исчезли, даже в парке отдыха совсем незнакомые парни подходили и предлагали коллективно всем поехать воевать против фашистов. Больше никаких разговоров, глупых стычек, не говоря уже о веселье... Мы приходили в места скопления молодежи и взрослых, чтобы услышать других, обменяться мнениями, пообщаться. Ребята с синяками, полученными до объявления войны, толпой приходили в военкоматы с требованиями призыва в армию, а офицеры держали «оборону» и всех уговаривали не торопиться. В первые дни не было термина «фронт», поэтом)& все просились в РККА. Нас тогда удивил старый семидесятилетний партизан Гавриил Егоров с его громким требованием направить на войну против фашистов. Говорит, что он еще не стар и вполне может держать винтовку и стрелять метко!

Вот такой был сильный и мобилизующий советский патриотизм и желание защищать Отечество, начиная от юношей до стариков, не думая о личной жизни и смерти!

Нам наконец-то объявили, что мы под призыв в армию не подпадаем и обязали продолжать учебу и готовиться к поездкам в районы по направлениям на1ркомпроса. Закончив курсы, разъехались, попрощавшись друг с другом. После войны узнали, что многие погибли на фронтах войны, счастливчики вернулись с ранениями и продолжали свою любимую учительскую работу. Например, муж Анисии Исай Никифоров вернулся офицером с орденом «Красной Звезды», брат профессора Егорова Дмитрий Егоров вернулся, стал отцом многодетной семьи, Баишев до конца своей жизни работал учителем в г. Якутске в спецшколе ГОНО. Автор этих строк прошел все ступени системы народного образования и четверть века преподает в ордена Дружбы народов имени М.К. Аммосова государственном университете. Такова была наша судьба.

Война, фронт - это не работа, а суровая обязанность, беспрекословное выполнение требований каждого слова ПРИСЯГИ, которая меня, между прочим, держит в дисциплине до сего дня, и так будет до конца моей жизни.

В 1941-1943 годах наше вооружение было только советским, продукцией своих конструкторов и отечественных заводов. Транспорт - это лошади, знаменитые трехтонки «ЗИС-5» с фанерными кабинами, танки, маленькие танкетки, двукрылые юркие самолеты. Говорят, на двоих была одна винтовка!? Так может сказать или глупый невежа, или бывший бездельник, или враг. Наличие вооружения у нас было достаточным, несмотря на суровую жизнь, красноармейцев на передовой линии обеспечивали питанием и обмундированием. В условиях отступления или военного окружения врагами мы попадали в тяжелое положение, но и тогда делились между собой последним без каких-либо приказов, таков закон взаимоотношений вооруженных людей. Между прочим, потому и одолели врага.

К слову. Для передвижения украинская земля, где я воевал, была на редкость тяжелой. Грязь липкая, глубокая, к колесам так и прилипает. Орудия проваливались, приходилось тянуть их за спицы деревянных колес. «ЗИС-5» вытаскивали, толкали, ноги от черной глины «освобождали» штыками. Вот в этих нелегких условиях делали все, что надо было. Надо - значит надо! Мы все это прошли и пережили и являемся живыми свидетелями, и под старость лет от правды отходить не можем, совесть не позволяет и присяга обязывает. Знаем высокую ответственность перед поколениями и Отечеством, которое защищали!

В книгах даты, время военных событий не всегда совпадают по реальным причинам военного времени. Итак, директива подписана, приказ поступил. До исполнителей еще не дошел, надо собраться, подготовиться, а в это время и пальба, и взрывы, отсюда и споры сегодня. Например, Харьковская операция началась в декабре 1942 года, шли с боями через Мичуринск, Миллерово, Луганск, Купенск-1 и 2, Чугуев, Харьковский тракторный завод, через уличные бои в самом Харькове.... А пишут 1943 годом!?

Из страшного окружения пробились, спасибо комбату Штакельбергу за спасение жизни своих солдат. Было очень тяжело. Из нашей роты уцелели лишь 8 человек, меня они и спасли. К нашему счастью, наш полк № 1310 сумел сохранить знамя полка и позтому нас не расформировали и к ответственности не привлекли никого.

В Печенегах были жестокие схватки в течение трех суток, и 25 марта 1943 года попали под сильный удар врага. Многих перебили и меня не пощадили. Попал в госпиталь с ранением руки, с «мелкими» царапинами и навсегда стал тыловиком.

Как и все мои сверстники до Великой Отечественной войны 1941 года, настоящую учебу не проходил. С 193 8 года начинается ухудшение отношения к СССР со стороны империалистических стран, с 1939 года усиливается вооруженное давление на нас, завязалась война с Финляндией. А дальше началась освободительная война против немецкого фашизма, в которой довелось лично участвовать.

Поэтому начал серьезно учиться только после войны в 1950-52 ив 1955-58 годах в Якутском государственном учительском институте на историческом факультете и в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина на педагогическом факультете по специальности «Школоведение, педагогика, психология».

Моя вузовская жизнь прошла интересно в условиях роста национальной гордости и обострения идеологической борьбы на фоне самовосхваления одних, давления на других, взаимообвинений, групповщины среди писателей и жесткой критики национализма в якутской литературе. Вся эта кампания началась с публичного заявления Элляя, что он является основателем саха литературы. Обвинителями были Васильев, Бордонский и известный советский поэт А. Сурков. Яблоком раздора стала книга Г. Башарина «Три реалистах- просветителя». Особую активность и упорство проявили Н. Канаев, Г. Тихонов и Г. Ефремов. Началось преследование и обвинение Г. Башарина, А. Морди-нова, И. Романова, Ф. Сафронова. С работы были сняты И. Винокуров, В. Протодьяконов, П. Корякин. Не пожалели С. Васильева и Сем. Данилова. Зато эта тройка «интернационалистов» оккупировала культуру и сферу идеологии, начиная с министра культуры Г. Ефремова.

В те годы в институте преподавали Г. Башарин, С. Данилов, И. Романов, А. Мординов, Д. Кузьмин, Н. Григорьев, Ф. Шарин, П. Корнилов. С. Попов,

приехал молодой кандидат исторических наук И. Попов, Арбатский, Р. Местников, К. Пасютин, Рейнгард, Ю. Шафер, А. Ковалевский, М. Чудино-ва, С. Сюльский, В. Еремеев, В. Алексеев и другие.

Секретарем институтской партийной организации работал фронтовик Д. Спиридонов, студент исторического факультета, комсомольским секретарем был Е. Кычкин. К нам в институт часто приходили «специалисты» по национальным вопросам, подключены были и органы надзора и безопасности. Появился термин «башаринцы».

Якутскую литературу преподавал Семен Петрович Данилов, пользовавшийся большим авторитетом и уважением среди нас, студентов. Он объективно объяснял суть «буржуазного национализма» в нашей литературе и на примере произведений Кулаковского, Софронова, Неустроева показывал наличие характерных особенностей времени. Мы почти у всех преподавателей спрашивали о причинах возбуждения национальной вражды и кому это было нужно? Это в то время, когда жизненность и действенность дружбы народов и боевой интернационализм были доказаны на фронтах Отечественной войны. Наши старшие товарищи отрицали и продолжали не признавать наличие и тем более вредность буржуазного национализма.

Однако мы, студенты, соблюдали строгую субординацию по отношению к преподавателям, особо часто не беспокоили, и они на нас смотрели как на учащихся, в споры, в «интимные» беседы с нами не вступали, были строги и обязательны. Разговоры о том, что вступали в равные дискуссии с Г. Башариным и другими чистейшей воды чепуха, простое хвастовство, беспардонный субъективизм.

Коллектив студентов был разнороден как по национальному составу, образу жизни, происхождению и обеспеченности, так и по возрасту. С нами учились Павел Игнатьев 1905 года рождения, ровесник С.Ф. Попова - директора института, Р. Попов, офицер-фронтовик, Е. Кычкин -1, В. Степанов, М. Габышев, Е. Захаров, И. Корякин, М. Жирков, Е. Барашкова, М. Зайцева, М. Сивцев, Левин, Винокуров, Унжакова, Н. Никифоров, С. Аржаков, Черкасова - дочь крупного чиновника, В. Яковлев, Леонтьев, Федоров, Александров, М. Иванов, Ро-жин, Прядезников и многие другие.

Нашим любимым педагогом был С.С. Сюльский - человек высокого роста, стройный, в сером строгом костюме, в фетровых белых валенках, в белой сорочке с красивым галстуком, с неторопливой походкой, с приятным подкупающим голосом, с манерой читать лекции без единой бумаж-

ки, с впечатляющими жестами и яркими примерами из реальной жизни школ, семейного быта и воспитания детей. Обязательным «атрибутом» его стола были любимые папиросы марки «Казбек» и коробка спичек на ней. Он умело, к месту приводил острые юмористические примеры и обязательно спрашивал, кто есть кто, из какого района, школы, знает ли такого-то учителя. Да, некоторым приходилось смущаться. Старался связывать в простой форме п едагогические теории с традиционным народным воспитанием детей в условиях нашего сурового климата. В порядке шутки говорил: «Вы старайтесь не походить на такого-то «чудака», учителя из такой-то школы». Да, Семен Семенович был оригиналом, заслуживающим подражания. Он 5 мая 1951 года должен был лететь в Москву на защиту диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, об этом нам сам говорил, и мы ему пожелали успехов, счастливого пути, но к нашему горю его убили третьего мая той весны.

Это страшное заказное убийство до сего дня осталось нераскрытым и останется нераскрытым. Вздорно и преднамеренно обвинили и привлекли к суду красивейшую женщину с длиннющей тол-стосплетенной косой, первую балерину народа саха, имевшую дочь от Семена Сюльского, неповторимую Посельскую.

Автор этих строк был на суде по улице Орджоникидзе, слушал ее ответ на вопрос: «Как я могла убить человека, которого преданно любила, отца моей дочери, граждане судьи?». Мы, сидящие в небольшом зале, ее словам искренне и безоговорочно поверили.

Думаю, эта трагедия до сих пор не забыта и стоит ее изучить. На похороны С.С. Сюльского стихийно собралась масса народа, она вся дошла до кладбища плотным потоком по улицам Советской, Октябрьской, Ворошилова, Лермонтова с поворотом на Вилюйский переулок. Эти похороны были стихийным протестом против бесполезной идеологической борьбы и политического убийства честного и незаурядного, интеллигентного человека. Плакали и якуты, и русские, старые и молодые. На земляном могильном холмике венки сложили огромной копной. Мне никогда потом, после этих похорон с многотысячной массой народа, не приходилось участвовать в подобном и даже слышать о таком.

Мы с трепетным уважением и гордостью относились к первым маститым ученым А.Е. Морди-нову, И.М. Романову, слушали и записывали их академические и публичные лекции, восторгались их научностью, логической системой раскрытия проблем, грамотностью и чистотой их неповторимой речи. У них мы прошли школу будущего, культуру умственного труда, они дали нам понять законы диалектики о первичности бытия и вторичности сознания, о базисе и надстройке.

Институт с его атмосферой дебатов, политических споров, касающихся судеб народа саха, коренной нации республики, нас всех закалял, закладывал моральную основу для углубления и развития настоящего патриотизма и неподдельной любви к родной якутской земле и в целом к великой, непобедимой, миролюбивой Державе - СССР.

Институт, его замечательные преподаватели были для нас живым примером человечности, принципиальности, убежденности в правоте, душевной чистоты и природной сердечности. Память об этом сохраняем до сего дня.

Такой замечательный коллектив ученых-препо-давателей смог дать нам очень многое в различных областях науки. Они развивали наш внутренний талант и наши способности как будущих воспитателей молодого поколения и чувство ответственности настоящих педагогов и надежных наставников, носящих гордо почетное звание учителя.

К сожалению, всему коллективу преподавателей и студентов различных факультетов очень мешала и тормозила их деятельность борьба против «буржуазного национализма», развернутого лжеинтернационалистами в лице А. Суркова, Климовича, Ефремова, Канаева, Тихонова и др.

По окончании института мы разъехались по районам ЯАССР. По семейным обстоятельствам мне пришлось приступить к работе значительно раньше других моих сокурсников в должности инспектора отдела народного образования Якутского района с центром Большая Марха.

Время шло в заботам инспектора РОНО, затем преподавателя вуза. Со временем улучшились материально-бытовые условия. Выросли дети, супруга работает по специальности. У меня много профессиональных, партийных, общественных обязанностей, товарищей и друзей, впрочем, все как надо.

Москва. Декабрь 2004 года. Я без всякого «указания» сверху 20 декабря был на приеме у председателя Всероссийского Совета ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта товарища Трунова Михаила Петровича и довольно детально обсуждал с ним проблемы условий жизни оставшихся в живых участников войны и трудового фронта 1941-1945 гг. Я его информировал о деятельности Якутского республиканского Совета ветеранов как в прошлом, так и в настоящем и о скоропостижной кончине председателя Дохтуро-ва А.Л.

Дальше обратил его внимание на малоизвестные ему проблемы развития республики и жизни ее народов в суровых условиях перепадов зимних температур от 30 до 60 градусов ниже нуля по Цельсию. Веками, под постоянным воздействием сурового климата, формировались характер людей, система быта и культура. В республике нет легкого труда: добываем полезные ископаемые, развиваем сельское хозяйство, создали систему народного образования и науки, укрепляем связь поколений и взаимопомощь, уважение и дружбу наций и народностей. Народ нашей Якутской АССР всегда отличался законопослушностью и исполнительностью, не допускал срывов, противостояний в общественно-политических кампаниях. И сегодня, в условиях хаоса и безответственности властей, держится и сохраняет межнациональную устойчивость.

В годы войны якутяне работали под девизами: «Лучше работать, лучше учиться!», «Все фронту!», «Наше дело правое - победим!», «Дисциплина груд!», «Отдай норму, помогай другому!». Все отрасли народного хозяйства работали на разгром фашистов. Все боролись за освобождение родной страны от нацистов, начиная от детей до стариков. В то время на огромной территории Якутской АССР проживало менее полмиллиона человек, которые были заняты во всех отраслях промышленности, в аграрном секторе, образовании, культуре, науке, социальной сфере. Война ударила крепко. Только в 1941 году в РККА было призвано 17000 человек, в 1942 году - 21500. Всего призвано более 62000 человек. Наши земляки участвовали во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны и расписались на стенах рейхстага.

Из наших бойцов-якутян 25 человек удостоились звания Героя Советского Союза и один с опозданием на десятилетия - Героя России. Орденами и медалями СССР награждены более 10000 братьев и сестер! Из числа закаленных на самоотверженном трудовом фронте звания Героя Социалистического Труда в последующем удостоились 73 труженика и труженицы, и одному участнику войны присвоено почетное звание Народного Учителя СССР.

Сегодня, в год празднования 60-летия Победы над немецким фашизмом, в живых осталось 1600 старых солдат, в общей сложности 34000 ветеранов войны и труда до 1932 года рождения. Если сказать прямо и откровенно, то их положение незавидное. Многие инвалиды войны и их вдовы в течение 60-и лет так и не смогли получить благоустроенные квартиры. Давит дороговизна медицинских препаратов иностранного производства. Плохо обеспечены ветераны специально предназначенным автотранспортом. Они преодолевают большие очереди и к тому же инструкции МСЭ-за не учитывают их состояние: «Есть ноги, ходите? Как пришли, так и уйдете. Здоров? Живи пока без машины «Ока». Плохо с путевками, с сопровождающими. И опять-таки в силе остается устаревшее положение, предусматривающее сопровождение только инвалидов первой группы, а они сегодня -почти лежачие и не желающие ехать куда-либо. Следовало бы помочь инвалидам-участникам войны второй группы. К тыловикам почти нет внимания и нет определенности в льготах, предназначенных им.

Вопросы награждения решаются сверху без учета политического и стратегического содержания Великой Отечественной войны. Забыты участники войны периода 1941-1943 годов, пожертвовавшие жизнью и здоровьем за Отечество в жестоких отступлениях первых лет и не отмеченные заслуженными орденами и медалями, которые до ноября 1943 года еще не были учреждены. Здесь вины у ветеранов нет.

Сегодня благодарное поколение, если есть таковое, обязано уважать их так, как уважали участников Отечественной войны 1812 года. И к 60-летию величайшей Победы над немцами, в честь решающих битв под Москвой, за Сталинград, за Курск и за освобождение Харькова наградить их орденами, закрепленными статусом государства и статусом льгот для награжденных фронтовиков и их близких по крови на вечные времена. И я думаю, что только такими перспективными мерами можно увековечить память об освободительной войне 1941-1945 годов. Об этом, как знаем, никто не думает. И решили выпустить юбилейную медаль «60 лет Победы», которая хуже медали С. Умалатовой - 50 лет Победы с надписью «За Советскую Родину». Этот вопрос у нас на 6-м пленуме Совета ветеранов республики ставился.

Во время приема Трунов М.П. не стал возражать и просил тут же для него составить памятку для делового разговора на предстоящем совещании на следующей неделе по двум важным вопросам: по выделению ветеранам автомашин и по награждению их новыми орденами и медалями. А также он просил по приезду написать справку о работе Совета ветеранов Республики Саха (Якутия).

Я немедленно составил памятку с просьбой помочь в выделении до конца 2004 года 50 автомашин «Ока» для инвалидов войны и об учреждении ордена со льготами для награждения живых участников войны с изображением бюста-портрета И.В. Сталина с соответствующей надписью. И передал ее Трунову М.П. с указанием своего адреса в г. Якутске.

Предложения по поводу лечения ветеранов, награждения указанными орденами ветеранов войны я высказал на встречах тов. Штырова В.А. с ветеранами войны и труда 20-го января 2005 года с вручением полного текста выступления на 5 листах.

«т» ♦> ♦>

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты