УДК 378(470.44/47)
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ОБЩЕСТВОВЕДОВ В 1920-е гг. В НИЖНЕМ ПОВОЛЖЬЕ
© Т.В. Чемоданова
В статье представлены результаты исследования, проведенного на основе широкого круга архивных материалов, позволяющие составить целостное представление о деятельности высших учебных заведений Нижнего Поволжья по подготовке и переподготовке учителей обществоведения. Автор анализирует основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться региональным органам народного образования в деле формирования педагогических кадров обществоведов для школ Саратовской, Астраханской и Царицынской губерний.
Октябрь 1917 г. повлек за собой начало коренных изменений во всех сферах жизни советского общества, в т. ч. ив народном образовании. Борьба за новую школу стала «третьим фронтом» после военного и хозяйственного.
Партия поставила задачу «довести до конца дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» [1]. В 1918 г. ВЦИК законодательно утвердил создание образовательного учреждения нового типа - «единой трудовой школы». На нее была возложена обязанность воспитать поколение, способное «окончательно установить коммунизм» [2]. Опорой советского строя в этом деле должны были стать учителя как «главная армия социалистического просвещения» [3].
В 1921 г. в школьных программах появилась новая учебная дисциплина - «Обществоведение». Она позиционировалась как «синтез экономики, права и истории» [4]. Для преподавания этого предмета требовались новые кадры. Формирование «отряда обществоведов», преданных идеалам социализма, рассматривалось как задача первостепенной важности, ведь на них ложилась обязанность обеспечения идейной направленности школы. Изначально государственно -властным структурам пришлось столкнуться на этом пути с рядом трудностей. Среди них: политическое размежевание в рядах преподавателей обществоведческих дисциплин, их количественный недостаток, высокий процент работников, не имевших должной обра-
зовательной квалификации и нуждавшихся в идейном перевооружении [5].
Привлечение учительства, и в первую очередь обществоведов, на сторону советской власти представляло собой не просто кратковременную кампанию, а четко выстроенную политическую линию партии, определившуюся в таких постановлениях Центрального комитета РКП(б) (ЦК), Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) РСФСР и Совета Народных Комиссаров (СНК), как: «О работе среди работников просвещения» (18 сентября 1921 г.), «О работе среди сельского учительства» (4 марта 1924 г.), «О мероприятиях по народному просвещению» (15 октября 1924 г.) [1, с. 24-31, 443-447], «О порядке приема учителей в партию» от 28 февраля 1925 г. [1, с. 449]и др.
Для педагогов «старой формации» в центре и на местах открывались краткосрочные и летние учительские курсы. Так, в августе 1919 г. в своем отчете подотдел подготовки учителей при губернском отделе народного образования (губотделе) г. Астрахани отмечал, что на курсах для преподавателей общественно-исторических дисциплин читались лекции «О праве и государстве», «Истории труда и основам политической экономии», «Истории социализма», «Истории России и Запада XIX века» и по методике предмета [6]. К 1920 г. краткосрочные педагогические курсы по подготовке педагогов единой трудовой школы были открыты местным губот-делом просвещения в Царицыне и Николаевске [7].
Безусловно, в организации курсов отмечались некоторые недостатки: преимущественно лекционный метод занятий без последующей самостоятельной работы, различный уровень знаний и подготовки слушателей, отсутствие контроля за чтением лекций [8]. Не существовало и единого для всех областей РСФСР учебного плана и программы курсов. Региональные органы народного образования разрабатывали их, исходя из местных условий и наличия лекторских сил. Так, например, начиная с осени 1923 г., работа по переподготовке обществоведов г. Астрахани проводилась в кружке при Методическом бюро губоно. В период с 30 октября 1923 г. по 1 марта 1924 г. прошло 2 заседания по темам: «Исследовательский метод в преподавании общественных наук», «Обсуждение плана составления программы по обществоведению для 11 ступени» [9].
С 1924-1925 гг. переподготовка учителей получила более планомерное развитие. Наиболее распространенными организационными формами стали совещания, методические семинары при опорных школах, уездные, губернские и центральные краткосрочные курсы [10], экскурсии-конференции, проводившиеся в Москве [6, д. 3184, л. 131]. Приветствовалось самообразование педагогов через индивидуальную и кружковую работу.
В 1927 г. были открыты первые заочные курсы повышения квалификации для педаго-гов-обществоведов по наиболее важным общеобразовательным, программно-методи-
ческим и организационно-педагогическим вопросам [10, с. 108].
Для руководства работой по переподготовке работающего учительства в составе народных комиссариатов просвещения республик создавались специальные отделы переподготовки учителей, реорганизованные в 1928 г. в институты повышения квалификации педагогов, а в краях и областях были созданы институты повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). В частности, в Нижнем Поволжье Институт повышения квалификации педагогов открылся в 1928 г. в Саратове, а к 1930 г. на его базе сформировали Нижне-Волжский краевой институт с отделениями в Сталинградском, Астраханском, Вольском, Хоперском округах и в Калмыцкой области [11].
В итоге, к концу 1920-х гг. сложилась достаточно гибкая система повышения квалификации педагогов, которая функционировала под постоянным руководством ВКП(б) и ее региональных организаций.
Одновременно, Народным Комиссариатом просвещения (Наркомпросом) и его местными органами велась работа по подготовке кадров «новой пролетарской интеллигенции». В первые послереволюционные годы началось формирование разветвленной сети высших учебных заведений, которые готовили специалистов общественно-исторических дисциплин. Молодое советское государство нуждалось в создании новых научных центров и коренной реорганизации старых. Началась ломка всей системы подготовки кадров вплоть до порядка и условий приема во все высшие учебные заведения страны.
В первой половине 1920-х гг. ряд специализированных учебных заведений занимались подготовкой обществоведов для школ и вузов страны. Крупнейшими среди них были: Социалистическая академия общественных наук, реорганизованная в 1923 г. в Коммунистическую академию общественных наук (Комакадемию), Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова, Институт красной профессуры, а также коммунистические университеты и факультеты общественных наук в центре и на местах.
В течение 1921-1923 гг. по всей стране открылись региональные коммунистические университеты.
В Нижнем Поволжье 14 декабря 1922 г. образован Саратовский коммунистический университет. Ректором был назначен Малец-кий [12]. На первый курс приняли 153 человека, из которых по социальному составу были 88 крестьян, 47 рабочих и 18 представителей интеллигенции и служащих. По партийной принадлежности 84 человека состояли в партии, 13 комвузовцев являлись кандидатами РКП(б), 40 слушателей - членами РКСМ, остальные беспартийные [12, л. 1].
К отбору слушателей советское руководство относилось весьма серьезно. На каждого студента заводилась личная карточка, в которой, помимо традиционных биографических данных (возраст, место рождения, национальность, партийность, основная профессия, семейное положение), большое внимание уделялось характеристике деятельно-
сти слушателя во время Первой мировой и гражданской войн, степень его участия в борьбе с голодом 1921-1922 гг. Ряд вопросов анкеты посвящался общественной работе и самообразованию студента, например: «Обладаете ли вы навыками читать книги научного содержания? Следите ли за текущими событиями русской и международной жизни? Принимали ли участие в клубной работе? Участвовали ли в общественных собраниях, конференциях? Какие постановки видели на сцене?» [12, л. 5].
Университетский курс Саратовского комвуза распадался на общее отделение и специальные. Общее соответствовало рабочему факультету (рабфаку). К специальным относились: партийно-педагогическое отделение и административно-правовое. Первое готовило кандидатов в «красные профессора», партийных работников высокой квалификации, преподавателей, работников банка; второе выпускало советских работников (совработников) и юристов [12, л. 2].
Для всех слушателей Саратовского областного комуниверситета устанавливался обязательный минимум, который включал следующие дисциплины: политэкономию, исторический материализм, право, всеобщую и русскую историю [13]. Комвузовцы, в подавляющем своем большинстве коммунисты при недостаточно высокой общеобразовательной подготовке, отличались широким политическим кругозором и высоким минимумом общественно-политических знаний.
В конце 1919 г. в результате слияния юридических и историко-филологических факультетов образовались факультеты общественных наук (ФОНы). Через них более системно стало преподаваться марксистское обществознание. В задачи ФОНов входила подготовка специалистов по гуманитарным наукам, в т. ч. и обществоведов. Первые два года студенты изучали цикл общих предметов, с третьего курса начиналась специализация по трем отделениям, включая и историческое.
Агитационно-пропагандистский отдел
(Агитпропотдел) ЦК РКП(б) разработал правила приема на ФОНы. В первую очередь устанавливался образовательный ценз. Абитуриентами могли стать лица, окончившие рабфаки или школы второй ступени. Принимали и студентов, делегируемых народными
комиссариатами, которые обязательно должны были иметь определенный стаж работы в советском учреждении [12, л. 143].
В Нижнем Поволжье ФОНы открылись при Астраханском государственном университете им. Луначарского [14], Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (СГУ) [15]. Факультет общественных наук в Саратове состоял из экономического, политико-юридического и исторического отделений [16]. Его возглавил профессор С.В. Юшков. Преподавали на ФОНе профессора СГУ А.С. Постников, П.И. Алексеев, С.Ф. Кечекьян, И.К. Козьминых, Л.П. Юровский, А.В. Горбунов [16, д. 38, л. 96].
В Астрахани в ФОН реорганизовали гуманитарный факультет Астраханского государственного университета. Учебный план нового факультета был составлен с учетом «местного краевого значения университета». В частности, наличие в крае памятников древности и искусства, относящихся как к скифо-сарматской и хазарской культурам, так и к позднейшим (золотоордынской и московской) эпохам истории Астраханского края, изобилие курганов представляло большой интерес для исследователей. Поэтому на ФОНе была сохранена кафедра археологии и истории искусства, которую еще с 1915 г. возглавил Н.Н. Пальмов. В связи с необходимостью установления постоянных отношений с Кавказом и Персией была оставлена и кафедра восточных языков и наречий.
В учебный план включались некоторые юридические и общественно-исторические дисциплины, без которых подготовку будущего педагога-обществоведа нельзя было считать полной и законченной. Среди них: исторический материализм, развитие общественных форм и история революционного и рабочего движения, философия и история искусства, политэкономия, кооперация и административное право, организация производства и распределения в РСФСР, план электрификации РСФСР, уголовное право, уголовный процесс, история гражданско-правовых институтов. Преподавались на ФОНе всеобщая история и русская история, основной задачей которых, как отмечал профессор А.А. Дмитриевский в своем плане, являлось «знакомство слушателей с особенностями родного края в исторических, этнографиче-
ских, экономических и культурно-бытовых отношениях» [17].
В 1922 г., в силу ограниченности марксистских преподавательских сил в области общественных наук, ФОНы закрыли в ряде университетов страны, а все лучшие кадры сосредоточили в Московском, Петроградском, Саратовском и Ростовском университетах [18].
В 1924 г. комиссия Организационного бюро ЦК РКП(б), в которую вошли М.Н. Покровский, А.С. Бубнов, К.А. Попов и др., обобщив опыт работы ФОНов, признала их дальнейшее существование нецелесообразным. Было решено прекратить прием с 1924/25 учебного года и в течение двух лет завершить ликвидацию или реорганизацию факультетов. В частности, с 1924 г. Саратовский ФОН переименовали в факультет хозяйства и права [19].
Еще одним массовым каналом подготовки обществоведов для средней школы стали общественно-экономические отделения педагогических вузов и педагогические факультеты.
В августе 1919 г. состоялось 11 Всероссийское совещание по педагогическому образованию, которое вынесло решение об организации новых, единого типа педагогических учебных заведений - Институтов народного образования (ИНО). Они являлись многопрофильными учебными заведениями с 3-4-летним сроком обучения, имеющими целью «унифицированную и централизованную» подготовку специалистов для школ, внешкольных учреждений и органов народного образования.
Крупнейшими ИНО по Нижнему Поволжью были вузы в Астрахани [20] и Саратове [21]. В Царицыне попытка открытия пролетарского университета с общественноюридическим и естественным отделениями была сделана в 1918 г. Но ввиду отсутствия учебно-наглядных пособий, лабораторий, кабинетов и т. д. пришлось его закрыть [22]. Лишь в 1931 г. в Сталинграде был создан Сталинградский индустриально-педагоги-
ческий институт.
Институт народного образования г. Астрахани имел 5 отделов: по подготовке работников дошкольного воспитания, учителей школ I и II ступени, инструкторов трудовых процессов, работников внешкольного обра-
зования [23]. ИНО в Нижнем Поволжье пользовались популярностью у молодежи. Статистические данные указывают на прогрессивное возрастание желающих поступить в Саратовский ИНО: в 1918-1919 гг. было подано 121 заявление, в 1919-1920 гг. -321, 1920-1921 гг. - 427 [21, л. 40].
Но в начале 1921 г. Главное управление профессионального образования (Главпроф-обр) ликвидировало ИНО по всей стране. Причинами тому стали как недостаточная связь отдельных институтов со школой, слабая материально-техническая база, так и отсутствие достаточного количества научнопедагогических кадров [24].
Последняя из причин особенно ярко проявилась в Астраханской губернии. Положение Астраханского университета с привлечением научных сил было катастрофическим. Приглашаемые преподаватели отчасти отказывались ехать в Астрахань, т. к. ученый паек в губернии был чрезвычайно далек от норм «центра», к тому же отсутствовало систематическое обеспечение преподавателей обувью, одеждой, дровами и светом, а предоставляемое жилье не всегда отвечало «надлежащим для проживания санитарным условиям». Профессора, в большинстве своем люди преклонного возраста, некоторые из которых страдали хроническими заболеваниями, имевшие семьи, вынуждены были заниматься «добыванием продуктов и тяжелым трудом по домашнему хозяйству, а не научной деятельностью» [17, д. 183, л. 110-110об].
Не увенчалась успехом и попытка создания практических институтов народного образования (ПИНО) по подготовке узких специалистов для различных сфер народного образования, в т. ч. учителей семилетних школ. В Астрахани ПИНО открылся в 1922 г. Его штат насчитывал 70 преподавателей. Ректором института стал М.М. Гурьянов. За два года институт подготовил 18 преподавателей школы II ступени [25]. ПИНО прекратил свою работу в 1923 г. [24, с. 29].
В 1920 г. в Москве состоялось первое партийное совещание по народному образованию. Констатировав нехватку квалифицированных учительских кадров, участниками совещания была принята резолюция «О реформе высшей школы», в которой отмечалась необходимость открытия на базе суще-
ствовавших в стране университетов ряда педагогических факультетов.
Так, в 1922 г., в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского на основе ранее существовавших физикоматематического, историко-филологического факультетов и ИНО был организован педагогический факультет. Он включал шесть отделений: физико-техническое, естественное, общественно-экономическое, русского языка и литературы, мордовского языка и культуры. Педагогов-обществоведов готовили на общественно-экономическом отделении, в структуре которого функционировали кафедры: всеобщей истории, русской истории, археологии и этнографии, географии и педагогики [26]. Деканом был назначен В.В. Буш, председателем общественно-экономического отделения - С.И. Протасова [26, с. 182]. К 1927 г. на педагогическом факультете Саратовского университета обучалось 1320 студентов, из них 416 - на общественно-экономическом отделении.
Таким образом, можно со всей очевидностью констатировать, что к началу 1930-х гг. в Нижнем Поволжье под пристальным вниманием партийно-государственных структур были заложены прочные основы системы образовательных учреждений, готовящих учителей обществоведения «коммунистической формации». На комвузы, ФОНы, педагогические институты и факультеты, многочисленные курсы по переподготовке советским руководством возлагалась важнейшая стратегическая задача - формирование слоя «новой педагогической интеллигенции»,
способной воспитать «строителей коммунизма».
Однако, подводя итоги прошедшего десятилетия, на II сессии Государственного ученого совета, состоявшейся в 1930 г., известные методисты и педагоги того времени (М.Н. Покровский, Н.К. Крупская, М.С. Эпштейн, О.Л. Бем и др.) в своих выступлениях указали на такие недостатки работы по подготовке кадров обществоведов, как отсутствие точного учета потребности в обществоведах для различных типов учебных заведений и плана ее удовлетворения; стихийность в обеспечении школы обществоведами, отсутствие дифференцированного подхода к их подготовке; не обеспеченность преподавательского состава вузов «коммунистически-
ми силами»; отсутствие установочных программ по основным дисциплинам общественно-экономических отделений [27]. Эти многочисленные проблемы ВКП(б) и органам народного образования предстояло решить в будущем.
риод социально-экономических преобразований: 1861-1941 гг. Астрахань, 2001. С. 223.
Поступила в редакцию 15.04.2009 г.
Chemodanova T.V. Training of pedagogical personnel of social science teachers in the Lower Volga region in
УДК 94(470.44/47):351.741
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ НИЖНЕГО ПОВОЛЖЬЯ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
© С.А. Федин
Значительное место в структуре преступности занимают преступления, совершаемые на улицах и в общественных местах. Современная криминогенная обстановка заставляет обратиться к историческому опыту страны. Изучение деятельности правоохранительных органов советского государства в послевоенный период, когда удалось справиться с потоком преступлений в достаточно короткие сроки, является актуальным и в научном, и в практическом плане.
Актуальность исследования проблемы государственной политики борьбы с преступностью на современном этапе определяется тем, что начало XXI в. отмечено значительным ростом преступности. Несмотря на то, что за последние два года в Российской Федерации наметилась тенденция к стабилизации статистических показателей преступности, общий объем регистрируемой преступности остается довольно высоким. Так, в 2007 г. было зарегистрировано 3582,5 тыс. преступлений. Уровень преступности в расчете на 100 тыс. населения составляет 2519 и сократился по сравнению с прошлым годом на 181,7 пункта. Значительное место в структуре преступности занимают преступления, совершаемые на улицах и в общественных местах, прежде всего кражи, грабежи, разбойные нападения. На улицах городов и других населенных пунктов совершается значительное количество тяжких и особо тяжких преступлений [1].
Современная криминогенная обстановка заставляет обратиться к историческому опыту страны. Это необходимо как с точки зрения понимания факторов, предопределяющих рост преступности, так и организации борьбы с нею. Безусловно, сегодняшнюю Россию нельзя отождествлять с послевоенной страной, но тем не менее ряд аналогий очевиден. В этой связи представляется актуальным изучение опыта преодоления некоторых подобных явлений, в частности подъема преступности после окончания Великой Отечественной войны.
Деятельность правоохранительных органов советского государства в послевоенный период, когда удалось справиться с потоком преступлений в достаточно короткие сроки, представляется поучительной в настоящее время. Сегодня одной из важнейших задач государства является повышение эффективности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в регионах. Для