ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 330.8
СИБИРСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ФИРМА КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ ВВ. В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
А. Г. Киселёв
Экономисты сравнительно недавно взялись за исследование фирмы, которую долгое время видели «черным ящиком» или «призрачной фигурой» [21, 47]. Историки фирмы на Западе в концептуальном отношении пошли вслед за экономистами, стремясь преодолеть опи-сательность, верифицировать современные теории экономики и управления на историческом материале. Главные успехи научного направления, именуемого историей предпринимательства или «business history» связаны, прежде всего, с освоением идей современной экономической теории и менеджмента [32].
Российская историография предпринимательства долгое время существовала как историография истории буржуазии, а затем предпринимателей, купечества. Возник заметный разрыв между нашими представлениями о предпринимателях, как классе, их деловых достижениях, общественной и благотворительной деятельности, с одной стороны, и о собственно предпринимательской деятельности, ее организации, «технологиях», «кухне», с другой.
В настоящей статье рассматриваются исследования, так или иначе проливающие свет на историю фирм, оперировавших в Сибири в конце XIX - начале ХХ вв. Насколько их авторы стремились «заглянуть внутрь», понять, как и почему была устроена фирма, каковы механизмы ее функционирования. Что представляют собой концептуальные основания исследований, их источниковая база, насколько изучены разные стороны фирменной проблематики и что еще предстоит сделать - вот круг основных вопросов статьи.
Вся наличная литература может быть разделена на три большие группы. Это исследования:
Труды первой группы интересны как своими методологическими подходами к проблемам истории фирмы, так и тем конкретно-историческим общероссийским и региональными контекстами, вне рамок которых анализ фирм, действовавших в Западной Сибири, лишался бы «почвы». Среди работ этой группы выделяются очерки истории отдельных фирм, труды по вопросам организации, баланса интересов и управления фирмой, а также по правовым условиям предпринимательства.
На смену первым работам о фирмах рекламно-юбилейного характера, появившимся на свет в конце XIX - начале ХХ вв. [34, 46], в 30-е гг. пришли очерки истории крупнейших промышленных предприятий, а позднее - исследования российских монополий. По настоящему развернулись исследования дореволюционной фирмы только в 1990-е гг. В Москве, Волгограде, С.-Петербурге сложились крупные научные центры, специализирующиеся на изучении экономической истории, в том числе истории предпринимательства, фирмы. Именно в 1990-е гг. вышли в свет и первые крупные работы, посвященные фирменной проблематике - очерки об иностранном предпринимательстве и заграничных инвестициях в России, монографии Ю. А. Петрова о Рябушинских, Г. Р. Наумовой по источниковедению истории русской фабрики [15, 28, 31].
В 2000-х гг. были опубликованы коллективная монография по истории российского предпринимательства, отдельные разделы которой посвящались фирменной проблематике, прежде всего, вопросам юридического статуса, устройства, управления [16], а также работы московской исследовательницы И. В. Поткиной, в том числе по истории Никольской ману-
фактуры Морозовых и правовым условиям российского предпринимательства [32, 33]. Заметным явлением в историографии российского предпринимательства стали и очерки истории российских фирм, подготовленные М. Н. Барышниковым, Т. М. Китаниной и др. [30]. Написанные на основе неоинституциональной теории труды названных авторов заложили основы историографии дореволюционной российской фирмы.
Из отдельных аспектов истории фирмы наилучшим образом разработаны правовой, над изучением которого трудились не только историки, но и правоведы [17, 37, 49, 50], а также история налогообложения и фирменного учета [26, 43].
Ко второй группе трудов, относятся работы, освещающие отдельные стороны истории фирм, действовавших в Сибири на рубеже веков. Если первая группа трудов дает данному исследованию известные методологические ориентиры, российскую «почву» для суждений о западносибирских реалиях, то вторая - материал, непосредственно вписывающийся в фирменную проблематику применительно к Западной Сибири рубежа Х1Х-ХХ вв.
В первые десятилетия ХХ в. о предпринимательстве в разных отраслях промышленности и торговли Сибири писали С. И. Гулишамбаров, М. Н. Боголепов, С. Г. Коген [4, 6, 19] и др. Ближе всего к фирменной проблематике подошли авторы 1920-х гг. - А. А. Шиша, осветивший деятельность иностранных фирм в крае и Н. Н. Козьмин, первым исследовавший сибирские торгово-промышленные комплексы [20, 51]. В послевоенной и современной литературе разные стороны фирменных практик становились предметом изучения в трудах
Н. Ф. Емельянова, А. А. Жирова, Т. К. Литвиновой, Е. А. Носовой, А. В. Старцева, Т. К. Щегловой, Н. М. Дмитриенко, Е. В. Гальских, В. А. Скубневского [5, 7, 8, 10, 11, 23, 29, 39-42, 44, 45, 52] и др.
Завершая этот перечень авторов, следует отметить приверженность историков 60-80-х гг. идее социально-экономического детерминизма, с одной стороны, и поиск новых методологических оснований современными авторами, с другой, частое использование исследователями названных сюжетов в качестве вспомогательных, иллюстративных, дополняющих информацию о некоторых общих экономических ситуациях, процессах, явлениях. По этой причине, а также под влиянием академизма социокультурные элементы социальноэкономических исследований в 60-80-е гг. почти исчезли, сохраняясь, в лучшем случае, как иллюстрации на тему эксплуатации крестьян и рабочих торговым и промышленным капиталом. Между тем, именно социокультурный аспект позволяет увидеть фирму не только как экономическую организацию, но и как социальное явление, включенное в многообразную ткань общественных отношений.
В современной литературе социокультурные начала возвращаются в круг проблематики истории предпринимательства, правда, не столько через изучение социально-экономических реалий, сколько через исследования западносибирского города, его развития на рубеже XIX-XX вв. При этом изменяется и сам характер социокультурного знания. Если в конце XIX в. -1920-е гг. социокультурное начало было представлено в основном личными наблюдениями современников, то в последние два десятилетия, историки, преодолевая описательность, воссоздают приметы «времени и пространства», приметы культуры в результате специальных научных исследований, зарождается специфическая социокультурная историография, связанная с проблемами экономики и предпринимательства [9, 48].
Третья группа литературы, представлена трудами, прямо посвященными истории предпринимательства, фирм, оперировавших в Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. Первые подступы к исследованиям сибирской буржуазии имели место в 1960-е - начале 1970-х гг. Центром изучения социальной истории Сибири с конца 1960-х гг. становится Томский университет, а первыми важными итогами интересующего нас направления - труды по истории буржуазии городов Западной Сибири и монография Г. Х. Рабиновича «Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала ХХ в.» (Томск, 1975) [36].
В конце 1980-х - 2000-е гг. исследования активизируются, переходя в новое качество -отныне это не столько история буржуазии, сколько история предпринимательства. Новый научный центр по изучению истории предпринимательства складывается в Алтайском уни-
верситете. На свет появляются монографии В. П. Бойко, В. А. Скубевского, А. В. Старцева, Ю. М. Гончарова [2, 3, 23, 40], издаются две серии специальных сборников статей - Алтайского университета и Омского педагогического университета, в Институте истории СО РАН в Новосибирске и в Алтайском университете предпринимается издание «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции Сибири» и энциклопедии «Предприниматели Алтая» [22, 41].
Происходит отказ от однобокого взгляда на буржуазию, предпринимателей, как классового антагониста пролетариата, отказ от заведомо негативного отношения к предпринимательству. Эксплуатация больше не рассматривается как сущностный его элемент. Историков начинает интересовать не только крупная, но средняя и мелкая буржуазия. Ученые обращаются к новым, ранее не исследовавшимся проблемам - о менталитете предпринимателей, быте, восприятии предпринимателей и предпринимательства современниками, об общественной и культурной деятельности делового класса, его благотворительности и меценатстве. Особняком стоят гендерные сюжеты о семейных отношениях, роли женщины в купеческих семьях. Налицо, таким образом, выход на социокультурную проблематику, почти забытую в 30-80-х гг.
Специальное изучение фирм, оперировавших в Сибири на рубеже XIX-XX вв. (третья группа) начиналось в трудах П. И. Лященко [27] и Г. Х. Рабиновича [35], изучавших фирму Во-вторых, А. А. Лукина [24, 25], исследовавшего деятельность иностранных предпринимателей в Сибири, Б. И. Сёмки [38], писавшем о «Первом Западно-Сибирском товариществе извести и портландцемента». В последние десятилетия в поле внимания историков попали дела предпринимателей М. Я. Мариупольского, В. С. Реутовского, С. Х. Рандрупа, А. И. Щербакова, Немчиновых, Корниловых, бийских Морозовых и др. [1, 10, 11, 13, 14, 18,
Наряду с российской историографией требует упоминания и современная зарубежная литература. По настоящему крупной работой, посвященной фирменным историям, стала вышедшая в свет в 1984 г. в Лондоне монография Ф. В. Карстенсена, исследовавшего фирменные стратегии «Международной компании жатвенных машин» и «Зингер» на российских рынках, в том числе в Сибири [53]. В 2007 г. свет увидел фундаментальный труд исследовательницы из Орхуса И. М. Ларсен «Когда масло было золотом. Сибирское производство масла и экспорт. 1895-1905» [54]. Автор много работала не только в датских, но и в российских архивных и библиотечных хранилищах. Исследовательница двигалась сразу по нескольким направлениям. Историко-экономический аспект - ведущий (фирменная организация дел, рыночная стратегия, динамика экспорта), сочетается с культурологическим подходом (освещение социокультурной среды, обычаев). Работа И. М. Ларсен рельефно отразила все основные черты современной зарубежной историографии истории фирмы, которой присущи высокая степень концептуализации, междисциплинарный подход и поворот к социальной истории [32].
Резюмируя историографический обзор, отметим, что:
работы, посвященные некоторым российским и иностранным фирмам, действовавшим в России;
XVIII - начало ХХ вв. (Из истории предпринимательства) : сб. науч. ст. - Вып. 6. - Омск, 2005.
А. А. Жиров // Из глубины времен. - СПб., 2000. - № 12.
А. А. Жиров // Музей и общество на пороге XXI века : мат-лы всеросс. науч. конф., посв. 120-летию Омского гос. историко-краеведческого музея. - Омск : изд-во ОГИКМ, 1998.
XIX - первая четверть ХХ в. [Текст] / И. В. Поткина. - М., 2009.
XX в. : сб. науч. ст. - Новосибирск, 1987.
В. А. Скубневский, А. В. Старцев, Ю. М. Гончаров. - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 241 с.
A. В. Старцев, Ю. М. Гончаров // Энциклопедия предпринимательства. - Барнаул : Демидовский фонд, 1996.
B. В. Ковалёв // Бухгалтерский учет. - 1993. - № 9.