Спросить
Войти

2011. 02. 008. Джилади А. Лиминальное ремесло, исключительное юридическое положение: повивальные бабки в средневековых мусульманских сочинениях. Giladi A. liminal craft, exceptional law: preliminary notes on midwives in medieval Islamic writings // Intern. J. of middle East studies. - Cambridge, 2010. - n 42. - Р. 185-202

Автор: указан в статье

20% самых бедных в РС, то выясняется, что для передачи им в виде субсидии на покупку бензина 1 доллара бюджет должен затратить 33 доллара, так как 97 долларов из каждых 100 долларов субсидий достается остальным 80% населения... С другой стороны, немедленный и полный отказ от субсидий и быстрый рост цен нефтепродуктов существенно ударит именно по беднейшим слоям населения. Поэтому следует отказываться от них постепенно, исходя из того, что все-таки наилучшей системой с бюджетной точки зрения является полная ценовая либерализация на рынке нефтепродуктов» (с. 17).

С.В. Минаев

КУЛЬТУРА

2011.02.008. ДЖИЛАДИ А. ЛИМИНАЛЬНОЕ РЕМЕСЛО, ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: ПОВИВАЛЬНЫЕ БАБКИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ МУСУЛЬМАНСКИХ СОЧИНЕНИЯХ.

GILADI A. Liminal craft, exceptional law: preliminary notes on mid-wives in medieval islamic writings // Intern. j. of Middle East studies. -Cambridge, 2010. - N 42. - Р. 185-202.

Автор (Университет Хайфы, Израиль) отмечает изначальную противоречивость мусульманского отношения к женщине и деторождению, что проявилось и в том, как арабы относились к повивальному ремеслу (синаат ат-тавлид). Хотя Коран всячески подтверждает статус женщины как продолжательницы рода (так, кормление грудью упоминается в шести айатах), тем не менее доисламские обычаи и представления еще долгое время давали о себе знать. «Двойственность отношения мужчин к роженицам и деторождению, возможно, способствовала относительной маргинально-сти повивальных бабок в арабо-мусульманских текстах. Будучи отрешенными от участия в этом процессе, мужчины чувствовали угрозу своему более высокому общественному статусу, что, в свою очередь, побуждало их приписывать женщинам магические способности... и в то же время стремиться приуменьшить ту роль, которую они играют в деле продолжения рода (с. 193). С другой стороны, повивальные бабки располагали значительными социальными привилегиями; например, они в силу своей медицинской осведомленности имели право выступать в суде в качестве свидетелей (ша-хидов), хотя свидетельство всех прочих женщин не считалось равноценным свидетельству мужчины. Тем не менее биографические сборники домамлюкского времени представительниц этой профессии вообще обходят молчанием. Лишь Ибн Аби Усайби&а (Х111 в.), собиравший биографии врачей, упоминает Зайнаб, пользовавшуюся широкой известностью в омеййадские времена женщину-хирурга. Позднее повивальные бабки изредка появляются на страницах биографических словарей, но лишь в том случае, если они в то же время были руководительницами суфийских монастырей, видными учеными или обладательницами ученой степени (иджа-зы). «Биографы медиков в средневековом мусульманском мире интересовались медициной прежде всего как видом интеллектуальной деятельности и в силу этого проявляли склонность фокусировать внимание на авторах медицинских компиляций и трактатов, а также на придворных врачах. По этой причине женщины, занимавшиеся медициной, в их сборниках представлены весьма скудно. Что же касается повивальных бабок, то они в особенности вызывали ассоциации не только с непрестижным медицинским ремеслом, но и с народными... суевериями и магией» (с. 187). Как и всем женщинам, им, как правило, приписывали особую склонность ко всему тому, что вредит благочестию и противоречит шариату.

Некоторые исключения из общего правила все же имеются. Андалусские биографы Х и 1Х вв. в целом высоко оценивают повивальное искусство, однако их описания слишком теоретичны и склонны идеализировать представительниц этой профессии. Лишь Халаф ибн ал-Аббас аз-Захрави в своем учебнике медицины приводит описание частных случаев повивальной практики, что свидетельствует как о том, что аз-Захрави, по всей видимости, общался с ними без посредников, так и о высоком уровне мастерства кордов-ских повивальных бабок. Косвенное подтверждение последнему обстоятельству обнаруживается и в том факте, что, согласно западным источникам, мусульманские повитухи из Толедо были приглашены в Наварру, чтобы помогать при родах королевы Леонор.

Однако и в Андалусии постепенно возобладало подозрительное отношение к ремеслу. Так, Абу-л-Фарадж ибн Лубб (Х1У в.) хотя и с уважением относится к повитухам, однако отмечает, что докторов следует ставить выше, так как они имеют дело с развитым человеческим организмом, с человеком в полном смысле этого слова.

Безусловным апофеозом арабо-мусульманской литературы о повитухах является «Мукаддима» Ибн Халдуна, в которой целая глава посвящена их профессии. Повивальное ремесло (сынаат ат-тавлид), по мнению Ибн Халдуна, относится к числу наиболее важных видов человеческой деятельности и свидетельствует о наличии утонченной и развитой городской культуры. Кроме того, это занятие - наряду с пением, письмом, книгопроизводством и медициной - признается им одним из наиболее благородных. «С поразительной осведомленностью и весьма подробно - что, по всей видимости, является результатом продолжительного и тщательного чтения специальной литературы и/или расспросов достаточно квалифицированных информаторов - Ибн Халдун описывает женскую анатомию и психологию и дает представление о различных техниках, применяемых повитухами... Довольно неожиданно Ибн Хал-дун затем начинает философское рассуждение о возможности воссоздания человеческого рода, если тому невзначай случится прерваться» (с. 185-186). Малая вероятность подобного воссоздания побуждает Ибн Халдуна еще раз подчеркнуть важность повивального ремесла, которому он склонен придавать космологическое значение.

К.Б. Демидов

2011.02.009. МЕНДЕЛЬ М. МУСУЛЬМАНСКИЙ ЗАПРЕТ ВИНА -НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ И ОБЩЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ. Mendel M. Islamsky zakaz vina - mravni ideal a spolecenska realita // Novy orient. - Praha, 2010. - N 65. - P. 24-29.

Автор сосредоточивает внимание на том разрыве, который существовал с самого начала существования ислама, между этическими и юридическими установлениями, касающимися вина, с одной стороны, и тем фактом, что данные установления постоянно нарушались на всем протяжении истории мусульманского мира. В тех областях, где кабачки существовали в доисламскую эпоху, они продолжили процветать и после прихода арабов, и никакие запреты помешать этому были не в состоянии, тем более что это могло повлечь за собой экономическую и социальную дестабилизацию. Коран по отношению к вину отнюдь не однозначен. Так,

СЕМЬЯ АРАБСКИЕ СТРАНЫ РОДОВСПОМОЖЕНИЕ АРАБСКИЕ СТРАНЫ ЖЕНЩИНЫ-ВРАЧИ АРАБСКИЕ СТРАНЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты