Спросить
Войти

Особенности формирования правовой базы в сфере земельно-имущественных отношений в Санкт-Петербурге в XVIII - начале XX в

Автор: указан в статье

Историчес кий опыт

Троицкая М.С.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В XVIII - НАЧАЛЕ XX в.

Цель: Исследование специфики формирования нормативно-правовой базы управления земельно-имущественными отношениями в Санкт-Петербурге в XVIII - начале ХХ в.

Методология: Использовались формально-юридический метод, метод сравнительного анализа, историко-правовой метод.

Результаты: В настоящей статье рассматривается очень интересная тема - формирование правовой базы земельно-имущественных отношений в Санкт-Петербурге в бытность города столицей Российской империи. Основное внимание уделяется анализу правовых основ управления земельными ресурсами города в XVIII - начале ХХ в. Автор выделяет основные этапы в формировании и развитии нормативно-правовой базы, обращает внимание на существующие недостатки и пробелы законодательного регулирования управления земельным имуществом в Санкт-Петербурге и в Российской империи в целом.

Новизна/оригинальность/ценность: Рассматриваемая в статье тема значима и актуальна для отечественной правовой науки. Ее изучение позволяет использовать полученные результаты в целях сопоставления с современной ситуацией, осмысления и совершенствования существующих процессов в сфере управления земельными ресурсами.

Troitskaya M.S.

FEATURES OF THE FORMATION OF A LEGAL FRAMEWORK IN THE SPHERE OF LAND AND PROPERTY RELATIONS IN ST. PETERSBURG IN THE XVIII - EARLY XX CENTURIES.

Purpose: To study the specifics of the formation of the regulatory framework for the management of land and property relations in St. Petersburg in the XVIII - early XX century.

Methodology: We used a formal legal method, a comparative analysis method, a historical legal method.

Results: In this article, a very interesting topic is considered - the formation of a legal basis for land and property relations in St. Petersburg when the city was the capital of the Russian Empire. The main attention is paid to the analysis of the legal basis for the management of land resources in the city in the XVIII - early XX centuries. The author outlines the main stages in the formation and development of the regulatory framework, draws attention to the existing shortcomings and gaps in the legislative regulation of land property management in St. Petersburg and the Russian Empire in general.

Novelty/originality/value: The subject considered in the article is significant and relevant for the domestic legal science. Its study makes it possible to use the results obtained for purposes of comparison with the current situation, to comprehend and improve existing processes in the field of land management.

В крупных городах России, учитывая плотность застройки, земельное имущество всегда было одним из наиболее важных и дорогостоящих ресурсов. Это обстоятельство объясняло повышенный интерес органов государственной и муниципальной власти к управлению территориями и распределению земельных участков в крупных городских центрах страны.

Изучение специфики управления земельным имуществом предполагает необходимость обращения к анализу исторического опыта в данном направлении. В этой связи особой актуальностью для исследователей обладает анализ нормативно-правовой базы управления земельным имуществом в Санкт-Петербурге, в течение двух столетий бывшем столицей Российской империи.

Необходимо отметить, что вопрос о формировании и совершенствовании правовой базы управления земельным имуществом в Санкт-Петербурге в бытность города российской столицей изучен мало. Но, тем не менее, существует ряд работ, в которых данная тема поднимается, и достаточно детально рассматривается ряд ее важных аспектов. Так, следует отметить обстоятельные работы А.С. Сухоруковой, в которых изучается управление городским недвижимым имуществом (включая земельные участки) на примере Санкт-Петербурга [4, 5]. Однако в целом данная тема освещена недостаточно полно, что и обусловило потребность в настоящей статье.

Как известно, Санкт-Петербург получил статус столицы Российской империи в 1712 году

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 3 (34) 2018 <

АДВОКАТУРА

и в течение первой половины XVIII века быстро превратился в важнейший политический и культурный центр страны. Столичный статус Санкт-Петербурга предопределил особое отношение к политике градостроительства и градоуправления со стороны не только городских властей, но и руководства страны в целом. В отличие от подавляющего большинства других городов Российской империи управление земельным имуществом Санкт-Петербурга практически с первых десятилетий существования новой столицы было централизовано и находилось под особым контролем властей. Государство активно вмешивалось в градостроительство, особенно в российской столице [2].

Формирование правовой базы, которая должна была лечь в основу управления земельными ресурсами российской столицы, началось еще во второй декаде XVIII века. Пожалуй, первым нормативным документом, призванным регулировать сферу управления земельным имуществом Санкт-Петербурга, стал Генеральный план города, утвержденный императором Петром I в 1712 году [3].

Петр I стремился очень внимательно и жестко контролировать застройку территорий, включенных в состав российской столицы. В частности, принимались указы о принудительной обязанности по застройке Санкт-Петербурга, которая возлагалась на дворян, имевших более 100 дворов. Петр I стремился регламентировать и заселение каждого конкретного района новой столицы определенными категориями горожан, в какой-то степени повторяя традиционное цеховое деление европейских городов. В то же время основное внимание в петровскую эпоху уделялось не столько управлению земельным имуществом Санкт-Петербурга, сколько регулированию и регламентации градостроительства, в частности определению материала постройки домов в определенных районах города и т. д.

Права владения на земельные участки в Санкт-Петербурге формировались на протяжении всего XVIII века, при этом «Жалованной грамотой городам», опубликованной в 1785 году, вводились понятия городского общества, то есть горожан, и городской думы как представителя городского общества. Земельные участки в городской черте рассматривались как собственность городского общества [1]. При этом генеральное межевание российских земель, начатое в 1765 году, Санкт-Петербург практически не затронуло, что привело к достаточно серьезным последствиям. Поскольку земля не была межевана, на протяжении целого столетия постоянно разгорались конфликты между городской думой и учреждениями, имевшими в распоряжении участки на территории Санкт-Петербурга.

Наиболее частыми были споры между городской думой, выражавшей интересы городского общества, и военными учреждениями, претендовавшими на многочисленные плацы, находившиеся на территории Санкт-Петербурга. Хотя суды вставали на сторону городского общества, верховная власть в лице императора практически всегда принимала итоговые решения в пользу военного ведомства. Специфику управления земельным имуществом Санкт-Петербурга определял его столичный статус, поскольку в городской собственности находилось лишь 19 % территории города. Значительная часть земельных участков в городской черте принадлежала императорскому двору и членам императорской фамилии, различным министерствам и ведомствам.

Во второй половине XIX в. в условиях экономической и технической модернизации страны происходило отчуждение городских земель в государственную пользу. Так, часть городских земель была отчуждена в связи с начавшимся железнодорожным строительством. Городовое положение 1870 года наделило городское общественное управление лишь функциями надзора за застройкой городских земельных участков.

В 1880 г. был утвержден План на урегулирование Санкт-Петербурга, получивший статус общероссийского закона и ставший на определенный период времени основным нормативным документом, регламентирующим городскую застройку и управление городскими земельными участками. Появление Плана урегулирования 1880 года способствовало упорядочению отчуждения земельных участков, принадлежавших отдельным собственникам, в пользу города - для муниципальных нужд, а также в пользу государства - для нужд конкретных ведомств [4]. Отчуждение земельных участков порождало многочисленные конфликтные ситуации, усугублявшиеся отсутствием централизованной нормативно-правовой базы, что делало многие отчуждения предметом разбирательства Особого присутствия по делам о принудительном отчуждении недвижимых имуществ Государственного совета.

Таким образом, говоря о формировании нормативно-правовых основ управления земельными ресурсами Санкт-Петербурга в дореволюционный период, можно выделить два основных этапа. Первый этап приходится на XVIII - первую половину XIX в. и связан со становлением право-

EURASIAN

> 3 (34) 2018 <

— ADVOCACY

вой базы, которая в это время была представлена, прежде всего, высочайшими указами и генеральными планами. На этом этапе государство активно вмешивалось в процесс управления земельным имуществом в российской столице.

Второй этап приходится на середину XIX -начало ХХ в. и связан с бурным развитием градостроительства, урбанизацией и индустриализацией Санкт-Петербурга, что неизбежно влекло за собой и перераспределение имеющихся в собственности города земельных ресурсов. В этот период также отсутствовала централизованная правовая база управления земельным имуществом Санкт-Петербурга, поэтому в процессе отчуждения земельных участков возникали конфликтные ситуации, разрешавшиеся в административном порядке.

Последовавшие в 1917 году трансформационные события в политической и экономической жизни страны привели к масштабному изменению самих основ градостроительной и земельной политики как в стране в целом, так и в «северной столице». В ХХ веке нормативно-правовые основы управления земельным имуществом города претерпели соответствующие изменения уже в рамках советской правовой системы, а затем и правовой системы постсоветской России.

Пристатейный библиографический список

1. Нехай А.Ю., Тамазова А.Д. «Городовое положение» 1785 года как прообраз устава муниципального образования в современной России // Общество и право. 2016. № 4 (58). С. 207-209.
2. Пирожкова И.Г. Градостроительное законодательство и социальная политика в Российской империи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 8 (136). С. 133-142.
3. Полное собрание законов Российской Империи. Собр. 1. С 1649 по 12 декабря 1825 года. СПб., 1830. Т. 34 (1817).
4. Сухорукова А.С. Проблемы отчуждения городского недвижимого имущества в конце XIX - начале XX в. (на примере С.-Петербурга) // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 2 (44). С. 98-101.
5. Сухорукова А.С. Мобилизация недвижимого имущества и особенности ценообразования в С.-Петербурге в XIX - начале XX в. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2 (85).

References (transliterated)

1. Nexaj A.Yu., Tamazova A.D. «Gorodovoe polozhe-nie» 1785 goda kak proobraz ustava munidpaknogo ob-razovaniya v sovremennoj Rossii // Obshhestvo i pravo. 2016. № 4 (58). S. 207-209.
2. Pirozhkova I.G. Gradostroitel"noe zakonodatel"stvo i sodaknaya politika v Rossijskoj imperii // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarny"e nauki. 2014. № 8 (136). S. 133-142.
3. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobr. 1. S 1649 po 12 dekabrya 1825 goda. SPb., 1830. T. 34 (1817).
4. Suxorukova A.S. Problemy" otchuzhdeniya gorod-skogo nedvizhimogo imushhestva v konce XIX - nachale XX v. (na primere S.-Peterburga) // Problemy" sovremen-noj nauki i obrazovaniya. 2016. № 2 (44). S. 98-101.
5. Suxorukova A.S. Mobilizaciya nedvizhimogo imushhestva i osobennosti cenoobrazovaniya v S.-Peter-burge v XIX - nachale XX v. // Aktual"ny"e problemy" gumanitarny"x i estestvenny"x nauk. 2016. № 2 (85).

ШШР/ШШШШ

миетагш" пгешлшм ПР^Д

www.eurasniipp.ruinfo@eurasniipp.ru +7-917-40-61-340

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО ЗЕМЕЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО КАДАСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОДСКИЕ ЗЕМЛИ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТЧУЖДЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты