Спросить
Войти

Включало ли в себя египетское обозначение Сечет Эгеиду?

Автор: указан в статье

А. В. Сафронов

ВКЛЮЧАЛО ЛИ В СЕБЯ ЕГИПЕТСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ

СЕЧЕТ ЭГЕИДУ?1

В статье рассматривается египетский топоним I ^ , который первоначально использовался египтянами для обозначения соседних азиатских территорий в Сирии и Палестине. Однако как показывает автор, со второй половины II тыс. до н. э. термином Сечет могли обозначаться также регионы Эгеиды. Основываясь на этом факте, автор полагает, что «эгейцы» могли участвовать в смутных событиях конца XIII в. до н. э. в Египте, связанных со сменой династий. Он приводит стелу основателя XX династии Сетнахта, где упоминаются некие наемники из Сечетиу, на которых пытались опереться противники фараона. По мнению автора, аналогии этому можно найти в греческой эпической традиции, сохранившей сведения об ахейцах в Египте после падения Трои.

В древнеегипетских текстах с эпохи Старого царства и до греко-римского времени включительно, упоминается топоним

пет« ^ ^

I ^ [ьгьо который принято обобщенно переводить термином «Азия» ^Ь. 4: 348.3-5). Первоначально это название действительно использовалось только для обозначения соседних от Египта сиро-палестинских территорий2. С середины же II тыс.

1 Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-31-01307 «Великие державы и мигрирующие народы: этнополитические процессы в Восточном Средиземноморье и на Переднем Востоке во второй половине II тыс. до н. э.».
2 Самое раннее упоминание Сечет присутствует на дощечке из слоновой кости, предназначенной, видимо, для какой-то игры и найденной в абидосской гробнице фараона I династии Каа. На ней изображен пленник со связанными руками. Поверх его головы выписана группа

иероглифов (==>, которую, вероятно, следует читать как Сечет (Petrie 1900: 23-24, 42; Pl. 17, № 30). Следующее бесспорное упоминание этого термина фиксируется уже в правление второго фараона V династии Сахура. В Вади Хариг на Синае имеется скальная надпись этого правителя, в которой фараон упоминается как «покоритель Сечет» (dA St.t) (Giveon 1978: 76; Edel 1978: 77). Также следует упомянуть попытки ряда исследователей «вычитать» топоним Сечет

до н. э. и в I тыс. до н. э. из-за расширения географического кругозора египтян, оно стало употребляться для маркирования более широких географических пространств Передней Азии . Не могли ли тогда египтяне в эпоху Нового Царства (XVI-XI вв. до н. э.), когда страна на Ниле становится активным участником международной политики на Переднем Востоке и в Восточном Средиземноморье, включать в обобщенный термин Сечет «Азия» также и регионы Эгеиды?

Несмотря на то, что для обозначения островов Средиземноморья в иероглифических текстах, по крайней мере, с эпохи

Старого Царства использовался термин ÜT^^^! HA.w-nb.wt4, есть подозрение, что в эпоху Нового царства египтяне стали включать в понятие Сечет Крит, Южную Грецию и Эгеиду вообще. На чем же основывается наша гипотеза?

На одном из пяти постаментов статуй, найденных в 1964 г. в заупокойном храме Аменхотепа III (1402-1364 гг. до н. э.) в Ком эль-Хетан5, содержится список, в котором перечисляются города и страны Эгеиды и юга Балканского полуострова. В надписях на постаменте имеется любопытная приписка (рис. 1): tA.w nb(.w) StA.w n(.j)w ph.w n(.j)w St.t &Все страны сокрытые северных пределов Сечет& (Edel, Görg, 2005: Tf. 13). Под припиской стоят топонимы Kft.w и Tny - Кефтиу и Танайу, которых принято отождествлять с Критом и греками-данайцами. Далее перечислены названия городов и топонимов Эгеиды, из которых более или менее уверенно идентифицировать

в двух текстах II и IV династий. Однако подобное прочтение требует дополнительных аргументов (Karlova 2016: 35-36).

3 Ср. использование термина Сечет во второй половине 4 в. до н. э. как обозначение державы Ахеменидов вообще: (Ladynin 2002:6-10).
4 Этот термин появляется уже во время IV династии, в надписи к рельефу с именами Хуфу, и, вероятно, происходящему из храма этого фараона в Гизе (Goedkke 2002: 125-127). Первоначально он обобщенно обозначал жителей островов Средиземноморья и Эгеиды (Vercoutter 1956: 15). В египетских же текстах греко-римского времени этот термин использовался для обозначения греков (Gardiner 2007: 572).
5 Храм расположен на западном от современного Луксора берегу Нила.

п тт\ га л у уч мтм*к

можно лишь половину6 - Кносс Микены (<R ),

Киферу^ ( UiMwTiyyi ), Фест ( JVMfM ) 7 , Кидонию Любопытно отметить, что за исключением упоминаемого в надписи топонима ^li ^М, который, возможно, звучит как Wj-rj-ya и может быть сопоставлен с именем Илиона-Трои (Edel, Görg, 2005: 184-187), собственно передне-азиатских топонимов в надписях на постаменте статуи не содержится. Следовательно, судя по этой приписке, районы акватории Эгейского моря, Южной Греции и, возможно, запада Малой Азии, по крайней мере, с XV-XIV вв. до н. э. относились египтянами к крайним северным пределам Сечет-Азии.

Рис. 1. Фрагмент постамента статуи из заупокойном храме Аменхотепа III в Ком эль-Хетан; прорисовка по: Edel, Görg, 2005: Tf. 13.

Этот вывод подтверждают еще два примера из иероглифических текстов эпохи XVIII-XIX династий. Первый происходит из гробницы сановника Пуиэмра (егип. Pw-jm-Ra) времени Хатшепсут и Тутмоса III. На ее западной стене имеется изображение приношения дани представителями чужеземных наро6 Всего, включая Кефтиу и Танайю, в тексте правдоподобно вычиты-ваются 14 топонимов, еще один почти полностью разрушен (Edel, Görg, 2005: 188-189, Tf. 13-14).

7 Ср. также идентификацию данного топонима с городом ГОоа в Элиде (Kazanskene, Kazanskiy 1986: 44).
8 Об идентификации этих и других топонимов надписи в Ком эль-Хетан см.: (Edel, Görg, 2005: 167-191; Kazanskene, Kazanskiy 1986: 4445).

дов, которые совокупно названы «вождями нагории северных пределов Сечет» (Davies 1922, Pl. 1, 36). Приписка к изображению гласит: wr.w hAs.wt n(.j)w ph.w St.t dd=sn m rdj jA.w wr.wy nA <bA.w> r bA.w ntr cA.wy hpr.w nb n nhh wr bA.w=f ht hAs.wt nb(.w.t) &Вожди нагорий северных пределов Сечет говорят, вознося хвалу: «О, эта <мощь> (фараона) более велика, чем мощь бога! О, как величественны образы владыки вечности! Велика слава его по всем нагорьям!»& (Davies 1922, Pl. 36).

Этим «вождям нагорий пределов Сечет» явно соответствуют изображения четырех человеческих фигур в нижнем регистре сцены, перед которыми расположена следующая подпись: &Вожди нагорий, пришедшие с дарами& (wr.w hAs.wt jj.w m htp.w) (рис. 2). Среди двух явных фигур жителей Азии и, возможно, одной ливийца (Davies 1922: 90-92) особое внимание привлекает безбородая мужская фигура с коричневым цветом кожи и длинными распущенными волосами, которые доходят до середины спины (Davies 1922, Pl. 1; Matic 2014: 278, fig. 2). Нам не известны подобные изображения для жителей Азии, нубийцев или ливийцев. Однако если мы обратимся к египетским представлениям обителей Эгеиды времени XVIII династии, то сразу обнаружим, что именно так египтяне передавали облик критян и жителей островов Средиземноморья и Эгеиды (Vercoutter 1956: Pl. 5-11). Собственно, этот факт отмечал и сам издатель гробницы Пуиэмра (Davies 1922: 91). Поскольку фигура «критянина» входит в число «вождей нагорий пределов Сечет», это еще более усиливает впечатление, что под этим термином в эпоху Нового Царства могли подразумеваться не только регионы Сирии и Палестины, но и области Эгеиды. Следует также отметить, что если в четвертой фигуре издатель гробницы правильно распознал ливийца, то термин Сечет в гробнице Pw-jm-Ra вообще может относиться ко всем землям к северу, западу и востоку от Египта.

Рис. 2. Сцена приношения даров вождями северных пределов Сечет; западная стена гробницы Пуиэмра (ТТ 39) в фиванском некрополе

(Бау1е8 1922, Р1. 36).

Второй пример происходит из Луксорского храма Амона-Ра (егип. 1рЛ г Б-р) и относится ко времени Рамсеса II (12901224 гг. до н. э.). Фрагмент надписи на постаменте гранитной колоны гласит:

Иж пЬж Шж Иж пЪж ¥пкж hA.w-nb.wt пЬ.^У ркж г гйжу п^ рп п/г &все земли сокрытые, все земли Фенху, все Хау-небут северных пределов Сечет к ногам бога этого младшего (т. е. фараона - А.С.)& (Б2Л 29.834.890). Как уже говорилось выше, термин hA.w-nЬ.wt еще с эпохи Старого Царства маркировал обитателей акватории Средиземного и Эгейского морей, а в птолемеевскую эпоху вообще употреблялся по отношению к грекам (воеске 2002: 134-135). Таким образом, данная надпись правления Рамсеса II связывает воедино топонимы Хау-небут и Сечет и показывает, что регионы Эгеиды могли причисляться к крайним географическим границам региона по крайней мере, с эпохи ХУШ-ХГХ династий.

Подытоживая результаты нашего исследования, можно сказать, что в текстах эпохи ХУШ-ХК династий нам удалось обнаружить, по крайней мере, три явных примера, которые показывают, что регионы Эгеиды могли маркироваться египтянами термином Сечет, который до этого обычно употреблялся для обозначения азиатских территорий.

Полученный вывод представляет большой интерес для эпохи переселений «народов моря» конца XIII- нач. XII вв. до н. э., среди которых, безусловно, были представители Эгеиды (Байо-поу 2014: 838). В Элефантинской стеле основателя XX династии Сетнахта (1200-1198 гг. до н. э.) рассказывается о его приходе к власти и упоминается о попытках противников фараона опереться на неких наемников, чтобы помешать его воцарению. Последние обозначены в тексте как «силачи» (nht.w) из Сечетиу. В тексте говорится: [9] [hr hrw.]w hr-hA.t=f nhm.n snd=f jb=sn wth=sn r [...] [10] [mj hp.w.t] sf.w bjk hr-sA=sn jw wAh=sn hd nbw [bjA] [11] [hbsw] tA mrj jw rdj.n=sn n nn St.tjw r whA n=w nht.w

[12] ...... sh.w=w whj.jw scr.w=w wsf(.w) &[9] [пали враги] перед

ним (Сетнахтом - А.С.), его ужас объял их сердце, бежали они в [...] [10] [подобно птахам и] птицам малым, когда сокол - позади них. Оставили они серебро, золото, [медь] [11] [ткани] Египта, которые они положили для этих Сечетиу, чтобы искать себе силачей [...] [12]......Их планы не имели успеха, их угроза отменилась&9. Обычно эти Сечетиу трактуются как азиаты, поскольку St.tjw являются нисбой от рассматриваемого выше обозначения Азии St.t. Однако учитывая полученный выше вывод об инкорпорировании в эпоху Нового Царства в топоним Сечет регионов Эгеиды, заманчиво предположить, что и «эгейцы» могли участвовать в смутных событиях в Египте (Safronov 2009: 253).

Можно ли найти гипотезе о присутствии «народов моря» и участии их в смутных событиях, предшествовавших и сопутствующих приходу к власти XX династии, другие подтверждения? Как кажется, да. Ранее автор данной статьи показал, некоторые рельефы и надписи из заупокойного храма Рамсеса III в Мединет Абу, а также текст папируса Louvre 3136 свидетельствуют о том, что представители «народов моря» могли служить в Египте наемниками еще до их крупномасштабных вторжений на 5-й и 8-й год Рамсеса III (1193 и 1190 г. до н. э.) (Safronov 2009: 249-262). Этот вывод подтверждается сведениями недавно опубликованной иератической стелой MAA 1939.552, происходящей из западной Амары в северном Судане. В ее тексте упоминается о нападении племен «народов моря», филистимлян, и, видимо, текер (Popko 2016: 224) в 3-й год правления одного из первых фараонов XX династии. Если последний -Рамсес III, как аргументированно полагал издатель стелы Л. Попко (Popko 2016: 229-230), то мы имеем дело с самым

9 Факсимильное издание Элефантинской стелы Сетнахта и обзор мнений по заполнению лакун в начале и конце строках 9-11 см: (Seidlmayer 1999: 380-381, Beilage 3 a).

ранним упоминанием «народов моря» при XX династии. Тогда эти данные подтверждают наше предположение, что «народы моря» присутствовали в Египте еще до их крупномасштабного вторжения в 1193 и 1190 гг. до н. э. и вполне могли участвовать в смутных событиях при переходе от XIX к XX династии. Следовательно, под обозначением Сечетиу Элефантинской стелы могли скрываться не только жители Азии, но и наемники из числа «народов моря», происходивших, в том числе, из Эгеиды и западной Анатолии.

В этой связи крайне любопытными представляются сведения греческой эпической традиции о судьбах ахейских героев, которых после Троянской войны судьба забрасывает в Египет10. Согласно Гомеру, возвратившийся неузнанным на Итаку Одиссей предстает перед свинопасом Эвмеем и рассказывает ему свою вымышленную историю, которую условно можно назвать историей «псевдокритянина». Согласно ей, последний являлся уроженцем Крита. Он участвовал в походе на Трою, а после ее падения со своей дружиной отправился в Египет в грабительский набег, однако потерпел неудачу и попал в почетный плен к фараону. После этого «псевдокритянин», которого египтяне щедро одарили богатствами, провел в Египте семь лет (Нот. Оё. XIV.230-287). Кроме того, у ряда греческих авторов упоминается о прибытии Менелая после падения Трои в поисках Елены в Египет. Там он, как и «псевдокритянин», накопил богатства, однако после совершил злодеяние, принеся в жертву египетских детей, и бежал в Ливию11 (Н. 1118-119; Лро11оё. Ерй. VI.29). Поскольку Гомер явно знал о странствованиях Менелая по Кипру, Финикии, Египту и Ливии, а также о пребывании Елены в Египте (Нот. IV, 83-85; Н. П.116), это предание, как и рассказ «псевдокритянина», должно было широко бытовать в песнях Троянского цикла ко времени не позднее VIII в. до н. э. В таком случае, сообщения традиции о присутствии греков в Египте после падения Трои едва ли

10 Об исторической верификации, возможности сопоставления греческой традиции Троянского цикла с древневосточными письменными и изобразительными источниками и использовании ее для реконструкции эпохи коллапса в Эгеиде и Восточном Средиземноморье на рубеже 13-12 вв. до н. э. см.: Байопоу 2014: 831-841.
1 Любопытно, что в качестве своих информаторов в данном случае Геродот прямо называет египетских жрецов (Н. !.118-119).

можно объяснить как поздними этиологическими построениями, так и результатом контактов греков со страной на Ниле в I тыс. до н. э., поскольку регулярные связи между Эгеидой и Египтом начались многими десятилетиями позднее. В таком случае, перед нами, вероятно, сохранившиеся в героических песнях реминисценции о реальных набегах греков на Египет, которые должны относиться к эпохе миграций «народов моря». Также нетрудно заметить, что Кипр, Финикия, Египет и Ливия, куда традиция помещает странствующих Менелая и «псевдокритянина», - это те регионы, по которым прошли «народы моря» в конце XIII - первой половине XII вв. до н. э. При этом примечательно, что у Гомера Менелай был в Египте во время царствования царя Полиба и его жены Алкандры (Нот. Od. IV, 125-130). В «Эгиптиаке» же Манефона египетский царь Полиб прямо сопоставлен с последней правительницей XIX династии

Таусерт, причем с ее правлением синхронизируется падение

12

Трои (Waddel 2004: 148-152) . В то же время нам известно, что именно Таусерт боролась с Сетнахтом за власть в Египте около 1200 г. до н. э. (Safronov 2009 (2): 97-98). Поскольку в тексте Элефантинской стелы Сетнахта в качестве его противников называются силачи Сечетиу, в число которых могли входить представители «народов моря», присутствующие в Египте еще до их крупномасштабных вторжений при Рамсесе III, любопытно выдвинуть гипотезу, что в традиции о «псевдокритянине» и Менелае, собирающих богатства в Египте, следует видеть реминисценции о реальном присутствии воинов эгейских регионов в стране на Ниле как наемников в смутное время конца XIII- начала XII вв. до н. э.

Сокращения

DZA - Digitalisierte Zettelarchiv des Wörterbuches der ägyptischen

Sprache DZA (http://aaew2.bbaw.de/tla/). Wb. - Wörterbuch der Ägyptischen Sprache. Bd. I-V. Berlin, 1971.

12 Oouwpic, o pap& &Omhpw Ka\ou|menoc По\и(Зос, &A\rav8pac av|p, ef& ou to "Iliov ealw, ет| С &Туорис, который назван у Гомера Полибом, мужем Алкандры, в чье время была захвачена Троя, (правил) 7 лет& (Waddel 2004: 148).

Литература

Davies, N. de G. 1922: The tomb of Puyemre at Thebes. Vol. 1. New York.

Edel, E. 1978: A Comment on Professor Giveon&s Reading of the New Sahure Inscription. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 232, 77-78.

Edel E., Görg M., 2005: Die Ortsnamenlisten im nördlichen Säulenhof des Totentempels Amenophis& III. Wiesbaden.

Eichler, E. 1993: Untersuchungen zum Expeditionswesen des ägyptischen Alten Reiches. Wiesbaden.

Gardiner, A.H. 2007: Egyptian Grammar. 3d edition. Oxford.

Giveon, R. 1978: Corrected Drawings of the Sahure and Sesostris I Inscriptions from the Wadi Kharig. Bulletin of the American Schools of Oriental Research 232, 76.

Goedicke H., 2002: The Perimeter of Geographical Awareness in the Fourth Dynasty and the Significance of Hw-nbwt in the Pyramid Texts. Studien zur altägyptischen Kultur 30, 121-136.

Karlova, K. F. 2016: [The representation of the god Seth in Egyptian religion of the Late period (according to ritual and magical texts and monuments from the oases]. Kand. dis. [PhD thesis]. Moscow. Карлова, К. Ф. 2016: Образ бога Сета в древнеегипетской религии Позднего периода (на материале ритуально-магических текстов и памятников оазисов). Канд. дис. М.

Kazanskene, V. P., Kazansky, N. N. 1986: Predmetno-ponyatiynyy slovar& srecheskoso yazyka Krito-mikenskiy period [The subject and conceptual dictionary of the Greek language. The Crete-Mycenaean period]. Leningrad.

Казанскене, В. П., Казанский, Н. Н. 1986: Предметно-понятийный словарь греческого языка. Крито-микенский период. Ленинград.

Ladynin, I. A. 2002: [The toponym Stt in the Satrap stela (Urk. II. 13.4): on the perception of the Argeadai empire in the Orient]. Vestnik drevney istorii [Journal of Ancient History] 2, 3-19. Ладынин, И. А. 2002: Обозначение Stt в «Стеле сатрапа» (Urk. II, 13, 4): к восприятию мировой державы Аргеадов на Востоке. ВДИ 2, 3-19.

Matic, U. 2014: «Minoans», kftjw and the «Islands in the middle of W3d wr» beyond ethnicity. Ägypten und Levante 24, 275-292.

Petrie, Fl. 1900: The royal tombs of the First dynasty. Part I. London.

Popko, L. 2016: Die hieratische Stele MAA 1939.552 aus Amara West -ein neuer Feldzug gegen Philister. Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde 143/2, 214-233.

Safronov, A. V. 2009: [The date of pLouvre and the early appearance of the Philistines in Egypt and Palestine]. In: Peterburgskie egiptologicheskie chteniya 2007-2008 pamyati O. D. Berleva k 75-letiyu so dnya rozhdeniya. Doklady [St. Peterburg Egyptologycal Readings 2007-2008. In Commemoration of Oleg Dmitrievich Berlev on Occasion of his 75th Birthday. Papers of the conference]. Saint-Petersburg, 249-262.

Сафронов, А. В. 2009: Датировка pLouvre 3136 и раннее появление филистимлян в Египте и Палестине. В сб.: Труды

Государственного Эрмитажа XLV. Петербургские египтологические чтения 2007-2008 памяти О. Д. Берлева к 75-летию со дня рождения. Доклады. СПб., 249-262. Safronov, A. V. 2009: [A Stela of the High Priest of Amun Bakenkhons and the New Data of the Beginning of the XX Dynasty] Vestnik Drevney Istorii [Journal of Ancient History] 4, 89-103. Сафронов А. В. 2009(2): Стела первого жреца Амона Бакенхонсу и новые данные по истории начала правления XX династии. ВДИ 4, 89-103. Safronov, A. V. 2014: [The Sea peoples and Cyprus: history and legendary tradition]. Indoevropeiskoe yazykoznanie i klassicheskaya filologiya [Indo-European linguistics and classical philology] 18, 831-841. Сафронов, А. В. 2014: Народы моря и Кипр: история и легендарная традиция. Индоевропейское языкознание и классическая филология 18, 831-841. Seidlmayer, S. J. 1999: Epigraphische Bemerkungen zur Stele des Sethnachte aus Elephantine. In: Guksch H., Polz D. (eds.) Stationen: Beiträge zur Kulturgeschichte Ägyptens Rainer Stadelmann gewidmet. Mainz, 363-386. Vercoutter, J. 1956: L&Egypte et le monde égéen préhellenique. Étude critique des sources égyptiennes (Du début de la XlIIe à la fin de la XIXe Dynastie). Le Caire. Waddel W.G. 2004: Manetho. London.

A. V. Safronov. Did the Egyptian place-name St.t include designation of Aegean regions?

The article is devoted to the Egyptian place-name I ^ . This term was initially used by the Egyptians for designation of neighboring regions in Syria and Palestine. But as the author shows, it can be used for designation of different Aegean regions too. This change of term&s meaning could happen owing to broadening of Egyptian knowledge about northern regions in the second half of the 2nd mill. BC. Based on this fact, the author supposes that the Aegean people could participate in disturbances in Egypt at the end of 13 century BC which led to the change of the ruling dynasty. The author points out that the mercenaries of St.tjw are mentioned in the stele of Pharaoh Sethnakhte. They were used by his opponents to prevent the Pharaoh from coming to power. In author&s opinion, there are analogies to these historical events in Greek epic tradition according to which some Achaeans arrived in Egypt after the fall of Troy and served there.

АЗИЯ ДАНАЙЦЫ ЕГИПЕТ КЕФТИУ КРИТ "НАРОДЫ МОРЯ" НОВОЕ ЦАРСТВО ЭГЕИДА asia danaans
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты