Спросить
Войти

Государство и общество в развитии высшего образования в России в начале ХХ века

Автор: указан в статье

Раздел 3 Образование как общественное благо

Н.К.Гуркина

Государство и общество в развитии высшего образования в России в начале ХХ века

В статье анализируется исторический опыт и формы участия государства, общественности, предпринимательских кругов в развитии высшей школы России в начале ХХ века, дается оценка их вклада в становление системы отечественного высшего образования.

Высшая школа современной России переживает сложный процесс реформирования, сопровождающийся многочисленными критическими замечаниями со стороны общества. Для сохранения преемственности в образовательном пространстве страны крайне важно учитывать исторический опыт развития высшего образования в России.

Высшая школа России, в отличие от Западной Европы, начала создаваться по инициативе и усилиями государства. Х1Х век вошел в историю страны развитием высшей школы как традиционного, университетского типа, так и специализированной, готовившей квалифицированные кадры для промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства. Необычайно плодотворным и интересным в истории был рубеж Х1Х-ХХ веков, когда российская школа вошла в полосу количественных и качественных преобразований. Общество и государство осознали, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все большое несоответствие. Изменялось отношение общества и к высшему образованию. «Высшая школа есть орудие в мировой борьбе за существование, более сильное, чем дредноуты», - писал академик В.И. Вернадский в 1914 г.1 Начало ХХ ве-

ка - это время динамичного развития всех ступеней российской школы, дальнейшей дифференциации высшего образования, возрастания роли частной и общественной инициативы в деле просвещения.

Сформировавшееся в стране к концу Х1Х века широкое общественно-педагогическое движение вносило значительный вклад в развитие российской системы образования и являлось важным фактором влияния на государственную образовательную политику. В начале ХХ века в России возникли сотни новых просветительских обществ (многие объединились в Лигу образования), были открыты тысячи библиотек, начали выходить новые педагогические издания (в 1916г. издавалось 304 педагогических журнала)2. Школьно-педагогическая проблематика привлекала внимание политиков, философов, социологов, психологов, деятелей культуры, звучала на многочисленных съездах и совещаниях начала века. Только Педагогическая комиссия по техническому образованию при Русском техническом обществе провела в начале века 4 всероссийских съезда деятелей по техническому и профессиональному образованию3.

Ареной постоянной общественной борьбы была не только начальная и средняя, но и высшая школа. В ходе революции 1905 г. были приняты «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями Министерства народного просвещения», согласно которым восстанавливалась выборность ректора, деканов и профессоров, автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава. Однако наступивший период реакции привел к возврату к уставу 1884 г. Многочисленные протесты студентов и преподавателей против устаревших форм управления высшей школой приводили к увольнениям педагогов, запрещению любых студенческих организаций и т.д. В 1911 г. около 400 сотрудников Московского университета демонстративно подали в отставку, протестуя против политики министра народного просвещения4. В этом же году «за участие в беспорядках» было исключено из вузов около 6 тысяч студентов, в том числе 1500 из Петербургского университета5.

Несмотря на сословно-бюрократические препоны и недостаток финансирования (многочисленные пожелания и ходатайства российских городов о создании новых университетов правительство оставляло без последствий), темпы развития высшего образования были в начале века достаточно высокими. К концу Х1Х века в стране насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось около 30 тысяч студентов6. К февралю 1917 г. высшая школа России объединяла 124 учебных заведения: 11 университетов и 40 школ университетского типа, включая юридические, медицинские, востоковедные, исторические, а также «академические отделения» народных универ-

ситетов; 9 педагогических институтов и высших курсов; 9 учебных заведений музыкально-театрального и изобразительного искусства; 7 духовных учебных заведений, 19 инженерных, 15 сельскохозяйственных, 6 коммерческих институтов; 8 военных и военно-морских академий и высших училищ. В 1917 г. в вузах страны обучались 135 тысяч студентов7.

Динамика роста российского студенчества определялась в основном неправительственными высшими учебными заведениями. В период с 1908-1914 гг. количественный прирост студентов государственных вузов составил 15%, неправительственных - 230%8, одновременно менялся социальный состав студенчества. Не удовлетворяемые государством возраставшие потребности капиталистической России в дипломированных специалистах вызвали к жизни «вольную» высшую школу, созданную инициативой интеллигенции и отчасти на деньги торгово-промышленных кругов (в 1905 г. П.Ф.Лесгафт открыл в Петербурге Вольную высшую школу, дав название негосударственным высшим учебным заведениям). Общественные учебные заведения создавались «на идейной основе» как просветительские учреждения, частные, чаще всего, устраивались на коммерческих началах. В 19001917 гг. в России насчитывалось более 80 неправительственных высших учебных заведений, к февралю 1917 г. их осталось 59 (при 65 го-сударственных)9.

Основную массу негосударственных вузов составляли учебные заведения университетского типа, из них 30 самых многолюдных были женскими. К «старым» - Московским и Петербургским (Бестужевским) добавились новые высшие женские курсы в Варшаве, Казани, Одессе, Томске, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, готовившие на своих факультетах - историко-филологических и физико-

математических в основном учительниц для средней школы. В 1903 г. на базе педагогических женских курсов по инициативе общественности был открыт Женский педагогический институт в Петербурге, в котором обучались 1030 учащихся10. Директором института был известный историк С. Ф. Платонов. Наряду с общественными работали и частные женские курсы: Естественно-научные при гимназии М.А. Лохвицкой-Скалон, Историко-литературные и юридические Н. П. Рае-ва и др.

Второй по численности группой негосударственных женских учебных заведений были медицинские курсы и институты, работавшие по программе университетов. Женский медицинский институт, открывшийся в 1897 г. в Санкт-Петербурге, стал первым в Европе учебным заведением, имевшим право готовить женщин врачей, Женские медицинские учебные заведения открылись в начале века в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове, Одессе и Саратове. С 1908 г.

в Москве стали работать Высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д.Н. Прянишников. В Петербурге в 1906 г. открылись Женские политехнические курсы, лекции на которых читали профессора Технологического и Политехнического институтов.

Правительство было вынуждено признать право женщин на получение высшего образования. Закон 1911 г. о высшем женском образовании распространил на женщин права, которые давал диплом об окончании высшего учебного заведения.

Наряду с женскими высшими учебными заведениями в начале века существовали общественные и частные вузы для «лиц обоего пола». Наибольшей известностью среди них пользовался основанный в 1907 г. по инициативе выдающегося ученого-психиатра

В.М.Бехтерева Психоневрологический институт - «ученое и высшее учебное заведение, имеющее целью разработку и распространение знаний в области психологии и неврологии, а также сопредельных с ним наук»11. В задачи этого научно-исследовательского и образовательного центра входила подготовка педагогов средней школы, юристов, врачей-психиатров и неврологов. К 1917 г. в институте обучалось более 6 тысяч студентов, из них 30% женщин.

Совершенно особый, новаторский тип учебного заведения, открывавшего возможность к прохождению университетской программы для демократических слоев населения, представляли народные университеты. Обсуждение в Государственной думе вопроса о создании народных университетов вызвало резкую критику правых. «Если мы санкционируем почин Шанявского, - заявил депутат В. М. Пуришке-вич, - то разрушим в конце концов Россию». Арбитром в споре выступил П. А. Столыпин, который одобрил идею о народных университетах.

Университет, открытый в 1908г. в Москве на средства золотопромышленника А.Л. Шанявского, был самым известным в стране и крупнейшим по числу слушателей. В его организации принимали участие И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, В.М. Бехтерев, М.М. Ковалевский. Обучение в университете осуществлялось на двух отделениях: научно-популярном (в объеме средней школы) и академическом. Университет располагал хорошо оборудованными лабораториями и кабинетами, отборным преподавательским составом. В числе преподавателей были физик П.Н. Лебедев, геохимик В.И. Вернадский, технолог С.А. Чаплыгин, химик Н.Д. Зелинский, юрист М.Н. Гернет, историк Ю.В. Готье, педагог, психолог и историк философии П.П. Блонский и другие. Именно в этом университете нашли пристанище покинувшие в 1911 г. Московский университет известные профессора. От преподавателей при этом не требовали формальных показателей, в частности, обязательного наличия ученых степеней.

Среди общественных учебных заведений и просветительских организаций всероссийскую известность получили Пречистинские рабочие курсы в Москве, выросшие из вечерних курсов для рабочих. Среди преподавателей курсов были известные ученые И.М. Сеченов, В.П. Волгин, Н.Н. Полянский, М.Н. Ковалевский и другие. Программа трех отделений курсов соответствовала программам начальной, средней и высшей школы. Художественным воспитанием и образованием слушателей курсов занимались скульптор А.С. Голубкина, артисты и режиссеры Е.Б. Вахтангов, А. Д. Дикий, А. А. Бренко.

Огромный вклад в развитие высшего образования в России начала ХХ века внесли известные отечественные предприниматели. Благотворительность представителей торгово-промышленных кругов получила широкое распространение уже в XIX веке. Необходимость благотворения стала одним из ценностных и поведенческих стереотипов, постепенно закреплявшихся в сознании предпринимательских кругов пореформенной России. Повышенная религиозность отцов дополнилась в сознании молодых поколений предпринимателей, получивших систематическое образование, в том числе и высшее образование, гуманистическими идеями Просвещения. Значительную роль в привлечении состоятельных слоев населения к финансированию образовательных проектов государства и общественности играла интеллигенция, общественно-просветительские организации, создававшие в стране атмосферу, нацеливающую на развитие просвещения.

Известный меценат А.Л. Шанявский выделил средства (кроме народного университета) на открытие Женского медицинского института. Финансовую помощь институту оказала также семья Нобелей12. Деньги для физической лаборатории Университета им. Шанявского предоставил крупный российский предприниматель Х. С. Леденцов. Основанное им Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений стояло у истоков многих российских научных школ: средства выделялись на устройство лаборатории академика И.П. Павлова, аэродинамической лаборатории Московского университета и Технического училища Н.Е. Жуковского, на создание физической лаборатории (будущего ФИАНа) П.Н. Лебедева13.

Целый ряд образовательных учреждений в Москве были созданы на средства П.Г. Шелапутина, в том числе педагогический и гинекологический институты. Второе в России (после Строгановского) частное художественное училище - Технического рисования (ныне - Высшая художественно-промышленная академия) было создано и полностью содержалось на деньги петербургского банкира и предпринимателя А. Л. Штиглица.

Важной формой участия общественности в развитии высшего образования в России в начале века было также «обеспечение нуждаю-

щихся учащихся». Общества помощи «недостаточным» студентам создавались при отдельных высших учебных заведениях, в крупных образовательных центрах. Министр путей сообщения С. В. Рухлов (уроженец Вологды) основал в начале века Общество вспомоществования учащимся в Санкт-Петербурге вологжанам14. Общества помощи студенческой молодежи появились при других земляческих объединениях в Москве и Петербурге. В высших учебных заведениях существовали также именные, юбилейные, сословные и другие стипендии, учреждаемые отдельными лицами, учреждениями для неимущих сту-дентов15. Своих стипендиатов имели в высшей школе губернские земства и органы городского самоуправления. Олонецким земством, в частности, в начале века была разработана долговременная программа стипендиального обеспечения студентов-земляков: ежегодно ее получали 15 студентов - 11 медиков, 3 - обучающихся в сельскохозяйственных вузах, 1 - в техническом институте16. В пользу «недостаточных» студентов интеллигентной общественностью устраивались также отдельные мероприятия: любительские спектакли, концерты, балы, лотереи.

Большое значение для поддержки неимущих студентов имели также «казенные стипендии». В Петербургском технологическом институте, в частности, было 105 казенных стипендий, в Харьковском технологическом - 5017. На полном государственном обеспечении были студенты мужских историко-филологических институтов: Санкт-Петербургского и Нежинского, готовивших преподавателей гуманитарных дисциплин для гимназий. Получавшие государственные стипендии (или другие формы материального обеспечения) студенты обязывались прослужить определенный срок (как правило, 5-6 лет) на государственной службе «по назначению» (по распределению).

Любимым детищем предпринимательских кругов России было коммерческое образование. К 1913 г. в России имелось 260 коммерческих училищ, созданных на средства торговой и промышленной буржуазии. В 1907 г. открылось первое в России высшее экономическое учебное заведение - Московский коммерческий институт (ныне - Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова), к 1917 г. - еще 5 институтов18.

Из 54 общественных и частных вузов в 1913 г. - 37 гуманитарных и педагогических, 6 - коммерческих, 4 - медицинских, 4 - сельскохозяйственных учебных заведения и только 2 - инженернопромышленных. Кадры для народного хозяйства страны готовили в начале века в 16 инженерно-промышленных, 6 - земледельческих и 4 - ветеринарных государственных вузах, врачей обучали во всех университетах19. Высшее техническое образование, а также медицинское и сельскохозяйственное требовало соответствующей материаль-

но-технической базы, больших капиталовложений, следовательно, было слишком «затратным», поэтому, за некоторыми исключениями, не привлекало русскую буржуазию, и развивалось в основном за счет государства.

Крупными учебными и научными центрами в начале века были Электротехнический, Политехнический, Технологический, Горный, Инженеров путей сообщения, Лесной институты в Петербурге, наиболее прогрессивные по организационному принципу политехнические институты в Томске, Нижнем Новгороде, Риге, Киеве, Варшаве, Новочеркасске. Развивались открытые в конце века технологические институты в Харькове и Томске, Высшее горное училище в Екатерино-славе, преобразованное в высшее учебное заведение Московское ремесленное училище (ныне Высшее техническое училище им.

Н.Э. Баумана) и другие.

Прерогативами государства были также общее руководство системой образования и стратегическое планирование. Ни темпы, ни структура, ни качество образования в начале века не удовлетворяли государство и общество. Перспективный план развития высшей школы, включавший открытие новых университетов (в начале века появились только Саратовский, Пермский и Донской) и других высших учебных заведений, в том числе в отдаленных районах страны, был разработан в 1916 г. под руководством министра просвещения П.Н. Игнатьева. План университетского строительства подкреплялся точными расчетами, приведенными во «Всеподданнейшем докладе Министра народного просвещения» от 13 июня 1916 г.: «...в то время как в Англии, во Франции и в других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. для удовлетворения наиболее скромных требований.. при котором один врач приходился бы на 3900 человек. потребовалось бы открытие 10 новых медицинских школ.; .для правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось 8000 ветеринаров. имеется немногим более 3000 тысяч; .недостаток образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков; . некомплект преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях. превышает 40% общего числа преподавателей.». Особенно ратовал министр за увеличение физико-математических и историкофилологических факультетов, поскольку «вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чисто науки, которая развивается именно в факультетах»20. Целью доклада было убедить в обоснованности плана Николая II, считавшего, что университетов в России достаточно.

П. Н. Игнатьев разработал также программу реформирования «профессионально-технических высших школ, в добавление к тем, которые были открыты в 1896-1901гг.»21 и подготовил план создания единой средней школы (гимназии), как важного этапа подготовки к высшему образованию

Многие планы министра были осуществлены в другую эпоху. Формирование образовательной системы страны в 20-30-е годы происходило, по мнению некоторых исследователей, «как синтез всего лучшего, что было в дореволюционной школе, либерального проекта П.Н. Игнатьева и советских новаций»22. Получившая мировое признание национальная система образования советского государства вобрала в себя все значимое и достойное из опыта дореволюционной высшей школы. На современном этапе развития высшего образования, вернувшего общественно-частный сектор и многие проблемы капиталистического периода развития страны, тем более полезно учесть исторические уроки начала ХХ века.

Примечания

1. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М.,1981.
2. Гуркина Н.К. История образовательных учреждений в России (Х - ХХ века). СПб., 2012. С. 32.
3. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М., 1985. С. 60.
4. Там же. С. 53.
5. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. М.,1981. С. 31.
6. Гуркина Н.К. История образовательных учреждений в России (Х - ХХ века). СПб., 2012. С. 28.
7. Иванов А.Е.Высшая школа России в конце Х1Х - начале ХХ века. М., 1991.
8. Гуркина Н.К. Негосударственная высшая школа России: исторический опыт // Образование и бизнес: российская практика и зарубежный опыт. СПб., 2001. С. 39.
9. Гуркина Н.К. История образовательных учреждений в России (Х - ХХ века). СПб., 2012. С. 39-40.
10. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М.,1985. С. 56.
11. Гуркина Н.К. История образовательных учреждений в России (Х - ХХ века). СПб., 2012. С. 40.
12. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. М.,1994.
13. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М.,1985. С. 61-62; Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории М., 1995. С. 137-138.
14. Гуркина Н.К., В.Е.Павлов. Из вологодских крестьян - в царские министры // История Петербурга. 2011. № 5(63).
15. Иванов А.Е. Студенчество России конца Х1Х-начала XX века: социальноисторическая судьба. М.,1999. С. 273-274.
16. Гуркина Н.К. Олонецкое земство и высшее образование в начале ХХ века // История и историки высшей школы России: уроки, проблемы, идеи. СПб., 1998. С. 40.
17. Иванов А.Е. Студенчество России конца Х1Х-начала ХХ века: социальноисторическая судьба. М.,1999. С. 271-272.
18. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. М.,1985. С. 50.
19. Россия. 1913 год. Статистико-документальный справочник. СПб., 1995. С. 347.
20. Там же. С. 351-352.
21. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.2. М.,1994.

С. 338.

22. Гуркин А.Б. Модернизация образовательной системы России (сравнительный анализ реформ начала и 20-30-х годов ХХ века) // Информация - Коммуникация - Общество (ИКО-2011). СПб., 2011. С. 32.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты