Спросить
Войти

Археологические свидетельства раннего зороастризма в Каракумах (III – II тыс. До Н. Э. )

Автор: указан в статье

ЗАРУБЕЖНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

В.И. Сарианиди

Маргианская археологическая экспедиция Института этнологии и антропологии РАН, Москва

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА РАННЕГО ЗОРОАСТРИЗМА В КАРАКУМАХ (III - II тыс. до н.э.)

Многолетние, а главное крупномасштабные археологические работы на поселении бронзового века Гонур Депе в Туркменистане привели практически к его полному и всестороннему изучению. Памятник расположен в юго-восточной Туркмении и имеет общую площадь около 30 га. В центральной части поселения Гонур Депе располагается монументальный дворец, включенный внутрь почти квадратного, укрепленного башнями каре и обведенного внешней «обводной стеной» с четырьмя воротами, но без боевых башен (рис. 1). Раскопки начались в 1972 г., ведутся два раза в год (весна-осень) и продолжаются до настоящего времени ежегодно. Раскопанные помещения, архитектурные комплексы, сделанные находки уже получили свои первые публикации. Учитывая ограниченный объем статьи, опустим общую характеристику памятника, тем более что о нем писалось уже многократно [Сарианиди, 1990, 2001— 2002, 2004-2008; БапашсН, 2007-2008].

Благодаря проведенным раскопкам стало возможным говорить о верованиях и ритуалах, в том числе погребальных, о культовых обрядах и обычаях, бытовавших в стране Маргуш*. Они обнаруживают много общих черт с таковыми же первой мировой религии откровения - с зороастризмом. Как я попытаюсь показать далее, находки на Гонуре позволяют говорить о том, что многие религиозные представления, ритуалы, обряды ее населения могли быть именно той благодатной почвой, на которой через тысячу лет собственно и вырос сам зороастризм. В таком случае мы имеем полное право именовать религию древних маргушцев раннезороастрийской или протозороастрийской.

Но перейдем к сравнительному анализу археологических материалов и сходных письменных данных Авесты.

I. КУЛЬТ ОГНЯ. В зороастризме Огонь - сын верховного бога Ахура-Мазды. До самого последнего времени считалось, что самый ранний храм Огня относится к самому началу 1 тыс. до н.э., но после раскопок в Маргиане стало очевидным, что наиболее ранние Храмы Огня существовали на Гонуре уже, по крайней мере, в конце 111 тыс. до н.э.

1. ХРАМЫ ОГНЯ. С восточного фаса к дворцу Гонура были пристроены друг над другом последовательно три (а возможно, даже четыре) Храма Огня, имевшие исключительно прямоугольной конфигурации подземные алтари, обложенные изнутри кирпичами со следами сильного воздействия Огня. В этих алтарях огонь горел постоянно, т.е. был «Вечным».

* Гонур - самое крупное, по-видимому, столичное поселение среди более 200 выявленных в древней дельте р. Мургаб. Эта страна в настоящее время устойчиво идентифицируется, несмотря на отсутствие синхронных письменных свидетельств, со страной Моуру Авесты, Маргианой греческих и страной Маргуш персидских авторов.

necropolis

Царский

некрополь

ceramic water pipes (coburs) керамические лрепажные трубы (кобуры)

■М squares of communal eating

плошали общественных трапез

Рис. 1. План центральной части дворцово-храмового комплекса Северного Гонура, 2010

2. АЛТАРИ. В Маргиане, кроме ПРЯМОУГОЛЬНЫХ, были и КРУГЛЫЕ, наземные, алтари, в которых имелись культовые печи и совершались жертвоприношения (рис. 2). На Гонуре нам известно семь круглых и четыре прямоугольных алтаря, два круглых - на Тоголок-21 и по одному прямоугольному - на Тоголок-21 и в теменосе Гонура (см. фото 1 на цв. вкл.). Оба типа алтарей существовали одновременно почти до ахеменидского времени. Судя по тому, что подобного типа алтари не были извест-

Рис. 2. Алтари Северного Гонура: слева - прямоугольные алтари огня в Храме Огня на восточном фасе (раскопки 1990-х гг.); сверху - Большой круглый алтарь на восточном фасе (2010 г.)

ны в предшествующее время на территории современного Туркменистана, оба типа алтарей существовали на далекой прародине пришлых племен и были принесены ими в Маргиану уже в «готовом виде».

3. ХРАНИЛИЩА СВЯЩЕННОЙ ЗОЛЫ. На многих территориях маргианских храмов рядом с прямоугольными алтарями «вечного Огня» располагаются подземные, вырытые в материке и обложенные изнутри кирпичами так называемые хранилища священной золы. В момент раскопок они оказались заполнены чистой, без примесей, белой золой, а некоторые из них сплошь заложены сверху кирпичами для большей сохранности в будущем от людей и животных. Наряду с такими подземными сооружениями существовали и надземные «хранилища священной золы» (теменос Гонура). Подземные «хранилища священной золы» имеются также в Северной Бактрии (Южный Узбекистан).
4. ПАВИ (или иначе «чистое место») - это своеобразные прямоугольные, выстроенные из кирпича «площадки», высота стен которых не превышает полуметра и которые не имеют никакого перекрытия сверху. По поверьям зороастрийцев, на них незримо восседают боги, в честь которых горят огни алтарей и возносятся молитвы.
5. КУЛЬТОВЫЕ ДВУХКАМЕРНЫЕ ПЕЧИ. Двухкамерные печи составляют подавляющее большинство печей во всех помещениях. Они разделены внутри невысокой глиняной перегородкой на «топку» и «духовку» и служили, по-видимому, для приготовления жертвенного мяса, так как именно эта конструкция препятствует соприкосновению священного огня напрямую с «греховным», кровавым мясом. В помещении №300 на северо-западе Гонур Депе внутри одного помещения находилось четыре культовых печи, указывая на ритуальное, а не бытовое их назначение. Наряду с такими печами, в топках которых были найдены сгоревшие дрова, имеются единичные печи, вместо перегородки в них сделан специальный «уступ», и остались следы сгоревших, возможно ароматических, трав. Такие печи встречены исключительно в помещениях особого, культового назначения (в алтарных печах, в «Царском святилище», в «царских гробницах» и др.).

Таким образом, в Маргиаие, а по-видимому, и в Бактрии, с самого начала существовал культ Огня.

II. КУЛЬТ воды. Согласно М. Бойс, «ритуальные приношения воде, совершаемые в конце богослужения, готовили из молока, веток одного растения и сока, наподобие Сома-Хаома. Как божественный священнослужитель Хаома получал свою долю от каждого жертвоприношения». Из перечисленных ингредиентов ни один фактически не оставляет после себя почти никаких органических остатков и не может быть зафиксирован археологически. Тем не менее важное место, которое занимала Вода и, скорее всего, ее культ у жителей Гонура, нам удалось косвенно подтвердить.

1. БАССЕЙНЫ ДЛЯ КУЛЬТОВЫХ ОМОВЕНИЙ. На существование «культа Воды» документально указывают прежде всего бассейны, расположенные внутри Гонура. Только на Северном Гонуре выявлено семь разного размера бассейнов. Из них два главных бассейна имеют, скорее всего, естественное происхождение. У каждой так называемой площади общественных трапез были вырыты небольшие искусственные бассейны, в которых, вероятно, совершались культовые омовения перед самими трапезами.
2. «ФИЛЬТР» ДЛЯ ОЧИСТКИ РЕЧНОЙ ВОДЫ. В «Малом южном бассейне» был сооружен «отстойник» из сырцового кирпича (или «фильтр»), куда вода поступала через специальный желоб из «Большого бассейна». В «фильтре» мутная вода из протоки р. Мургаб отстаивалась в срезанном камыше и уже чистой вытекала в «Малый бассейн», откуда бралась для приготовления жертвоприношений [Сарианиди, 2008, с. 135, рис. 56].

Думается, что «Большой бассейн» в основном служил для совершения обязательных, утренних молений (известно, что зороастрийцы не приступали к каждодневным работам, если перед этим не совершали обязательные моления и ритуальные жертвоприношения), а «Малый бассейн», в свою очередь, мог служить для приготовления ритуальной пищи, для которой нужна была особенно чистая и незамутненная вода.

3. ХРАМ (КОМПЛЕКС) ВОДЫ. Своеобразный Храм Воды был расположен на южном берегу «Большого бассейна» рядом с «внешней стеной». О том, что этот Храм был как-то связан с Водой, свидетельствуют комнаты, одна из стен которых, обращенная в сторону бассейна, отсутствует. Кроме того, в таких помещениях, как, например, №20 в восточной части Храма, имелось сразу три культовых двухкамерных печи, что, безусловно, свидетельствует о ритуальном назначении здания и о связи этих ритуалов с водой.

Еще одним свидетельством связи зданий, выстроенных на южном берегу большого бассейна вдоль южной части обводной стены, с «культом Воды» является тот факт, что «гонурцы» устраивали вдоль берега широкие террасы - площадки, на которых вырубали в материке небольшие «святилища» с культовыми печами внутри. Когда вода все дальше «убегала вниз», ближе ко дну, «гонурцы» «догоняли» ее с помощью устройства по береговому склону святилищ.

Таким образом, мы имеем достаточно оснований говорить о том, что у жителей Гонура вторым по значимости был «культ Воды».

III. КУЛЬТ ЗЕМЛИ. К земле древние огнепоклонники относились с особым благоговением, стараясь не осквернить ее ничем, особенно мертвым телом во время похорон.

1. ПРЕДОХРАНЕНИЕ ЗЕМЛИ ОТ МЕРТВОЙ ПЛОТИ. Как показали раскопки почти 4000 погребений на Гонуре, покойника в Маргиане хоронили на невысоком возвышении, сложенном из песка, иногда мусора, золы, или даже делали гипсовую обмазку на обычном грунте, которые препятствовали бы прямому контакту мертвого, разлагающегося тела с «чистой» землей. Из этих же соображений жители Гонура всегда обжигали докрасна всю могилу изнутри, прежде чем похоронить человека, имевшего при жизни какие-нибудь физические недостатки.
2. ПЛОЩАДКИ ДЛЯ ЗАКАЛЫВАНИЯ ЖИВОТНЫХ. Они выявлены на двух памятниках - в храмах Тоголок-1 и 21. В Тоголок-21 на территории «двора в обводе коридоров» в самый поздний период сооружена специальная площадка, которую сверху выложили крупными фрагментами пифосов. От «площадки» в сторону отходит желоб, перекрытый сверху обломками крупных сосудов. Есть основания предполагать, что эта площадка могла использоваться для закалывания жертвенных животных, а выкладки керамики предохраняли землю от стекающей «нечистой» крови жертв. В этом отношении М. Бойс [2003, с. 21] замечает: «Индоиранцы испытывали благоговейный страх и трепет, отнимая жизнь у животных. Они никогда не убивали без посвятительной молитвы, благодаря которой, по их представлениям, душа животного продолжала жить».

Такая же «площадка», но выстланная кусками керамического шлака, была обнаружена при раскопках «сельского» храма Тоголок-1.

IV. КУЛЬТ СОМЫ-ХАОМЫ. В зороастрийской традиции Сома-Хаома - триединый образ: растение, из которого его изготавливают, божество - персонификация растения - и алкалоидный напиток. По зороастрийским поверьям, посреди мирового океана Ворукаша растет дерево бессмертия - Хаома. Сторожить Хаому от дэвовских исчадий -

лягушек - и, по-видимому, от прочих пресмыкающихся должна была рыба Кара.

1. ХРАМЫ СОМЫ-ХАОМЫ. Среди раскопанных к настоящему времени нескольких монументальных зданий Маргианы известны лишь один дворец на Северном Гонуре, три Храма Огня [Бойс, 2003, с. 21] и четыре Храма, посвященные Соме-Хаоме, что указывает на то, какую важную роль у древних «маргушцев» имели эти растения и напиток и какой популярностью они пользовались [Сарианиди, 2008].

Самый ранний из всех известных в Маргиане подобных храмов (рис. 3) раскопан на восточной окраине Гонура, за пределами «обводной стены»

на раскопе №15 Северного Гонура

(раскоп №15). Как известно, растения, из которых готовился тонизирующий сок Со-ма-Хаома, имели дурной запах и были очень жесткими. Поэтому перед изготовлением сока их веточки надо было долго отмачивать в воде, чтобы они стали более мягкими. Приготовление напитка занимало большой срок, примерно несколько недель, если не месяцев [Абдуллаев, 2009].

Этот процесс, по всей видимости, проходил в хумах, обмазанных изнутри толстым слоем гипса, чтобы воспрепятствовать просачиванию жидкости сквозь стенки. На полу центрального помещения храмика на раскопе №15 Гонура стоят вкопанные в ряд пять больших пифосов, густо обмазанных изнутри многими слоями толстой белой гипсовой обмазки. В теменосе Гонура, выстроенном значительно позднее, уже во втором периоде жизни на памятнике было найдено более 30 подобных пифосов, «ванночек», чанов, также обмазанных изнутри подобным образом. Между слоями обмазки сосудов теменоса найдены семена эфедры и конопли (определение профессора МГУ

Н.Р. Мейер-Меликян [Меуег-МеНкуап, 1998; Меуег-МеПкуап, ДуеШу, 1998]). Процесс отмачивания растений происходил в специальных так называемых белых комнатах, раскопанных в теменосе Гонура и Храмах Тоголок-1 и 21.

2. «ИНСТРУМЕНТАРИЙ» ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТОНИЗИРУЮЩЕГО НАПИТКА СОМЫ-ХАОМЫ. После отмачивания на специальных давильных камнях (плоских, с полусферическим выступом в центре, встреченных в нескольких помещениях Гонура) из этих растений выдавливали сок. Важнейшим моментом ритуала было очищение полученного сока Сомы-Хаомы от сухих стеблей. Для этого сок процеживали через специальную цедилку (своеобразное сито со сквозными отверстиями на дне), прикрытую куском овечьей шерсти. Полученный сок смешивался с водой, молоком (в том числе кислым), ячменным зерном, в результате чего начинался процесс его брожения. В теменосе Гонура в одном помещении было обнаружено десять таких целых сосудов, предназначенных для отцеживания полученного сока от стеблей [Сарианиди, 2008, рис. 200]. Практически во всех могилах маргианской элиты были найдены воронки-ситечки, изготовленные как из бронзовых сплавов, так и из серебра. Из разграбленных могил Бактрии известны и экземпляры из золота.

Также в теменосе Гонура были найдены «керамические подставки», которые устанавливались над маленькими сосудиками, куда сцеживался готовый сок. Так, в храмах Маргианы впервые в археологической практике был обнаружен полный набор инструментария (каменные терки и давильные камни, ситечки и др.) для изготовления сока Сомы-Хаомы.

3. КУЛЬТОВЫЕ СОСУДЫ ДЛЯ СОМЫ-ХАОМЫ. Особое место среди предметов, связанных с изготовлением этого напитка, занимают культовые сосуды с процарапанными снаружи на стенках изображениями деревьев и другие - со скульптурными фризами по венчику. Показательно, что внутри таких изделий, на дне и на стенках встречаются налепные фигурки распластанных лягушек и рыб, возможно, изображающие авестийскую рыбу Кару, а также извивающихся змей [Сарианиди, 1990, рис. 34.-7, 10]. Такие сосуды, безусловно, использовались для питья сока Сомы-Хаомы, они были найдены при раскопках в Храмах Тоголок-1, 21 и Гонур (рис. 4).
4. «ДРЕВО ЖИЗНИ». По представлениям индоиранцев, из мирового моря Во-рукаша вытекает множество рек, которые несут воды по всему миру. Божество Вата проливает воду, смешанную с семенами растений, после дождя они пускают ростки.

Культовые

сосуды

Белые комнаты

_____ /2

MARGIANA

Семена

конопли

Давильные

камни

Костяные

трубочки

Подставки

Зернотерки

Рис. 4. Объекты и предметы из памятников Маргианы, подтверждающие изготовление напитка типа Сомы-Хаомы

Семена эти происходят именно от «Древа всех семян», «Древа жизни», которое и растет в море Ворукаша. Ветры и дожди разносят семена по всему миру. На керамике страны Маргуш композиции, состоящие из центрального дерева, по бокам которого изображены рогатые козлы, стоящие на задних ногах, являются едва ли не единственными.

V. ПЛОЩАДИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТРАПЕЗ. Большое место на Гонуре занимают так называемые площади общественных трапез, расположенные со всех четырех сторон памятника и имеющие в некоторых случаях территорию около 1000 кв. м. Самая ранняя такая «площадь» располагается около «северных ворот» столичного Го-нура. На дневной поверхности «площадей» нет абсолютно никаких архитектурных построек, и они представляют собой ровную, чрезвычайно плоскую поверхность. Культурный слой такой площади, достигающий толщины 1 м, содержит много костей животных и представляет своего рода «слоеный пирог» из обычных мусорных слоев, перемежающихся с черными, явно горелыми слоями. Похожая картина засвидетельствована в рукописях Мертвого Моря, где говорится, что после проведения трапез на площадях горелые слои каждый раз специально засыпались сверху чистым песком,

для того чтобы собаки не растаскивали остатки по всему поселению и не захламляли его. Думается, и «гонурцы» также из гигиенических соображений засыпали горелые слои сверху чистым, возможно речным, песком.

Рядом с такими «площадями» «гонурцы» устраивали, как отмечалось выше, небольшие бассейны, в которые вода собиралась с окружающих Гонур ровных как стол такыров.

VI. ПРАЗДНИК НАУРУЗ. Как известно, у многих народов Востока праздник Науруз (Новый день) является центральным событием религиозного календаря. Науруз отмечается в первый день Нового года радостно, с множеством красивых обрядов, символизирующих обновление и блаженство. В этот день каждая община огнепоклонников присутствует на праздничном богослужении, а затем, как пишет известный специалист по зороастризму М. Бойс, собирается на веселое угощение, где все вместе едят пищу, благословенную во время богослужения. На празднество приходят и богатые и бедные. Это - время всеобщего благорасположения: прекращаются раздоры, возобновляются и укрепляются дружеские взаимоотношения. Науруз - главный из семи праздников, посвященных семи божествам. Они считались столь важными, что соблюдение их вменялось в религиозную обязанность всем верующим. Думается, описанные выше «площади общественных трапез» были необходимы для проведения таких празднеств. Скорее всего, именно с такого рода праздниками были связаны и

Рис. 5. «Инструментарий» для проведения общественных праздников типа Науруза из погребения №3900: а - реставрация большого бронзового котла в погребении (1 - котел; 2 - колеса повозки; 3 - сиденье повозки; 4 - скелет одного из верблюдов); Ь - бронзовый сосуд-«символ» из семи шарообразных емкостей; с - бронзовая лопата; с/ - один из двух каменных посохов

находки, которые были сделаны в уникальной инеитной могиле-котловане на «царском некрополе» Гонура (№3900). Там были найдены огромный (около 200 л объемом) медно-бронзовый котел, бронзовая лопата, бронзовый «символ», состоящий из семи шаровидных емкостей и два каменных посоха (рис. 5). В том же котловане были захоронены семь убитых рабов (или слуг), семь собак, два верблюда и два осла [Дубова, 2009; Сарианиди, Дубова, 2010]. Вполне возможно предполагать, что повторение числа семь и набор погребального инвентаря и погребных людей с животными свидетельствуют о том, что это - «инструментарий» для проведения праздников типа Науруз.

VII. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД. У древних огнепоклонников существовала вера в жизнь человека после смерти. Зороастрийская религия создала сложную систему погребальной обрядности. Надежду на счастливую загробную жизнь могли иметь лишь те, кто был в состоянии приобрести ее с помощью обильных жертвоприношений.

1. РАЗНООБРАЗИЕ ПОГРЕБАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ ЖИТЕЛЕЙ МАРГИА-НЫ (рис. 6). Как стало ясно в результате археологических раскопок «Главного некрополя Гонура», захоронения совершались в разных по типу погребальных сооружениях, но с одинаковым обрядом: покойника помещали в скорченной позе с согнутыми руками и ногами (в позе спящего), головой на север, северо-запад. Большая часть (почти 85%) жителей Гонура были похоронены в так называемых шахтных могилах; «простые ямные» и «обожженные ямные» могилы составляют около 12% от общего числа найденных. Судя по погребальным приношениям, погребенные в «шахтных могилах» составляли «средний класс» древнего маргианского общества, тогда как скромные приношения ямных могил показывают, что они принадлежат беднякам [Сарианиди, 2001; Sarianidi, 2007]. В сильно обожженных изнутри ямах хоронились покойники, которые при жизни имели какие-то физические недостатки [Бабаков др., 2001; Васильев и др., 2002; Dubova, Rykushina, 2007; и др.].

Камерные могилы (Hypogaeum), судя по всему, принадлежали маргушским аристократам. Они представляют собой одно- или двухкамерные подземные сооружения, выкопанные в земле. Большая часть таких гробниц не сохранила скелетов, в них имеется лишь «костяная пыль» от чисто убранных и перенесенных скелетов. Подобно

«царским» гробницам, судя по всему, это были «семейные гробницы», в которых совершались коллективные, возможно семейные, захоронения [Сарианиди, 2001, рис. 6-9]. Нельзя полностью исключить, что с этими камерными могилами были связаны так называемые фракционные захоронения, которых найдено в настоящее время на Гонуре всего пять. Столько же,

Рис. 6. «Гарпуны»-жезлы: а - погребения Северного Гонура; b - фрагмент настенной росписи из дворца Мари, Сирия (по: [Parrot, 2006, р. 268])

сколько и камерных могил на главном некрополе Гонура, найдено цист (по 2,5%). Подобных камерных могил и гробниц в Центральной Азии до сих пор не было известно. Они попали сюда, видимо, вместе с вышеупомянутыми племенами из Передней Азии. Сходные камерные гробницы, также передающие идею «спален», в самое последнее время открыты на среднем Евфрате (Халава, Лидар, Хадиди). Они представляют собой коллективные, фамильные склепы с последовательным обрядом погребения. Особенно показательны гробницы из Барсипп, относящиеся к 2600-2000 гг. до н.э., принадлежавшие местной элите, так что северо-сирийское происхождение гонурских гробниц и камерных могил представляется наиболее вероятным. Еще более впечатляющие параллели с некрополем Гонура дает могильник Талл-Туттул также в Сирии, где имеются как шахтные могилы, так и камерные гробницы (Hypogaeum) [Сарпаниди, 2001, с. 33]. Если учесть, что погребальные обряды и культы - самые консервативные, то станет понятным вся важность этих сирийско-маргианских сопоставлений и аналогий. На Гонуре не исключалось и сооружение кенотафов.

Совершенно очевидно, что существовало несколько социальных групп населения «страны Маргуш», которые имели право быть похороненными только одним способом, соответствующим его социальной группе: в «царских гробницах» либо в «шахтных погребениях»; в «ямных» либо в «камерных» погребениях; в «наземных цистах» или во фракционных (или частичных) погребениях.

2. «ДАХМА». Еще одной разновидностью погребальных сооружений, найденных во дворце Северного Гонура, являются открытые площадки, камеры, в которых совершались коллективные погребения только членов царской фамилии, но не простых общинников или даже аристократов. Учитывая, что она найдена во дворце, скорее всего, этот обряд существовал начиная с конца 111 тыс. до н.э. Судя по одной медной печати, на которой изображены покойники, грифы и собаки, уже в это время существовала практика «выставлять» покойников в места, где имелись грифы или специально обученные собаки, которые очищали тела от мягких тканей. Затем костные останки захоранивались в другом месте.
3. ПОГРЕБАЛЬНАЯ БРЕШЬ. В «комплексе погребальных ритуалов» дворца Северного Гонура было раскопано небольшое помещение, помимо парадной двери в котором, в соседней стене была пробита сквозная брешь. Учитывая назначение комплекса, можно предполагать, что в этом помещении без окон умерший человек мог находиться в свои последние часы перед погребением. Через упомянутую брешь останки покойника, по всей видимости, выносились из «комплекса погребальных ритуалов». В этой связи стоит вспомнить слова, сказанные Ахуро-Маздой и зафиксированные в Авесте: «И вот когда прилетят птицы, произрастут растения, растекутся лужи, ветер высушит землю, тогда пусть маздаяснийцы в этом доме брешь прорежут» [Рак, 1998, с. 277]. Этот широко распространенный у арийцев вынос мертвого тела из дома через окно или специально пробитую в стене брешь до сих пор практикуется в горном Таджикистане: как отмечает А. Джэксон, хозяина и хозяйку дома выносят через пролом (иначе брешь), сделанный в стене, в то время как всех остальных членов семьи выносят через дверь [Мейтарчиян, 1999, с. 115].
4. КИРПИЧ В ОЧАГЕ. В центре «комнаты с 12-ю нишами» (пом. 48) «комплекса погребальных ритуалов» дворца Северного Гонура на полу устроен круглый очаг. Внутри его в момент раскопок плашмя лежал слабообожженный кирпич. Он имеет

для нашей темы большое значение. Как отмечает В.Ю. Крюкова [1997, с. 222], по словам Садика Хидаята, у горных таджиков, «когда мертвого выносят из комнаты, на его место кладут кирпич». Этот обряд имеет большое значение и в погребальных обрядах Ирана. Для нашей темы в высшей степени интересно, что такие обряды упоминаются в Авесте (Вендидат), указывая на многотысячелетнюю древность подобных погребальных обрядов.

5. ИДЕЯ О ДУШЕ-ПУТЕШЕСТВЕННИЦЕ. Она была очень популярна среди зороастрийцев уже в раннезороастрийское время, начиная, по крайней мере, со II тыс. до н.э. В этом отношении весьма показательны глиняные и каменные модели обуви, находимые в могилах Маргианы и Бактрии. Думается, на то же указывают и повозки, которые были найдены в четырех гробницах «царского некрополя» Гонура и которые могли служить для загробных путешествий.
6) МУХА НАСУ. В храме Тоголок-21 на поверхности был поднят небольшой, квадратный амулет, на одной стороне которого изображено центральное дерево и пара стоящих по бокам на задних ногах козлов, а на обороте - мертвецы в скорченной позе (!), на которых сверху набрасывается рогатое и хвостатое чудище. Близкое изображение имеется среди сиро-хеттских печатей, где двое сидящих на стульях людей потягивают через трубочки, по всей видимости, алкалоидный сок (предположительно типа Сома-Хаома), а сзади к ним осторожно подбирается чудище типа Насу, которая в Авесте называется «скверная трупная муха» (рис. 7). Оба чудища - трехлапые и имеют на конце хвостов шишечки, что до определенной степени сближает их между собой. В Авесте муха Насу («дэв осквернения») заключена в трупной плоти. Она способна умерщвлять человека и после смерти сразу набрасывается на него.

VIII. СВЯЩЕННЫЕ АГНЦЫ. Раскопки в Маргиане показали, какое большое место у «маргушцев» занимал «культ животных» и в первую очередь захоронения животных [Sarianidi, 1996; Сарианиди, Дубова, 2007, 2008; Сатаев, 2008; Дубова, 2008а-б; и др.]. Известно, что индоиранцы при жертвоприношениях преподносили и посвящали богу Хаоме язык и левую челюстную кость каждого жертвенного животного, что находит прямые доказательства в многочисленных захоронениях ягнят и молодых баранов на Гонуре. Черепа, челюсти и лопатки животных были найдены в Маргиане и внутри культовых печей.

IX. ДРУГИЕ МОМЕНТЫ СХОДСТВА культуры БМАК и зороастрийских традиций.

1. МРАМОРНАЯ ГОЛОВА БЫКА. Найденная в Храме Тоголок-21 мраморная голова быка удивительно близко напоминает навершия жезлов с точно такими же скульптурными изображениями на концах, которые до настоящего времени исполь-

а) Margiana b) Syria

Рис. 7. Изображения мухи Насу

зуются жрецами при посвящении в зороаетрийекую религию (рис. 8). Голова гладко заполирована до зеркального блеска с тыльной стороны и имеет три сквозных отверстия, через которые она прикреплялась к деревянному древку-ручке.

2. ПЕЧАТИ И АМУЛЕТЫ. Среди огромной коллекции печатей (рис. 9) и амулетов из Бактрии и Маргианы выделяются те из них, которые украшены сложными композициями с изображением различных зооморфных персонажей, находящихся в резко противоборствующей позиции. Наиболее распространены изображения мирных животных (баран, корова и др.), на которых нападают злые, змееподобные драконы, агрессивно тянущиеся к их задним ногам с целью похищения «живительного семени». Этот «фаллический символизм» (П. Амье) красной чертой проходит через многие композиции бактрийских и маргианских печатей и амулетов. Очевидно, что на таких композициях показана борьба добрых и злых сил или Добра и Зла в их космическом значении за обладание «живительным семенем», от которого, в конечном счете, зависит вся дальнейшая жизнь на земле. Как известно, эта идея -основа жизненной философии огнепоклонников.
3. КЭРЕСАСПА. Среди преимущественно каменных амулетов БМАК выделяется однотипное

изображение звероподобного человека с волосами на

Рис. 9. Прорисовка

голове, всегда разделенными на две пряди и слегка _

. оактриискои печати из

волнистыми на концах (рис. 10). Это - Кэресаспа, по „ „

1 1 коллекции Р. Гарнера

словам М. Бойс, «величайший герой Авесты», который борется с противными человеку существами наподобие драконов.

4. ПОСЕЛЕНИЕ ВАРА. В Авесте вара - «крепость», «замок», - построенная Иимой. Судя по тексту Авесты, Вара состояла из трех концентрических кругов стен. Внешняя стена имела девять проходов, средняя - шесть и внутренняя - три прохода. Удивительно, но точно такое поселение, которое почти полностью повторяет именно эту общую планировку, было найдено и раскопано в Афганистане (Дашлы-3) [Сарианиди, 1977].

Итак, выше были перечислены наиболее схожие мотивы и композиции, которые, с одной стороны, упоминаются в священной Авесте, а с другой - имеют свои показательные соответствия в материальной культуре Маргианы и Бактрии, что, как представляется, мы наблюдаем впервые. Как видим, найденные на Гонуре артефакты и восстанавливаемые обряды древних «маргушцев более чем по тридцати позициям находят свои прямые и в высшей степени показательные соответствия в священной книге зороастрийцев Авесте, чем не может похвалиться ни одна другая археологическая культура в мире. Как известно, Авеста была записана сравнительно поздно - в парфянское, если не в сасанидское время, и до нас дошла только одна четвертая ее часть. Многие из вышеприведенных параллелей между древними и современными огне-

Рис. 8. Каменная голова быка с Тоголок-21

Рис. 10. Изображения Керсаспы на печатях и амулетах Бактрии и Маргианы

поклонниками Передней и Центральной Азией по отдельности могут быть отмечены в других археологических культурах, но пока они не встречены вместе ни на одном памятнике, и даже в археологической культуре народов древности. Необходимо особо подчеркнуть, что большая часть этих параллелей относится к концу III тыс. до н.э., т.е. ко времени, когда степные группы Евразии, как это ныне считается в целом признанным, еще были крайне далеко от земледельческого среднеазиатского юга.

Учитывая значительное число археологических параллелей в культуре древних Маргианы и Бактрии с археологическими комплексами Передней Азии, мне представляется наиболее вероятным, что именно там и надо искать родину раннего зороастризма. Вышедшие оттуда местные (возможно, древнесирийские племена), включившие при своем движении на восток народы южных и северных предгорий Копетдага, основали свое новое государство в древней дельте р. Мургаб. В этом отношении особенно интересны памятники типа Гонур в Туркменистане или Чога-Занбиль в Иране, представляющие собой не просто поселения, а дворцово-культовые ансамбли, требующие специального исследования усилиями археологов, языковедов и антропологов. Только совместные исследования ученых разных специальностей позволят заглянуть в древнюю историю первой религии откровения, в зороастризм.

Библиографический список

Абдуллаев К. Культ Хаомы в древней Центральной Азии. Самарканд: Международный институт центральноазиатских исследований, 2009. 120 с.: ил.

Бабаков О., Рыкушина Г.В., Дубова H.A., Васильев С.В., Пестряков А.П., Ходжайов Т.К. Антропологическая характеристика некрополя Гонур-Депе // Сарианиди В.И. Некрополь Гонура и иранское язычество. М.: Мир-медия, 2001. С. 105-132.

Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи [Воусе М. Zoroastrians: believes and customs]. M., 2003.

Васильев С.В., Бабаков О., Боруцкая С.Б., Савииецкий А.Б. Антропологическое исследование погребений с обожженными стенками Гонурского некрополя (Туркменистан) // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН. М.: Наука, 2001. С. 7-19.

Дубова H.A. Ритуальное захоронение животных на Гонур Депе // Труды Маргианской археологической экспедиции. М.: Старый сад, 2008а. Т. 2. С. 50-60.

Дубова H.A. Погребения животных в ритуальной обрядности Гонур-депе // Культура номадов Центральной Азии. Самарканд, 20086. С. 84-97.

Дубова H.A. Находка двух новых царских погребений на памятнике бронзового века Туркменистана Гонур Депе // Роль естественно-научных методов в археологических исследованиях. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 278-281.

Мейтарчиян М.Б. Погребальный обряд зороастрийцев. М.: Ин-т Востока РАН, 1999. 243 с.

Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб.: Журнал «Нева», «Летний сад», 1998. 555 с.

Сарианиди В.И. Древние земледельцы Афганистана. М.: Наука, 1977. 171 с.

Сарианиди В.И. Древности страны Маргуш. Ашхабад: Ылым, 1990. 314 с.

Сарианиди В.И. Некрополь Гонура и иранское язычество. М.: Мир-медия, 2001. 246 с.: ил.

Сарианиди В.И. Маргуш. Древневосточное государство в старой дельте реки Мургаб. Ашхабад: Turkmendöwlethabarlary, 2002. 360 с.: ил.

Сарианиди В.И. Гонур-Депе. Город царей и богов. Ашхабад: Turkmendöwlethabarlary, 2005. 328 с.: ил.

Сарианиди В.И. Царский некрополь на Северном Гонуре (Royal necropolis in North Gonur) // Вестник древней истории. 2006. №2 (257). C. 155-192.

Сарианиди В.И. Дворцово-храмовый комплекс Северного Гонура // Российская археология.

2007. №1. С. 49-63.

Сарианиди В.И. Маргуш. Тайна и правда великой культуры. Ашхабад: Turkmendöwlethabarlary,

2008. 341 с.: ил.

Сарианиди В.И., Дубова H.A. Лошадь в Центральной Азии у земледельцев эпохи бронзы: новые находки на Гонур Депе (Туркменистан) // The Ethnohistory and Archaeology of Northern Eurasia: Theory, Methods and Practice. Irkutsk, 2007. P. 224-233.

Сарианиди В.И., Дубова H.A. Роль эквид и других животных в жизни земледельческого населения юга Туркменистана (на примере памятника конца III тыс. до н.э. Гонур Депе) // Древние и средневековые кочевники Центральной Азии. Барнаул, 2008. С. 149-152.

Сарианиди В.И., Дубова H.A. Новые гробницы на территории царского некрополя Гонура (Предварительное сообщение) // На пути открытия цивилизации: Труды Маргианской археологической экспедиции. СПб.: Алетейя, 2010. Т. 3. С. 144-171.

Сатаев РМ. Животные в хозяйстве и духовной жизни древнего населения Гонур-Депе // Труды Маргианской археологической экспедиции. М., 2008. Т. 2. С. 143-160.

Dubova N.A., Rykushina G.V. New data on anthropology of the necropolis of Gonur-Depe // Saria-nidi V. Necropolis of Gonur. 2nd Edition. Athens: Kapon editions, 2007.

Meyer-Melikyan N.R. Analysis of floral remains from Togolok-21 // Sarianidi V. Margiana and pro-tozoroastrism. Athens: Kapon editions, 1998. P. 178-179.

Meyer-Melikyan N.R., Avetov N .A. Analysis of floral remains in the ceramic vessel from the Gonur temenos // Sarianidi V. Margiana and protozoroastrism. Athens: Kapon editions, 1998. P. 176-177.

Parrot A. Sumer. Paris: Gallimard, 2006.

Sarianidi V. The Biblical lamb and the funeral rites of Margiana and Bactria // Mesopotamia. Firenze, 1996. Vol. XXXI. P. 33-48.

Sarianidi V.I. Margiana and protozoroastrism. Athens: Kapon editions, 1998. 190 p.: il.

Sarianidi V.I. Necropolis of Gonur. Second Edition. Athens: Kapon editions, 2007. 340 p., il.

Sariannidis V.I. Zoroastrianizm: a new motherland for and old religion. Thessaloniki: Kyriakidis Brothers s.a., 2008. 415 p.: il.

Winkelmann S. Murgabo-baktrische Terrakotten im Archäologischen Museum der Westfälischen Welhems-Universität Münster // Boreas. Münsterische Beiträge zur archäologie. Munister, 1997. Bd. 20. S. 151-168.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты