Спросить
Войти

КИНЕМАТОГРАФ В ПРИМОРЬЕ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИИ, ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И ВОЕННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ (1917-1922 ГГ.)

Автор: указан в статье

УДК 94(1917-1922)+77 Караман В.Н., Рыкунов Д.Э.

Кинематограф в Приморье в годы революции, Гражданской войны и военной интервенции (1917-1922 гг.)

Разразившаяся на просторах бывшей Российской Империи Гражданская война, пожирая ещё не уничтоженные Первой мировой войной человеческие и материальные ресурсы, тем не менее, не остановила развитие кинематографа. Люди продолжали ходить в кинотеатры, вне зависимости от того, какая из воюющих сторон в данный момент находилась у власти. Дальний Восток и особенно Приморье заметно выделялись из прочих регионов России. Прежде всего, Приморье практически почти всю Гражданскую войну (за исключением редких перерывов) находилось под властью несоветских (небольшевистских) правительств. Это не могло не отразиться на кинематографии и только зарождающейся в эти годы киноиндустрии. Советская власть (хотя правильнее будет говорить большевистская, т.к. за годы Гражданской войны был опыт и небольшевистских советов) с момента своего возникновения утилитарно подходила ко всему, в том числе и к искусству. Кинематограф, не просто не стал исключением, а наоборот был практически поставлен, как говорится, "во главу угла". "Из всех искусств, для нас важнейшим является кино" [6, с. 579], — эта фраза Ленина точно показывает ориентир большевиков в сфере искусства. Небольшевистские и несоветские правительства в деле кинематографии не были столь категоричны к кинематографу. Однако кинохроника при всех властях использовалась в качестве инструмента идеологической обработки населения.

Не останавливаясь подробно на историографии вопроса, отметим, что в последнее время выходили работы, посвящённые истории кинематографа в годы Гражданской войны1. Тем не менее, Приморью и Дальнему Востоку в целом в них внимание практически не уделено. В своей работе мы постараемся восполнить этот пробел.

К 1917 г. во Владивостоке кинематограф стал неотъемлемой частью культурного досуга и развлечения горожан, чему способствовало несколько факторов. Во-первых, в городе уже довольно долго функционировали три стационарных кинотеатра ("Золотой Рог", "Идиллия", иллюзион Михайлова и Ерошенкова). В 1917 г. к ним добавились ещё два: общедоступный театр братьев Малеванных и иллюзион "Художественный". В конце войны, 20 ноября 1921 г., открылся ещё один — "Новый театр" (впоследствии — "АРС"), в котором кинематограф успешно соседствовал с театром. Его открытие стало событием для Владивостока: "Владивосток обогатился новым красивым зданием, построенным из железобетона, согласно новейшим приёмам строительно-технического искусства. Зрительный зал, рассчитанный на 1600 человек, состоит из трёх ярусов и нескольких лож. Партер огибается широким проме-нуаром по образцу европейских театров. Лепная отделка внутри и снаружи выполнена в стиле модерн с колоннами типа ампир. При светлой окраске и значительном освещении зал производит эффектное и уютное впечатление"2 [8, с. 43].

1 Назовём только ряд работ: [3; 5; 7] и др.
2 Здесь и далее цитаты приводятся с сохранением авторских орфографии и пунктуации.

© Караман В.Н., Рыкунов Д.Э., 2019

КАРАМАН Вадим Николаевич, канд. ист. наук, зав. библиотекой Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева (г. Владивосток). E-mail: karaman-v.n@mail.ru

РЫКУНОВ Дмитрий Эдуардович, старший научный сотрудник Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева (г. Владивосток). E-mail: dmrykunov@yandex.ru

Помимо стационарных кинотеатров, во Владивостоке регулярно появлялись временные (летние) кинотеатры. Чуть позже, в начале 20-х годов, кино стали крутить в рабочих клубах (Союза грузчиков, почтово-телеграфных работников и др.). Взвешенная ценовая политика, проводимая владельцами кинотеатров, делала кино доступным для всех социальных групп населения. Стоимость билетов на сеансы варьировалась от 25 копеек до 1,5 рублей. Во-вторых, существовала отлаженная система проката, картины поставлялись из столичных городов через крупнейшую в Сибири прокатную контору А.М. Дон-Отелло (г. Иркутск). Первая мировая война существенно повлияла на репертуар местных кинотеатров, по понятным причинам практически исчезли с экранов немецкие фильмы (до начала войны они занимали одно из главенствующих мест в репертуаре), возникли сложности с поставкой французских, итальянских картин. Доминирующее место заняли отечественные фильмы, снятые на киностудиях А. Ханжонкова, И. Ермольева, А. Харитонова. Частыми гостями стали американские фильмы, занимавшие до этого довольно скромное место в прокате. Интересно, что именно с этого времени владивостокская публика смогла, наконец, познакомиться с творчеством таких звёзд экрана, как Роско Арбакль, Мэри Пикфорд, Чарли Чаплин и др.

После февральской революции все кинотеатры работали более или менее нормально. Имевшийся у владельцев кинотеатров запас старых картин позволял им сравнительно безболезненно преодолевать возникавшие время от времени проблемы с демонстрацией новых фильмов. Так, например, в 1917 г. демонстрировалась знаменитая итальянская историческая картина "Кабирия" 1914 г. выпуска, а в течение 1919 г. в городе с успехом шла отечественная салонная драма "Гнёт рока" с Владимиром Максимовым в главной роли, хотя фильм этот был снят ещё в 1915 г. Эта тенденция продолжилась и в 20-е гг. В 1922 г. во Владивостоке наконец-то показали шедевр Якова Протазанова "Отец Сергий", премьера которого состоялась в 1918 году. А по соседству, в другом кинозале, шёл прогремевший на весь мир антивоенный американский фильм Томаса Инса "Цивилизация", 1916 г. Американская драма "Общее право" с Кларой Кимбл Янг в главной роли, была снята в 1916 г., а вестерн "Дурман" с участием знаменитого киноковбоя Уильяма Харта — в 1917 г. Из-за нехватки свежих комедий хозяева вытаскивали из запасников и демонстрировали комедии с участием Макса Линдера, который к этому времени практически перестал сниматься в кино.

Национализация кинотеатров, осуществлявшаяся большевиками на контролируемой ими территории в центральной России и в Сибири, Владивосток практически не затронула. Объяснялся этот феномен тем, что советская власть в городе сравнительно быстро пала. Проблемы у кинотеатров возникли позже и совсем по иным причинам. В феврале 1919 г. иллюзион "Идиллия" стал принимать только солдат иностранного экспедиционного корпуса, вход обычным посетителям был запрещён, видимо из соображений безопасности. Когда дал о себе знать острый жилищный кризис, разразившийся во Владивостоке в связи с большим количеством прибывших беженцев [1], то одной из первых его жертв стал иллюзион Михайлова и Ерошенкова, отданный городскими властями под квартиры для тюремных надзирателей. В самих же иллюзионах нередко стали проводиться различные политические собрания, митинги, маёвки, причём спектр сил, здесь представленных, был весьма широк: от национал-демократов до каппелевцев. Особенно много таких мероприятий прошло в 1921 г., а количество сеансов в эти дни существенно сократилось.

Что касается других городов и более или менее крупных населённых пунктов края, то здесь ситуация с кинематографом развивалась следующим образом. Количество стационарных кинотеатров в них было минимальным. Один, в лучшем случае, — два. Основной сегмент составляли кино-передвижки, время от времени появлявшиеся с небольшими партиями картин. Известно, что во втором по величине городе — Никольск-Уссурийске — с 1908 г. работал кинематограф Никитина. Зато здесь появилась небольшая, но своя собственная прокатная контора. Её владельцем был Сергей Васильевич Крас-нощёков, представитель Английского Акционерного Товарищества Биоскопов на Дальнем Востоке. Помимо прокатной конторы он по совместительству являлся и хозяином другого кинотеатра — "Фурора".

Согласно изданному каталогу, прокатная контора располагала 387 фильмами, разделёнными по жанрам: 1. "Военные" (22), 2. "Видовые — научные" (18), 3. "Видовые" (51), 4. "Драмы большие" (69), 5. "Драмы в одной части" (98),6. "Комические" (108), 7. "Феерии и фантазии" (21). Метраж картин был от 50 метров (длительность около 2 минут) до 2000 метров (90 минут).

"Военные картины" были представлены в основном кинохроникой, в частности визитами императора Николая II в города: Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир. Однако в списке присутствовала и знаменитая постановочная картина, снятая на студии Александра Ханжонко-ва, — "1812 г. Отечественная война". В "видовых — научных", причудливым образом соседствовали "Производство шляп на острове Куба", "Производство автомобилей" и "Бой быков в Риме". В "видовых" — большую часть составлял и журналы студий "Пате", "Гомон", "Эклер", специализировавшиеся на последних новостях со всего мира. "Драмы большие", чей метраж был от 750 до 2000 метров, украшали российские, датские, американские картины с участием звёзд того времени: Асты Нильсен ("Комедианты", "Цыганская кровь", "Генеральские дети"), Жозетты Андрио ("Протеа"), Ивана Мозжухина ("Пьянство и его последствия") и др. Здесь высокохудожественные фильмы вполне комфортно себя чувствовали вместе с откровенной халтурой. Раздел комических картин был составлен из короткометражек с лучшими актёрами французской комической школы: Максом Линдером, Пренсом Ригаденом, Андре Дидом (в российском прокате больше известным как Глупышкин). "Феериии фантазии" были в основном сказками, причём в большинстве своём — цветными [10].

В последнее время ведётся много споров о роли и месте кинематографа в обществе, о необходимости создания большего количества научно-познавательных и просветительных фильмов для детей и молодёжи. Проблема эта не нова, к тому же есть очень интересный опыт, накопленный в этой области нашими предшественниками в начале XX в.

В конце 1918 г. в Приморской области создаётся, а в начале 1919 г. приступает к работе передвижной Земско-кооперативный научно-просветительский кинематограф. Его совместными усилиями создали Союз Приамурских кооперативов, Приамурский Кредитный союз и Областные и уездные земства Приморской области. Помощь в формировании фильмотеки (всего в ней насчитывалось более 1000 картин) оказали представители канадского правительства в лице "Канадской комиссии для оказания экономической помощи Сибири" и "Американский Правительственный Комитет Общественного Осведомления".

Каждая мобильная группа передвижного Земско-кооперативного научно-просветительского кинематографа формировалась из трёх человек: завхоза, отвечавшего за обустройство импровизированных залов, лектора и киномеханика.

Цели передвижного земско-кооперативного кинематографа организаторы поставили вполне прагматично и со стратегическим прицелом: "При организации Земско-Кооперативного кинематографа, в параллель взгляду Секретариата Союза Приамурских кооперативов на кинематограф как на разумное развлечение, имеющее просветительное значение (в этом направлении Союз и начинал свою работу, — Областное Земство выдвинуло мнение, что кинематограф может и должен быть использован в настоящее время, главным образом, в плоскости поднятия производительных сил страны, причём в защиту этого положении, лёгшего потом в основу Земского-Кооперативного Кинематографа, — были приняты следующие соображения.

Возрождение экономической мощи России, как государственной единицы, может быть мыслимо только при условии быстрого поднятия производительных сил страны.

В свою очередь поднятие производительных сил страны возможно только при условии поднятия во всех отраслях народно-государственного хозяйства машин и технически усовершенствованных способов производств.

Наряду с применением машин, в некоторых отраслях хозяйства России необходимо изменить системы и способы самого хозяйствования.

Разрешение этой задачи немыслимо без самодеятельности самого населения, без участия всех живых и сознательных сил государства. Поэтому Правительство, а особенно Земство, Кооперативные объединения, Просветительные организации и общественные работники обязаны теперь озаботиться о том, чтобы дать возможность самой идее необходимого экономического возрождения России проникнуть в толщу трудовой народной массы. С этой целью, одновременно с мероприятиями по поднятию общего и технического образования населения, Земство с помощью кооперации должно немедленно начать широкую, обновлённую всеми видами наглядности пропаганду разумного применения в русской жизни машин и лучших способов хозяйствования..." [9, с. 3].

В течение 93 дней (с 11 января по 13 апреля 1919 г.), Земско-коопера-тивный научный кинематограф посетил 22 селения и 2 города в трёх уездах Приморской Области:

1. В Ольгинском уезде — Шкотово, Романовка, Петровка, Ново-Нежино.
2. В Никольск-Уссурийском уезде — Угловое, Красный Яр, Михайлов-ка, Осиновка, Иваново, Анучино, Ново-Никольско, Борисовка, Корсаковка, Пуциловка, Покровка, Кневичи, г. Никольск-Уссурийский.
3. В Иманском — г. Иман, Веденка, Пантелеймоновка, Лутовка, Техме-нево, Уссурка и Успенка. За это время дано 127 сеансов. Из них платных 100, бесплатных, детских 27. Показы посетили 27215 человек [2].

Сеансы для взрослых продолжались не менее 3,5 часов с десятиминутным перерывом. Продолжительность детских сеансов была не менее 2 часов. До 3 марта работал один аппарат. С 3 марта была сорганизована вторая партия для Иманского уезда. Показывали картины, освещавшие разные области хозяйственной деятельности, и просто познавательные фильмы, разбавляя их развлекательными. Все фильмы были разбиты на несколько партий (групп):

I группа на 1-й сеанс

1. Нью-Йорк. 2. Питтсбург. 3. Ньюпорт и Бермудские острова 4. Сан-Франциско 5. Ловля кеты. 6. Ловля губок.7. Мировая хроника № 12. 8. Пате журнал № 15. 9. Чудак-рыбак (комическая).

II группа на 2-й сеанс

1. Производство цемента. 2. Сооружение шоссейных дорог. 3. Добывание антрацита. 4. Добывание железной руды. 5—6. Съезд шахтёров. 7. Мировая хроника № 24. 8. Пате журнал № 26. 9—10. Какой милый ребёнок (комическая).

III группа на 3-й сеанс

1. Орошение. 2. Оросительная система. 3. Культура яблок. 4. Трактор Форда. 5. Применение тракторов в сельском хозяйстве. 6. Кооперативный осмотр коров в Вермонте. 7. Поощрение свиноводства в Америке. 8. Разведение кур. 9. Ледники Национального парка в Иеллстоуне.

IV группа на 4-й сеанс

1. Лесное дело. 2. Сплавка брёвен. 3. Лесной промысел. 4. Лесные продукты. 5. Причина лесных пожаров. 6. Мировая хроника № 26. Пате журнал № 42. 8. Дуралеев в роли дворецкого.

V группа на 5-й сеанс. Детский, бесплатный.

1. Нью-Йорк 2. Остров Фиджи. 3. Ловля губок. 4. Поощрение свиноводства. 5. Причины лесных пожаров [9, с. 46].

Для оценки деятельности земско-кооперативного научно-просветительского кинематографа произвели сбор отзывов как от представителей местной власти, так и от обычных зрителей. В основном отзывы были положительными:

"От Председателя Ольгинской Земской Управы от 19 февраля 1919 года. "Ознакомившись с отзывами крестьянского населения тех сел уезда, в которых демонстрировались кинематографические картины, любезно предоставленные Американским Комитетом Общественного Осведомления, и, принимая во внимание тот восторг, с коим население отнеслось к посещению их кинематографом, и те запросы и интерес, которые вызваны у населения картинами культуры американского народа, в особенности по сельскому хозяйству, Ольгинская Земская управа просит Областную управу передать глубокую благодарность организаторам этого весьма полезного культурного дела и Американской Комиссии Общественного Осведомления за помощь с которой он идёт на встречу культурным последствиям русского народа" [9, с. 6]. Не осталась в стороне и публика.

Фото 1. "Общедоступный театр" 1919 г. Владивосток, ул. Светланская (поворот от ДВПИ к цирку у трамвайной линии). Здание не сохранилось.

Источник: [1].

"Будучи на первом и втором сеансе передвижного кинематографа, вынес самые хорошие впечатления; желательно, чтобы и у нас люди дошли до той степени культуры, которая процветает в Америке, а потому кинематограф приносит много пользы распространением своих научных показаний в картинах и разъяснениях, которые были превосходны. 2 января 1919 года" [9, с. 10]

С особым восторгом встретили передвижной кинематограф дети, впервые познакомившиеся с кинематографом:

"1919 года 13 марта я с радостью пошла в иллюзион. Мне понравились картины, а больше всего жизнь американцев. Они хорошо одеты. Мне бы хотелось чтобы всегда здесь был иллюзион. Я бы желала, чтобы мы анучинцы, так ходили чисто. Хотя у меня голова болит от того, что картины мелькают, но сегодня опять пойду. Я вчера ходила бесплатно, а сегодня денег мне даст учительница. Ученица 1-го класса III отделения Клавдия Дегтярева" [9, с. 14].

"Сочинение. Какое впечатление на меня произвёл кинематограф прибывший в наше село. Когда кинематограф прибыл в наше село, то я не мог вообразить себе, что это за кинематограф. И вот настала минута, когда сеанс начался. Я тогда пришёл в восторг. Мне сиделось очень хорошо, и всё-таки я не могу понять как всё это происходит, что даже живые люди бегают на полотне. Ученик Федор Омельченко" [9, с. 14].

Примечательно, что, несмотря на неплохие результаты в уездах Приморской области, предложение об организации в городе Владивостоке научно-просветительского кинематографа для учащихся не сразу получило должную поддержку городских властей. Но благодаря активности и настойчивости члена Областной земской управы С.И. Афанасьева и вмешательству Союза Родительских Комитетов средних учебных заведений и районных комитетов при начальных училищах г. Владивостока дело сдвинулось с мёртвой точки, и с июня 1920 г. передвижка или, как тогда называли "кинопартия", приступила к работе. Первоначально планировали, показы во всех учебных заведениях города: от мыса Эгершельд до Седанки и от Первой Речки до Чуркина. Помимо школ научно-просветительское кино должно было показываться в Народном доме, Крепостном госпитале, Клубе Сибирской флотилии, Театре временных мастерских, столовой грузчиков и др. Условия показов были весьма приемлемые: для детей бесплатно, с взрослых бралась плата в 50 копеек. Ребёнок при повторном просмотре должен был заплатить 25 копеек.

Фото 2. Кадр из документальной хроники "Военный парад и демонстрация учащихся владивостокских гимназий, посвящённый годовщине Меркуловского правительства". 22 мая 1922 г. Источник: (Оцифрованная копия из архива авторов).

Однако через месяц после начала работы Областная Земская управа постановила: "ввиду отсутствия населения на научный кинематограф, сеансы которого почти не посещаются, таковой закрыть". Причин, по которым научно-просветительский кинематограф не имел успеха у населения, несколько. Во-первых, традиционно более высокий интерес публики вызывает художественное жанровое кино, а не документальное (за исключением, может быть, новостной хроники). Кстати, именно в это время на владивостокский экран "прорвался" Чаплин. Во-вторых, слабая реклама, которая в газетах того периода практически отсутствовала. В-третьих, неудачно выбрано было время для демонстрации фильмов, ведь в каникулы организованный просмотр устроить было сложно.

Тем не менее, к идее просветительского кинематографа вернулись ещё раз, в июле1922 г., на детских площадках Жариковского оврага, Гайдамак-ской и Голубиной пади, Первой Речки, Гнилом углу Союз Родительских комитетов возобновил показы. Правление Союза обратилось к родителям за содействием в рекламировании этой программы, "дабы собрать большее количество учащихся и поддержать начинание Союза в дальнейшем продолжении сеансов" (РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 15)3.

Особо следует отметить, что важную роль кинематографа в проведении культурно-просветительской работы признавала и такая консервативная часть общества, как военные. В ноябре 1919 г. культурно-просветительским отделением штаба командующего войсками Приамурского военного округа в иллюзионе "Художественный" два раза в неделю, по вторникам и субботам стали проводиться бесплатные сеансы для военнослужащих. Помимо обычных картин демонстрировались фильмы культурно-просветительского и на3 РГИА ДВ - Российский государственный исторический архив Дальнего Востока

учного характера (по агрономии, промышленности, географии, этнографии) с вступительными лекциями преподавателей из учебных заведений города [4, с. 4].

Если с показом фильмов в городе Владивостоке дело обстояло достаточно хорошо, то в отношении киносъёмок этого не произошло из-за отсутствия квалифицированных кадров, слабой технической базы, нестабильной политической обстановки в крае вообще и в городе в частности. Всё это в значительной степени сказалось на уровне кинопроизводства, вернее на его отсутствии.

И всё-таки, в период с 1917 по 1922 гг., во Владивостоке было предпринято несколько попыток наладить кинопроизводство. 18 марта 1917 г. в иллюзионе "Идиллия" демонстрировалась кинохроника - "Владивостокский праздник победы великой революции". Съёмки были произведены Первой кинематографической фабрикой на Дальнем Востоке Товарищества Е. Подольского и М. Зуева. К сожалению, дальнейшая судьба этой кинофабрики неизвестна. В ноябре 1919 г. в газете "Дальний Восток" появилась заметка о том, что "при участии иностранных капиталов, главным образом американских, во Владивостоке открывается кинематографическое издательство" [2, с. 3]. Была даже анонсирована постановка картины "Украденная смерть" по сценарию известного владивостокского поэта Венедикта Марта, одну из главных ролей в этом фильме должен был исполнить приглашённый из студии Московского Художественного театра актёр Я.И. Яшин. Увы, но и этому проекту не дано было осуществиться, так как вскоре последовала эвакуация американских войск и, соответственно, отток американского капитала из края.

Из сохранившегося киноматериала, несомненно, представляет интерес снятый неизвестным оператором 22 мая 1922 г. "Военный парад и демонстрация учащихся владивостокских гимназий, посвящённый годовщине Мерку-ловского правительства". Это последняя хроника г. Владивостока времён Гражданской войны и военной интервенции.

После прихода в октябре 1922 г. советской власти во Владивосток кинематограф в городе на некоторое время замер. Театр-иллюзион "Золотой Рог", проработав год, превратился просто в театр, "Художественный" до 1924 г. работал с перерывами, появившийся ещё в 1921 г. "Новый театр" (в последствии "АРС") тоже не баловал стабильной работой, то открывался, то закрывался на очередной ремонт. Нормальная их деятельность наладилась только с образованием в 1925 г. АО "Совкино". Дальнейшая судьба Земско-кооперативного научно-просветительского кинематографа сложилась следующим образом. В начале1923 г. на его основе был создан кинематографический отдел губернского отдела народного образования, фильмотека была систематизирована, дополнена и использовалась кинопередвижками в крае в просветительских целях.

В заключении можно констатировать, что кинематограф на территории Приморья в годы Гражданской войны не только не "заглох", но и довольно бурно (с поправкой на военно-политическую и социально-демографическую ситуацию) развивался. Деятельность кинематографистов, кинопрокатчиков и всех, так или иначе связанных с кинематографом, создали ту базу, на которой вырос не только советский кинематограф, но и кинематограф, который пытался (но, к сожалению, в отличие от эмигрантской литературы, так и не ставший заметным явлением в мировой культуре) осуществлять свою деятельность в эмиграции. Но их дальнейшее развитие и судьба лежат уже за рамками нашего исследования.

Литература

1. Анча Д.А., Калинин В.И., Позняк Т.З. Владивосток в фотографиях Меррилла Хаскелла 11 августа 1919 - 23 февраля 1920. Хабаровск, 2009. 323 с.
2. Дальний Восток. 12.08.1919. № 205.
3. Зоркая Н. М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005. 544 с.
4. Кинематограф для военных // Дальний Восток. 01.11.1919. № 298.
5. Кино в дореволюционной России (1896-1917). Становление и расцвет советской кинематографии (1918-1930). Учебное пособие. М.:. ВГИК, 1992. 109 с.
6. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. М., 1970. Т. 44. 725 с.
7. Листов В.С. Россия. Революция. Кинематограф. М.: ВГИК им. С.А. Герасимова. 1995. 172 с.
8. Мизь Н.Г. Владивосток: прогулки в прошлое: краеведческие очерки. Владивосток, 2015. 380 с.
9. Передвижной земско-кооперативный научно-просветительский кинематограф. Владивосток, 1919. 50 с.
10. Продажа и прокат картин С. Краснощёкова. Никольск-Уссурийский, 1915. 16 с.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Ancha D.A., Kalinin V.I., Poznyak T.Z. Vladivostok v fotografiyakh Merrilla KHaskella 11 avgusta 1919 - 23 fevralya 1920. KHabarovsk, 2009. 323 s.
2. Dal&nij Vostok. 12.08.1919. № 205.
3. Zorkaya N. M. Istoriya sovetskogo kino. SPb.: Aletejya, 2005. 544 s.
4. Kinematograf dlya voennykh // Dal&nij Vostok. 01.11.1919. № 298.
5. Kino v dorevolyutsionnoj Rossii (1896-1917). Stanovlenie i rastsvet sovetskoj kinematografii (1918-1930). Uchebnoe posobie. M.:. VGIK, 1992. 109 s.
6. Lenin V.I. Polnoe sobranie sochinenij. Izd. 5-e. M., 1970. T. 44. 725 s.
7. Listov V.S. Rossiya. Revolyutsiya. Kinematograf. M.: VGIK im. S.A. Gerasimova, 1995. 172 s.
8. Miz& N.G. Vladivostok: progulki v proshloe: kraevedcheskie ocherki. Vladivostok, 2015. 380 s.
9. Peredvizhnoj zemsko-kooperativnyj nauchno-prosvetitel&skij kinematograf. Vladivostok, 1919. 50 s.
10. Prodazha i prokat kartin S. Krasnoshhyokova. Nikol&sk-Ussurijskij, 1915. 16 s.

Караман В.Н., Рыкунов Д.Э. Кинематограф в Приморье в годы революции, Гражданской войны и военной интервенции (1917-1922 гг.).

В статье даётся картина развития кинематографа в годы Гражданской войны и военной интервенции" (1917—1922) на территории Приморья. В научный оборот вводятся малоизвестные источники, отражающие деятельность кинематографических студий, кинотеатров, кинопередвижек и всего, что так или иначе было связано с кинематографом. Впервые показаны и проанализированы попытки небольшевистских правительств сформировать свою индустрию кинопроката.

Karaman V.N., Rykunov D.E. Cinema in Primorye in the years of the revolution, Civil war and military intervention" (1917-1922).

The article gives a picture of the development of cinema in the years of the Civil War and military intervention(1917—1922) in the territory of Primorye. In a scientific revolution are introduced little-known sources reflecting the activities of cinematographic studios, cinemas, film shifts and everything that was somehow connected with cinema. For the first time, attempts by non-Bolshevik governments to form their film distribution industry are shown and analyzed.

Для цитирования: Караман В.Н., Рыкунов Д.Э. Кинематограф в Приморье в годы революции, Гражданской войны и военной интервенции (1917—1922 гг.) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 2. С. 7-14. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-2/7-14

For citation: Karaman V.N., Rykunov D.E. Cinema in Primorye in the years of the revolution, Civil war and military intervention" (1917-1922) // Ojkumena. Regional researches. 2019. № 2. P. 7-14. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-2/7-14

civil war in russia primorye cinema film distribution repertoire ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ ПРИМОРЬЕ КИНЕМАТОГРАФ КИНОПРОКАТ РЕПЕРТУАР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты