Спросить
Войти

Особенности национального менталитета и его влияние на экономическое развитие России 20 века

Автор: указан в статье

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 338

Ю. А. Зеленков

Студент

Факультет Международных экономических отношений Финансовый университет при Правительстве РФ г. Москва, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ 20 ВЕКА

Аннотация

В статье рассматривается изменение производственных стимулов русского народа в течение XX века, а также функциональное значение идеологии в развитии страны. Особое внимание уделяется становлению людей как основной производственной единицы современного государства и негативным последствиям данного процесса, в том числе явлении "бытового пьянства". В результате сделан вывод о чрезвычайной важности актуальной идеологии и необходимости переосмысления ментальных основ общества для эффективного экономического развития.

Экономическое развитие, менталитет, идеология, стимулы, крестьянство, "женская индустриальная революция", "бытовое пьянство".

Какой бы хозяйственной деятельностью ни занимался человек, он всегда преследует определённую цель. И всё развитие человечество доказывает одну простую истину - чем больше мы заинтересованы в достижении этой цели, чем сильнее мотивация, тем выше становится наша производительность. В принципе, всю суть экономической науки можно выразить с помощью четырех слов: «Люди реагируют на стимулы». Всё остальное - комментарии [2]. Именно поэтому для осознания событий прошлого, проблем настоящего и создания лучшего будущего как на микро уровне каждого человека, так и в макро масштабе государства -необходимо понимать, как формируются и каковы главные стимулы, побуждающие народ к действию в разных исторических ситуациях. Вопрос о том, как народная ментальность в совокупности с существующей актуальной идеологией влияют на выработку и постановку целей и, тем самым, воздействуют на экономическую жизнь страны, находится в числе значительных проблем современной науки.

В данном контексте под актуальной идеологией понимается комплекс идей, соответствующих текущим целям и задачам государства и формируемых главенствующим меньшинством и интеллигенцией. При этом очевидно, что далеко не каждая идея «сверху» сможет отвечать ментальности народа: тем исторически сложившимся, закрепленным на подсознательном уровне устоям и социальным архетипам, которые чрезвычайно медленно поддаются трансформации. Обнаружение взаимовлияния и взаимозависимости основных событий прошлого столетия и национального менталитета как одного из ключевых факторов развития общества и составляет предмет данной статьи.

ХХ век - время великих достижений, социально-экономических преобразований и трагических событий в истории России. Так, в начале XX в. крестьянство, составляя 84% населения страны, было главной производительной силой и источником трудовых ресурсов [3]. С точки зрения стимулов и заинтересованности эта группа населения была довольно пассивной и апатичной: у крестьян главенствовало стремление просто выжить, прокормить свою семью и увеличить свою долю земли. Фундаментом их взаимоотношений был коллективизм, воплощенный в общине: она предоставляла все необходимые блага эмоционального плана -ощущение единства, безопасности, опоры - и не требовала высоких темпов экономического роста. Это объясняет, почему экстенсивный путь развития доминировал в экономике, что, однако, не удовлетворяло интересам государства. Попыткой изменить существующее положение вещей стала реформа П. А. Столыпина, цель которой чётко выражена в его речи в III Государственной думе 16 ноября 1907 г: Мелкий земельный собственник, несомненно, явится ядром будущей мелкой земской единицы; он, трудолюбивый, обладающий

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

чувством собственного достоинства, внесёт в деревню и культуру, и просвещение, и достаток [5].

В действительности всё оказалось несколько иначе: к 1916 г. из общины выделилось всего около 2,5 млн. домохозяйств, они составляли лишь 22% всех домохозяйств и обладали 14% земли [3]; в первую очередь, из общины уходили самые богатые (кулаки) и самые бедные крестьяне, те, которые обладали более сильными личными целями и были менее середняков связаны с общиной. Для остальных же подобный способ добровольного решения проблемы оказался неприемлем в виду недостаточной заинтересованности и слабости стимулов, которые до этого в основном представляли из себя либо стихийное массовое движение, либо конкретный приказ со стороны власти.

Реформа, несмотря на многие положительные черты, по своей сути не могла решить комплекс накопившихся проблем: одной из причин было то, что меры предпринимались без понимания ключевого фактора нашей ментальности - ритуализма и общей нелюбви к переменам [1]. Для русского человека крайне важным является ощущение надёжности и стабильности, позволяющей ему создавать определённые алгоритмы действий - ритуалы, главная цель которых - увеличить выживаемость даже в неблагоприятных условиях. При этом нельзя говорить об абсолютном страхе нововведений - мы вполне способны оценить нечто новое (22% все-таки вышли из общины!), но в большинстве случаев действия, основанные на принципе «так удобнее», предпочтительнее.

Всё это связано с другой важной чертой, как национальное терпение. Очень точно это отражено в произведении "Преступление и наказание", где объяснение, зачем нужно было взять на себя чужое преступление звучит: "Знаете ли, Родион Романыч, что значит у иных из них "пострадать? " Это не то чтобы за кого-нибудь, а так просто "пострадать надо"; страдание, значит, принять, а от властей - так тем паче..." Подобное поведение, в действительности делает понятнее ситуацию, когда угнетаемые столь продолжительное время слои населения, тем не менее, не предпринимают действительно общенациональных попыток изменить положение. Однако нужно понимать, что вместе с тем все негативные события и явления постепенно накапливаются, пока не перейдут определённую грань, что в последствии может привести к непредсказуемым результатам, хотя достаточно сложно связать с этим события 1917 года, так как комплекс экономических взаимосвязей, основанных на общине, был деформирован позднее насильственными политическими действиями извне.

После 1917 г. начинаются стремительные и фундаментальные хозяйственные перемены: продразвёрстка, НЭП, коллективизация, курс на индустриализацию, изменения социальной стратификации... Всё это создаёт совершенно новый тип людей - рабочих. Более образованный и мотивированный, чем крестьянин; верящий в счастливое будущее и свою способность изменить мир - такой человек должен был стать основной производительной силой и сделать возможным переход на интенсивный путь развития. Место религии занимает научная социалистическая идея. Вместо самодержавия теперь однопартийность. Народность превращается в товарищество. Фактически, предыдущие основы общества продолжили своё существование, но в новом виде, удовлетворяющем интересам сменившейся власти, которая уже радикальными методами пытается преобразовать систему согласно собственным представлениям.

Тем не менее главным и заключительным этапом в становлении народного духа и единства стоит считать события 1941-1945 гг. Несмотря на всю трагичность данных лет, именно тогда пробуждаются особые черты русского характера. Большую роль в этом сыграли достаточно неожиданные действия власти; так, И. В. Сталин, призывая свою страну к борьбе против общего врага произносит: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». Подчеркнем, что доминирующая роль отводилась великим русским полководцам - объектам национальной гордости, действительно близких людям, а вовсе не существовавшим тогда политико-идеологическим ориентирам. Показательным было и ослабление гнёта в отношении церкви - до этого времени религия была под запретом, а священнослужители подвергалась массовым репрессиям и гонениям. Особого внимания заслуживает и сам символ военной эпохи «Родина-мать зовёт!», в котором отражена именно Россия-матушка - один из наиболее древних и понятных людям образов. Итак, несмотря на существование самодостаточной официальной коммунистической идеи, власть в критической ситуации повернулась к совершенно другим ориентирам, продемонстрировав, что прекрасно осознаёт ключевые мотивы и двигатели народного сознания и способна эффективно использовать их

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

для решения стоящих перед страной задач.

Подобные грамотные действия не могли не отозваться в сердцах людей. Так, народные добровольные пожертвования в «Фонд Красной Армии», достигшие за войну около 24 млрд. руб., не считая сотен килограмм золота и тысяч килограмм серебра, миллионов рублей в иностранной валюте, позволили построить многие десятки тысяч боевой техники [4 с.142-173]. Ограбленное, истощённое кардинальными структурными переменами в хозяйстве население было готово отдать последние средства для достижения общей коллективной цели. Для сравнения, по соглашению между США, Великобританией и Канадой, СССР в виде помощи получил вооружение, продовольствие и оборудование на сумму 9,8 млрд. долл. [3]. Очевидно, что при данных исходных условиях данные суммы сложно соизмерять с помощью обычного валютного курса, так как они включают в себя огромное количество личных издержек, часто измеряющихся в человеческих жизнях.

Чрезвычайно важным явлением военного времени стала настоящая «женская индустриальная революция», когда слабый пол занял место мужчин на производстве. В хозяйстве страны в 1940-1945 гг. удельный вес женщин вырос — с 39 до 56%, в том числе в промышленности — до 52%: женщины выучились мужским профессиям и стали машинистами (33%), токарями (33%), сварщиками (31%), в сельском хозяйстве их доля выросла с 8% до 54% [3]! Но данный героизм сложно обосновать с помощью идеологического рвения, ведь для большинства женщин главной целью было помочь своим родным: отцам, мужьям и сыновьям - достаточно простые, но при этом самые сильные мотивы, которые реализуются именно в наиболее тяжёлые моменты времени.

В дальнейшем у страны получается сохранять инерционное движение, восстанавливать экономику, и, находясь по сути в состоянии холодной войны, совершать новые технико-экономические прорывы, однако стоит понимать, что продолжительные интенсивные траты подобных внутренних резервов невозможны, что неизбежно приводит к необходимости изменения сложившейся системы хозяйствования.

В 1953 г. умирает И. В. Сталин; последующие события подрывают сложившийся идеологический фундамент: идет разоблачение «культа личности», разрушение старых легенд, некоторое увеличение степени свободы. С одной стороны, это способствует развитию экономики, кроме того, более свободно протекающие теперь процессы социализации позволяют удовлетворить потребности многих простых граждан в общественной жизни, и ставить и достигать некоторые личные цели. Однако предыдущая великая цель страны -стремление к счастливому будущему - стирается; олицетворением государства становится КПСС, преследующая собственные цели; человека постепенно отчуждают от производства, лишают высоких стимулов деятельности, превращают в совершенно другой тип - гражданина великой сверхдержавы, более свободного, чем раньше, но лишённого конкретных жизненных ориентиров после долгих лет жёсткой диктатуры.

Подобная ситуация, когда общество, утратив прежние стимулы деятельности, и не получив взамен новых, способных воодушевлять и вести за собой, неизменно влияет на психологическое состояние людей, заставляя их искать другие способы утвердиться в действующих реалиях. Одним из следствий такого развития событий стала серьезная проблема - «бытовое пьянство» [1]. Это явление имело под собой ряд причин и часть из них неразрывно связана с нашей ментальностью.

Для российского общества всегда было характерным желание работать от праздника к празднику; само ожидание праздника можно рассматривать как некий побудительный стимул к труду; впрочем, данный институт тоже отличался весьма значительной спецификой - иногда до такой степени, что мог потребоваться «отдых от отдыха», чтобы «вернуться к работе» [1]. Но и с рационально организованными праздниками возникла проблема - значительная их часть была утрачена. Крестьянские традиции имели огромную и богатую культуру, строгую символику и цель. Яркие и набирающие скорость хороводы, переодевания, ритуалы, шумные балаганы давали людям необходимую эмоциональную разрядку. Но с уничтожением крестьянства ушли в прошлое и старинные народные обряды. Вторым источником упорядоченного досуга могла бы быть церковь, позволяющая, пусть и другим способом, но также сбросить с себя все негативные эмоции, ненадолго побывав вне времени, там, где все бытовые проблемы не имеют никакого значения [7]. Также особого внимания заслуживает то, что большая часть мужского населения вернулась с войны - события, которое может просто уничтожить человеческую психику, привести к самым различным заболеваниям. Как следствие, не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

обходим целый комплекс средств по борьбе с негативными последствиями. Однако идеология советского времени не смогла или не сочла нужным учесть эти ментальные запросы и потребности народа. В результате для многих людей, разъединенных и не имевших высокой жизненной цели, самым простым выходом оказался алкоголь, постепенно превращавшийся в определённый механический и необходимый обряд, который точно нельзя назвать достойной заменой прошлым устоям [1]. К 1984 г. потребление алкоголя резко возросло и достигло 11-14 л в год на человека, нанося потери бюджету около 120 млрд. руб.; существенно снизились демографические показатели [6]. Предпринятая антиалкогольная кампания не достигла цели; стремительный рост пьянства стал угрожать полноценному функционированию общественного производства. Для исключения этого явления требовалась новая общая цель, национальная идея, которая так и не была выработана в рамках социалистической идеологии. ХХ век подходил к концу.

Итак, подведем итоги. История свидетельствует о том, что для нашего народа всегда были характерны традиции коллективизма, высокая степень терпимости, стойкость, жертвенность; даже события ХХ в. не смогли уничтожить в людях данные качества; возможно, именно это более всего отличает российский менталитет от европейского и американского. Тем не менее, нас постоянно пытаются перевоспитать, убеждая в собственной неправильности, заставляя строить жизнь по принципам индивидуализма. Почему традиции и нормы, которым народ следовал в течение тысячелетия, стали трактоваться как неправильные? Какую цель преследуем мы сейчас, стремясь перестроить свое государство по чужим философским и политическим лекалам? Почему никто не задается вопросом, нужны ли эти перемены народу? Многие из этих вопросов пока не имею ответов.

Однако очевидно, что, вступая на путь перемен и разрабатывая реформы важно знать историческое прошлое страны и учитывать национальную ментальность: ведь Россия - это не только современная РФ, но нечто большее: это одновременно и русские княжества, и Московская Русь, и Российская империя, и Советский Союз, единые в своей истории и собственном народе.

Как показывает история, национальный менталитет является чрезвычайно важным для экономического развития страны фактором: он способен играть как положительную роль вплоть до сверхмогущественной при единстве народа, объединенного высокой целью, так и разрушительную - при разобщении людей и потере ими контроля над ситуацией. Лишь разобравшись в этом, наши лидеры смогут сформулировать чёткую цель развития страны, дать людям реальные и верные цели и стимулы. Именно тогда наше государство сможет вырваться из оков неопределённости и перейти к быстрому и поступательному развитию. Список использованной литературы:

1. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт национальной модели экономики, 1994 - 267с.
2. Стивен Ландсбург. Экономист на диване: экономическая наука и повседневная жизнь. - M.: Издательство Института Гайдара, 2012 -304c.
3. История мировой экономики: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002.
4. Синицин А. М. Всенародная помощь фронту. - М.: Военное издательство, 1985.
5. Святослав Рыбас. Столыпин. М.: Молодая гвардия, 2009.
6. История формирования северного стиля потребления алкоголя в России. - Журнал "Алкогольная болезнь", №6, Москва, 2000 г.
7. Калиева А. А. Смысловое и символическое содержание русских народных праздников. - Журнал "Вестник Оренбургского государственного университета" №76, 2007 г.
8. Комаров А.В. Экономическая победа СССР в Великой отечественной войне. //Исторические записки (Пенза). 2013. № 17. С. 48-57.
9. Комаров А.В. Экономическое развитие СССР в послевоенный период. //Исторические записки (Пенза). 2012. № 16. С. 68-76.
10. Козлова С.В., Комаров А.В. Инвестиции в человека как инвестиции в будущее: образование и российская экономика. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной): в 2-х частях. Ответствен

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

ный редактор А.А. Бурмистрова; Министерство образования и науки РФ, Тамбовский государственный университет имени. Г. Р. Державина». 2013. С. 7-12.

11. Погосян Э.А., Комаров А.В. Человеческий капитал как один из важных факторов современной экономики. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе материалы VI Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции (заочной): в 2-х частях. Ответственный редактор А.А. Бурмистрова; Министерство образования и науки РФ, Тамбовский государственный университет имени. Г. Р. Державина». 2013. С. 161-164.

© Зеленков Ю. А., 2016

УДК 336.025

Ю.А. Калимуллина, курсант УЮИ МВД РФ Р. Р. Яруллин, д.э.н., профессор Уфимского филиала Финансового университета

при Правительстве РФ

РОЛЬ ФИНАНСОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация

Статья посвящена раскрытию сущности и роли финансов в экономической безопасности государства, а также определению основных направлений ее поддержки в условиях современной экономической ситуации.

Экономическая и финансовая безопасность, государство, финансовая система, финансово-экономические отношения, экономическая политика.

Финансовая составляющая в каждой стране является основополагающей и фундаментальной основой во всех сферах жизнедеятельности государства. Любое цивилизованное государство в атмосфере безраздельной международной конкуренции, отстаивает свои личные интересы, начиная с национальных, заканчивая финансово - экономическими. Именно в этом случае, функции государства в целом могут считаться действительно эффективными и соответствующими комфортному и безопасному проживанию человека в той или иной стране. Судя по многовековым примерам, без обеспечения финансовой безопасности государства, под которой понимается создание необходимых условий для социально-экономической и финансовой стабильности страны, сохранение целостности и единства финансовой системы, успешное преодоление внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере, невозможно решить ни одну проблему не только внутри страны, но и на международной арене.

Можно выделить перечень масштабных задач, направленных на защиту интересов России, которые в условиях экономической нестабильности являются наиболее важными для поддержания страны на должном уровне: стараться давать максимальные гарантии в плане экономического развития государства; держать платежно-расчетную систему в рамках основных финансово - экономических параметров; нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых факторов (государств, ТНК, различных группировок), теневых (к примеру, кланово - корпоративных или мафиозных) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему страны; не допускать масштабные утечки капитала за границу, ведь не секрет, что из реального сектора экономики происходит глобальное «бегство капитала»; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; предотвращать преступления и административ

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЕНТАЛИТЕТ ИДЕОЛОГИЯ СТИМУЛЫ КРЕСТЬЯНСТВО "ЖЕНСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" "БЫТОВОЕ ПЬЯНСТВО"
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты