Спросить
Войти

Больничные храмы православной России: к семантике государственного попечения

Автор: указан в статье

УДК 130.2

Кантарюк Екатерина Анатольевна

Kantaryuk Ekaterina Anatolievna

ассистент Липецкого государственного технического университета

БОЛЬНИЧНЫЕ ХРАМЫ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИИ: К СЕМАНТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОПЕЧЕНИЯ

Assistant,

Lipetsk State Technical University

HOSPITAL CHURCHES OF THE ORTHODOX RUSSIA: SEMANTICS OF PUBLIC CARE

Аннотация:

Статья представляет собой исследовательский очерк основных смысловых отличий больничного храма, возникшего и упрочившегося как явление церковно-государственной жизни православной России. Автор обращает особое внимание на единство основных историко-культурных значений больничного храма: организация и деятельность общины больничного храма, его священства и особого его прихода, искони была связана с решениями государственного характера, которые не только являлись актом политической осмотрительности, но укреплялись этико-соте-риологически и эстетически. В статье подчеркивается символический характер государственного попечения о больничных храмах, его укорененность в общей социально-православной традиции благотворительности.

больничный храм, государственное попечение, милосердие, благотворительность, монастырские больницы, богадельни, сестричества милосердия, эстетика больничного храма.

Summary:

The article is a research essay on the basic semantic distinctive features of hospital churches appeared and strengthened as a phenomenon of the church and public life of the Orthodox Russia. The author pays particular attention to the unity of the main historical and cultural values of the hospital churches: from the time immemorial management and activities of the hospital church community, its priesthood and parish has been associated with government-related decisions, which were not only an act of political deliberation, but also reinforcement of ethical, soteriology-related and aesthetic aspects. The article emphasizes symbolic character of the public care of hospital churches, its rootedness in the general socio-orthodox tradition of philanthropy.

hospital church, public care, compassion, charity, monastic hospitals, almshouses, sisterhood of mercy, aesthetics of hospital chapel.

Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, и избави от недуг и горьких болезней и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Тропарь, глас 4

На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго... и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели.

Кондак, глас 2

Блажени милостивии, яко тии помиловани будут. Мф. 5:7

Больничные храмы занимают особое место в культуре и христианском мышлении православной России. Их собственная история не слишком продолжительна. Первым больничным храмом можно считать домовую церковь святого апостола Павла, освященную 2 июля 1805 г. в Санкт-Петербурге при бесплатной больнице для бедных. С тех пор устроение больничных храмов длилось в течение XIX столетия и затем на столетие было прекращено, созданные прежде храмы были закрыты. И только с началом XXI в. история больничных храмов возобновилась и продолжилась.

История устроения больничных храмов, их историко-культурное достоинство не может быть понято вне общего обширного контекста государственного попечения о немощных и неду-гующих. Вся история российской власти, со времени ее православного воцерковления, свидетельствует о таком попечении - благотворении болезнующим и их «лечцам», устроении больниц, богаделен, странноприимных домов и пр., в котором давал себя знать не только общий долг русских государей, но и их личная нравственная, спасительная забота о болящих.

Святой равноапостольный великий князь Владимир, эпоха которого была ключевой для государственного становления православной Руси, посылал в город своих людей на поиски нуждавшихся в пропитании и лечении [1, а 4]; в Церковном Уставе св. князя Владимира (996 г.) содержатся смысловые прообразы церковно-государственных попечительских, благотворительных инициатив. В Списке средней редакции определяется перечень тех «церковных людей» и учреждений, которые прямо подлежат государственному попечению: «А се сут церковный людие: игумен, поп, дякон и кто во клиросе, чернец, черница (проскурница), попада, попович, лечец, про-щеник, задушьный человек, манастыреве, больници (больнии), гостинници, страноприемници. То люд церковный, богадельный...» [2].

Вплоть до середины XVI в. больницы были неотъемлемы от монастырей. В числе главных решений Стоглавого собора 1551 г. - организация всесторонней помощи богадельням для больных и немощных (по ходатайству Ивана IV, который любил сам их инспектировать: «.в коемждо граде устроити богадельни мужские и женские») [3, с. 16]. В 70-80-е гг. XVII в. в России действовал даже особый Приказ строения богаделен, а повелением Федора Алексеевича (1676-1682) было построено два госпиталя-богадельни - «в Знаменском монастыре и Гранатном дворе» [4].

Реформируясь при каждом сколько-нибудь продолжительном царствовании, церковно-больничная благотворительность неизменно оставалась в поле зрения русских государей. Петр I вменял необходимость организации богаделен и больниц Патриаршему и Монастырскому церковным приказам, а затем и Святейшему синоду. Екатерина II принимала непосредственное участие в организации деятельности богаделен и больниц. В 1797 г. по поручению Екатерины делами благотворительности стала ведать супруга Павла I Мария Федоровна, которая упрочила, расширила их область до того, что после ее смерти в 1828 г. было создано «Ведомство учреждений императрицы Марии», а само время ее деятельности было названо «эпохой благотворительности Императрицы Марии Федоровны» [5].

При активном содействии Марии Федоровны в Санкт-Петербурге появился первый больничный храм во имя святого апостола Павла при бесплатной больнице для бедных. Крайне внимательным было отношение вдовствующей императрицы ко всем сторонам устроения храма, который с самого начала оказывался смысловой, «сердечной» доминантой всего больничного строительства. Надпись на закладном камне гласила «Положен сей камень во основании св. храма во Имя Первоверховного Апостола Павла при устрояемой от Воспитательного дома больницы для бедных, содержимых и лечимых безденежно...» [6].

Священником необычного храма стал, по воле Марии Федоровны, протоиерей Петр Иванович Турчанинов (1779-1856), «достойный и человеколюбивый, который сверх церковной службы частым посещением приносил бы больным большую пользу» [7, с. 246]. Этот священник, помимо выдающейся нравственности, был известен как музыкант, духовный композитор. В больнице, сердцем которой был этот храм, попечением Марии Федоровны появились и «сердобольные вдовы» (назначением из Вдовьего дома) - первая в России организация женщин, которые посвятили себя уходу за больными, став предтечами будущих общин сестер милосердия [8].

Проект храма и всего больничного комплекса был разработан и осуществлен придворным архитектором Дж. Кваренги со всевозможной этико-эстетической предусмотрительностью. Исключительный по своей геометрии фасада с портиком и золоченым крестом, храм был снабжен двойным освещением - двусветная зала для народа вмещала более двухсот человек (под потолком шел ряд больших окон); свою световую и эстетическую задачу исполняло и большеразмерное, бронзовое с позолотой паникадило. Благолепен был иконостас, украшенный мраморными пилястрами и фронтоном над Царскими вратами. Дж. Кваренги предусмотрел для храма прекрасную акустику, которая позволяла слышать церковную службу и недвижным больным в палатах.

Храм был сооружен и как поминальный, в память о погибшем супруге Марии Федоровны императоре Павле I. После кончины самой Марии Федоровны в храме появилась мраморная доска с лапидарной записью: «Мариинская больница для бедных учреждена христианским сердоболием Императрицы Марии Феодоровны в 1803 году. Блажени милостивии, яко тии помилованы будут. Матф. 5, 7» [9, с. 245; 10].

В 1918 г. больничный храм был закрыт, а на Рождество 2000 г. в возобновленном храме была отслужена первая после почти векового перерыва Божественная литургия.

Уже первый больничный храм, возникший в окоеме государственного попечения, стал живым, действенным символом интеграции исконных традиций христианской заботы (поскольку «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31)) и православного милосердия о болезненно убогих. В общем охотном радении о больничных храмах встретились и с тех пор продолжают встречаться власти предержащие, врачеватели и врачуемые и многие, желающие потрудиться, помогая больным и страждущим, в болезнях и смертных скорбях упокоившихся о Господе Иисусе Христе [11].

В современной России счет больничных храмов идет на сотни. В течение последних полутора десятилетий больничные храмы (вкупе с часовнями, молитвенными комнатами) стремительным образом открылись в абсолютном большинстве крупных и средних российских клиник, домах престарелых, лечебных и реабилитационных центрах. Исследование мотивов и разного рода обстоятельств этого стремительного храмового строительства только начинается. Но повсюду можно заметить ценностно-онтологическую симфонию государственного попечения и неформального социального милосердия. Потребность в больничном храме, кем бы она ни формулировалась, находит скорейший отклик у всех, сохраняющий храм Божий внутри себя (Лк. 17:21; 1 Кор. 3:16).

Ссылки и примечания:

1. Авдеев Д.А. В помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения. М., 2001. 374 с.
2. Церковный Устав св. князя Владимира (тексты приводятся по изданию: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995) [Электронный ресурс]. URL: http://www.sed-mitza.ru/text/443883.html (дата обращения: 11.07.2016).
3. Прохоров В.Л. Российское предпринимательское благотворение: Неизвестные страницы (XIX - начало XX в.). М., 1998. 220 с.
4. Там же. С. 16.
5. Прохоров В.Л. Указ. соч. ; Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII - конец XIX века). СПб., 2006. 725 с. ; Шумигорский Е.С. Императрица Мария Феодоровна (1759-1828). Ее биография. Т. 1. М., 1892. VIII, 440, III с.
6. Церковь святого апостола Павла в Мариинской больнице [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://spb-21285.cerkov.ru (дата обращения: 11.07.2016).
7. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга : ист.-церков. энцикл. : в 3 т. Т. 2. СПб., 1996. С. 245-247.
8. Церковь святого апостола Павла в Мариинской больнице.
9. Антонов В.В., Кобак А.В. Указ. соч. С. 245.
10. Немногим позднее, в 1804 г. проект Дж. Кваренги был повторен в Москве (где его воплощали И. Жилярди и А. Михайлов); разница была в освящении храма - его посвятили не одному, а двум первоверховным апостолам, Петру и Павлу.
11. Амбарцумов И., свящ. Больничный храм: история продолжается [Электронный ресурс] // Вода живая. 2008. № 4. URL: http://www.pravmir.ru/bolnichnyj-xram-istoriya-prodolzhaetsya/ (дата обращения: 17.04.2016) ; Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001. 443 с. ; Мирский М.Б. Медицина России Х-ХХ веков. Очерки истории. М., 2005. 632 с.

References:

Ambartsumov, I 2008, &Hospital churches: the story continues&, Voda zhivaya, no. 4, viewed 17 April 2016, <http://www.pravmir.ru/bolnichnyj-xram-istoriya-prodolzhaetsya/>, (in Russian).

Antonov, VV Kobak, AV 1996, Shrine of St. Petersburg: Faculty of History and Church. Encyclopedia: in 3 vols., vol. 2, St. Petersburg, pp. 245-247, (in Russian).

Avdeev, DA 2001, To help the suffering soul. Experience medical counseling, Moscow, p. 374, (in Russian). Mirsky, MB 2005, Russia Medical X-XX centuries. Sketches of history, Moscow, p. 632, (in Russian). Prokhorov, VL 1998, Russian business Blagotvorenie: Unknown Pages (XIX - early XX century.), Moscow, p. 220, (in Russian).

Shumigorsky, ES 1892, Empress Maria Fedorovna (1759-1828). Her biography, vol. 1, Moscow, VIII, 440, III p, (in Russian). Sokolov, AR 2006, Charity in Russia as a mechanism of interaction between society and the state (beginning of XVIII - the end of XIX century), St. Petersburg, p. 725, (in Russian).

Vlasov, PV 2001, Charity and compassion in Russia, Moscow, p. 443, (in Russian).

БОЛЬНИЧНЫЙ ХРАМ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПОПЕЧЕНИЕ МИЛОСЕРДИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ МОНАСТЫРСКИЕ БОЛЬНИЦЫ БОГАДЕЛЬНИ СЕСТРИЧЕСТВА МИЛОСЕРДИЯ ЭСТЕТИКА БОЛЬНИЧНОГО ХРАМА hospital church public care
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты