МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Рисунок 3 - Птицевидные привески. Эльхотовский могильник.
© Чшиев В.Т., 2016.
УДК 902(531)
Чшиев Владимир Таймуразович
старший научный сотрудник ИИА РСО - А
г. Владикавказ, РФ E-mail: hacht@mail.ru
МАССИВНЫЕ КРУЖКИ БИКОНИЧЕСКИХ ОЧЕРТАНИИ КОБАНСКОИ КУЛЬТУРЫ И КУВШИНЧИКИ «КАВКАЗСКОГО ГАЛЬШТАТА»
Аннотация
В статье рассматриваются крупные керамические кружки кобанской культуры биконических очертаний начала 7 в. до н.э. как прототипы более поздних северокавказских кувшинчиков с массивной ручкой 6 в. до н.э.
Кобанская культура Кавказа, керамические кружки 7 и 6 вв. до н.э., прототипы и дериваты.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
В 2000 году, в ходе раскопок Эльхотовского могильника кобанской культуры в Кировском районе РСО - А [1; 2; 3; 4], в погребении № 39 нами была обнаружена керамическая кружка, морфологически отличавшаяся от других сосудов данной категории некрополя. Погребение № 39 мужское, положение тела
- скорченное на левом боку, головой на северо-восток. Череп расположен лицевой частью на юго-восток. Кости рук скелета согнуты в локтях и кистями приближены к области груди, кисти располагались перед лицевыми костями.
Захоронение сопровождалось заупокойным погребальным инвентарем. Это следующие предметы. В головах погребенного находились типичная для керамического набора Эльхотовского могильника лощеная корчага с раздутым туловом, широким горлом и резкоотогнутым венчиком (рис. 1, 1) и две керамические кружки. Одна кружка, небольшая кружка, сильно разрушенная, но все-таки можно сказать, что она относится к распространенному в керамическом наборе могильника, первому типу (рис. 1, 3). Вторую кружку удалось реставрировать (рис. 1, 2). Крупная вторая кружка выделяется на фоне остальных кружек могильника отличиями формы тулова и ручки. Тулово имеет биконические очертания, но без резкого перехода в средней части. Ручка массивная, петлевидной формы, но значительно вытянута. Удлиненная часть наклонена почти параллельно верхней части тулова сосуда. Близкие аналогии нашей кружке имеются в погребениях 60 и 61 Змейского могильника кобанской культуры (раскопки М.А.Бакушева). Примечательно, что указанные кружки Змейского могильника датируются как и погребение 39 Эльхотово, в рамках конца 8 - начала 7 вв. до н.э. [5, с. 123, рис. 2, VII, 10 - 11].
Кружки близкого типа, но более позднего времени, происходят из материалов Нестеровского могильника и из кургана 10 Ассиновского могильника [6, с. 476, табл. LVI, 4; 7, с. 319, рис. 7, 1].
В юго-восточном углу могильной ямы, параллельно трубчатым костям согнутой в локте левой руки погребенного, находился небольшой бронзовый топор (длина - 157 мм) (рис. 1, 4). Форма и отсутствие орнаментации на топоре, свидетельствуют о поздней дате предмета, что подтверждает нашу датировку кружки. Лезвие топора заовалено, обух молоточковидный, но не выделенный как у более ранних топоров Эльхотовского могильника, и в целом, топоров кобанской археологической культуры, проушина -овальная, боковые грани украшены тремя ребрами подтреугольного сечения. На лезвии имеются слабые следы амортизации. По облику топор относится к классическому типу кобанских топоров с прямым корпусом, однако такие детали как небольшой размер и «небрежно» оформленный обушок, свидетельствуют по нашему мнению, о его изготовлении в поздний период. На примере данного топора мы видим постепенный отход от классической формы, представленной в более ранних экземплярах. Топор из погребения 39, с описанными нами выше элементами, также не встречен в других комплексах Эльхотовского могильника, давших даты, преимущественно, от второй половины 9 века до н.э. - до рубежа 8 и 7 вв. до н.э. Таким образом, кружка и топор из погребения 39 указывают на более узкую дату, а именно на начало 7 в. до н.э.
Описанная выше кружка из погребения 39 представляет интерес благодаря ряду своих особенностей, отличающих ее от типовых сосудов могильника данной категории. Как отмечалось, выше кружки близких очертаний характерны для раннескифского и развитого скифского времени - Нестеровский, Ассиновский могильники и др. [8, с. 476, табл. LVI, 4; 9, с. 319, рис. 7, 1]. В конце 8 - начале 7 вв. до н.э., в керамическом наборе кобанских племен северной группы центрального варианта, происходят определенные изменения. Типичные и излюбленные кружки с округлым туловом, резкоотогнутым венчиком и петлевидной, средних размеров ручкой характерные для классической эпохи Кобани уходят в прошлое. На смену им, уже к середине 7 в. и в 6 в. до н.э., приходят небольшие кувшинчики и крупные кружки биконических или грушевидных очертаний с массивной ручкой и слабоотогнутым венчиком. Эти сосуды (по В.А.Козенковой
- кувшины т.н. «кавказского гальштатта»), получают широкое распространение в древностях Северного Кавказа середины - второй половины 7-6 вв. до н.э. (Комаровский и Заманкульский могильники, курган у с. Новозаведенное, Краснознаменские курганы) [10, с. 96; 11, рис. 17; 12, с. 27, рис. 9, 4; 13, с. 58, рис. 5, 1; 14, с. 394, табл. 89, 5-6]. На наш взгляд, переходным звеном в этом ряду развития и трансформации
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
рассматриваемой категории керамических сосудов являются описанные выше кружка переходного типа из погребения 39 начала 7 в. до н.э. и кружки Змейского могильника из погребений 60 и 61.
Причина, по которой произошла эта трансформация, на наш взгляд кроется в большей простоте изготовления и функциональности небольших кувшинчиков, совмещающих признаки и функции классических кобанских кружек и крупных корчаг (рис. 2, 1 - 3).
Таким образом, подобные нашим из погребения 39 Эльхотовского и погребений 60 и 61 Змейского могильников, крупные кружки кобанской культуры, на наш взгляд, являются прототипом более поздних северокавказских небольших кувшинчиков типа найденных в Заманкульском, Комаровском, Нестеровском и Ассиновском могильниках.
Список использованной литературы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Иллюстрации
Рисунок 1. Погребение 39. 1 - 3 - сосуды; 4 - топор; 5 - отщеп кремня; 6 - оселок (1 - 3 - керамика; 4 - бронза; 5 - 6 - камень).
Рисунок 2. 1 - 3 - керамика (1 - по Козенкова В.И., 1998; 2 - по Абрамова М.П., 1970; 3 - по Бурков С.Б.,
Маслов В. Е).
© Чшиев В.Т., 2016.