_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 93
Валиахметова Ирина Даниловна,
магистрант исторического факультета ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
г.Уфа, РФ.
E-mail: vird19930503@mail.ru
УТВЕРЖДЕНИЕ НА ПРЕСТОЛЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ
Аннотация
В статье рассматривается период утверждения на престоле российской императрицы Елизаветы Петровны с момента коронации (1742 г.).
Елизавета Петровна, Российская империя, XVIII век, коронация.
Церемония коронации российской императрицы Елизаветы Петровны состоялась в старой столице -Москве, в Кремле, как дань традиции, которая отныне включала дочь Петра Великого в длинную вереницу российских правителей.
Чтобы быть признанной Россией, Елизавета Петровна венчалась с властью в Кремле. Весной 1742 она стояла в Успенском соборе, там же, где восемнадцать лет назад, весной 1724 года, стояла ее мать -Екатерина. Тогда Петр I водрузил императорскую корону на голову своей супруги, а теперь Елизавета Петровна уже сама возложила на свою голову корону, кстати, ту же самую, которой в 1730 году венчалась на царство Анна Иоанновна.
Нельзя не удивляться, насколько быстро, уже в первые дни и недели царствования Елизаветы возникло удивительное для XVIII века сочетание идей, жупелов и штампов, которые иначе, как идеологией, и не назовешь. Конечно, сама императрица до этого додуматься не могла - помогли ученые люди, архиереи, верные последователи покойного к тому времени архиепископа Феофана Прокоповича, потом подхватили писатели, драматурги, артисты и всякие доверчивые люди [2, c.120].
Суть идеологии властвования Елизаветы была предельно проста: она, дочь великого Петра, видя неимоверные страдания русского народа под властью ненавистных иноземных временщиков - всего «счастия российского губителей и похитителей», - восстала против них, и с нею взошло солнце счастья. Мрак прежде - и свет ныне, разорение вчера - и процветание уже сегодня - эта антитеза повторялась все царствование Елизаветы. Никогда раньше так плодотворно для режима не обыгрывались патриотические мотивы, чтобы утвердить законность узурпированной темной ночью власти. «Воистину, братец, -задушевно говорит один из персонажей пьесы-агитки „Разговоры, бывшие между двух российских солдат" (1743 год), - ежели бы Елисавета Великая не воскресла, и нам бы, русским людям, сидеть бы в темности адской и до смерти не видать света».
В начале 40-х годов XVIII века на вершине власти огромного государства оказались люди, далекие от интересов России, не знавшие и не понимавшие ее проблем [1, c.34]. С вступлением на престол Елизаветы Петровны началось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования. Ссылка Остермана, Минниха, Ленвольда показывала, что это господство прекращается при новом режиме. Можно было опасаться волнений в низших слоях народонаселения, где уже давно с воцарением Елизаветы соединяли изгнание всех иностранцев из России, еще в царствование Анны здесь толковали: «Государыня цесаревна Елизавета Петровна имеет ссору с ее императорским величеством за иноземцев».
Теперь цесаревна приняла государство, но иноземцев не высылала, хотя и жили они постоянно между страхом и надеждою, слыша угрозы от солдат [3, c.146].
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Своей последовательной политикой Елизавета довольно быстро убедила всех, что не намерена изгонять иностранцев из России. Как и Петр Великий, она исходила из идеи использования иностранных специалистов, в которых остро нуждалась Россия. Такой подход оставался неизменным в течении всех лет правления Елизаветы, и не мог не принести свои плоды. Сотни иностранных первоклассных специалистов нашли в России вторую родину, и внесли свой вклад в развитие ее экономики, культуры и науки [1, с.81].
Можно с уверенностью сказать, что приход Елизавета к власти положил начало беспрецедентной по тем временам кампании, которую иначе как пропагандистской и не назовешь. Цель ее состояла в том, чтобы сформировать благожелательно настроенное к новой монархине общественное мнение, убедить возможно более широкий круг подданных в законности власти дочери Петра I на престол [3, с.146]. В пропаганде того времени отмечалась не только кровная, но и идейная близость Елизаветы к Петру: Во дщери Петр опять на трон взошел, В Елизавете все свои дела нашел ...
(А.П. Сумароков).
Таким образом, вступая на путь заговора и намереваясь захватить власть, Елизавета не имела никакой конкретной программы. У нее и ее ближайшего окружения не было таких конструктивных идей, которые знаменовали бы принципиальные изменения социально-экономического курса страны. Довольно смутные мысли о необходимости восстановить попранные немецкими временщиками «начала» Петра, реставрировать отмененные после смерти реформатора учреждения, восстановить забытые законы Петра -вот собственно и все, с чем пришла к власти императрица. Список использованной литературы:
© Валиахметова И.Д., 2016.
УДК 930
Павлова Оксана Сергеевна
К.и.н., доцент кафедры истории Отечества и МПИ Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
г. Стерлитамак, РФ
СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ В РОССИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Аннотация:
В статье рассмотрены основные тенденции становления исторической антропологии в России как научного направления. Автором изучена деятельность известных российских ученых, внесших вклад в развитие теоретических основ и разработку отдельных проблем историко-антропологических исследований.
История, историческая антропология, методология.
На современном этапе развития методологии исторической науки широкое развитие получили историко-антропологические исследования. Популяризации этого направления способствовали работы известного советского и российского историка А.Я.Гуревича, а также издание в переводе на русский язык