Спросить
Войти

Становление военно-патриотического воспитания в России

Автор: указан в статье

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2006, №2

__НАД ЧЕМ РАБОТАЮТ УЧЕНЫЕ_

Становление военно-патриотического воспитания в России

В.В. Пионтковский

Вопросам военного дела и военно-патриотического воспитания на Руси всегда придавалось важное значение. О высоком уровне военной подготовки и боевого духа русских воинов еще в VI в. писал византийский император Маврикий Стратег: «Племена славян ... любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы... Юноши их очень искусно владеют оружием» [1, С.35]. Высокое воинское мастерство русских дружин отмечал К. Маркс. «... Мы уже указывали на Олега, - писал он, - бросившего против Византии 88 ООО человек и продиктовавшего, укрепив свой щит в качестве трофея на воротах этой столицы, позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира. Мы указывали также на Игоря, сделавшего Византию своей данницей, и на Святослава, похвалявшегося тем, что «греки доставляют ему золото, драгоценные ткани ... фрукты и вина, Венгрия снабжает скотом и конями», и, наконец, Владимира, завоевавшего Крым и Ливерию» [2, С.63].

Новым этапом в развитии Руси, а также формировании основ военного строительства и военно-патриотического воспитания стало принятие христианства в 998 г. Это событие послужило объединению восточнославянских племён и становлению единого национального сознания, закреплению в психологии масс славянского этноса чувства принадлежности к «союзу союзов племен», воспитанию у людей стремления и готовности защищать Отечество от внешнего врага. С введением христианства на Руси военная организация получила новые моральные основы: воины обязывались защищать не только родину, но и религию. Религиозная моральная основа боеспособности «воев» восполняла родовые и племенные связи. Идеи военно-патриотиПИОНТКОВСКИЙ Владимир Витальевич - к.пед.н., доцент, полковник, нач. военной кафедры ЯГУ. 154

ческого воспитания нашли свое отражение в таких произведениях, как «Слово о полку Игоре-ве», «Повесть временных лет», «Притчи» и «Слова» Кирилла Туровского, «Моления» Даниила Заточника, «Чтения» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, «Поучение» киевского князя Владимира Мономаха, «Русская Правда» киевского князя Ярослава Мудрого и др. [3, С.47].

Формы организации военных структур и прохождения военной службы на Руси имели различный характер, отражающий конкретно-исторический момент развития государства и особенности его геополитического положения. Основным и постоянным военным объединением вплоть до возникновения Московского княжества (1Х-ХП вв.) являлась княжеская дружина, возглавляемая назначенным воеводой. С образованием Московского княжества ядром войска стал «двор» великого московского князя, состоящий из «детей боярских» и дворян, которые несли военную службу. До 15-летнего возраста дворянин числился «недорослем». Когда ему исполнялось 15 лет, его записывали в «десятню» (служилый список) и он становился «новиком». Для учёта и проверки служилых дворян периодически проводились смотры, уточнявшие «десятню», которая по существу являлась организационно-административной единицей, объединявшей дворян, приписанных к одному городу [3, С.62].

Второй составной частью войска стали «городские полки», которые набирались из горожан. Третьей частью войска была «рубленая рать», т.е. рать собранная («срубленная») с определённого количества сох (податная единица, равная 12 человекам населения). Во второй половине XIV в. упоминаются казачьи сторожи, которые несли службу наблюдения по Хопру, Дону, Быстрой и Тихой Сосне и другим рекам. В это же время военную службу на договорных началах несли «служилые татарские царевичи»,

«ордынские князья», отряды мордовских лыжников и литовские князья со своими дружинами. Однако наёмничество носило случайный характер и не изменяло национального характера русского войска.

В расширявшемся Русском многонациональном государстве преобладающую и ведущую роль играла русская нация, являвшаяся главной силой в борьбе за самостоятельность и независимость. В ХУ-ХУ1 вв. шёл процесс формирования русской нации на основе территориальной целостности, экономической сплоченности русского народа, развития национального языка и психической общности, проявляющейся в общности культуры. Формирование русской нации определило особенность становления регулярной армии Русского государства как армии национальной, являвшейся мощным орудием внутренней и внешней политики в руках утверждавшейся самодержавной власти. Вследствие этого идеологическими основами русской национальной армии были патриотизм, самодержавие и православная религия [3, С.69].

Дальнейшее развитие военной структуры государства связано с реформами Петра Великого (1672-1725 гг.), в т.ч. с созданием регулярной армии и флота. Петром I был издан указ, вводящий обязательную, личную и пожизненную службу дворян. По достижении известного возраста (16 лет) недорослей, так называемых «новиков», экзаменовали особыми комиссиями (грамота, «цыфирь» и прочая несложная премудрость). Не выдержавшие этого экзамена «писались солдатами» без выслуги, а выдержавшие брались на государственную службу: две трети в военную, треть в гражданскую. От службы не освобождался никто. Таким образом наиболее ценное в военном отношении сословие было использовано полностью. Установив для дворянства личную воинскую повинность, Петр I придал рекрутской повинности других сословий общинный характер. Каждая община, сельская или мещанская, обязывалась поставить по рекруту с определенного числа дворов (впоследствии - с числа душ), решив своим приговором, кому идти на службу. Рекруту должно было быть от 20 до 35 лет, ничего другого от него не требовалось: военные помещики должны были принимать «кого отдатчики в отдачу объявят и поставят». Кроме рекрутов в армию нижними чинами зачислялись юноши - дети солдатские, закончившие солдатские гарнизонные школы. Ими заполнялось значительное число унтер-офицерских должностей. Солдатских детей, или

военных кантонистов, обучали грамоте и ремеслу при полках и батальонах [3] .

В 1732 г. был объявлен указ, в котором устанавливалось, кого брать в школы и каковы цели обучения. В указе говорилось, что обучение солдатских детей в школах при гарнизонных пехотных полках принесет пользу государству и даст «в рекрутах облегчение». В школы принимались дети от 7 до 15 лет. Указ повелевал в школы и на службу зачислять служилых чинов детей (офицерских не из шляхетства, драгунских и солдатских, а также прежних служб: рейтарских, городовых казаков, стрельцов, приставов, рассылыциков и пр.), родившихся во время нахождения отцов их на службе. Принадлежность их к воинской службе считалась обязательной. Повелено было никуда не определять и не принимать детей служилых чинов, «дабы оные шли сперва в назначенные школы и в военную службу, как и отцы их служили, чтоб в сборе с народа рекрут замена быть могла». Предписывалось обучать в школах словесной и письменной науке, пению, солдатской экзерци-ции, арифметике, артиллерийской и инженерной наукам [3].

В 1774 г. в школы разрешено было принимать детей бедных дворян. С течением времени происходят различные изменения, касающиеся приема, возраста принимаемых, преподаваемых наук. Было разрешено родителям и родственникам оставлять детей, подлежащих зачислению в школы, у себя и брать из школ, если пожелают, но они обязаны были обучать их тому, чему учили в школах, а по достижении 15-летнего возраста отправлять на службу в полки. В 1798 г. Павел I основал в Гатчине императорский сиротский дом с двумя отделениями: отделение для благородных детей (детей дворян и всех штаб- и обер-офицеров, «коих родители скончали дни служа Отечеству», а также тех родителей, «коих отцы, хотя продолжают военную или гражданскую службу» [3, С.37], но состояния скудного) и отделение для солдатских детей. Обучение в школах устанавливалось до 18 лет.

Воспитанники отделения благородных детей назывались кадетами. Кадетские корпуса - закрытые учебно-воспитательные заведения. В России кадетский корпус впервые был основан в 1732 г. для шляхетских детей от 13 до 18 лет. В 1863 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, затем в 1882 г. они снова стали называться кадетскими корпусами [4, С.7]. Общее направление военно-патриотического образования в кадетских корпусах основывалось

пионтковский

на «любви к Богу, на сыновней преданности Престолу, на бескорыстной любви к Отечеству, на душевном сознании долга семейного и общественного, военного и гражданского», - писал генерал Я.И. Ростовцев. Система военно-патрио-тического образования в кадетских корпусах постоянно совершенствовалась. Они выпускали в течение почти двухсот лет многие тысячи физически и нравственно здоровых, прекрасно воспитанных и хорошо образованных военных и гражданских специалистов-патриотов на благо нашего Отечества. В 1918 г. в связи с ликвидацией старой армии кадетские корпуса были закрыты и были возрождены уже в наше время, в 1991 г. [5, С. 124].

Таким образом, в России в XVIII-XIX вв. был осуществлен принципиально новый и по основным показателям прогрессивный шаг в развитии самобытной педагогической культуры. Важное место в процессе развития практики военно-патриотического образования в России занимали педагогические взгляды и практическая деятельность выдающихся представителей русской армии и флота: A.B. Суворова, П.И. Румянцева, М.И. Кутузова, Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др. С 1908 г. в России начали свою деятельность первые организации скаутов. Это новое течение в организации досуга детей через игровую и трудовую деятельность представляло главенствующую роль в военно-патриотическом образовании подрастающего поколения, но просуществовало только до Октябрьской революции.

После крушения Российской империи в 1917 г. большевистская власть стала воспитывать людей на новых идеях. Основными направлениями этой работы были пропаганда революционных традиций, героизма защитников социалистического Отечества и готовности граждан к его защите. Теория и практика военно-патриотического образования были представлены во взглядах В.И. Ленина, Н.К. Крупской, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинско-го, М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и др. [6]. Проблемы воспитания человека в коллективе решал известный советский педагог A.C. Макаренко. Он разработал методику организации трудового и эстетического воспитания, формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций, которые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей. A.C. Макаренко наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организационно-педагогические находки разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление - развивали чувство товарищества, качества лидера, ответственное участие в общественной жизни. Основную задачу советского воспитания A.C. Макаренко видел в подготовке нового человека, в воспитании человека-творца, человека-гражда-нина, человека-патриота [7]. Оригинальную целостную педагогическую систему создал В.А. Сухомлинский. Им делался акцент на формирование системы моральных ценностей. Большое внимание В.А. Сухомлинский уделял воспитанию гражданственности, любви к родному краю, патриотизму [8].

В трудах В.П. Александровской, Б.Г. Ананьева, A.A. Аронова, Ю.С. Васютина, А.Н. Выр-щикова, А.Л. Гетмана, Н.М. Конжиева, Н.С. Кравчуна, Ю.А. Науменко, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Г.В. Средина, Д.И. Фельдштейна и др. были отражены методики воспитания необходимых качеств и свойств защитника Отечества: патриотизма, мужества, смелости, инициативы и самостоятельности, готовности и умения к преодолению трудностей военной службы. Наиболее ярким примером военно-патриоти-ческого образования в СССР была деятельность организаций ДОСААФ и военно-учебных заведений - Суворовских и Нахимовских военных училищ, где сочеталось умственное и нравственное воспитание в учебно-образовательном процессе с военной подготовкой к службе в Вооружённых силах. Большую работу в плане военно-патриотического образования проводили пионерские и комсомольские организации, образовательные учреждения. Основные цели и направления работы пионерских организаций -воспитание гражданина и патриота. Она привлекала многих детей возможностями участия в досуге по интересам, имела патриотическую направленность и проводилась с непосредственным участием комсомольской организации. Это деятельность школьных музеев, кружков типа «Юный моряк», «Меткий стрелок» и т.п. Позитивную роль в организации военно-патриотического воспитания, физической подготовки школьников играли пионерские лагеря. Многие руководители пионерских организаций вносили в их деятельность романтику и творчество. Однако урон нравственному воспитанию пионеров вносили классовый подход, политизированная направленность мероприятий, обязательность атеистического мировоззрения [9].

Одной из составляющих деятельности комсомольской организации школы в деле военнопатриотического образования являлось физическое воспитание школьников, спортивные лагеря, проведение уроков мужества, месячников оборонно-массовой работы, организация Всесоюзных военно-спортивных игр «Зарница» и «Орлёнок», главными задачами которых было: приобретение школьниками некоторых знаний, умений и навыков, необходимых будущему воину, совершенствование физического развития и закалки.

Программа военно-патриотического образования в СССР была глубоко продумана на государственном уровне. В прессе и на телевидении много внимания уделялось освещению подвигов советских солдат и офицеров, рассказам о героической профессии защитника Отечества. Результатом такой деятельности было то, что Вооружённые силы не испытывали недостатка в призывниках. Не все становились профессиональными военными, но от службы в армии никто не увиливал. Однако вторая половина 80-х гг. и 90-е гг. XX ст. ознаменовались кардинальными изменениями в военно-патриотиче-ском воспитании учащихся. В прессе, на телевидении и по радио в то время освещалась только негативная информация из прошлого и настоящего страны, её Вооруженных сил. Делалось всё возможное для того, чтобы очернить российскую историю. Для этого использовалась фальсификация истории войн и вооружённых конфликтов с участием российских и советских войск, нечистоплотные измышления по фактам жизни политических и военных деятелей, бредовые идеи насчёт гегемонистических устремлений русского народа. Миллионными тиражами публиковались книги и воспоминания изменников Родины В. Резуна, О. Гордиевского, В. Шевченко и др. Превозносилась и рекламировалась деятельность бандитов и террористов [9].

На волне псевдодемократии и дешёвого популизма отдельных политиков и общественных деятелей институт подготовки молодёжи к службе в армии и военно-патриотического воспитания был разрушен. Под лозунгом демилитаризации школы НВП была упразднена, обязательная военная подготовка студентов отменена. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали её предметом насмешек, при этом стали нагнетаться нездоровые эмоции среди молодёжи, особенно призывного возраста. Следствием такой деятельности стало то, что слова «патриот» и «патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок, произошли разрушительные сдвиги в нравственном сознании молодёжи. Её кумирами всё чаще становились лица преступного мира. Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны приняло ряд мер по улучшению положения дел. Так, в марте 1998 г. была принята новая редакция Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», которая ввела в стране обязательную и добровольную систему подготовки молодёжи к военной службе, военно-патриотическое воспитание, а также лечебно-оздоровительную работу, без чего невозможно воспитание здорового поколения России. Принимается Постановление Правительства РФ № 1441 от 31 декабря 1999 г., подписанное В.В.Путиным «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе». Правительством Российской Федерации принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», в разработке которой участвовали практически все министерства и ведомства, ведущие общественные организации, администрации субъектов Федерации, Государственная Дума [10].

В образовательных учреждениях было организовано обучение учащихся по курсу «Основы военной службы», интегрированному с курсом ОБЖ. Кроме теоретических занятий Программа предусматривает проведение пятидневных учебных сборов в период летних каникул на базе воинских частей, определённых военными комиссариатами или учебными подразделениями РОСТО. О том, что проведённых мер по возрождению военно-патриотического образования учащейся молодёжи оказалось недостаточно, свидетельствует продолжающийся процесс уклонения от военной службы, в том числе и от альтернативной, процветание среди молодёжи духа стяжательства, дальнейшее распространение наркомании, алкоголизма. Поэтому отдельными мерами по улучшению военно-патриоти-ческого образования учащихся в настоящее время не обойтись. Нужны кардинальные изменения в военно-патриотическом образовании подрастающего поколения. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- недостаточно разработанной теоретико-ме-тодологической базой военно-патриотического воспитания учащихся;

- отсутствием в структуре федеральной исполнительной власти органа управления, осуществляющего координацию военно-патриотиче-ской работы государственных институтов, обра-

КЫЧКИН, БУРЦЕВА

зовательных учреждений, общественных организаций, религиозных объединений;

- несовершенством нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность органов государственной власти, образовательных учреждений, воинских частей, общественных объединений в сфере военно-патриотического воспитания учащейся молодёжи.

- недостаточным вниманием со стороны органов исполнительной власти всех уровней к координации деятельности военно-патриотических, военно-спортивных, поисковых, военно-исторических общественных организаций и религиозных объединений.

Литература

1. Военная история Отечества с древних времен до наших дней. В 3 т. - М., 1995. - 485 с.
2. Бескровный Л.Г. Хрестоматия по русской военной истории. - М., 1947.
3. Керсновский А.А. История русской армии в 4 томах. - М.: Голос, 1992-1994. - Т. 1. - 304 с.
4. Буковская Т.И. Кадетские корпуса: история, этапы становления и развития военного образования в России: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2003. - 22 с.
5. Волков C.B. Русский офицерский корпус. - М.: Воениздат, 1993. - 368 с.
6. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М., 1984.-316 с.
7. Военно-патриотическое воспитание молодёжи (проблемы и опыт). - М.: Патриот, 1991. - 213 с.
8. Волков А.П. Подготовка молодежи к защите Родины: проблемы и пути их решения (1985-1991 гг.). - М.: ГАВС, 1992. - 63 с.
9. Воспитание гражданина в советской школе / Под ред. Г.Н. Филонова. - М., 1990. - 176 с.
10. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития // Воспитание школьников. - 2002. - № 7. - С.8-10.

УДК 349.6

Нормативно-правовая база возмещения эколого-экономического ущерба

в недропользовании

В. Р. Кычкин, Е.И. Бурцева

Анализируется нормативно-правовая база возмещения ущерба, наносимого окружающей природной и социально-экономической среде, которая характеризуется несовершенством, разночтением и наличием различных спорных моментов в практическом применении. Отдельные нормативные акты имеют серьезные недостатки и по некоторым вопросам противоречат действующему законодательству.

Regulatory requirements of compensation for social and natural environment pollution are analyzed. It must be emphasized that these regulations are far from being perfect as they can be interpreted differently and have various disputable moments in their practical application. Some of the regulatory requirements have serious lacks and contradict the present legislation in some terms.

Экологическое регулирование природопользования осуществляется на практике через правовой механизм. Важнейшим законодательными актами регулирования компенсационного механизма в недропользовании являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» Г1]. Земельный кодекс Российской

КЫЧКИН Владимир Романович - к.э.н., ген. директор ОАО «Нижне-Ленское»; БУРЦЕВА Евдокия Иннокентьевна - д.б.н., в.н.с. ИПЭ Севера АН РС(Я). 158

[1], Земельный кодекс Российской Федерации

[2], Лесной кодекс Российской Федерации [3], Закон РСФСР «О плате за землю» [4], Федеральный закон «Об экологической экспертизе» [5], Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [6] и др.

Нормативно-правовая база возмещения ущерба, наносимого окружающей природной и социально-экономической среде, характеризуется

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты