Спросить
Войти

Американская женщина глазами русских обозревателей начала XX века (по материалам дореволюционной периодики)

Автор: указан в статье

УДК 94(718) Е.М. Матвеева

АМЕРИКАНСКАЯ ЖЕНЩИНА ГЛАЗАМИ РУССКИХ ОБОЗРЕВАТЕЛЕЙ НАЧАЛА XX ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПЕРИОДИКИ)

Путешествие в Америку, получившее в начале XX века относительно широкое распространение, повлияло на формирование в русском обществе представлений об этой стране, ее народе, в том числе об американской женщине. Русские, побывавшие в Америке в те годы, способствовали привлечению к ней внимания и распространению знаний

о ней в России. В этот период меняется отношение к женщине и ее статус, происходит формирование «новой» представительницы прекрасного пола. В появившихся в начале XX века в значительном количестве газетных и журнальных заметках авторы рассказывают о своем пребывании в Америке, не обходят вниманием и положение американской женщины, анализируют проблемы восприятия русскими обозревателями ее нового статуса, рассматривают профессиональную деятельность «новой» женщины и ее приоритеты, специфику семейных отношений.

«новая» женщина, суфражизм, суфражистки, гендер, гендерная история, история женщин.

Рубеж конца XIX - начала XX века занимает особое место в истории русско-американских отношений. Это время, полное драматических событий и решительных поступков, войн и реформ, выдающихся личностей и подъема общественной активности, стало переломным как для одной, так и для другой страны 1. Расширяются и укрепляются дипломатические, экономические и культурные связи. Сближение стран приводит к более тесному и близкому знакомству двух народов. Именно в этот период в русском обществе идет активное формирование представлений об Америке, складывается определенный образ «американца» и «американки». Начало XX века - новый этап в переосмыслении положения женщины. Если раньше мужчина, традиционно выступавший в качестве субъекта истории (а соответственно и политики), был объектом интенсивного исследования, то женщина, участие в событийной истории которой было действительно минимальным в силу вытеснения ее из сферы общественной жизни, особенно до предоставления ей политических прав и расширения участия ее во внесемейном хозяйстве, не изучалась по вполне объективным при1 Павловская А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. Россия глазами американцев 1850-1880-е годы. М. : Изд-во МГУ, 1998. С. 282.

© Матвеева Е.М., 2014

чинам - ее там просто не было 2. Впоследствии происходит смещение исследовательского интереса на микроуровень, возникают новые объекты исследования: семья, детство, старость, жизнь и смерть человека. Включение женщин в научный дискурс стало неизбежным. Зарождается «история женщин», изучающая почти все вопросы, имеющие отношение к их жизни в разные эпохи, и дающая импульс к созданию нового направления в историографии - «гендерной истории». Русские путешественники, а также лица, проживающие в Америке, не могли не обратить внимание на изменение положения женщины в этой стране. Темы женского образования, профессионального труда, семейных отношений американцев стали наиболее частыми в серии очерков о Новом свете. В рамках имагологического исследования представляется интересным рассмотреть вопрос о положении американской женщины глазами русских на рубеже XIX-XX веков.

По данным 12-й переписи Соединенных Штатов, на 1900 год приходилось 5 329 807 женщин, выполнявших платную работу 3. Таким образом, каждая пятая женщина являлась экономически вполне или отчасти самостоятельной и в профессиональной деятельности становилась на путь решительного соревнования с мужчиной. Русский наблюдатель Е. Правдин отмечает: «В настоящее время конкуренция эта находится в самом разгаре... Можно безошибочно определить, что в общем на каждых двух профессио-налистов-мужчин во всяком случае приходится одна профессионалистка-женщина» 4 В отдельных видах «либеральных» профессий общее процентное соотношение женщин к мужчинам чрезвычайно колеблется. Если в области адвокатуры слабый пол составляет всего 0,23 процента, в строительной деятельности - 0,27 процента, то значительное большинство отмечается в артистических и музыкальных профессиях - 124 процента, а также в области преподавания - 253 процента 5.

Профессия актрисы представляется наиболее привлекательной для большинства интеллигентных женщин Америки. Этот вид деятельности позволяет, не требуя продолжительной подготовки, добиться успеха и популярности, а также составить выгодную партию, то есть удачно выйти замуж. Число жен-щин-актрис неуклонно растет. Если в 1870 году их насчитывалось всего 792, то к 1900 году цифра заметно меняется - 6857 6. Судьбы этих женщин часто бывают счастливыми: они добиваются материальной независимости, становятся известными. Неслучайно профессия актрисы была столь популярна и многие девочки-американки мечтали о сцене. По словам обозревателя Рубинова, такие

2 Чикалова И.Р. Женская и гендерная история. Состояние и перспективы развития. URL : http://www.gender-cent.ryazan.ru/chikalova.htm
3 Рубинов И. Женщины-труженицы в промышленной жизни Америки // Русская мысль. 1906. № 4. С. 96.
4 Правдин Е. Женщины в стране свободы // Исторический вестник. 1899. № 10. С. 118.
5 Там же.
6 Рубинов И. Женский профессиональный труд в Америке // Русская мысль. 1906. № 9. С. 70.

молодые девушки считают гораздо лучшим избрать артистическую карьеру, нежели «идти в продажу», то есть выйти замуж 7.

Современники начала XX века, посещающие Америку, называют подобных представительниц прекрасного пола «новыми» женщинами. П. Тверской, пишущий свои заметки для «Вестника Европы», был немало удивлен тем, что во многих рабочих профессиях женщина во многом выходит на первый план. Поинтересовавшись сложившимся положением у одного из работодателей, он получил следующий ответ: «Я давно пришел к тому заключению, что для копирования в книги документов женщина гораздо лучше мужчины. Она внимательнее, не так самонадеянна, всегда своевременно справится обо всем, в чем она не безусловно уверена. На этой чисто механической работе она, несомненно, добросовестнее и аккуратнее любого мужчины» 8. Спросив одну из работниц, что ее заставило пойти на заработки, Тверской услышал: «Независимости действительно добиваемся, если вы только этим последним характеризуете современную американскую «новую» женщину... Мы очень довольны... Да и что бы мы стали делать дома? Сестра тоже кончила курс в прошлом году, и обоим нам пришлось бы просто помирать со скуки без всякого дела в наших комнатах. Ведь только бы и оставалось, что дожидаться женихов!» 9. Завершая свой очерк, Тверской пишет: «.ясно, что американская «новая» женщина далеко не шутит. Она ищет абсолютной «независимости» и, очевидно, ни перед чем не останавливается, чтобы ее добиться. <...>Этот «новый» женский тип окажется, в конце концов, настолько новым, что мужчине настало время серьезно призадуматься - оставить ли в покое это так близко его касающееся перерождение «прекрасной» его половины или идти ему навстречу соответственными изменениями традиционных основ существующего быта. Мне сдается, что у нас здесь, в Америке, дело зашло настолько далеко, настолько укоренилось, что необходимы «поступки»; рассуждениями и «жалкими словами» помочь уже нельзя - слишком поздно» 10. Данные американской статистики, опубликованные в журнале «Русская мысль» 11 за 1906 год, рисуют следующую картину профессионального статуса женщины в Америке:

Прислуги..................................................1 283 763

Экономки..................................................146 929

Простые работницы...........................................123 975

Прачки......................................................335 282

Акушерки и сиделки..........................................108 691

Бухгалтеры..................................................74 153

Продавщицы..................................................149 230

Стенографистки...............................................86 118

Телеграфистки................................................22 556

Промышленные рабочие........................................102 985

Сельскохозяйственные работницы..............................907 915

7 Там же.
8 Тверской П. Женский труд в Америке // Вестник Европы. 1898. № 6. С. 559.
9 Там же. С. 566-567.
10 Там же. С. 573.
11 Рубинов И. Женщины-труженицы в промышленной жизни Америки. С. 99-100.

Школьные учительницы.....................................327 614

Данный список содержит 12 профессий, к которым принадлежит почти 4 800 000 женщин, то есть почти 90 процентов всех трудящихся женщин. Постепенно прекрасный пол осваивает специальности, которые ранее считались исключительно мужскими. В своих заметках П. А. Тверской приводит следующие цифры за 1900 год: «В профессиях оказалось 22 женщины архитектора, 124 гражданских инженера, 337 дантистов, 888 журналистов, 1143 священника, 4557 докторов, 4875 правительственных чиновников, 47 управляли паровыми машинами, 221 были кучерами, 279 служили полицейскими, 1 - лоцманом и 17 - матросами. По всем этим профессиям не далее как в 1880 году их не было ни одной» 12.

Таким образом, по мнению П.А. Тверского, «в современной общественной жизни Северо-Американских Соединенных Штатов «новая» женщина, несомненно, составляет самую существенную, самую жгучую «злобу дня»13, конкурируя с мужчинами, в том числе и в сфере юриспруденции и адвокатской практики. Формально американская женщина имела такое же право доступа в юридическую профессию, как и представители сильного пола в большинстве Штатов. Статистические данные о работе женщин в этой области свидетельствуют о феноменальном росте их числа: если в 1870 году было всего 5 женщин адвокатов, то в 1900 - уже 1010 14 Следовательно, юридическая профессия перешла ту фазу, когда каждая «новая» женщина, вступившая в нее, могла выглядеть двусмысленно. Действительно, данную специальность стали выбирать отнюдь не выдающиеся личности. Если первые женщины-адвокаты стремились к практике из-за идеи, то большинство их последовательниц желали просто обеспечить себе безбедное существование. Однако Е. Правдин в своем очерке рассказывает о замечательной женщине Кларе Фолтз, сделавшей себе карьеру именно на юридическом поприще. Будучи и замужем, и матерью пятерых детей, она решила пройти курс права, который требуется практически во всех Штатах для допущения к адвокатской практике. Ей было отказано в связи с новым законом, вышедшим в Калифорнии. Клара Фолтз стала активно пропагандировать дополнения к документу, разрешающие женщинам вести юридические дела. Ее голос был услышан, и впоследствии, занимаясь весьма успешно адвокатским делом, выигрывая процессы, она решает основать юридическую коллегию для женщин. Клара отмечает: «Я доказала, что женщина обладает тем качеством, какое мужчины приписывали лишь себе одним, а именно - логикой, но я успела доказать это вместе с тем таким образом, чтобы не оскорбить их самолюбия» 15.

Следующей отраслью, в которой трудно было представить себе женщину

XIX века, но которую активно занимает женщина XX века, являлось муниципальное управление. Около 1800 женщин служили в разных департаментах

12 Тверской П. Женский труд в Америке. С. 573.
13 Тверской П.А. Американский женский клуб о русских писателя // Вестник Европы. 1896. № 3. С. 342.
14 Рубинов И. Женский профессиональный труд в Америке. С. 61.
15 Правдин Е. Женщины в стране свободы. № 12. С. 1187.

и иных правительственных учреждениях Соединенных Штатов 16, 1000 женщин -в бюро гравирования и печатания 17. Заметим, что среди государственных, городских и уездных чиновников число представительниц прекрасного пола превышало 2800 человек. Е. Правдин в своем очерке, посвященном американской женщине, высказывает мысль о том, что расширение политических прав повлечет за собой значительное увеличение женщин-чиновников. В начале XX века право голоса женщин было весьма ограниченным. В некоторых из 45 штатов представительницы прекрасного пола пользовались лишь правом голоса при избрании учебных начальств, школьных чиновников, и поэтому лозунгом начала XX века стал принцип всеобщности избирательного права, не ограниченного никакими условиями 18. Суфражисткам, целью которых являлось предоставление им избирательных прав, в большинстве своем приходилось постоянно слышать критику и обвинения в свой адрес. Мотивировалось это тем, что их стремление к политическому равенству противоречит естественной природе вещей и сущности женской натуры, нарушает устоявшееся в обществе разделение мужской и женской сфер деятельности 19. Основная опасность, по мнению критиков, заключалась в разрушении самого понятия «дом», выступавшего в качестве моральной и духовной основы общества 20. Однако активистки суфражистского движения не считали, что ведут себя вызывающе, так как многие из них реализовали себя в семейной жизни, будучи и женами, и заботливыми матерями, к тому же, по их мнению, наличие права голоса ничуть не мешает вести домашнее хозяйство и обустраивать семейный очаг. Однако главная преграда в признании за женщинами политических свобод заключалась в том, что «именно мужчинам предстояло решать, стоит ли женщине обладать избирательным правом, и, исходя из этого, рассматривать его не в качестве права, а как привилегию, которую они могли либо предоставить, либо нет» 21.

На рубеже XIX-XX веков идеология суфражистского движения опирается на принцип целесообразности предоставления женщинам политических прав из-за возможной выгоды от этого для общества, при этом одним из преимуществ являлся отход от исключительно «мужского» начала при решении многих проблем национальной политики. Многие суфражистки разочаровывались в теории естественных прав. Получив доступ к высшему образованию и к ряду мужских профессий, став успешными во многих областях жизни, у них, естественно, не было необходимости доказывать очевидное 22.

В начале XX века идеология суфражизма дополнилась важным доводом в пользу наделения женщин правом голоса, а именно: в семье представительницы

16 Там же. С. 1188-1189.
17 Там же. С. 1189.
18 Садовникова О.А. Идейные основы суфражистского движения в США (рубеж XIX-XX вв.) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 2007. № 4. С. 93.
19 Там же. С. 91.
20 Там же.
21 Там же. С. 93.
22 Садовникова О.А. Идейные основы суфражистского движения в США (рубеж XIX-XX вв.). С. 94.

прекрасного пола остаются носительницами традиционных представлений о женском предназначении, а вне дома, как и мужчины, они становятся активными участницами рынка, что сделало бы общество более демократичным. Весомый аргумент в пользу предоставления женщинам политических прав - новая интерпретация статуса материнства - в идеологию активисток суфражизма внесла К.Ч. Кетт на заседании Международного союза избирательных прав женщин в 1911 году. Если раньше женщина рассматривалась только как хранительница семейного очага, то теперь материнской обязанностью считалось воспитание достойных граждан своей страны. Таким образом, американская «новая» женщина активно отстаивает свои права, стремясь достичь независимости и положения наравне с мужчиной.

Характеризуя представительниц прекрасного пола Америки, Е. Правдин в своих заметках уделяет внимание отличительным особенностям «новой» женщины. Он видит эти различия в образе мыслей, манерах, а иногда и во внешнем виде. «Она хватается за все виды труда и смело вступает в те отрасли, которые с незапамятных времен признавались исключительной и почти монопольной принадлежностью мужчины» 23. Действительно, экономические условия наступившего XX века были настолько сложными, что подчас мужчине, отцу семейства, было практически невозможно содержать семью самостоятельно. Таким образом, житейская необходимость вынуждала женщину идти на заработки. С другой стороны, не стоит упускать из виду, что изменениям подвержены и мужчины. Практически ушли в прошлое патриархальные основы общественности. «В то время как «старый» мужчина, раз обзаведшись семьей за редчайшими исключениями до конца дней своих нес так называемые семейные обязанности, нынешний «новый» мужчина к этим последним сплошь и рядом относится уже совершенно иначе: оставления семьи без материальной поддержки в современной стране свободы представляются явлениями самыми заурядными», -рассказывает Правдин 24 Естественно, что при таких обстоятельствах американская женщина вынуждена содержать не только себя, но и своих детей. Русский обозреватель делает вывод о том, что тип «новой» американской женщины является «простым актом приспособления прекрасной половины рода человеческого в стране свободы к новым, резко изменившимся общественным условиям» 25.

Так что же представляет собой американская женщина начала XX века? Каковы особенности ее менталитета? Прежде всего, как пишет Правдин, несмотря на некую грубость, они отличаются чувствительным и влюбчивым сердцем. Кроме этого, американки не стесняются и не стыдятся физического труда. «В то время, как самая заурядная купчиха. европейского континента нуждается в прислуге для варки кушанья, в стране свободы жены, дочери мужей и отцов, получающих по нескольку тысяч годового дохода, нисколько не стесняются мыть окна, двери и лестницы, стряпать на кухне, чистить, выметать и убирать дом» 26. Большинство путешественников в личном общении характеризуют

23 Правдин Е. Женщины в стране свободы. № 12. С. 1188-1189.
24 Там же. С. 1193.
25 Там же.
26 Правдин Е. Женщины в стране свободы. С. 1203.

женщину страны свободы как «простую, общительную, сердечную, приветливую, искреннюю, живую, остроумную, непринужденную и развязную» 27. Однако многие из них отмечают и недостатки прекрасного пола: жестокость и бесчеловечность. Правдин в доказательство такого суждения приводит следующие слова одной американки: «Я всегда стреляю по ногам воров, приближающихся к моему курятнику, с намерением убить их, если только их не преследует наша собака, в последнем случае я стреляю в воздух, дабы не убить собаку» 28. Он также удивляется словам женщин, которые считают, что детей, рождающихся слепыми или глухими и с определенными физическими недостатками, не следует оставлять в живых. Другой изъян женского пола в стране свободы русский обозреватель видит в расточительности: «На свои платья, уборы, равно как на обстановку дома, убранство и костюмы детей, экипажи, американская женщина тратит несомненно гораздо более, чем какая бы то ни была иная женщина на земном шаре» 29. Однако главным несовершенством американской дамы, по мнению Правдина, является «крайняя ее поверхностность и пустота» 30, что, впрочем, на его взгляд, характеризует в целом американскую нацию. Несмотря на наличие различных женских обществ, организаций, клубов, большинство из них не отвечает никаким канонам образования. Женщины собираются в них, преследуя одну цель: похвастаться новыми нарядами или посплетничать, как считает Е. Правдин 31. Однако существовали и противоположные мнения относительно женских клубов, один из которых так ярко описан П.А. Тверским в «Вестнике Европы» 32. Русскому обозревателю удалось получить приглашение на заседание клуба «Friday Morning club», посвященное русской литературе. Тверской пишет о своих чувствах, с которыми он пришел на собрание: «Я, признаться, шел на заседание с серьезными сомнениями, с некоторым предубеждением и даже смущением за этих храбрых барынь, решающихся публично толковать о величайших писателях чуждой им литературы, без малейшего знания русской жизни и руководствуясь исключительно из рук вон плохими, извращенными переводами, даже переводами с переводов. Я думал, что с моей стороны потребуется значительный запас великодушия и снисхождения» 33. Однако, выслушав сообщения о Н.В. Гоголе, Ф.М. Достоевском, наш соотечественник изменил свое мнение: «Это, несомненно, возбудило во мне живой интерес и своей искренностью и безыскусственностью, и верным пониманием самых тонких деталей самого сложного из всех русских писателей. <...> Оказалось что эти чужестранки, с их различными от русских жизненными условиями, любили и понимали русских авторов точно так же, как и я сам, несмотря на то, что их произведения дошли до них в неполном и в искаженном виде» 34 Особенно Тверской был по-

27 Там же.
28 Там же. С.1204.
29 Там же.
30 Там же. С. 1205.
31 Там же.
32 Тверской П.А. Американский женский клуб о русских писателях. С. 341-355.
33 Там же. С. 348.
34 Тверской П.А. Американский женский клуб о русских писателях.

ражен выступлением молодой американки, рассказывающей о И.С. Тургеневе. Она познакомила гостей с краткой биографией писателя, дала серьезный обзор его основных произведений «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». В конце своего выступления девушка обратила внимание на художественные особенности Тургенева, очертила прелесть его описаний природы. После этого доклада удивлению Тверского не было предела: «Я был больше чем изумлен -я был уничтожен. Я запасся снисхождением - а когда дело дошло до моего самого любимого русского писателя, на котором я вырос и воспитался, молоденькая американская «новая» женщина, жена незначительного кассира, не знающая ни одного слова ни на одном языке, кроме английского, дала такую блестящую, такую талантливую и, главное, такую верную его характеристику, что и я сам, если бы мне дали месяц на приготовление и все необходимые источники, конечно, не сумел бы дать что-нибудь более понятное и серьезное» 35. Таким образом, если респектабельность и значимость подобных женских клубов в Америке признает русский обозреватель, то сильный пол был обязан увидеть доказательства «умственной зрелости и способности к пользованию всеми человеческими правами» 36.

Заканчивая характеристику американских женщин, уместно будет привести несколько национальных пословиц, определяющих, кому вовсе не следует вступать в брак:

1) женщине, которая готова, скорее, нянчиться с моськой, нежели с ребенком;
2) женщине, которая полагает, что она может накупить нарядов на 5000 долларов при жалованье в 1000;
3) женщине, которая готова, скорее, умереть, нежели носить прошлогоднюю шляпку;
4) женщине, которая бывает дома лишь когда некуда пойти в гости;
5) женщине, которая ожидает от супружества веселого и приятного времяпрепровождения 37.

Несомненно, что американской женщине, как и любой другой представительнице прекрасного пола, хотелось не только независимости, успеха в социальном плане, но и в личной жизни. В этом, достаточно интимном, вопросе американская «новая» женщина, также отличается от «старой» своей прямолинейностью и открытостью. Один из подобных примеров приводит Правдин в своем очерке. Владелец самого крупного театра Филадельфии Бранденбург однажды получил письмо, в котором были следующие строки: «Я вдова, имею от роду 26 лет и владею двухэтажным домом, в котором проживаю, а равно помещающейся в оном табачной лавкой. Я уверена, что вы могли бы помочь мне найти себе хорошего мужа. Я желала бы разыграть себя в лотерею либо поступить на сцену» 38. Сложно представить француженку, англичанку или русскую женщину, составившую подобное обращение.

35 Там же. С. 350.
36 Там же. С. 341.
37 Правдин Е. Женщины в стране свободы. № 12. С. 1206-1207.
38 Правдин Е. Женщины в стране свободы. № 10. С. 291.

Дабы найти себе вторую половину многие американки начала XX века не стеснялись обращаться в брачные клубы и агентства. Что касается последних, то нередко большинство из них были мошенническими предприятиями, которые лишь выманивали средства у зажиточных клиенток. Брачные клубы, как правило, создавались женщиной. «Обыкновенно это - предприимчивая американская дама средних лет, обладающая большими связями, обширным кругом знакомств и искусством собирать вокруг себя общество» 39. Правдин считает, что брачные бюро создавались «собственно неудержимым и непреодолимым потоком брачных вожделений и домогательств прекрасного пола» 40. Интересны с юридической точки зрения наказания за нарушение обещания вступить в брак, имевшие место в Соединенных Штатах начала XX века. Подобное правонарушение признавалось причинением личного вреда и влекло за собой весьма значительные штрафы и выплаты. Забавный пример подобного случая приводит Правдин в «Очерках американской действительности» 41. Однажды перед судом предстала интересная пара: молодая женщина, лет 23, и 63-летний старик. Прекрасная дама обвиняла пожилого человека в том, что он отказывается взять ее в жены, несмотря на данное обещание. Однако старик утверждает, что был пьян и ничего не помнит о событиях вчерашнего вечера. К тому же он может зарабатывать лишь 8 долларов в неделю и не в состоянии содержать супругу.

Рассматривая семейные отношения американцев, русские обозреватели приходят к выводу, что не редкость в стране свободы браки, заключенные по «любви с первого взгляда», которые, тем не менее, могли быть расторгнуты уже через несколько дней. Правдин приводит следующий пример 42: один американский доктор, придя в гости к своим знакомым, встретил молодую девушку. Разговорившись, поняв схожесть интересов, они, будучи знакомы не более получаса, объяснились в любви и решили обвенчаться. В этот же день молодые люди стали супругами. Неудивительно, что в большинстве случаев такая поспешность приводит к разводам. Поэтому бракоразводные процессы в Соединенных Штатах чрезвычайно многочисленны и имеют иногда довольно странные причины. Путешественник описывает такую картину: жена состоятельного торговца требовала развода со своим мужем на том основании, что, вернувшись однажды вечером домой, он намазал свое лицо мясной подливой и требовал, чтобы она его поцеловала. Получив отказ, разгневанный супруг запустил в жену тарелку. Это стало поводом для развода. Некая Флоренс Мей из Филадельфии разводилась с мужем из-за того, что он запрещал ей есть пироги 43. Интересен и такой случай: Катарина Мак Лейн, которой исполнилось 93 года, возбудила бракоразводный процесс против своего супруга Дэвида, 86 лет, в связи с тем, что он ее бросил.

39 Там же. С. 294.
40 Там же. С. 296.
41 Там же. С. 297.
42 Там же. № 11. С. 749.
43 Правдин Е. Женщины в стране свободы. № 11. С. 757-758.

В результате мужчине пришлось уплатить определенную сумму своей жене, подпи44

сав соглашение впредь жить раздельно .

Среди бракоразводных процессов в США существует категория, которой нет в других государствах - это требование развода на основании многоженства супруга либо многомужества жены. Подобная полигамия объясняется тем, что в разных штатах Америки существуют различные законы о разводе, и, следовательно, развод, полученный и признаваемый законным в одном из них, является недействительным в другом. Известна история Роберта Ка-зервуда, которому не только удалось два раза жениться, но и проживать совместно со своими супругами, так как это было экономически выгодно для обеих жен. Однако такой союз был недолговечным: между женщинами возникла драка. Полиция, прибыв на место происшествия, положила конец тройственному сожительству45. Подобные примеры говорят о том, что изучение брака и развода в Соединенных Штатах подчас бывает проблематичным. По оценке обозревателя из России Е.Н. Матросова, «в стране свободы брак представляется учреждением чисто гражданским, то есть граждане и гражданки могут жениться, выходить замуж, разводиться, снова жениться, никогда не видя священника и во всю жизнь ни разу не побывав в церкви» 46. Сложность данного исследования заключается в том, что в Америке существует 51 система брака и развода в связи с разницей в законодательстве штатов. Поэтому в большинстве случаев женщине решить свои семейные проблемы законным путем было крайне трудно.

Проанализировав в данной статье положение американской женщины, ее профессиональный статус, характеристики отрицательных и положительных качеств национального характера представительниц прекрасного пола Америки, специфику семейных отношений, подведем итог словами русского обозревателя Е. Правдина: «В натуре американской женщины самой по себе заключается множество здоровых задатков, возвышенных чувств, благородных стремлений и честных наклонностей» 47. Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что на рубеже XIX-XX веков в Соединенных Штатах Америки сложился тип «новой» женщины, стремящейся к независимости во многих сферах своей жизни, вступившей на путь конкуренции с мужчиной в большинстве профессий, доказывавшей всем свое право на политическое равенство.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

44 Там же. С. 759.
45 Там же. С. 765.
46 Матросов Е.Н. Брак и развод в Северо-Американских Соединенных Штатах // Исторический вестник. 1904. № 8. С. 607.
47 Правдин Е. Женщины в стране свободы. № 12. С. 1207.
1. Американская цивилизация как исторический феномен. Восприятие США в американской, западноевропейской, русской общественной мысли [Текст]. - М. : Наука, 2001. - 550 с.
2. Аскольдова, С.М. Высшее образование женщин в США в XIX в. [Текст] // Американский ежегодник. - М. : Наука, 1987. - С. 175-195.
3. Белявская, И.А. Женский вопрос в США в XIX в. (проблемы и течения) [Текст] // Американский ежегодник. - М. : Наука, 1982. - С. 38-64.
4. Добротвор, М.Н. Суфражистское движение в США (1848-1920) [Текст] : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. - Горький, 1974.
5. Женские медицинские колледжи в Англии и Америке [Текст] // Вестник Европы. - 1897. - № 9. - С. 88-99.
6. История США [Текст]. - Т. 2 : 1877-1918. - М. : Наука, 1985. - 590 с.
7. Матросов, Е.Н. Брак и развод в Северо-Американских Соединенных Штатах [Текст] // Исторический вестник. - 1904. - № 8. - С. 607-624 ; № 9. - С. 954-973.
8. Николюкин, А.Н. Америка глазами наших соотечественников. История и современность в культурных связях СССР и США [Текст] // Взгляд в историю - взгляд в будущее. Русские и советские писатели, ученые, деятели культуры о США. - М. : Прогресс, 1987. - С. 608-615.
9. Очерки из истории развития северо-американского пролетариата [Текст] // Русская мысль. - 1906. - № 3. - С. 151-195.
10. Павловская, А.В. Россия и Америка. Проблемы общения культур. Россия глазами американцев 1850-1880-е годы [Текст]. - М. : Изд-во МГУ, 1998. - 303 с.
11. Правдин, Е. Женщины в стране свободы [Текст] // Исторический вестник. -1899. - № 10. - С. 289-324 ; № 11. - С. 743-766 ; № 12. - С. 1181-1210.
12. Пушкарева, Н.Л. Женская история, тендерная история: сходства, отличия, перспективы [Текст] // Социальная история. - М., 2003.
13. Рубинов, И. Женский профессиональный труд в Америке [Текст] // Русская мысль. - 1906. - № 9. - С. 52-73.
14. Рубинов, И. Женщина в американских университетах [Текст] // Русская мысль. -1908. - № 7. - С. 104-122.
15. Рубинов, И. Женщины-труженицы в промышленной жизни Америки [Текст] // Русская мысль. - 1906. -№ 4. - С. 94-118.
16. Рубинов, И. Эволюция домашней жизни в Соединенных Штатах [Текст] // Русская мысль. - 1905. - № 6. - С. 194-207.
17. Садовникова, О.А. Идейные основы суфражистского движения в США (рубеж XIX-XX вв.) [Текст] // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. - 2007. -№ 4. - С. 89-100.
18. Тверской, П. Женский труд в Америке [Текст] // Вестник Европы. - 1898. -№ 6. - С. 559-573.
19. Тверской, П.А. Американский женский клуб о русских писателях [Текст] // Вестник Европы. - 1896. - № 3. - С. 341-355.
20. Чикалова, И.Р. Женская и гендерная история. Состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gender-centryazan.ru/chi-kalova.htm

REFERENCES

1. Amerikanskaya tsivilizatsiya kak istoricheskiy fenomen. Vospriyatiye SSHA v ameri-kanskoy, zapadnoyevropeyskoy, russkoy obshchestvennoy mysli [American civilization as a historical phenomenon. Perceptions of the USA. in the American , Western European , Russian public opinion] [Text]. - Moscow : Science, 2001. - 550 p.
2. Askol&dova, S.M. Vyssheye obrazovaniye zhenshchin v SSHA v XIX v. [High education of women in the United States in the 19th century] [Text] // Amerikanskiy yezhegodnik. -American Yearbook. - Moscow : Science, 1987. - P. 175-195.
3. Belyavskaya, I.A. Zhenskiy vopros v SSHA v XIX v. (problemy i techeniya) [Women&s issue in the United States in the 19th century (issues and trends)] [Text] // Amerikanskiy yezhegodnik. - American Yearbook. - Moscow : Science, 1982. - P. 38-64.
4. Dobrotvor, M.N. Sufrazhistskoye dvizheniye v SSHA (1848-1920) [Suffragette movement in the United States (1848-1920)] [Text]. - Gor&kiy, 1974.
5. Zhenskiye meditsinskiye kolledzhi v Anglii i Amerike [Female medical colleges in England and America] [Text] // Vestnik Yevropy. - Herald of Europe. - 1897. - N 9. - P. 8899.
6. Istoriya SSHA [U.S. History] [Text]. - Vol. 2 : 1877-1918. - Moscow : Science, 1985. 590 p.
7. Matrosov, Ye.N. Brak i razvod v Severo-Amerikanskikh Soyedinennykh Shtatakh [Marriage and Divorce in the North American United States] [Text] // Istoricheskiy vestnik. -Historical Journal. - 1904. - N 8. - P. 607-624 ; N 9. - P. 954-973.
9. Nikolyukin, A.N. Amerika glazami nashikh sootechestvennikov. Istoriya i sovremen-nost& v kul&turnykh svyazyakh SSSR i SSHA [America through the eyes of our fellow citizens . History and modernity in the cultural relations of the USSR and the USA] [Text] // Vzglyad v istoriyu - vzglyad v budushcheye. Russkiye i sovetskiye pisateli, uchenyye, deyateli kul&tury o SSHA. - Look in the story - a look into the future. Russian and Soviet writers, scientists, cultural figures of the United States. - Moscow : Progress, 1987. - P. 608- 615.
10. Ocherki iz istorii razvitiya severo-amerikanskogo proletariata [Sketches from the history of the North American proletariat] [Text] // Russkaya mysl&. - Russian thought. - 1906. - N 3. - P. 151-195.
11. Pavlovskaya, A.V. Rossiya i Amerika. Problemy obshcheniya kul&tur. Rossiya glazami amerikantsev 1850-1880-ye gody [Russia and America . Communication problems of cultures. Russia through American eyes in 1850-1880-s] [Text]. - Moscow : MSU press, 1998. - 303 p.
12. Pravdin, Ye. Zhenshchiny v strane svobody [Women in the country of freedom] [Text] // Istoricheskiy vestnik. - Historical Journal. - 1899. - N 10. - P. 289-324 ; N 11. -P. 743-766 ; N 12. - P. 1181-1210.
13. Pushkareva, N.L. Zhenskaya istoriya, tendernaya istoriya: skhodstva, otlichiya, per-spektivy [Women&s history, the history of gender: similarities ,differences, perspectives] [Text] // Sotsial&naya istoriya. - Social history. - Moscow, 2003.
14. Rubinov, I. Zhenskiy professional&nyy trud v Amerike [Female professional work in America] [Text] // Russkaya mysl’. - Russian thought. - 1906. - N 9. - P. 52-73.
15. Rubinov, I. Zhenshchina v amerikanskikh universitetakh [Women at American universities] [Text] // Russkaya mysl&. - Russian thought. -1908. - N 7. - P. 104-122.
16. Rubinov, I. Zhenshchiny-truzhenitsy v promyshlennoy zhizni Ameriki [Women toiler in the industrial life of America] [Text]. // Russkaya mysl’. - Russian thought. - 1906. - N 4. - P. 94118.
17. Rubinov, I. Evolyutsiya domashney zhizni v Soyedinennykh Shtatakh [Evolution of domestic life in the United States] [Text] // Russkaya mysl&. - Russian thought. - 1905. - N 6. - P. 194-207.
18. Sadovnikova, O.A Ideynyye osnovy sufrazhistskogo dvizheniya v SSHA (rubezh XIXXX vv.) [Ideological foundations suffrage movement in the USA ( the 19-20* centuries)] [Text] //

Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 8. Istoriya. - Bulletin of Moscow University. Ser. 8. History. - 2007. - N 4. - P. 89-100.

19. Tverskoy, P. Zhenskiy trud v Amerike [Female labor in America] [Text] //Vestnik Yevropy. - Herald of Europe. - 1898. - N 6. - P. 559-573.
20. Tverskoy, P.A. Amerikanskiy zhenskiy klub o russkikh pisatelyakh [American Women&s Club of the Russian writers] [Text] // Vestnik Yevropy. - Herald of Europe. - 1896. -N 3. - P. 341-355.
21. Chikalova, I.R. Zhenskaya i gendernaya istoriya. Sostoyaniye i perspektivy razvitiya [Women&s and gender history. Status and prospects of development] [Electronic resource]. -Mode of access : http://www.gender-cent.ryazan.ru/chikalova.htm

E.M. Matveeva

AN AMERICAN WOMAN AS SEEN BY RUSSIAN COLUMNISTS OF THE EARLY 20th CENTURY (BASED ON PRE-REVOLUTIONARY RUSSIAN PERIODICALS)

Voyages to America, which were rather popular in the early 20th century, formed Russian people’s ideas about the USA and the US population. On the one hand Russian people’s voyages provoked general interest of Russian society in the foreign country and on the other hand these voyages brought about considerable changes to the social status of Russian women. The 20th century issued a great number of newspaper and magazine items describing their authors’ adventures in the USA. Many of the items treated the social position of American women. The paper deals with Russian columnists’ interpretation of American women’s social status. It focuses on the issues connected with new women’s professional roles and their priorities.

New woman, suffragettism, suffragettes, gender, gender history, female history.

«НОВАЯ» ЖЕНЩИНА СУФРАЖИЗМ СУФРАЖИСТКИ ГЕНДЕР ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ ЖЕНЩИН new woman suffragettism suffragettes gender
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты