Спросить
Войти

Кодекс законов о кооперации УССР (1925 г. ): история разработки и судьба проекта

Автор: указан в статье

УДК 340. 15/477

С. И. Пирогова,

канд. юрид. наук, доцент Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого», г. Харьков

КОДЕКС ЗАКОНОВ О КООПЕРАЦИИ УССР (1925 Г.):

ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И СУДЬБА ПРОЕКТА

Статья посвящена проблеме кодификации кооперативного законодательства Украины в восстановительный период середины 20-х годов ХХ ст. В центре внимания - история создания, содержание и судьба проекта Кодекса законов о кооперации УССР, а также анализ причин, по которым он не стал законом.

Переход к новой экономической политике в советских республиках, в том числе и в УССР, вызвал необходимость не только коренной перестройки правового регулирования всех хозяйственных отношений, но и кодификации законодательства. Последняя должна была, сохраняя принципиальные положения нового права, выработанные на протяжении первых 5-ти лет Советской власти, исключить нормы, вызванные чрезвычайными обстоятельствами иностранной военной интервенции и гражданской войны. Задача кодификации заключалась также в том, чтобы привести законодательство в стройную непротиворечивую систему норм, отвечающую требованиям новой экономической политики в каждой отрасли правового регулирования.

Эта задача была выполнена в короткий исторический срок. Работа по кодификации В РСФСР и в УССР проходила фактически параллельно. В Российской федерации с мая 1922 г. по октябрь 1924 г. было разработано и введено в действие 7 кодексов: уголовный, земельный, о труде, гражданский, уголовнопроцессуальный, гражданско-процессуальный и исправительно-трудовой.

Аналогичные кодексы были созданы и в Украине. Работа над ними началась тоже в 1922 г. и была завершена в 1927 г. Характерной особенностью нового украинского законодательства было то, что оно в основном повторяло содержание кодексов РСФСР, дополнения и изменения в нем были незначительные. Несмотря на это, следует отметить большую активность УССР в деле кодификации: только за один 1922 г. было разработано 6 кодексов, а Кодекс законов о народном образовании (1922 г.) и Административный кодекс (1927 г.) впервые были введены в действие лишь в Украине. В нынешнем 2012 г. первая кодификация УССР отметит свой 90-летний юбилей.

Огромнейшая работа по общему упорядочению законодательства, проведенная в середине 20-х годов, несмотря на ее незавершенность, признана специалистами самым удачным и близким к достижению цели общей кодификации опытом Украины.

Говоря об общей кодификации, следует вспомнить, что в середине 20-х годов XX в. по инициативе видных украинских юристов в области кооперации и законодательных органов УССР в республике была проведена также кодификация кооперативного законодательства, и к началу 1925 г. был разработан проект Кодекса законов о кооперации УССР. Однако ввести в действие его не смогли, так как к концу 20-х годов была взята линия на огосударствление кооперации. Кодекс оказался ненужным и был забыт. Не уделили должного внимания затронутым вопросам и представители научной правовой литературы. Лишь немногие учёные в своих работах кратко касаются этих проблем. Между тем история кооперативного движения, его особенности и проблемы всегда вызывали значительный интерес у исследователей. Этой проблематике в разное время посвятили свои труды многие украинские и российские историки и кооператоры-практики. В их числе работы П. И. Высочанского, С. Д. Гелея, С. А. Гладкого, В. В. Кабанова, В. А. Тихонова, С. В. Тычинины, Ю. С. Шемшученко, Л. Е. Файн и др. [См.: 1; 3; 5; 10; 16; 18; 20]. Монографии и статьи раскрывают роль кооперации в жизни страны на разных этапах ее истории, начиная с возникновения первых кооперативных товариществ во второй половине Х1Х ст. Уделяется должное внимание хозяйственной деятельности, развитию видов и форм кооперации, ее кадрам, основателям и приверженцам кооперативной идеи. Одно из центральных мест отводится регулирующей роли государства и пределам регулирования деятельности кооперации, разработке законодательства и другим вопросам.

Цель данной статьи - в некоторой степени восполнить пробел в научной правовой литературе по данной проблематике и познакомить читателей с историей разработки, содержанием и судьбой Кодекса законов о кооперации УССР. Основной источниковедческой базой публикации являются материалы нескольких фондов Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины

(ЦГАВО Украины), Собрание законов СССР (СЗ СССР) и Собрание узаконений УССР (СУ УССР) периода нэпа.

Как известно, новая экономическая политика стала поворотным пунктом в кооперативном движении, определив его исключительное значение в восстановительный период. На необходимость нового подхода к кооперации указал Х съезд РКП (б) (март 1921 г.), приняв предложенную В. И. Лениным резолюцию, в которой ЦК РКП (б) поручалось выработать и провести в партийном порядке постановления, которые улучшали бы и развивали создание и деятельность кооперативов применительно к замене разверстки натуральным налогом [6 , с. 258 ].

В. И. Ленин неоднократно подчеркивал, что Советское государство может и должно использовать прежние экономические формы для выполнения своих экономических задач. Это положение полностью распространялось и на кооперацию. Ввиду огромной важности задач, которые должна была разрешить кооперация, она стала предметом неустанного внимания со стороны партии и государства. Почти на всех партийных съездах и конференциях обсуждались вопросы, касающиеся кооперации. Например, резолюция Х1 Всероссийской конференции РКП (б) (март 1921 г.) указывала: "Советская власть должна оказать широкую поддержку всем видам кооперации..., предоставив ей широкую возможность производства заготовок, всестороннего развития мелкой промышленности и подъема хозяйственной жизни вообще" [6, с. 303].

Однако сложность заключалась в том, что кооперацию, по сути, приходилось создавать заново, так как накануне перехода к нэпу она была фактически ликвидирована. Так, потребительская кооперация, в которой были ликвидированы членство и паевые взносы, стала органом распределения, подсобным и подчиненным комиссариату продовольствия. Характер добровольных объединений с групповой собственностью потеряли также промысловая и сельскохозяйственная кооперации, особенно после того как по декретам от 27 января и 19 апреля 1920 г. ее центры и губернские союзы были влить в потерявшую свою кооперативную сущность систему потребительской кооперации. С введением нэпа эти вынужденные условиями интервенции и гражданской войны меры были отменены. Новые законы о кооперации постепенно восстанавливали некоторые демократические принципы кооперативного строительства -добровольность, групповую кооперативную собственность, выборность органов управления кооперацией и

Первым декретом нэпа, легализовавшим право для желающих создавать добровольные потребительские объединения, стал декрет СНК РСФСР от 7 апреля 1921 г. [ 4, с. 32], которым было положено начало бурного роста в Украине кооперативных товариществ различных видов.

Успешная деятельность кооперативов во многом зависела от отношения к ним государства: необходимы были его поддержка, помощь, законодательное обеспечение и пр. И государство в это время сменило политику командно-административных методов управления на политику государственного регулирования.

Украинская кооперация пережила разные времена, ее путь был далеко не гладким: знала моменты взлета и упадка, успехи и поражения. Но определенная самобытность и национальные традиции присутствовали в ней всегда. Это относится и к периоду нэпа. В эти годы в Украине между государственной властью и кооперацией сложились взаимоотношения, значительно отличающиеся от российских. Речь идет о создании в республике в январе 1922 г. особого государственно-кооперативного органа - Главного кооперативного комитета при СНК УССР [ 15; 1922. - № 4. - Ст. 67], что стал одной из форм действенной помощи украинской кооперации.

Инициатива создания кооперативных комитетов в центре и на местах исходила от кооператоров. Объяснялось это потребностью иметь организацию, которая представляла бы интересы кооперации в государственных учреждениях. Одновременно кооперкомы были призваны решать и другую важную задачу - осторожно восстанавливая кооперативные принципы, обеспечить руководящую роль государства и контроль за деятельностью кооперации. В состав Главного кооперативного комитета входили представители республиканских центров всех отраслей кооперации и наркоматов, связанных с хозяйственной деятельностью.

Следует признать, что идея создания такого органа в Украине была не нова. Еще в 1918 г. На III Всеукраинском кооперативном съезде в Киеве было решено создать специальный государственно-кооперативный орган - Центральный украинский кооперативный комитет во главе с С. М. Туган-Барановским. Комитет наделялся законодательной инициативой и должен был стать организатором сотрудничества органов власти и кооператоров. Однако дальнейшие события и особенно гражданская война не дали возможности реализовать этот проект. Но забыт он не был и с переходом страны к нэпу воплощен в жизнь.

Украинское правительство предоставило Г лавному кооперативному комитету широкие полномочия в сфере законотворчества. По его инициативе в этот период были изданы многие важные нормативные правовые акты о кооперации. В целом же все кооперативное законодательство УССР периода 1922 - 1931

гг. - декреты и постановления СНК УССР и ВУЦИКа, так или иначе касавшиеся кооперации, законопроекты, представленные отдельными ведомствами и организациями, - предварительно рассматривались в Главкооперкоме. Ни один нормативный акт о кооперации не издавался без заключения этого комитета.

Во второй половине 20-х годов Главный кооперативный комитет возглавил большую сложную работу по кодификации кооперативного законодательства. Причины, побудившие создать Кооперативный кодекс, были во многом аналогичны тем, которые вызвали кодификацию иных отраслей права. Важнейшей из них была необходимость укрепления законности. Применительно к законодательству о кооперации задача кодификации оказалась наиболее сложной. Дело в том, что к 1922 г. накопилось значительное количество законов и иных нормативных актов о кооперации, изданных в разное время. Они были не согласованные между собой и, что особенно важно, не отвечали требованиям новой экономической политики. Достаточно вспомнить, что в период военного коммунизма кооперативные организации были полностью огосударствлены и превращены в предприятия соответствующих Наркоматов - Наркомпрода, Наркомзема и др. Законодательство об этих предприятиях давно утратило всякое значение, но формально отменено не было. Норм правового регулирования деятельности потребительской и промысловой кооперации не было вообще, что объясняется отсутствием с 1918 г. этих видов кооперации.

Таким образом, нормы кооперативного права, подлежащие кодификации, надо было вырабатывать в процессе создания кодекса. Кроме того, уже изданные законы периода 1922 - 1923 гг. также нуждались в согласовании и систематизации. Для проведения этих работ в августе 1923 г. была учреждена кодификационная комиссия, в состав которой вошли представители от Главкооперкома, Наркомюста, ряда отраслевых наркомов и всех кооперативных центров. С правом совещательного голоса могли приглашаться и представители иных ведомств и организаций, если обсуждались вопросы, затрагивающие их интересы. В конце ноября 1923 г. состав Кодкомиссии был утвержден Малым Совнаркомом УССР [19; ф. 271, оп. 1, д. 1, л. 140]. Работа над проектом была завершена в декабре 1924 г., а в августе 1925 г. проект кодекса с небольшими изменениями был одобрен Комиссией законодательных предположений при СНК УССР [19; ф. 1, оп. 2, д. 3838, л. 50].

Кодекс законов о кооперации УССР состоял из 10-ти глав (включавших 181 статью): глава 1 -«Кооперативы и их союзы», 2 - «Возникновение кооперативных организаций (кооперативов и их союзов)», 3 - «Состав кооперативных организаций, права и обязанности их членов», 4 - «Средства и капиталы кооперативных организаций», 5 - «Органы управления и контроля кооперативных организаций», 6 -«Функции кооперативов и их союзов», 7 - «Имущественные права кооперативных организаций (кооперативов и их союзов)», 8 - «Прекращение деятельности кооперативных организаций (кооперативов и их союзов)», 9 - «Ревизия кооперативных организаций (кооперативов и их союзов)», 10 - «Органы, регулирующие кооперацию на Украине» [19; ф. 271, оп. 1, д. 4, л. 18-98].

Объем данной публикации не позволяет подробно остановиться на решениях многих проблем, с которыми пришлось столкнуться членам Кодкомиссии. Приведем лишь некоторые примеры. Архивные материалы раскрывают напряженную и ответственную работу, длительные и острые дискуссии, а порой и «сражения» между представителями «старых» кооператоров и сторонниками государственного руководства кооперативным движением. Первые всяческие пытались отстоять демократические принципы кооперации, уберечь ее от полного подчинения государству, настаивали на ее автономии и частно-правовом статусе. И хотя многие удачные предложения были отклонены, все же удалось сберечь основные черты кооперативной демократии, к примеру, сохранить более высокий уровень хозяйственной самостоятельности по сравнению с государственными предприятиями, а также (хотя и ненадолго) обеспечить кооперации определенную автономию.

Серьезные разногласия у членов Кодкомиссии вызвал вопрос о праве членства в кооперативах. Большинство настаивало на введении принципа трудового членства, что вызвало протест у представителей кооперативных центров, ибо это закрывало доступ в кооперативы неработающим гражданам, так называемым «нетрудовым элементам». Возник вопрос об определении понятия «трудящиеся». В разработанном Кодкомиссией определении к «трудящимся» были отнесены граждане 9-ти категорий: (а) рабочие и служащие государственных, общественных и частных учреждений, предприятий и хозяйств, (б) военнослужащие Красной армии и флота, (в) инвалиды труда и войны, а также (г) все иные лица, не применяющие в своей деятельности наемный труд с целью извлечения прибыли. Вскоре эта позиция Кодкомиссии была подтверждена союзными декретами о потребительской и сельско-хозяйственной кооперациях, в которых был введен принцип трудового членства [14; 1924. - № 5. - Ст. 61].

Жаркие дебаты среди членов Кодкомиссии вызвала редакция статьи, устанавливавшая основные цели любого вида кооперации. Представители кооперации считали главным для кооперативов развитие производительных сил и осуществление социалистических начал общежития; представители же СНК и отраслевых наркоматов полагали, что данная формулировка является неполной, и настояли на включении в нее принципиально важного дополнения, указавшего на такую цель кооперации, как выполнение государственных заказов и борьба с частным капиталом. Оппозиция не склонна была принять это

дополнение, поскольку иначе понимала место кооперации в системе народного хозяйства. Отстаивая автономию кооперации и ее частно-правовой характер, она выступала против вмешательства государства в деятельность кооперативных организаций. Предложение о необходимости выполнения кооперацией государственных заданий полностью отвечало указанию В. И. Ленина, данное им в письме к Д. И. Курскому от 20 февраля 1922 г. о том, что «для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» [7, с. 398]. При голосовании поправка была принята большинством членов Кодкомиссии, а правильная позиция представителей кооперации признана вредной буржуазно-реставраторской концепцией.

Затруднения возникли и при обсуждении статей, определявших задачи кооперации в целом. Проблема состояла в том, что нормы действующего кооперативного права подходили далеко не всем видам кооперации, например сельскохозяйственной, основным направлением развития которой было превращение ее из кооперации снабженческо-сбытовой в производственную. Но для производственного кооперирования требовались иные нормы правового регулирования, поскольку сельскохозяйственная производственная кооперация (в отличие от сельхозкооперации в сфере снабжения и сбыта) имела своей экономической основой государственную собственность на землю и на основные средства производства. Базой сбытоснабженческой сельхозкооперации, как и других видов, было обобществление личной собственности. Новое направление развития сельхозкооперации коренным образом меняло всю систему имущественных и трудовых отношений внутри кооперации и принципы кооперативного строительства.

В окончательной редакции статей перечень задач кооперации члены Кодкомиссии тоже дополнили выполнением государственных заданий.

В то же время история разработки проекта Кодекс законов о кооперации знает немало примеров, когда побеждал здравый смысл и представители государственных органов признавали правоту кооператоров. Одним из таких примеров является обсуждение ст. 49 гл. 3 «Состав кооперативных организаций, права и обязанности их членов». Статья содержала положение, устанавливающее верхний лимит для паевых взносов, то есть помимо основного пая члены кооператива могли вносить и дополнительные, количество которых (до 10-ти) определялось его уставом. Представители госорганов увидели в этом нарушение равенства членов кооператива, так как разное количество паев влекло неравномерное распределение прибыли между его членами. Но представители кооперативных центров сумели убедить членов Кодкомиссии и отстоять свою точку зрения, объяснив это тем, что дополнительные паи укрепляют финансовое положение кооперативов, нуждающихся в средствах [19; ф. 271, оп. 1, д. 4, л. 59].

Точка зрения кооператоров-профессионалов взяла верх и при обсуждении ст. 52 этой же главы, перечислявшей виды ответственности членов кооперативов по обязательствам товарищества. Ответственность могла быль ограниченной или неограниченной. В первом случае - суммой паев, принадлежащих члену кооператива, или кратным отношением к стоимости пая, определенном в уставе. Во втором - члены кооператива отвечали всем своим имуществом. Некоторые члены Кодкомиссии, в частности, от Наркомюста, Укрбюро ВЦСПС и другие, резко выступали против неограниченной ответственности, считая ее не соответствующей природе советской кооперации, поскольку ее последствия могли быть слишком тяжелыми для граждан. Кроме того, неограниченная ответственность, по их мнению, означала создание свободных условий для деятельности капиталистических предприятий. Однако после некоторых колебаний статья была принята без изменений [19; ф. 271, оп. 1, д. 4, л. 59-61].

Таковы лишь некоторые примеры той большой, ответственной и сложной работы, которую выполнила Кодификационная комиссия при Главном кооперативном комитете УССР по кодификации кооперативного законодательства.

Процесс разработки Кодекса освещался в юридической печати. Протоколы заседаний Кодкомиссии регулярно печатались в журнале «Вестник Советской юстиции» - органе Наркомюста УССР и украинского юридического общества. В обсуждении проекта Кодекса принимали участие многие деятели кооперации и юристы - специалисты в области кооперативного права, а также представители кооперативных центров РСФСР и государственных органов - ВСНХ и Наркомнуторга РСФСР, со стороны которых работа над Кодексом получила полное одобрение. Печать отмечала, что кодификация украинского кооперативного законодательства может стать образцом такой же кропотливой работы не только для отдельных республик, но и всего Союза ССР [11, с. 15-21]. Вопрос об издании Кодекса законов о кооперации поднимался в этот период и в РСФСР, но разработан от так и не был. Были разработаны лишь общесоюзные законы по отдельным видам кооперации, в развитие которых должны были издаваться уставы, утверждаемые СНК отдельных союзных республик.

Украинский Кодекс в январе 1925 г. рассматривался в кооперативном совещании при ЦК КП(б)У. Получив одобрение [19; ф. 271, оп. 1, д. 2, л. 34], он после незначительной доработки был представлен на рассмотрение Комиссии законодательных предположений при СНК УССР. Обсудив проект, Комиссия оставила содержание статей без изменений, внеся лишь небольшие редакционные поправки. В конце августа 1925 г. Кодекс законов кооперации УССР получил официальное одобрение [19; ф. 1, оп. 1, д. 3838, л. 50].

Однако дальнейшее движение проекта этого Кодекса приостановилось. После вторичного рассмотрения в ноябре 1925 г. Комиссия законодательных предположений при СНК УССР вынесла решение отложить его издание «до разграничения общесоюзного и республиканского законодательства и до издания Основных положений по кооперации СССР» [19; ф. 1, оп. 2, д. 3838, л. 203]. В декабре 1925 г. вопрос об издании в Украине Кодекса законов о кооперации слушался на заседании СНК УССР. Совнарком признал заключение Комиссии о преждевременном его издании правильным и поручил Главкооперкому разработать проект Основ кооперативного законодательства Союза ССР для предоставления его в порядке законодательной инициативы правительства УССР на утверждение ЦИК СССР [19; ф. 271, оп. 1, д. 12, л. 332]. Главкооперком выполнил и это задание. После одобрения Совнаркомом УССР и Президиумом ВУЦИК проект Основ в конце 1927 г. был представлен СНК и ЦИКу СССР [19; ф. 271, оп. 1, д. 1, л. 7]. Но дальнейшая работа над этим законопроектом была приостановлена и больше вопрос об издании Основ кооперативного законодательства Союза ССР, как и Кодекса законов о кооперации УССР уже не поднимался.

Ноябрьский Пленум ЦК ВКП/б/ 1929 г. провозгласил вступление СССР в эпоху развернутого социалистического переустройства деревни. Начиналась коллективизация сельского хозяйства и связанная с ней интенсивная разработка правовых проблем колхозного строительства.

Проекты рассмотренных законов, подготовленные Главкооперкомом при СНК УССР, так и не были введены в действие. И причина, как мы смогли убедиться, не в том, что они оказались неудачными, не отвечали поставленным задачам и нуждались в коренной переработке. Ознакомление с данными документами позволяет сделать вывод о ценности этой объемной и сложной работы, проделанной авторами проектов, и о высоком их профессионализме. Исторический опыт кодификации законодательства о кооперации 20-х годов ХХ ст. может оказаться полезным и в условиях современной Украины, когда началась подготовка проекта общего закона для всех видов кооперации и поставлен вопрос об издании Кооперативного кодекса Украины. Как единый законодательный акт для всех видов кооперации, он создаст условия для объединения кооперативов в единую кооперативную систему и будет способствовать дальнейшему развитию кооперативного движения, защите прав и интересов членов всех кооперативов Украины [20, с. 27].

Список литературы: 1. Височанський П. І. Коротка історія кооперативного руху на Україні / П. І. Височанський. - К.: Книгоспілка, 1925. - 98 с. 2. Гелей С. Д. Кооперація і національне відродження української державності / С. Д. Гелей // Національний кооперативний рух та структурні зміни в економіці України ХХІ століття: міжнар. наук.-практ. конф. К.: Укоопосвіта, 2001. - 345 с. 3. Гладкий С. О. Кооперація як об’єкт історико-правового пізнання у контексті системного підходу / С. О. Гладкий // Держава і право: Юрид. і політ. науки.: зб. наук. пр. - УДП НАН України, 2008. - Вип. 39. - С. 133-139. 4. Законы о кооперации. - Харьков: Изд-во НКЮ УССР. - 253 с. 5. Кабанов В. В. Кооперация, революция, социализм: моногр. / В. В. Кабанов. - М.: Наука, 1996. - 206 с. 6. КПСС в резолюциях решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М.: Госполитиздат. - Изд. 8. - Т. 2. 7. Ленин В. И. ПСС / В. И. Ленин -М.: Политиздат, 1974. - Т. 44. - 398 с. 8. Малченко В. Н. Вопросы кооперативного права / В. Н. Малченко // Право и жизнь. - 1923. -№ 1. - С. 7-12. 9. Марьяновский В. А. Кооперация и нэп: миф и реальность / В. А. Марьяновский // Гос-во и право. - 1994. - № 2. -С. 135-142. 10. Морозов Л. Ф. От кооперации буржуазной к кооперации социалистической. Из истории становления советской кооперации: моногр. / Л. Ф. Морозов - М.: Мысль, 1969. - 240 с. 11. Поволоцкий Л. И. К статье 2-ой проекта Кодекса законов о кооперации УССР / Л. И. Поволоцкий // Вестн. Сов. юстиции. - 1924. - № 16. - С. 15-21. 12. ПоповН. И. Наши очередные вопросы / Н. И. Попов // Союз потребителей. - 1923. - № 8. - С. 12-18. 13. Сабуров Н. Н. Развитие кооперации в восстановительный период (1921 - 1925 гг.) / Н. Н. Сабуров // Вестн. ЛГУ. - 1963. - № 2. - Вып. 1. - С. 5-16. 14. СЗ СССР. 15. СУ УССР. 16. Тихонов В. А. Кооперация: за и против: моногр. / В. А. Тихонов - М.: ПИК, 1991. - 348 с. 17. Тычинин С. В. Очерк развития законодательства о кооперации в СССР (РСФСР) в период с октября 1917 по 1929 г. / С. В. Тычинин // История гос-ва и права. - 2004. - № 2. - С. 61-64. 18. Файн Л. Е. Развития кооперации в 20-е годы: основные проблемы и итоги их изучения: учеб. пособ. / Л. Е. Файн - Иваново: ИГУ, 1988. - 83 с. 19. ЦГАВО Украины. 20. Шемшученко Ю. С. Правові засади розвитку кооперативного руху в Україні / Ю. С. Шемшученко // Національний кооперативний рух та структурні зміни в економіці України ХХІ століття: матер. Міжнар. наук-практ. конф. - К.: Укоопосвіта, 2001. - С. 23-27.

КОДЕКС ЗАКОНІВ ПРО КООПЕРАЦІЮ УСРР (1925 Р.):

ІСТОРІЯ РОЗРОБКИ Й ДОЛЯ ПРОЕКТУ

Пирогова С. І.

Стаття присвячена проблемі кодифікації кооперативного законодавства України у відновлюваний період середини 20-х років XX ст. У центрі уваги - історія створення, зміст і доля проекту Кодексу законів про кооперацію УСРР, а також пояснення причин, чому його не було введено в дію.

Ключові слова: неп, кооперація, кооперативне законодавство, Кодифікаційна комісія, Кодекс законів про кооперацію УРСР.

CODE OF COOPERATION OF USSR (1925)

THE HISTORY OF DRAFT’S DEVELOPMENT AND IT’S FATE

Pirogova S. I.

The article is devoted to the codification of cooperative legislation in Ukraine in the recovery period (mid 20s of the 20th century). History of creation, content and fate of the Draft of the Code of Cooperation of USSR are highlighted, as well as analysis of the reasons why the document was not adopted.

nocmynum e peda^um 16.02.2012 г.

НЭП КООПЕРАЦИЯ КООПЕРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОДИФИКАЦИОННАЯ КОМИССИЯ КОДЕКС ЗАКОНОВ О КООПЕРАЦИИ УССР НЕП КООПЕРАЦіЯ КООПЕРАТИВНЕ ЗАКОНОДАВСТВО КОДИФіКАЦіЙНА КОМіСіЯ КОДЕКС ЗАКОНіВ ПРО КООПЕРАЦіЮ УРСР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты