Спросить
Войти

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2019 Г

Автор: Арлашкин Игорь Юрьевич

Регионы

РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ В 2019 г.

И. Ю. АРЛАШКИН

Итоги 2019 г. по исполнению региональных бюджетов РФ выглядят достаточно позитивными: консолидированные бюджеты 50 регионов исполнены с профицитом, продолжает сокращаться государственный региональный долг, темпы роста бюджетных доходов опережают уровень инфляции. Однако по сравнению с 2018 г. темпы роста доходов замедлились, а профицит в целом по регионам сократился практически до нуля. Расходы (14,2% от предыдущего года) росли значительно быстрее доходов (9,5%).

Реализация национальных и федеральных проектов на субнациональном уровне потребует дальнейшего увеличения расходов, тогда как текущие темпы экономического роста в ситуации падения цен на нефть и пандемии коронавируса могут не обеспечить соответствующего роста бюджетных доходов. В этих условиях уже в 2020 г. отдельные субъекты РФ могут столкнуться с проблемами бюджетной несбалансированности.

Доходы

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в номинальном выражении выросли в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 9,5% (см. табл. 1), что выше уровня инфляции1.

Основными источниками доходов стали: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (прирост на 20%), акцизы (19,4%), налоги на совокупный доход (14,6%) и межбюджетные трансферты (17,6%), в том числе субсидии (45%), субвенции (19,6%) и иные межбюджетные трансферты (72,3%).

Существенный прирост целевых трансфертов - при незначительном увеличении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности (на 4,8%) и значительном сокращении дотаций на обеспечение бюджетной сбалансированности (на 67,8%) - связан с необходимостью реализации национальных и федеральных проектов на субнациональном уровне. Так, доля трансфертов на реализацию соответствующих проектов составила в 2019 г. 24% от общего объема трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ, или 572,2 млрд. руб. в номинальном выражении.

Рост поступлений налога на прибыль организаций и НДФЛ по итогам 2019 г. оказался меньше, чем в предыдущем году, составив 8,2% (22,8% в 2018 г.) и 8,3% (12,4%) соответственно. Неналоговые доходы выросли на 5,9%.

В 2019 г. сократились доходы по налогам на имущество (на 3,3%) - в основном в результате уменьшения поступлений по налогу на имущество организаций (на 6,8%) в связи с освобождением от налогообложения движимого имущества организаций.

В целом большинство основных доходных источников, учитывая невысокий уровень инфляции, продемонстрировали положительную динамику в реальном выражении.

Практически у всех субъектов РФ в 2019 г. были зафиксированы положительные темпы роста доходов консолидированных бюджетов.

Арлашкин Игорь Юрьевич, научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (Москва), е-таП: arlashkin@ranepa.ru

1 Годовое значение ИПЦ за 2019 г. предварительно составило 104,5% (декабрь 2019 г. к декабрю 2018 г. — 103,0%).

Исключение составили Калужская область (99% от уровня 2018 г.), г. Севастополь (97,2%), Республика Башкортостан (99,8%), Ханты-Мансийский автономный округ (98,1%), Кемеровская область (95,3%) и Республика Хакасия (90,9%), низкие темпы роста доходов которых отчасти объяснялись высокой базой предыдущего года.

Согласно предварительным итогам исполнения консолидированных региональных бюджетов за два первых месяца 2020 г., налоговые и неналоговые доходы выросли за этот период к аналогичному периоду 2019 г. на 0,8%, тогда как доходы по налогу на прибыль организаций - сократились на 14,9%. Учитывая текущее падение мировых цен на нефть в условиях пандемии коронавируса, по итогам года можно ожидать падения региональных доходов.

Третий год подряд наблюдается дивергенция налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов. Так, по итогам 2019 г. у высокообеспеченных регионов (13 субъектов РФ, не получавших в 2019 г.

выравнивающих дотаций) прирост налоговых и неналоговых доходов составил 8,8%, в то время как у среднеобеспеченных (41 субъект) - 6,3%, а у низкообеспеченных (31 субъект) -5,7%. Однако предоставление межбюджетных трансфертов способствовало сокращению дифференциации доходов регионов: в 2019 г. наибольший прирост собственных доходов (всех доходов за вычетом субвенций) был зафиксирован у низкообеспеченных регионов -10,9%, а у средне- и высокообеспеченных он составил 9,1 и 8,8% соответственно.

Расходы

Прирост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2019 г. по сравнению с 2018 г. составил 14,2%, что существенно выше прироста доходов (9,5%) и уровня инфляции (4,5%).

Прирост расходов наблюдался в 83 регионах, а в 79 из них он превысил инфляцию за аналогичный период. Сокращение номинального объема расходов произошло в Республике Мордовия (-5,8%), решающей задачу

Таблица 1

Доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2019 г.

Объем, Прирост: 2019 г. _Объем, в % ВВП_

млрд. руб. в % к 2018 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Доходы - всего 13 568,0 9,5 11,7 11,9 12,4

Налоговые доходы 10150,5 7,7 8,9 9,0 9,3

в том числе:

Налог на прибыль организаций 3358,1 8,2 2,8 3,0 3,1

Налог на доходы физических лиц 955,2 8,3 3,5 3,5 3,6

Акцизы 755,2 19,4 0,7 0,6 0,7

Налоги на совокупный доход 596,3 14,6 0,5 0,5 0,5

Налоги на имущество 1350,8 -3,3 1,4 1,3 1,2

Неналоговые доходы 840,4 5,9 0,9 0,8 0,8

Межбюджетные трансферты 2450,7 17,6 1,9 2,0 2,2

в том числе:

Дотации 921,6 -10,9 0,8 1,0 0,8

Субсидии 557,5 45,0 0,5 0,4 0,5

Субвенции 396,6 19,6 0,4 0,3 0,4

Иные межбюджетные трансферты 575,0 72,3 0,2 0,3 0,5

Источник: Федеральное казначейство, расчеты автора.

сокращения госдолга, и в Республике Хакасия (-5,9%), столкнувшейся с низкими темпами роста доходов.

Доля собственных (т.е. финансируемых не за счет целевых федеральных межбюджетных трансфертов) расходов регионов и муниципалитетов на реализацию национальных и федеральных проектов в 2019 г. составила всего 4,7% общего объема расходов консолидированных региональных бюджетов, а в 2020 г. она должна составить 4,8%, в 2021 г. - 5,1%, в 2022 г. - 5,5%. Сама по себе такая нагрузка на субнациональные бюджеты не является угрозой бюджетной устойчивости регионов, хотя и может усилить негативное влияние иных факторов (в частности, замедления темпов роста доходов).

В разрезе отдельных субъектов РФ взаимосвязь между долей собственных расходов на реализацию национальных и федеральных проектов в общих расходах и уровнем бюджетного дефицита в 2019 г. отсутствует, т.е. реализация проектов предположительно не оказала существенного негативного влияния на бюджетную сбалансированность отдельных регионов2. Судя по предварительным данным об исполнении консолидированных региональных бюджетов, заметного ухудшения сбалансированности не произошло. Однако по мере наращивания дополнительных расходов на реализацию национальных и федеральных проектов ситуация с бюджетной сбалансированностью может оказаться не слишком благоприятной.

Таблица 2

Функциональная структура и динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2019 г., в %

Структура расходов Прирост

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019 Г./2017 г. 2019 Г./2018 г.

Расходы - всего 100,0 100,0 100,0 25,5 14,2

Общегосударственные вопросы 6,1 6,3 6,2 27,9 12,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1,1 1,2 1,1 29,6 8,7

Национальная экономика 21,2 20,8 21,8 29,1 19,7

в том числе:

сельское хозяйство и рыболовство 2,5 2,3 1,9 -2,4 -3,4

транспорт 5,2 4,7 5,1 22,6 22,7

дорожное хозяйство (дорожные фонды) 8,8 8,9 9,5 35,5 21,9

прочие вопросы 4,7 4,9 5,3 41,3 23,8

Жилищно-коммунальное хозяйство 10,4 10,2 10,2 22,3 13,7

Охрана окружающей среды 0,3 0,3 0,5 149,3 67,7

Образование 24,9 25,4 24,7 24,8 11,3

Культура и кинематография 3,8 3,7 3,5 17,1 8,9

Здравоохранение 7,8 8,0 8,6 37,8 22,8

Социальная политика 20,4 20,3 19,8 21,7 11,2

Физическая культура и спорт 2,3 2,4 2,4 26,3 13,3

Средства массовой информации 0,4 0,4 0,4 19,5 9,5

Обслуживание государственного и муниципального долга 1,2 0,9 0,8 -21,1 -5,1

Источник: Федеральное казначейство, расчеты автора.

2 Однако доля собственных расходов на реализацию проектов зависит от уровня бюджетной обеспеченности региона. Негативное влияние дополнительной нагрузки на субнациональные бюджеты могло быть компенсировано для высокообеспеченных регионов их собственными доходами, а для прочих регионов — межбюджетными трансфертами.

В целом структура расходов консолидированных региональных бюджетов не претерпела в 2019 г. значительных изменений. (См. табл. 2.) Однако следует отметить прирост расходов по разделам «Национальная экономика» (19,7% по сравнению с 2018 г.) и «Охрана окружающей среды» (67,7%), что связано с реализацией национальных и федеральных проектов на субнациональном уровне.

Приоритетом бюджетной политики также было здравоохранение (прирост расходов на 22,8%). Замедление темпов роста расходов на образование, культуру и социальную политику, вероятно, объясняется оптимизацией расходной политики в этих сферах, а также завершением периода опережающего роста оплаты труда работников бюджетной сферы, связанного с необходимостью доведения ее до среднего по региональной экономике уровня. Сокращение государственного долга и снижение процентных ставок в экономике привели к уменьшению расходов на его обслуживание: соответствующая доля в расходной структуре по итогам 2019 г. составила 0,8%, что является минимальным значением за период с 2011 г.

Сбалансированность региональных бюджетов и государственный долг

По итогам 2019 г. 50 из 85 субъектов РФ исполнили консолидированный бюджет с профицитом, а совокупный профицит консолидированных региональных бюджетов составил 4,7 млрд. руб. Однако по сравнению с показателями 2018 г. (тогда у 70 регионов был отмечен профицит в размере 510,3 млрд. руб.) эти данные свидетельствуют об имевшем место в 2019 г. превышении темпов роста расходов над темпами роста доходов.

Бюджетный профицит позволил регионам продолжить осуществлять меры по сокращению объема госдолга: номинальный объем долга регионов сократился за 2019 г. до 2,1 трлн. руб. (на 0,1 трлн. руб.), что составляет 22,5% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов (на конец 2018 г. - 25,3%).

Долговая нагрузка3 на бюджеты высокообеспеченных регионов практически не изменилась, а у средне- и низкообеспеченных регионов существенно сократилась - на 5,9 и 4,3 п.п. соответственно. (См. рисунок.) Высокий уровень долговой нагрузки (свыше 50%) сохранялся у 26 субъектов РФ (против 42 в

Долговая нагрузка на региональные бюджеты, в %

70
10

Годы

-Все регионы -Высокообеспеченные регионы (13)

---Среднеобеспеченные регионы (41) -Низкообеспеченные регионы (31)

Источник Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты автора.

3 Отношение объема государственного долга субъектов РФ к объему налоговых и неналоговых доходов регионов.
2018 г.), а сверхвысокий (свыше 100%) - только у Республики Мордовия, хотя и он несколько сократился (с 237 до 211%).

Структура регионального государственного долга практически не изменилась: по состоянию на конец 2019 г. бюджетные кредиты составили 42% общего объема долга, ценные бумаги - 28%, кредиты от кредитных организаций - 27%, государственные гарантии - 3%.

Таким образом, по итогам 2019 г. консолидированные бюджеты регионов исполнены с профицитом и государственный региональный

долг продолжал сокращаться. Однако, учитывая текущее падение мировых цен на нефть в условиях пандемии коронавируса, следует ожидать сокращения доходов и увеличения расходов регионов, что в итоге может привести к росту бюджетной несбалансированности и государственного долга. В то же время высокий текущий уровень региональной бюджетной устойчивости позволит (по меньшей мере, в краткосрочной перспективе) не допустить возникновения регионального бюджетного кризиса. ■

Regional Budgets in 2019

Igor Yu. Arlashkin — Researcher of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Moscow, Russia). E-mail: arlashkin@ranepa.ru

Results for 2019 look rather positive: consolidated budgets of 50 regions boasted of surplus, public regional debt demonstrates a downturn trend, rates of budget revenues growth outstrip the inflation rate. However, revenues growth rates slowed down against 2018 and surplus in the regions as a whole contracted to near zero. Expenditures (14.2%) were growing at a significantly faster pace than the revenues (9.5%). Implementation of regional and federal projects at the subnational level requires sustainable growth of expenses and current rates of economic growth amid plummeting oil prices and coronavirus pandemic can fail to secure sufficient growth of budget revenues. In this context, already in 2020 certain regions can face fiscal imbalKey words: consolidated budgets revenues, consolidated budgets expenditures, regional budgets, corporate profits tax, personal income tax, public debt, national projects, federal projects.

БЮДЖЕТЫ РЕГИОНОВ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РЕГИОНОВ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ consolidated budgets revenues consolidated budgets expenditures regional budgets corporate profits tax
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты