Спросить
Войти

Толерантность как условие существования социума

Автор: Разбегаева Людмила Павловна

11.Новиков А.А. Рациональность в ее истоках и утратах / А. А. Новиков // Исторические типы рациональности. М., 1995. Т.1. С. 31.

12.Фарман И.П. Рациональность как проблема культуры и познания / И.П. Фарман // Исторические типы рациональности. М., 1995. Т.1.

Legal culture of the modern person

The acsiological essence of legal culture is researched in the article. The conclusion that the main spiritual and vision values of human’s culture forming must be humanism, justice, freedom, welfare and rationality, is made.

Л.П. РАЗБЕГАЕВА, И.В. КРУТОВА (Волгоград)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЦИУМА

В историческом аспекте представлены этапы становления отношения к толерантности как социально значимой ценности.

Человек - социальное существо. Он живет в мире с другими не похожими на себя по тем или иным критериям людьми. Как отдельная личность и представитель того или иного сообщества людей, он является субъектом человеческих отношений. Как субъект этих отношений, человек не существует без Другого, той единицы, с которой он соразмеряет себя. Другой — понятие, фиксирующее некоторый опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей, тем не менее, иное по отношению к Я. Философская категория Другой рассматривается в качестве центральной в трудах целого ряда философов. И. Фихте использует вариант данной категории, заключая его в антитезу: «Я есть» - «Это не я». М. М. Бахтин определяет потребность в соизмерении

«себя с Другим» понятием «значимый Другой»: сущность человека, его самость проявляются лишь в диалоге, во взаимодействии с другим человеком. М. Бубер рассматривает Ты как особое видение - различных вещей, людей, духовных сущностей, в котором внимание обращается на бесконечность духовных возможностей по отношению к Я. Другой (будь то отдельная личность или сообщество людей), как нечто иное по отношению к Я, является основой многообразия человеческого мира.

Многообразие мира - источник развития и взаимного обогащения различных людей и человеческих общностей, т. к. каждая отдельная личность, каждое человеческое сообщество воплощают в себе уникальный социокультурный опыт. При этом важнейшим резервом социокультурного многообразия являются этнокультурные различия. Разнообразие культур составляет необходимый запас общественной прочности, свидетельствует о противостоянии энтропийным процессам, о существовании в обществе инновационного потенциала, который в любой момент может быть востребован в процессе развития. Его стратегии требуют постоянно поддерживаемой культурной дифференциации и взаимовлияния культур [5: 4].

Вместе с тем следует отметить, что многообразие человеческого мира предполагает не только различия, но и некоторую общность. Основу этой общности составляют, по самому широкому критерию, принадлежность к человечеству и опора на общечеловеческие ценности. При этом общечеловеческое как ценность трактуется в современном отечественном общест-вознании как совокупность жизненно важных ценностей и значений, связывающих человека с миром и создающих единство между ними, общечеловеческое имеет источник своего существования в фундаментальных сторонах человеческого бытия.

Принадлежность к человеческому сообществу и опора на общечеловеческие ценности позволяют человеку понять Другого, признать за ним право на существование, если это не противоречит основам цивилизованного общежития; делают возможным диалог с Ним. Принадлежность к человеческому сообществу и опора на общечеловеческие ценности создают основу для идентификации индивида со всем

© Разбегаева Л.П., Крутова И.В., 2009

человечеством и доказывают возможность сосуществования и взаимодействия различных людей и человеческих сообществ, исключающую любой вид насилия. Условием такого сосуществования и взаимодействия является толерантность, которая, обеспечивая позицию «равенства разнообразия» [4], предупреждает насилие, делает возможным сосуществование различных людей и человеческих общностей, а также при сохранении индивидуальности их взаимное развитие и обогащение.

Понятие «толерантность» используется в различных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине. Слово «толерантность» появилось в русском языке сравнительно недавно; в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (1901 г.) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В малом словаре тех же издателей (1907 г.) дана лишь небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. Понятия «толерантность» и «терпимость» до сих пор рассматриваются чаще всего как синонимичные.

Для понимания сути толерантности представляется важным обратиться к историческому анализу указанного феномена. Проблема толерантности своими корнями уходит в первобытную культуру, где жизнь человека строилась в соответствии с социально-психологическим комплексом «мы и они»: «мы», т.е. члены данного рода, племени - настоящие люди, в то время как «они», т. е. все, кто принадлежит к чужим, не похожим на «нас», представителей рода - не люди, или (на более поздних стадиях) не вполне люди (упомянутый комплекс является первичной основой этнического сознания).

В великих цивилизациях, родившихся в результате духовного сдвига «осевого времени» и построенных на базе мировых религий, были почти одновременно, по меркам мировой истории, открыты принципы критики и плюрализма, обеспечившие возможность легитимизации внутреннего конфликта в человеческом сообществе.

Одна из основополагающих идей, отраженная в мировых религиях, - избегание крайностей как обязательная предпосылка установления гармонии между человеком и окружающим его социальным и природным миром. Об этом свидетельствуют призывы Конфуция идти «средним путем», а также данное Буддой определение истины как «срединного пути».

Принцип толерантности в христианской философии связан с попытками согласования, соединения двух противоречивых субкультур - язычества эллинско-римского мира и христианства, в более позднее время - со стремлением к разрешению вопроса о равном достоинстве греческого и латинского вариантов христианского вероисповедания, а также с гармонизацией идей секуляризации и противостоящих им.

Запад в целом представляет собой уникальный пример цивилизации, в систему ценностей которой в качестве важнейшей составляющей была включена толерантность. Представление о кардинальной аксиологической значимости последней впервые появилось в эпоху Возрождения и Реформации. События эпохи Реформации и выработка в этот период позиции толерантности в сфере религиозных отношений могут служить типологическим примером для понимания данного феномена. В период Реформации произошел раскол. Кальвин в борьбе с католицизмом превращается в нетерпимого к инакомыслящим. Тем не менее в эту эпоху благодаря тому, что Европа превращается в дискутирующее общество, конфликтность идей была преодолена. Обоснование толерантности дал Т. Кастеллио в «Трактате о еретиках». В отличие от Кальвина, который понимал кротость как снисходительность, он связал ее с духом терпимости. В системе кальвинизма впервые возникло универсальное моральное требование, которое приобрело характер закона. Д. Юм причины такого превращения объяснил тем, что энтузиастические религии в силу своей адогматичности утратили нетерпимость; терпимость стала формальным требованием, клятвой, категорическим запрещением нетерпимости.

Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период английской истории XVII в. В то время среди различных пуританских сект, входивших в армию Кромвеля, только индепен-денты и левеллеры были заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно было принести другие убеждения, существующие в сообществе.

Дж. Солтмарш, один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: «Твои доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока Господь не откроет нам глаза».

В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного единства. Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в обществе. Эпоха Просвещения XVIII в., которую часто связывают с духом толерантности, породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа.

Значительный вклад в разработку правового оформления и законодательного введения принципа свободы совести и веротерпимости внесли «Письма о терпимости» Дж. Локка и «Трактат о веротерпимости» Вольтера. Последнему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», - афоризм, в котором выражена классическая формула толерантности. Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в XVII в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.

Дальнейшее отражение идея толерантности получила в философской мысли более позднего времени. При этом понимание толерантности на Западе изначально основывалось на представлениях о договорном характере европейского христианского общества, в отличие от Востока, где толерантность базировалась на идеях незыблемости существующего порядка мироздания (например, идея кармы в индуистской системе мира).

Двадцатый век продемонстрировал различные формы военного, физического и морального насилия: от тоталитарных форм государственного террора, мировых войн, глобальных конфронтаций различных политических систем до многочисленных

локальных войн и политических конфликтов, обозначившихся в конце столетия.

Уроки двадцатого столетия создают предпосылки для утверждения идей толерантности и сотрудничества. В то же время ухудшение экономической ситуации, особенно в обширных регионах Восточной Европы, угрожает социальному миру во многих государствах и создает атмосферу нетерпимости, агрессивного национализма, этноцентризма, политического экстремизма, что особенно опасно при беспрецедентной вооруженности человека.

В условиях углубляющихся и расширяющихся процессов интеграции современного общества (система коммуникаций, становление информационной картины мира, преодоление экокатастрофы и др.), когда, как замечает X. Ортега-и-Гассет, «становится очевидным, что быть англичанином, немцем, французом значит быть провинциалом» [3], усиливаются диалоговые аспекты толерантности.

Диалог как важнейший фактор культурного развития должен сегодня стать основой связей между людьми и универсальным способом выработки общих ценностей и интересов. Человечество становится «единством многообразия» во всех его основных измерениях. М.С. Каган подчеркивает, что на рубеже II и III тысячелетий, «когда развитие цивилизации сделало невозможным глобальное применение силы и насилия для решения основных противоречий бытия человечества без угрозы его самоуничтожения, у него не остается иного выбора, кроме диалогического способа связей человека с человеком, поколения с поколением, пола с полом, класса с классом, нации с нацией, региона с регионом, как и современности с прошлым, ибо спасти человечество в этой критической фазе его развития может только осознание его единства - и социального единства, и исторического. Именно диалог есть средство обретения этого единства» [2: 404 - 405]. При этом новой проблемой толерантности в современных условиях становится мера допустимости культурного влияния.

Толерантность рассматривается сегодня в контексте вопросов, связанных с укреплением мира и взаимопонимания в обществе. Теория культуры мира, толерантности и ненасилия начала разрабатываться чуть более десяти лет назад. Миссию

по продвижению идей культуры мира и ненасилия взяла на себя Организация Объединенных Наций — единственный коллективный орган, где сегодня возможны обсуждение проблем глобального развития всей планеты, влияние на правительства и формирование совместных решений.

В рамках мандата ООН ЮНЕСКО была разработана концепция «Культура мира» и принята «Декларация принципов толерантности» (16 ноября 1995 г.). 1995 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом толерантности, а 16 ноября - ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященный толерантности. Декларация была принята и подписана 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию. «Декларация принципов толерантности» опирается на целый ряд международных актов, среди которых наиболее значимые - Всеобщая декларация прав человека (1949); Международный пакт о гражданских и политических правах; Конвенция о правах ребенка и др.

В «Декларации принципов толерантности» отмечается, что «толерантность как никогда ранее важна в современном мире»: «Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер» [1].

Понятие толерантности, заложенное в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО», исходит, в первую очередь, из социального (социокультурного) подхода и включает одновременно ее значение в этическом индивидуальном плане. С этих позиций «толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов проявления человеческой индивидуальности... Толерантность - это гармония в многообразии. Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование» (Там же). Очевидно, что по своему содержанию толерантность, не являясь синонимом терпимости, становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии.

«Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека» [1].

Декларация указывает на границы допустимости толерантности. «Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другим. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность» (Там же).

Таким образом, требование толерантности связано сегодня с проявлением форм толерантности в обществе и государстве; толерантность не может быть сведена только к социально-психологическим свойствам человека.

Литература

1. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://www.culture.of.peace.ru/tolerance/ document/tol.htm.
2. Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб., 1996. 416 с.
3. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / X. Ортега-и-Гассет // Вопр. философии. 1989. № 2.
4. Сушков И.Р. Психология взаимоотношений / И.Р. Сушков. М.: Акад. проект: ИП РАН; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 448 с.
5. Яновский Р.Г. Современный мир: глобализация и культура / Р.Г. Яновский, Т.Г. Богатырева // Преподавание истории и обществозна-ния в школе. 2001. № 9. С. 2 - 11.

Tolerance as term of socium existence

Phases of establishment of relations towards tolerance as socio- significant value are shown in historical aspect.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ДРУГОЙ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ НАСИЛИЕ ТОЛЕРАНТНОСТЬ sociocultural variety universal values violence tolerance
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты