Спросить
Войти

Религиозное мировоззрение и экологическая этика

Автор: Кулиев Таир Тофикович

Естественные и точные науки

1

УДК 574.5

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

© 2009 Кулиев Т.Т.

Дагестанский государственный университет

В статье рассматривается, как в эпоху кризиса отношений человека с природой изложенные в Библии подходы могут способствовать распространению экологической этики.

The author of the article traces, how in the epoch of crisis relations between the human and nature the approaches stated in Bible can promote the spreading of ecological ethics.

Ключевые слова: экология, экологическая этика, религиозно-этические

представления, мировоззрение, общественное сознание.

По мнению ведущих современных исследователей, экологические

проблемы человечества являются прямым следствием триады проблем: личных, общественных и религиозных. Очевидно, что каждая личность должна определить как свое место и предназначение в обществе, так и цель, и смысл своей жизни. Исследователи проблемы сходятся во мнении, что современный экологический кризис есть не что иное, как кризис мировоззрения современного человека, то есть экологические проблемы, носят, по существу, антропологический характер, будучи порождены человеком, а не природой [4]. Поэтому ответы на вопросы, поставленные кризисом окружающей среды, содержатся скорее в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа подлинно

преображается и погибает не сама по себе, а под воздействием человека. Его духовное состояние играет решающую роль, ибо сказывается на окружающей среде как при внешнем воздействии на нее, так и при отсутствии такого воздействия.

Характеризуя современную ситуацию в сфере общественного сознания, можно отметить следующие ее особенности: чрезвычайную неоднородность общества, большое разнообразие социальных, религиозных, национальных особенностей общественного сознания разных социальных групп, преобладание потребительского отношения к природе у подавляющей части населения, непонимание важности сохранения биоразнообразия, падение озабоченности экологическими проблемами в результате снижения жизненного уровня и «привыкания» к ним, довольно быстрые изменения общественного сознания в условиях социальных и экономических реформ [1].

Как считает американский экофилософ Б. Кэлликотт, крайне важно выделить экологическую этику из многих религий, сформировать ее с позиций различных священных текстов [6]. Угроза глобальной экологической катастрофы должна стать не причиной нашего отказа от религиозных традиций, а главным стимулом к их переосмыслению, и, возможно, возврату к ним. Украинский философ Г. Марушевский пишет по этому поводу:

«Значение культурного и духовного наследия для защиты окружающей среды и сбалансированного развития не понимается и часто игнорируется международными организациями,

правительствами, политиками и даже природоохранниками. Считается, что объединение религии и экологического движения мешает объективности, научности, профессионализму движения и популяризации демократических ценностей» [2]. Однако при детальном рассмотрении можно убедиться, что в большинстве религий эксплуатация природы рассматривается как

аморальное действие. Религиозное

мировоззрение может обеспечить, по крайней мере, три основные мотивации для природоохраны:

1) религия защищает индивидуальное

существование, а не

деперсонализированное существо

технократического общества;

2) религия поощряет человека

признать свою погрешимость,

возможность ошибок;

3) в отличие от технократизма,

который дает индивидуальные возможности человеку создавать и разрушать мир, религия указывает на

необходимость развития моральных качеств человека [5].

Изменения в сфере общественного

сознания могут быть только комплексными и охватывать все сферы жизни и социальные группы. Работа по формированию общественного сознания должна вестись с учетом особенностей разных социальных групп: их отношения к природе, степени влияния на другие социальные группы.

Развитие религиозно-этических

представлений о ценности живого, как творения Бога, осуществляется религиозными и религиознопросветительскими организациями.

Однако стоит отметить, что, по нашему мнению, неправильно будет утверждать, что какая-либо религия может быть экоцентричной. Каждая религия - это социальный институт, в центре каждой из них, так или иначе, находятся Бог и человек. Основная цель религии спасение человека (при этом понимания спасения, конечно, различаются в соответствии с философской системой данной религии). В рассматриваемом нами христианстве забота о благоприятной экологической ситуации не является кристально ясной стороной. Конечно, нельзя сказать, что ее нет, но учение о ней не так однозначно, как, скажем, учение о заботе о ближнем, что предполагает достаточно широкое поле для трактовок (конечно, с соблюдением определенных правил, применяющихся при изучении Библии). При ближайшем рассмотрении этот вывод оказывается вполне закономерным. Сутью Библии, как и любой другой религиозной книги, является рассказ о том, в каких отношениях с миром вообще и с человеком в частности находится Бог. Авторы Библии достаточно мало говорят о различных природных явлениях, установлениях Бога об отношении к природе, потому что они писали «литературу религиозного содержания» и говорили об истинах, которые невозможно зафиксировать органами чувств. Центральным сюжетом как Ветхого, так и Нового Завета является история спасения людей от греха. Спасение осуществляет Бог, воплотившийся в Иисусе Христе. Ветхий Завет рассказывает о Христе в будущем времени, Новый Завет - в прошедшем, настоящем и будущем. Это не значит, что Писание не говорит о природе, но она не является центром повествования. Пророк Илия,

предсказывая Израилю сильнейшую засуху, говорит: «... в сии годы не будет ни росы, ни дождя.» (3 Цар.17:1), что внимательному читателю скажет об исключительной важности утренней росы для орошения почвы в прибрежных районах Палестины, где она приносит до четверти всей влаги. Однако ясно, что главным в повествовании являются не особенности распределения осадков, а посылаемое Богом наказание [5].

Нельзя отрицать, что религия имеет огромное воздействие на людей во всем мире. Естественно, что многие исследователи согласны с тем, что это должно учитываться и использоваться в

природоохранной деятельности. Но и тут отношение к ее использованию неоднозначное. Ряд ученых не согласен с тем, что религия провозглашается

главной движущей силой охраны

природы и тем более

противопоставляется науке. «Без науки охрана природы вообще невозможна, это просто смешно слышать. Религия дает лишь мотивацию, но нужно еще знать, что и как делать» [3]. Хочется отметить, что именно мотивационная

составляющая представляется нам главной в оценке роли Библии и христианства в формировании экологического мировоззрения. Как такового «голого» знания нам христианство не дает, зато дает

моральные нормы и изменение

мировоззрения, которые не в состоянии, да, собственно, и не должна давать наука.

Рассматривая кризис отношений

человека с природой во взаимосвязи с кризисом духовным, будет полезно

взглянуть с позиций Библии на

некоторые его составляющие: загрязнение окружающей среды, нехватку ресурсов, перенаселение,

снижение биоразнообразия. Безусловно, книги Библии писались задолго до осознания данных проблем

человеческим обществом. В то же время означенные вопросы, с одной стороны, прекрасно иллюстрируют ряд важнейших составляющих

христианского мировоззрения и образа жизни, а с другой - применение предложенных в Библии подходов может существенным образом

способствовать распространению

экологической этики.

Первые указания Библии на необходимость изучения и сохранения разнообразия живых существ мы находим в начале книги Бытия. Повторный рассказ о сотворении мира (Бытие, 2 глава) акцентирует внимание на создании человека. В нем говорится, как «Господь Бог образовал из земли (то есть из материи) животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет

их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2:19). Проведение Богом такого мероприятия имело целый ряд задач. Во-первых, человек, должен был познать, оценить и полюбить разнообразный мир творений, обратив внимание не только на красоту окружающего в целом, но и на уникальность и неповторимость каждого творения в отдельности. Во-вторых, почувствовав нужду в

«помощнике, подобном ему» (Быт. 2:20), Адаму важно было убедиться в исключительности своего положения. В-третьих, человеку необходимо осознать ответственность за других живых существ перед Богом. Согласно

традициям того времени, знание имени и, тем более, право собственноручно дать имя кому-либо означало с одной стороны власть, а с другой - особую близость. Таким образом, чтобы

успешно заботиться о живом, необходимо хорошо его знать. Не случайно сообщение о поселении

человека в саду Эдема и эпизод с присвоением имен животным (Быт. 2:19) помещены рядом. Человек не может и не должен трудиться на земле, если как следует не познакомится со всеми ее обитателями.

Первый рассказ о сотворении мира также может иметь некоторые параллели с проблемой сохранения исчезающих видов, так как отражает один из ведущих принципов их охраны. Бог сначала «отделяет воду от воды» так, что образуются Мировой океан и облака (Быт.1:6-8), а затем творит рыб и других обитателей моря, а также летающих в облаках птиц (Быт. 1:20-23). Он сначала создает сушу и растительность (Быт. 1:910), а затем населяет Землю наземными животными и людьми, обитающими на суше и питающимися растениями (Быт. 1:24-31), то есть Бог сначала творит среду обитания, а лишь потом населяет ее организмами, данной среде

соответствующими. Основная проблема природоохраны дня сегодняшнего - то, что человек истребил многие виды животных путем уничтожения природных экосистем.

Как известно, современные мероприятия по сохранению биоразнообразия охраняемыми территориями не ограничиваются. Нередко деградация природных сообществ и вымирание редких видов достигают такого уровня, что спасать приходится уже не популяции, а отдельные особи. Это предприятие очень трудоемкое и малоэффективное, но иногда другого выхода нет. Библейским примером подобных ситуаций может служить всемирный потоп (Быт.6-8 гл.). Накануне неотвратимой катастрофы Ной берет в ковчег «из всех животных и от всякой плоти по паре, . мужеского пола и женского» (Быт. 6:19). При этом были спасены представители как «чистых», так и «нечистых» (то есть непригодных для жертвоприношения) животных, «. чтобы сохранить племя для всей земли» (Быт. 7:3). Иными словами, Бог прямо повелел Ною сохранить биологическое разнообразие планеты. При этом Ной разделял интересы Создателя, проникаясь Его отношением ко всем живым существам, независимо от их привлекательности, называемой в наше время «хозяйственно-промысловым значением».

Мыслители традиционно были озабочены ценностями, которые

управляют «ойкосом» - сообществом жизни. Некоторые моральные кодексы, такие как те, которые можно найти в иудейской Торе, устанавливают

направления, связанные с обращением с животными и с людьми. Лишь немногие из этих сводов этических правил учили, что люди обладают прямой моральной ответственностью перед

негуманоидными существами. Обычно животные и экосистемы

рассматривались в первую очередь как средства для благополучной,

комфортной жизни человека. Считалось, что они обладают инструментальной, но не внутренней ценностью,

следовательно, отношения человека с ними не попадают в сферу правильного и неправильного, если эти отношения также не влияют на благополучие других людей. Можно сказать, что среди

господствующей и эгоистичной по своей сути культуры полезности Ной был редким носителем культуры

достоинства, подразумевающей, что все живое ценно само по себе.

В книге пророка Ионы рассказывается о том, как Бог обещал разрушить погрязший в нечестии и распутстве город Ниневию, но, видя искреннее покаяние его жителей, отменил наказание. В последнем стихе этой книги Господь делится с пророком чувствами по отношению к живому: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4:11). Спасая человека от смерти, Бог дает спасение и другим существам, находящимся от человека в зависимости. Мысль об объективной ценности жизни и всего живого прослеживается и в Евангелии. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога» (Лк. 12:6). Для Бога каждое творение уникально, а значит дорого, и каждое живое существо имеет свое назначение.

Итак, и Библия, и величайшее многообразие различных форм сотворенной Богом жизни раскрывают характер Создателя, его

индивидуальный подход к каждому живому организму. И Писание, и природа свидетельствуют о любви Бога (Рим. 1:20). Вера в Божью любовь побуждает, отбросив брезгливость, полюбить даже те существа, которые кажутся на первый взгляд неприятными и бесполезными. К сожалению, лишь немногие понимают важность сохранения всех видов живого. Пренебрежительное отношение

обывателя к проблеме обусловлено, прежде всего, его мировоззрением. Большинство людей склонны

произвольно разделять составляющие окружающего мира на важные и ничтожные, чаще всего по принципу: важно только то, что приятно и понятно. Такой взгляд на мир диаметрально противоположен библейскому. В

Священном Писании важно все, оно не разделяет заповеди на более и менее важные (Иак. 2:10-11; Мф. 5:19). И в Библии, и в природе все сделанное, сказанное или сотворенное Богом имеет свой смысл и свою ценность. Для истинного христианина должно быть дорого все, что исходит от любящего Отца, потому, что «. Бог во Христе примирил с Собою мир» (2 Кор.5:19). Человека, верящего в примирение, отличают покой и доброжелательность к

окружающему. Встречающаяся у некоторых экологов ксенофобия не должна быть свойственна тем, кто живет по библейским принципам [7].

Священное Писание учит: «.

принимайте друг друга, как и Христос принял вас» (Рим. 15:7). В свете Божьей любви к человеку этот принцип можно и нужно применять шире, проявляя дружелюбие и интерес как к необычным людям, так и к редким видам животных и растений.

Примечания

1. Алилова К.М., Абдурахманов Г.М. Религия и экология. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2000. С. 14-30. 2. Борейко В.Е. Постижение экологической теологии. Киев : Киевский эколого-культурный центр, 2003. С. 9. 3. Грищенко В.Н. Охрана природы и религия: от науки к утопии? // Гуманитарный экологический журнал. Т.2. Вып.2. 2000. С.11-26. 4. Кулиев Т. Важнейшие постулаты библейского учения о месте человека в природе и основы правильного подхода к их изучению // Родник. Вып.2. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2001. С. 14-22. 5. Кулиев Т. Экологический компонент в христианстве: пути изучения // Родник. Вып.1. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2000. С. 20-22. 6. Кэлликотт Б. Природоохранные ценности и этика // Гуманитарный экологический журнал. №1(2). 1999. С. 40-67. 7. Хрибар С.Ф. Библия о природоохранной этике и ксенофобии // Материалы научной конференции «История взаимодействия природы и общества». Секция «Проблемы экологической культуры». М., 2001-2002.

Статья поступила в редакцию 19.12.2008 г.

ЭКОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты