Спросить
Войти

Проблема страдания в истории философии: основные парадигмы

Автор: Сенкевич Алла Владиславовна

3. Палама Григорий. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания / Григорий Палама; пер. еп. Феофана (Говорова) // Добротолюбие в русском переводе. 2-е изд., доп. М., 1900. (Репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992). Т. 5. С. 254 - 281.

4. Ареопагит Дионисий. О божественных именах. О мистическом богословии / Дионисий Ареопагит. 2-е изд. СПб., 1995.
5. Ареопагит Дионисий О небесной иерархии. 2, 4 / Дионисий Ареопагит. СПб., 1997.
6. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950. (Репринт. изд. со вступ. ст. А.И. Сидорова. М., 1996).

Philosophic-anthropological aspects of palamizm

Philosophic- anthropological aspects of teaching of Grigory Palam, a theoretic of Byzantine isihazm are described. The three main themes are examined: structure, theomorphism and human purpose, which are examined in the movement of general doctrine of palamizm.

А.В. СЕНКЕВИЧ (Воронеж)

ПРОБЛЕМА СТРАДАНИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Дан краткий историко-философский обзор проблемы страдания. Автор выявляет несколько парадигм относительно проблемы, иллюстрирует их на примере отдельных философских учений и делает практически значимые выводы.

В длительной истории становления философской антропологии ее предмет представлялся в разных аспектах, диктуемых эпохой, мировоззрением создателя конкретной философской системы. Наряду с «человеком мыслящим», «человеком любящим», «человеком творящим» выделяется и «человек страдающий». Эта фундаментальная бытийная характеристика вызывает напряженную рефлексию на протяжении многих столетий.

Человек всегда пытался увидеть в страдании некий смысл, объяснить и оправдать происходящее через причины или последствия. Это предполагает стремление ощутить связь событий своей жизни, понять последнюю не как хаотичное собрание фрагментов, а как завершенную целостность. Другими словами, «человек страдающий» мыслит о судьбе. Соотнося собственную судьбу с судьбами других людей, он задумывается о том, почему случайное для человеческого бытия вообще вдруг стало роковым и трагическим именно для него. Следующий шаг в подобных размышлениях выводит индивида к той или иной картине мира, в рамках которой он и ищет ответ на терзающий его вопрос.

Как представляется, существует несколько ключевых парадигм, в русле которых мыслители анализировали причины и смысл страданий. Одна из них -буддийская, предполагающая, что страдание составляет суть всякой жизни. Истина, поразившая Сиддхартху Гаутаму две с половиной тысячи лет назад, неумолимо раскрывается и сейчас перед каждым, кто обладает достаточным жизненным опытом, чуткостью и честностью. Будучи не в силах изменить, исправить невыносимый мир, человек в буддизме усматривает корень страданий в самом себе, своих желаниях, привязанностях и заботах. Более того, страдания и вовсе иллюзорны для того, кто прикоснулся к иной, блаженной реальности - нирване: «Идите смотрите на сей мир, подобный пестрой царской колеснице! Там, где барахтаются глупцы, у мудрого нет привязанности» [1: 513].

Таким образом, буддизм не обнаруживает в страдании какого-либо высшего смысла, оно лишь свидетельствует о собственном несовершенстве индивида. Сострадание здесь - одно из важнейших моральных требований, но оно не предполагает любви и глубокого участия, ведь привязанности должны быть искоренены. Отсюда - отстраненность и равнодушие, под© Сенкевич А.В., 2009

час шокирующие людей другой культуры. Освобождение от страданий в этой парадигме связано с выходом из-под власти судьбы, определяемой законом кармы.

Античная парадигма раскрывается как в древнегреческих трагедиях, так и в собственно философских текстах. В ту эпоху отдельный индивид мыслился как элемент Космоса, а точнее, его ближайшего воплощения - полиса, и его функции определялись этой природно-социальной целостностью. Жизненный путь представлялся как предназначенная каждому роль, выбор которой неподвластен человеку. Но в его власти достойно сыграть эту роль, какой бы она ни была. В греческой мифологии функция распределения ролей принадлежала богиням судьбы - трем мойрам. Само слово «мойра» означало долю, полученную в результате бросания жребия. Жребий обычно применяется тогда, когда нет возможности разделить что-либо поровну, поэтому и доли получаются неравными. Доля и участь выражают одно и то же: обособленность, частичность и неполноту индивидуального бытия.

Переход от мифологического к философскому мировоззрению позволяет интерпретировать мойру как смыслообраз, выражающий ничем не обусловленное предопределение, безразличный к людям. Применительно к бытию индивида судьба обозначалась как «айса» - конкретизация мойры, делающая человека причастным к судьбе мира через достойное исполнение предназначения.

Феномен античного героизма вытекал как раз из того, что слепой и неразумной силе судьбы противостояла индивидуальная ответственность персонажей древне -греческих трагедий, которую они проявляли, не имея онтологических оснований для этого. Античный индивид был точкой столкновения космических сил, персонифицированных в виде тех или иных богов. Боги направляли поступки людей, будучи сами подчинены судьбе. Из-за их конфликтов человек страдал, но страдание было возможным лишь постольку, поскольку он ощущал собственную ответственность за поступки, к которым принудила его судьба. В области героического обнаруживалась бессмысленность человеческих стремлений избежать судьбы, обмануть судьбу, противостоять ей. Герой -сознательный исполнитель воли рока.

Судьба охватывает жизненные пути отдельных индивидов в их переплетении и взаимосвязи, и в этом всеохватном единстве все изначально предзадано и уже совершено. Человек оказывался выброшенным из гармонии Космоса не по своей воле, а по роковой предопределенности. Казалось бы, у него есть два выхода: либо бунт против мира и рока, либо растворение индивидуальности в нем. Но первое было невозможно по той причине, что человек еще не осознавал себя личностью, способной противопоставить себя миру и возвыситься над ним. А. Камю писал об этом мироощущении так: «... древние, веря в судьбу, прежде всего, верили в природу, в жизни которой они принимали участие. Бунтовать против природы - значит бунтовать против самих себя» [3: 139]. Второе же неприемлемо для античного героя: он олицетворял достоинство, предпочитая страдать, но сохранить свою индивидуальность, погибнуть, но отстоять свое «я».

Иное отношение к страданиям и судьбе, хотя и в рамках античной модели, демонстрировали мыслители эллинистического этапа. Судьба безлична, но разумна, значит, и принимать ее нужно осмысленно, смиряясь со всем, что только может выпасть на твою долю. Противиться судьбе бессмысленно: неизбежное все равно случится, но человек испытает ненужные страдания. Здесь утрачивался прежний античный героизм, состоявший в противоборстве с неразумной судьбой. Поэтому Кле-анф говорил так:

Веди меня, о Зевс, и ты, Судьба, к пределу, Каким бы он ни был. Последую с готовностью

за вами,

А если и замешкаюсь в малодушии,

То все равно приду в час назначенный

(цит. по: [4: 195]).

Иудео-христианская парадигма вскрывает другой аспект страданий: они могут быть абсолютно невыводимы из предшествующих поступков человека, лишены привычной логики (преступление - возмездие), но при этом вовсе не случайны. Такая ситуация представлена в ветхозаветной Книге Иова. Внезапные и необъяснимые мучения праведника Иова рассматривались его друзьями в рамках причин-но-следственных связей как наказание свыше. Иов же, убежденный в своей невиновности, желал призвать Бога к ответу: «Что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей?» (Иов. 10, 6 - 7). Бог отвечал ему, указывая на неспособность человека уравняться с Творцом в могуществе: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь» (Иов. 38, 4). Бог выше причинности, и Он не дает человеку отчета в своих действиях. Осознавший это Иов был вознагражден. Его страдания не являлись наказанием за прошлые грехи, но они не были бессмысленны с точки зрения религии: люди выносят из них нравственный урок, проявляют покорность и смирение.

Данная парадигма различным образом преломляется в западноевропейских и русских религиозно-философских учениях. В философии европейского Средневековья смысл страданий усматривался в том, что они могут служить как наказанием, так и испытанием для людей. Бог предвидит, хотя и не предопределяет, жизненные пути людей, воздавая каждому по заслугам после телесной смерти. Идея провидения выражает представление о высшем начале не как о безличном законе или слепой силе, но как о разумном и личностном субъекте. Какие из этого вытекают последствия для судьбы человека, видно на примере рассуждений раннехристианского мыслителя Боэция. Он провозглашал: «Ведь существует же Бог, наблюдающий все свыше и все предзнающий: Он охватывает взоромкак настоящие наши будущие деяния, определяя добрым награды, а дурным - наказания. Не пусты надежды на Бога и молитвы, ибо, если они искренни, не могут остаться безответными» [2: 290].

Надежды и молитвы очень важны для верующих, т.к. основываются на возможности изменения своей судьбы через обращение к высшему началу. Они не пусты, поскольку это начало разумно, лич-ностно и допускает такую возможность. Ведь было бы бессмысленно взывать к безличному мировому закону (карме) или року, который тяготеет над человеком с момента его рождения и не может быть изменен. Если же мы видим явную несправедливость судьбы в отношении добрых и злых людей, то она кажется нам таковой из-за ограниченности человеческого ума по сравнению с божественным промыслом.

Русская религиозная философия выявляет еще одну функцию страданий, которые чаще всего обрушиваются на все лучшее в мире. На первый взгляд, страдания и смерть самого Бога ярче всего свидетельствуют против смысла в мире, и это свидетельство повторяется в смерти и страданиях каждого существа. Но, по мысли Е. Трубецкого, страдание может быть оправдано, только если оно внутренне связано с мировым смыслом. Оно пробуждает и закаляет силу духа, помогая ему подняться к вечному смыслу. Чем больше человек удовлетворен своей земной, посюсторонней жизнью, тем меньше он ощущает стремление к высшему. Поэтому для пробуждения духа оказываются нужны те страдания и бедствия, которые разрушают иллюзию найденного смысла. Ощущение личной вины и ответственности за мировое несовершенство, заповедь сострадания - это черты отечественных философских учений, которые сохраняют непреходящее значение и сегодня.

Экзистенциалистско-гуманистическая парадигма, сложившаяся в XX в., обобщает представления различных школ и направлений, сконцентрированных на антропологической проблематике и критично настроенных по отношению к религиозной картине мира. Заметное место здесь занимают идеи З. Фрейда. По его мысли, главному человеческому стремлению -быть счастливым - препятствует вся Вселенная, и человек изобретает все новые способы избежать «отказа» со стороны внешнего мира, если не избавиться, то отвлечься от страданий.

Заброшенность и одиночество человека в мире - исходная идея экзистенциализма. Причина страданий - тотальное несоответствие мира ожиданиям человека: «... никакой Бог и никакое провидение не могут приспособить мир и его возможности к моей воле» [5: 446]. Судьба ощущается индивидом как последовательная связь событий его жизни, а сами эти события - цепь его ответов на объективные жизненные ситуации. Он сам выбрал эти ответы и сам расплачивается за все. В конечном счете, человек, строящий свою судьбу в чуждом и абсурдном мире, должен считаться с интересами других, но к этому его обязывает не высшая мораль, а подлинный бунт, бунт против мира несчастий. Ничто не гарантирует успешности

этих действий. Значит, нужно действовать без надежды на успех, так, как если бы поставленная цель с необходимостью осуществилась в будущем. Мужество и достоинство человека в том, чтобы продолжать жить и утверждать высшие ценно -сти вопреки всему, что их отрицает.

В работе В. Франкла «Основы логоте-рапии» философия выступает в одной из важнейших своих функций - гуманистической, помогая человеку в его духовных страданиях. Согласно концепции Франк-ла, человеку присущ специфический феномен, не свойственный животным - «воля к смыслу». Франкл рассматривает смысл жизни как постоянно изменяющийся, но никогда не исчезающий. Реализовать смысл жизни человек может тремя способами, через три вида ценностей. Первый вид -это креативные ценности (ценности творчества). Они реализуются через активную деятельность человека в его труде, творчестве. В некоторых случаях они могут быть недоступны индивиду, но тогда его жизнь могут наполнить смыслом ценности переживания. Они реализуются через созерцание красоты в явлениях природы или культуры, через познание, любовь.

Но бывают обстоятельства, когда человек не может реализовать ни первые, ни вторые ценности: творческая активность и положительные переживания ему недоступны. В тех случаях, когда человек сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами, когда ситуация невыносима и неизбежна, именно тогда «человеку дается последний шанс осуществить высшую ценность, реализовать самый глубокий смысл, смысл страдания. Ибо самое важное - это позиция, которую мы принимаем по отношению к страданию...» [7: 198]. Франкл пишет, что страдания - неотъемлемая часть жизни, и многое зависит от нашей позиции применительно к существованию, ограниченному внешними силами: будем ли мы мужественны или деградируем. В первом случае мы реализуем ценности установки. Ученый приходит к выводу, что жизнь имеет смысл до самого конца и вера в смысл есть даже у самоубийцы (его действие - тоже определенная позиция по отношению к жизни). Возможность реализации тех или иных ценностей потенциально есть у каждого, другое дело - каждый ли ею воспользуется.

Какие выводы может сделать для себя современный человек, по-прежнему страдающий и силящийся понять причины и смысл происходящего? Многообразие трагических ситуаций, в которые он попадает, актуализирует те или иные истины независимо от возраста, социального статуса или вероисповедания. Подчас мы сами становимся источником собственных страданий, не зная умеренности в тех или иных желаниях. Мы не застрахованы от незаслуженных и неожиданных катастроф, и лишь от нас зависит, как их интерпретировать: как возмездие свыше или случайное стечение обстоятельств, в котором может вовсе не быть виноватых. Важно другое: страдания - это проверка на прочность собственно человеческого в человеке. Мужество, уверенность в своих силах и сострадание (ведь кому-то еще хуже сейчас) - вечные нравственные идеалы для каждого из нас.

Литература

1. Антология мировой философии: Древний Восток. Минск: Харвест; М.: ООО «Издательство “АСТ”», 2001. 992 с.
2. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. М.: Наука, 1990. 415 с.
3. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. 415 с.
4. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. М.: ТОО «ТК “Петрополис”», 1994. Т. 1: Античность. 336 с.
5. Сартр Ж.-П. Тошнота: избранные произведения / Ж.-П. Сартр. М.: Республика, 1994. 496 с.
6. Смысл жизни в русской философии: конец XIX - начало XX в. СПб.: Наука, 1995. 380 с.
7. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. СПб.: Речь, 2000. 286 с.

The problem of sorrow in the history of philosophy: the basic paradigms

The brief historic-philosophical review on the problem of sorrow is given. The author reveals several paradigms against sorrow, illustrates them by example of certain philosophic teachings and makes practically significant conclusions.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ СТРАДАНИЕ СУДЬБА ЦЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА philosophical anthropology sorrow fortune creativity values
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты