Спросить
Войти
Категория: Право

Нормативное регулирование деятельности органов, осуществляющих надзор в финансовой сфере в Европейском Союзе

Автор: Карпов Леонид Константинович

9. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ, МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

9.1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ НАДЗОР В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Карпов Леонид Константинович, адвокат, Коллегия адвокатов Московской области «ЛИД Консалтинг» Контакты автора: karpov_leonid@mail.ru

Аннотация. В ЕС сформирована Европейская система финансового надзора, которая включает в себя Европейский Комитет Системных Рисков; Орган по банковскому надзору; Орган по страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения; Орган по надзору за рынком ценных бумаг; Объединенный комитет Европейских надзорных органов; Компетентные или надзорные органы в государствах-членах ЕС. Нормативными актами, указанными в статье утверждены сферы их деятельности и полномочия. Ключевые слова: надзор за финансовой деятельностью; Лиссабонский договор; система финансового надзора; нормативное регулирование; финансовые организации

REGULATORY CONTROL OF THE AUTHORITIES SUPERVISING OF FINANCIAL SECTOR IN THE EUROPEAN UNION

Karpov Leonid Konstantinovich, the lawyer, Bar of Moscow Region «the LEAD Consulting»

Annotation: The EU has formed the European system of financial supervision, which includes the European Committee of systemic risk, the Authority on Banking Supervision, Insurance Supervision Authority and Supervision of pension security body for supervision of the securities market, the Joint Committee of the European regulatory authorities, competent or supervisory authorities in EU member states. Regulations referred to in Article approved scope of work and authority.

Основы регулирования деятельности финансовых организаций заложены в учредительных документах ЕС. Так, согласно пункту 3 статьи 3 Договора о Европейском Союзе (далее - «Договора о ЕС»), Союз создает внутренний рынок. Он старается обеспечить устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды.

Главой 3 Договора о функционировании Европейского Союза (далее - «ДФЕС») установлены принципы

государств-членов, в том числе в финансовой сфере. Более того, согласно п. 1 статьи 119 ДФЕС в целях, изложенных в статье 3 Договора о ЕС, деятельность государств-членов и Союза включает в себя на условиях, предусмотренных Договорами, установление экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих целей, и которая проводится при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией. А согласно п. 3 указанной статьи деятельность государств-членов и Союза предполагает соблюдение следующих руководящих принципов: стабильные цены, здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, стабильный платежный баланс.

Одними из последних нормативных актов ЕС в финансовой сфере, принятых после вступления в силу Лиссабонского договора, являются акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих надзор в финансовой сфере. Как известно, в конце 2010 года был принят целый пакет таких нормативных актов: Регламент Европейского Парламента и Совета № 1092/2010 от 24.11.2010 г. - о создании Европейского Комитета Системных Рисков, Регламент Европейского Парламента и Совета № 1093/2010 от 24.11.2010 г. - о создании Европейского органа по банковскому надзору, Регламент Европейского Парламента и Совета № 1094/2010 от 24.11.2010 г. - о создании Европейского органа по страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения, Регламент Европейского Парламента и Совета № 1095/2010 от 24.11.2010 г. - о создании Европейского органа по надзору за рынком ценных бумаг.

В данном параграфе детально будут рассмотрены цели и функции некоторых из этих органов.

Европейская система финансового надзора ЕСФН включает в себя: Европейский Комитет Системных Рисков; Орган по банковскому надзору; Орган по страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения; Орган по надзору за рынком ценных бумаг; Объединенный комитет Европейских надзорных органов; Компетентные или надзорные органы в государствах-членах ЕС.

Европейский Комитет Системных Рисков

Согласно статье 3 Регламента Европейского Парламента и Совета № 1092/2010 от 24.11.2010 года1 Европейский Комитет Системных Рисков (ЕКСР) несет ответственность за макропруденциальный надзор над финансовой системой в рамках ЕС, вносит свой вклад в предотвращение или смягчение системных рисков, которые вытекают из событий в рамках финансовой системы, для финансовой стабильности в ЕС, учитывая, при этом, макроэкономические тенденции, во избежание широкомасштабных финансовых бедствий. Это должно способствовать нормальному функционированию внутреннего рынка, обеспечивая, тем самым, устойчивый вклад финансового сектора в экономический рост.

Для достижения этих целей ЕКСР выполняет следующие задачи:

- определение и / или сбор и анализ всей необходимой информации;

Карпов Л.К.

НАДЗОР В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

- выявление и определение приоритетности системных рисков;

- выпуск предупреждений о значительных системных рисках, доведение информации о таких рисках до сведения общественности, при необходимости;

- выпуск рекомендаций по исправлению положения в ответ на выявленные риски, при необходимости, доведение таких рекомендаций до общественности;

- в случае, когда ЕКСР считает, что может возникнуть чрезвычайная ситуация, он направляет конфиденциальное предупреждение на имя Совета с предоставлением Совету оценки ситуации;

- мониторинг последующей деятельности по итогам предупреждений и рекомендаций;

- тесное сотрудничество со всеми другими участниками ЕСФН, при необходимости, предоставление надзорным органам информации о системных рисках, разработка общего набора количественных и качественных показателей для выявления и измерения системных рисков;

- участие, в соответствующих случаях, в объединенном комитете европейских надзорных органов;

- координация своих действий с действиями международных финансовых организаций, в частности МВФ и СФС2, а также с соответствующими органами в третьих странах по вопросам, связанным с макропру-денциальным надзором;

- выполнение других задач в соответствии с законодательством ЕС.

ЕКСР имеет генеральный совет, руководящий комитет, секретариат, консультативный научный комитет и консультативный технический комитет. Местом нахождения ЕКСР является Франкфурт-на-Майне.

Орган по банковскому надзору

Согласно статье 1 Регламента Европейского Парламента и Совета № 1093/2010 от 24.11.2010 года3 орган банковского надзора (ОБН) функционирует в сфере деятельности кредитных организаций, финансовых конгломератов, инвестиционных фирм, учреждений, осуществляющих операции с электронными деньгами, включая вопросы корпоративного управления, аудита и финансовой отчетности, при условии, что такие действия органа являются необходимыми для обеспечения эффективного и последовательного применения этих актов. Располагается ОБН в Лондоне.

Целью деятельности ОБН является защита общественных интересов, внесение вклада в краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную стабильность и эффективность финансовой системы и экономики ЕС, его граждан и организаций.

ОБН способствует:

- улучшению функционирования внутреннего рынка, в частности, развитию рационального, эффективного и последовательного регулирования и надзора;

2 Совет по финансовой стабильности был создан на базе Форума финансовой стабильности - консультативного органа, учрежденного в 1999 году Министрами финансов стран Большой семерки. Созданию Форума предшествовала работа Ганса Тит-майера, тогдашнего Президента Немецкого федерального банка, направленная на улучшение непосредственного взаимодействия между органами Обзор банковского регулирования и сотрудничества между органами регулирования и международными финансовыми институтами с целью укрепления мировой финансовой стабильности. См. Jan Putnis, The Banking Regulation Review, Law Business Research Ltd, London, 2010, P. 9.
3 OJ. 2010. L331/21

- обеспечению целостности, прозрачности, эффективности и упорядоченного функционирования финансовых рынков;

- укреплению координации международного надзора;

- обеспечению равных условий конкуренции;

- обеспечению принятия кредитных и других рисков, регулируемых и контролируемых надлежащим образом;

- повышению уровня защиты потребителей.

В соответствии со статьей 8 Регламента Европейского Парламента и Совета № 1093/2010 от 24.11.2010 года4 ОБН поставлены следующие задачи:

- внести свой вклад в обеспечение высокого качества общего регулирования и надзора за исполнением стандартов и практики, в частности, путем предоставления мнения учреждениям ЕС, путем разработки руководящих принципов, рекомендаций и проектов нормативных актов, реализации технических стандартов;

- способствовать последовательному применению юридически обязательных актов ЕС, обеспечению последовательного, эффективного и действенного применения актов ЕС, осуществлять эффективный и последовательный надзор за финансовыми учреждениями, обеспечивать согласованное функционирование надзорных органов и принятие мер в чрезвычайных ситуациях;

- стимулировать и облегчать делегирование полномочий и обязанностей между компетентными органами;

- тесно сотрудничать с ЕКСР путем предоставления ЕКСР информации, необходимой для достижения своих задач;

- организовать и провести анализ экспертной оценки компетентных органов, в том числе, о разработке руководящих принципов и рекомендаций и выявлении наилучшей практики, в целях укрепления согласованности надзорных решений;

- осуществлять мониторинг и оценку развития рынка в области своей компетенции, тенденций в кредитовании, в частности, домашних хозяйств, малого и среднего бизнеса;

- проводить экономический анализ рынков;

- содействовать защите прав инвесторов и вкладчиков.

Объединенный комитет Европейских надзорных органов.

Объединенный комитет Европейских надзорных органов призван служить в качестве форума, на котором эти органы будут сотрудничать, обеспечивая межсекторальную согласованность с органами по банковскому надзору, страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения, в частности, в отношении:

- финансовых конгломератов;

- бухгалтерского учета и аудита;

- микропруденциального анализа межсекторальных мероприятий, рисков и уязвимости для финансовой стабильности;

- розничных инвестиционных продуктов;

- мер борьбы с отмыванием денег;

- обмена информацией с ЕКСР и развития отношений между ЕКСР и Европейскими надзорными органами.

Как было указано выше, в 2010 году в ЕС создана ЕСФН, в которую, кроме других органов, входит также Европейский орган по страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения (ЕОСН), расположенный во Франкфурте на Майне. Согласно статье 5 Регламента Европейского Парламента и Совета № 1094/2010 от 24.11.2010 г. о создании Европейского органа по страховому надзору и надзору в сфере пенсионного обеспечения5 ЕОСН является союзным органом и обладает правами юридического лица. В каждом государстве-члене орган пользуется самой широкой правоспособностью, которая может предоставляться юридическим лицам в соответствии с национальным законодательством. Он может, в частности, приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и быть стороной в судебном разбирательстве. ЕОСН состоит из Наблюдательного совета, Правления, Председателя, Исполнительного директора и апелляционного совета, имеющих свои задачи.

Проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельности органов, осуществляющих надзор в финансовой сфере в Европейском Союзе, можно сделать несколько выводов:

В целях борьбы с кризисными явлениями Европейский Союз стал уделять больше внимание надзору за деятельностью финансовых организаций; Европейским Союзом сформирована система финансового надзора; На наднациональном уровне созданы специальные органы, в компетенцию которых входит осуществление надзора за деятельностью финансовых организаций.

Список литературы:

1. Обзор банковского регулирования и сотрудничества между органами регулирования и международными финансовыми институтами с целью укрепления мировой финансовой стабильности. См. Jan Putnis, The Banking Regulation Review, Law Business Research Ltd, London, 2010. P. 9.
2. OJ. 2010. L 331/5

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Нормативное регулирование деятельности органов, осуществляющих надзор в финансовой сфере в Европейском Союзе» адвоката Карпова Леонида Константиновича

Статья Л.К. Карпова посвящена нормативному регулированию деятельности органов, осуществляющих надзор в финансовой сфере в Европейском Союзе. Актуальность данной статьи заключается в том, что надзор за деятельностью финансовых организаций в последнее время имеет большое значение. Кризисные явления показали, что проблемы в экономике целого ряда стран связаны со слабым контролем за деятельностью финансовых организаций со стороны государственных органов.

Автором проведена серьезная работа по изучению первичного и вторичного права Европейского Союза, регулирующего деятельности органов, осуществляющих надзор в финансовой сфере в Европейском Союзе. При этом положения о первичных источниках права изложены в статье в редакции Лиссабонского договора.

Рассмотренные в статье источники вторичного права ЕС являются по сути новейшими нормативными актами, регулирующими финансовую деятельность. Автором рассмотрена структура европейской системы финансового надзора, а также полномочия каждого органа входящего в эту структуру.

Научная новизна изложенных в статье положений подтверждается тем, что на сегодняшний день нормативное регулирование деятельности органов, осуществляющих надзор в финансовой сфере в Европейском Союзе, изучено не достаточно глубоко.

Научная статья Л.К. Карпова «Нормативное регулирование деятельности органов, осуществляющих надзор в финансовой сфере в Европейском Союзе» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Заведующий кафедрой права Европейского Союза МГЮА им. О.Е. Кутафина, профессор, д.юн. С.Ю. Кашкин

НАДЗОР ЗА ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО НАДЗОРА НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ supervision of financial activities lisbon treaty the system of financial supervision normative regulation financial institutions
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты