Спросить
Войти

Модель формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России

Автор: Никитина Т.В.

УДК 372.881.161.1

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Выделены компоненты профессиональной коммуникативной компетенции, определено их содержание в зависимости от профиля подготовки, разработана модель формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России. Обоснована целесообразность внедрения дисциплин «Коммуникация в профессиональной деятельности» и «Коммуникативная компетенция профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России».

К уровню подготовки сотрудника правоохранительных органов в целом и уголовно-исполнительной системы (далее -УИС) в частности предъявляются особые требования, так как от эффективности выполнения должностных обязанностей и профессионализма во многом зависит общественное спокойствие и укрепление государственной власти.

Основы профессионализма закладываются в ходе профессионального образования в учебных заведениях, поэтому ведомственные вузы Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН) России стремятся преодолеть имеющиеся недостатки в подготовке специалистов.

Коммуникативная компетенция является важной составляющей профессиональной подготовки сотрудника УИС, так как от него, помимо знаний закона, нормативно-правовой документации, требуются еще и определенные коммуникативные способности, необходимые в том числе при общении с людьми, преступившими закон, наказанными и отбывающими наказание: умение убеждать, заинтересовать, учитывать индивидуально-психологические особенности собеседника.

Мы спроектировали структурно-процессуальную модель (см. рис.), которая представляет основные взаимосвязанные компоненты процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в виде целостной управляемой системы.

Охарактеризуем особенности моделирования каждого из компонентов системы более подробно.

Нормативно-целевой блок направлен на формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России с учетом требований, предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования и квалификационными требованиями к сотрудникам основных служб УИС.

Т. В. Никитина T. V. Nikitina

THE MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS IN UNIVERSITIES OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The article is devoted to the problem of the formation of professional communicative competence of cadets of the FPS universities of Russia. The components of professional communicative competence are singled out, their content is determined depending on the training profile; the model of the formation of the professional communicative competence of cadets of the universities of FPS of Russia is developed. The expediency of introduction of disciplines "Communication in professional activity and "Communicative competence of the faculty and command stuff of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia" is grounded.

Методологический блок. Предлагаемая нами модель базируется на интеграции нескольких подходов к формированию профессиональной коммуникативной компетенции: системно-деятельностного, личностно ориентированного, коммуникативного и компетентностного.

Эффективная реализация предлагаемой модели возможна при условии соблюдения следующих дидактических принципов обучения, базирующихся на основных идеях используемых нами подходов: системности и комплексности, непрерывности и поэтапности процесса формирования, профессионально-коммуникативной и практической направленности, вариативности, интегрированности.

Принципы системности и комплексности служат основой процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России, выявления всех структурных его компонентов в целом и коммуникативной компетенции в частности, установлению между ними системообразующих связей и отношений.

Принципы непрерывности и поэтапности процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции понимаются как учет преемственных связей в целях, содержании, методах и приемах обучения между различными этапами формирования профессиональной коммуникативной компетенции.

Принципы практической и профессионально-коммуникативной направленности обучения отражают ориентацию целей и результатов системы высшего ведомственного образования на динамичные количественные и качественные изменения уровня развития профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России, владение которой дает возможность осуществлять эффективную коммуникацию в процессе профессионального взаимодействия. Данный принцип предусматривает учет будущей специальности и профессиональных интересов обучающихся на занятиях по языку и другим дисциплинам учебного плана. Он реализуется в подборе дидактического материала (тем и ситуаций общения, профессионально ориентированных заданий), в координации разных дисциплин и практик с позиции будущей профессиональной деятельности обучающихся.

ФГОС ВО

нормативно-целевой блок

Цель: формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России

Квалификационные требования

методический блок

Подходы

— Системно-деятельностный

Принципы

Системности и комплектности

— Личностно ориентированный

Коммуникативный

Непрерывности и поэтапности процесса формирования

Интерактивного и контекстного обучения

Вариативности

Компетентностный

Профессионально-коммуникативной и практической направленности

Интегрированности |—1

содержательный блок

Обогащение содержания образования материалом, способствующим формированию профессиональной

коммуникативной компетенции курсантов

Базовые КК

Профессионально-ориентированные КК

Инвариант

Профессионально-специализированыне КК

Вариант

Специфика

РЯиКР

ГиСЭД ПД Уч. пр. ДС Пр. пр.

Самообразование

Повышение коммуникативной

подготовки профессорско-преподавательского и командного состава

Организационно-деятельностный блок

Педагогические условия

- интеграция процесса формирования ПКК курсантов в целостный процесс их обучения в вузе;

- учет профессионально-специализированной модели подготовки выпускника и специфики профессионального общения сотрудников УИС;

- комплексная реализация программы формирования ПКК (РЯнКР - ГнСЭД - ПД - Уч. пр. - ДС - Пр. пр. - СК);

- коммуникативно-ориентированная направленность процесса формирования ПКК с использованием специально разработанных интерактивных методов обучения, которые моделируют ситуации профессиональной коммуникации;

- организация самообразования курсантов: в рамках сампо (в том числе с использованием электронных УМК), НИР, встреч с практическими работниками и часа чтения;

- повышение коммуникативной подготовки ППС и КС

Виды деятельности курсантов

Учебно-познавательная академического типа

|Квазипрофессиональная|

Учебно-профессиональная

Профессиональная

процессуально-технологический блок

Периоды формирования ПКК

Этапы формирования ПКК

Первый

Второй

РЯиКР |— ГиСЭД Н ПД Н Уч. пр. |— ДС

Третий

Пр. пр.

Формы обучения: групповые, индивидуальные, парные, фронтальные

Методы обучения: интерактивные (тренинги, ролевые игры, решение ситуационных задач, кейсов, круглые столы, дискуссии и т. д.

Средства обучения: дидактические материалы, технические средства обучения, программно-методическое обеспечение и т. п.

Оценочно-результативный блок

Критерии сформированности ПКК

Показатели сформированности ПКК

Уровни формирования ППК

Личностно-мотивированный Профессиональная коммуникативная мотивация и личностные характеристики Элементарный

Когнитивный Профессиональные коммуникативные знания Достаточный

Деятельностно-рефлексивный Профессиональные коммуникативные умения и навыки Продвинутый

результат: вьпускник вуза ФСИН России, обладающий сформированной профессиональной коммуникативной компетенцией Рис. 1. Модель формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России

Принцип вариативности предполагает различные варианты содержательного наполнения профессиональной коммуникативной компетенции (в зависимости от направления и профиля подготовки курсантов) и заданий, способствующих формированию данной компетенции.

Принцип интегративности заключается в междисциплинарной интеграции коммуникативного и профессионального содержания учебных дисциплин и различного рода практик; в интеграции учебно-познавательной академического типа, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности курсанта; реальной коммуникативной деятельности курсанта и моделируемой предметно-технологической деятельности специалиста.

Комплексная дидактическая цель обучения, представленная в нормативно-целевом блоке, подходы и принципы, нашедшие отражение в методологическом блоке, являются основанием для разработки содержательного блока модели, который раскрывает содержательную структуру профессиональной коммуникативной компетенции и ее составляющих (базовые, профессионально-ориентированные, профессионально-специализированные коммуникативные компетенции), которые, в свою очередь, отвечают за инвариантную, вариативную и специфическую части профессиональной коммуникативной компетенции курсанта, соответственно (см. табл.).

Этапно-содержательный подход к формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов

Составляющие профессиональной коммуникативной компетенции Дисциплины (модули) и практики, формирующие компетенцию

Базовые коммуникативные компетенции (инвариантная часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта) Русский язык и культура речи Самообучение

Дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла

Профессионально-направленные коммуникативные компетенции (вариативная часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта) Дисциплины профессионального цикла

Практика (учебная)

Профессионально-специализированные коммуникативные компетенции (специфическая часть профессиональной коммуникативной компетенции курсанта) Дисциплины специализации

Практики (производственная, в том числе преддипломная)

Спецкурс «Коммуникация в профессиональной деятельности»

Для обогащения содержания образования материалом, способствующим формированию профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, на протяжении всего

периода обучения в ведомственном вузе мы провели следующие мероприятия:

- с учетом профессионально-специализированной модели подготовки выпускника выделены составляющие профессиональной коммуникативной компетенции и ее инвариантный, вариативный и специфический компоненты, которые соотнесены с периодами формирования данной компетенции;

- пересмотрено содержание дисциплины «Русский язык и культура речи» в аспекте реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России;

- внесены изменения в рабочие учебные планы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, ряда профессиональных и профильных дисциплин, программы практик (внеучебной, учебной и производственной, в том числе преддипломной) путем включения различных блоков коммуникативной направленности;

- разработан дидактический материал;

- установлены междисциплинарные связи;

- создана и реализована модель формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в процессе самообразования;

- внесены изменения в учебные планы (на четвертом курсе для всех направлений и профилей подготовки введен спецкурс «Коммуникация в профессиональной деятельности»).

Кроме того, разработана и экспериментально проверена программа и методическое сопровождение курса повышения коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России [1].

На основе нормативно-целевого и содержательного блоков нами смоделирован организационно-деятельнос-тный блок, в котором определена совокупность действий, направленных на достижение комплексной дидактической цели, педагогические условия и соответствующие виды деятельности курсантов.

Педагогические условия:

- необходимость интеграции процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в целостный процесс их обучения в вузе;

- учет профессионально-специализированной модели подготовки выпускника юридического [2] и кинологического [3] профиля и специфики профессионального общения сотрудников УИС;

- комплексное проведение программы формирования профессиональной коммуникативной компетенции (от изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (в том числе дисциплины «Русский язык и культура речи») до профессиональных и профильных дисциплин, а также различного рода практик (внеучебной, учебной и производственной, в том числе преддипломной));

- коммуникативно-ориентированная направленность процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов с использованием специально разработанных интерактивных методов обучения, которые моделируют ситуации профессиональной коммуникации;

- организация самообразования курсантов: в рамках самоподготовки (в том числе с использованием электронных УМК), научно-исследовательской работы, встреч с практическими работниками и часа чтения [4];

- повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России.

Кроме того, реализация модели позволяет соотнести виды деятельности курсантов и составляющие формируемой профессиональной коммуникативной компетенции. В процессе учебно-познавательной деятельности академического типа у курсантов формируются базовые коммуникативные компетенции, которые отвечают за способность к эффективной коммуникации в стандартных ситуациях. В процессе квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности у курсантов формируются профессионально-ориентированные коммуникативные компетенции, отвечающие за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-ориентированного характера. В процессе профессиональной деятельности у курсантов формируются профессионально-специализированные коммуникативные компетенции, отвечающие за способность к эффективной коммуникации в ситуациях профессионально-специализированного характера (как сотрудника отдела охраны (конвоирования)/отдела безопасности (режима)/ кинологического отделения (группы) УИС).

процессуально-технологический блок модели включает периоды и этапы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России, а также формы, методы и средства обучения.

В рамках реализации программы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России нам выделено три периода. Каждый период формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов реализуется в несколько этапов.

Так, в первом периоде формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов (на первом курсе обучения) выделено два этапа, на которых закладываются базовые знания, умения и способы действия, способствующие дальнейшему формированию данной компетенции:

- в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»;

- в рамках изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла, где происходит расширение и углубление полученных знаний, умений и способов деятельности;

Во втором периоде (на втором курсе обучения) выделено два этапа, на которых у курсантов формируются профессионально-ориентированные коммуникативные компетенции:

- при включении различных блоков коммуникативной направленности в изучение профессиональных дисциплин;

- при включении различных блоков коммуникативной направленности в программы прохождения внеучебной и учебной практик;

В третьем периоде (на третьем и четвертом курсах обучения) выделено три этапа, на которых у курсантов формируются профессионально-специализированные коммуникативные компетенции:

- при включении различных блоков коммуникативной направленности в изучение профильных дисциплин;

- при включении различных блоков коммуникативной направленности в программы производственной, в том числе преддипломной практик;

- при реализации в образовательном процессе ведомственного вуза спецкурса «Коммуникация в профессиональной деятельности» для курсантов всех профилей подготовки.

Кроме того, на протяжении всего периода обучения совершенствование процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов осуществляется за счет педагогического сопровождения их самостоятельной работы по саморазвитию коммуникативных умений.

Отметим, что при формировании профессиональной коммуникативной компетенции курсантов важную роль играет уровень коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вуза, поэтому мы разработали спецкурс «Коммуникативная компетенция профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России», способствующий его повышению.

На каждом этапе осуществлялся подбор соответствующих форм, методов и средств обучения. В качестве основных форм обучения выступили групповые, индивидуальные, парные, фронтальные формы. В качестве основных методов обучения - тренинги, деловые и ролевые игры, решение профессионально ориентированных коммуникативных ситуационных задач, кейс-метод, мозговой штурм, метод проектов, дискуссионные (круглые столы, дискуссии, дебаты) и т. д. Средствами обучения явились программно-методическое обеспечение, учебные книги, наглядные пособия, дидактические материалы, технические средства обучения.

Оценочно-результативный блок связан с организацией контроля и оценкой уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России на основе выделенных критериев и показателей. Прогнозируемым и диагностируемым результатом исследуемого процесса является поэтапный переход курсантов от одного уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции (элементарного) к другому, более высокому (достаточному), а от него - к продвинутому.

Показателями сформированности составляющих профессиональной коммуникативной компетенции (базовой, профессионально-ориентированной и профессионально-специализированной коммуникативной компетенций) выступают следующие критерии:

1. Личностно-мотивационный - мотивы, ценностные ориентации, установки и потребности будущего сотрудника УИС в профессиональной коммуникативной компетенции [5, с. 171]. Показателями личностно-мотивационного критерия выступают осознание курсантом важности коммуникативной компетенции для его дальнейшей успешной профессиональной деятельности; стремление курсанта к овладению профессиональной коммуникативной компетенцией, правилами взаимоотношений между сотрудниками, установленными в рамках дисциплинарных уставов, норм, личностных стремлений, интересов и установок, и к дальнейшему самосовершенствованию своих коммуникативных

навыков [6, с. 12]; наличие у курсанта представления о себе как о субъекте взаимодействия, способном реализовать коммуникативный потенциал для развития личности.

2. Когнитивный - совокупность профессиональных коммуникативных знаний, предъявляемых согласно ФГОС ВО и квалификационных требований к сотрудникам УИС. Показателями когнитивного критерия являются: система знаний, позволяющих сотруднику УИС строить эффективную коммуникацию в соответствии с целями и условиями профессиональной деятельности; знание норм и правил профессионального поведения (установленных дисциплинарными уставами и приказами) в тех или иных коммуникативных ситуациях, знания о закономерностях протекания тех или иных коммуникативных процессов [7, с. 291]; знание о том, что такое эффективная коммуникация, виды и фазы общения, приемы и методы общения, их потенциал для достижения наиболее эффективного взаимодействия с подчиненными, коллегами, осужденными и различными категориями граждан в складывающихся ситуациях в ходе выполнения служебно-боевых задач; знание о том, какие методы являются эффективными в отношении различных категорий людей и разных ситуаций.
3. Деятельностно-рефлексивный - практические умения и способности к эффективной профессиональной коммуникации, самооценке личностных качеств. Показателями деятельностно-рефлексивного критерия являются: умения применять коммуникативные знания в рамках взаимодействия с окружающими в ходе профессиональной деятельности; умения и навыки, профессиональные коммуникативные качества, характер и стиль общения личности, проявляющиеся в интересе будущих сотрудников УИС к вопросам общения, в стремлении к самосовершенствованию на основе анализа собственной деятельности; умение выбирать оптимальные формы общения с коллегами для эффективной реализации своего профессионального потенциала; владение вербальными, невербальными и па-ралингвистическими средствами; умение ориентироваться в коммуникативных ситуациях; умение определять личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника; способность курсанта использовать полученные коммуникативные умения и навыки в образовательном процессе для решения возникающих коммуникативных задач и различных коммуникативных ситуаций при выполнении конкретных служебно-боевых задач, анализировать результаты своей коммуникативной деятельности, выявлять причины отклонений в профессиональной коммуникации с руководящим и личным составом и принимать превентивные меры по их устранению.

Каждый критерий оценивается исходя из трех уровней: элементарного, достаточного и продвинутого, в соответствии с которыми определяется общий уровень сформиро-ванности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.

Для определения уровня сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России в начале и конце эксперимента был разработан пакет контрольно-измерительных материалов, позволяющих отследить динамику формирования данной компетенции в соответствии с обозначенными критериями. Сумма показателей по всем критериям свидетельствует об уровне сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов.

Таким образом, единством нормативно-целево-го, содержательного, организационно-деятельностного, процессуально-технологического и оценочно-результативного блоков представленной модели обеспечивается эффективность процесса формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России.

1. Никитина Т. В. Повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов ФСИН России как фактор формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов // Право и образование. 2017. № 7. С. 22-37.
2. Никитина Т. В., Никитин П. И. Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 3. С. 90-96.
3. Никитина Т. В. , Никитин П. И. Отражение специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы в модели подготовки бакалавра кинологического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 4 (169). С. 162-166.
4. Никитина Т. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции курсантов в процессе самообразования // Полицейская деятельность. 2017. № 4. С. 32-47.
5. Желнова О. А. Формирование профессионально-коммуникативной компетентности будущих юристов в условиях среднего профессионального учебного заведения : дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 210 с.
6. Боровицкий А. М. Педагогические условия развития коммуникативной культуры курсантов военного института внутренних войск МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2016. 26 с.
7. Рагулина Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы // Молодой ученый. 2010. № 1-2. Т. 2. С. 290-292.

© Никитина Т. В., 2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВУЗЫ ФСИН РОССИИ МОДЕЛЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты