УДК 658.386.37:622.8 © П.П. Холодов, С.В. Юнгблюдт, Л.А. Ботвенко, 2018
Совершенствование методологии повышения квалификации руководителей и специалистов особо опасных производств ТЭКа как способ решения проблем безопасности
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-4-38-41
ХОЛОДОВ Павел Павлович
Канд. экон. наук, доцент,
доцент кафедры «Менеджмент» ФГАОУ ДПО
«КемРИПК»,
тел.: + 7 (3842) 64-34-18, e-mail: hpp@yandex.ru
ЮНГБЛЮДТ Сергей Викторович
Канд. экон. наук, доцент,
ректор ФГАОУ ДПО «КемРИПК»,
тел.: + 7 (3842) 64-14-20, e-mail: kemripk@mail.ru
БОТВЕНКО Людмила Авельевна
Канд. техн. наук, доцент,
заведующая кафедрой
«Менеджмент» ФГАОУ ДПО «КемРИПК»,
тел.: + 7 (3842) 64-36-28, e-mail: kemripk@mail.ru
В статье изложены основные направления совершенствования методологии повышения квалификации специалистов особо опасных производств, предложена система повышения квалификации как многоуровневое обучение специалистов опасных производств.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из первостепенных факторов обеспечения надежного и безаварийного функционирования особо опасных производственных объектов становится сегодня уровень профессиональной компетенции эксплуатирующего их персонала. В свою очередь данный момент напрямую связан с постоянным и планомерным повышением квалификации данных работников, их непрерывным обучением и развитием. Уже ни для кого не секрет, что именно в уровне оптимального обеспечения предприятия компетентными и подготовленными кадрами кроется основной ключ не только к развитию любого производства, но и к простому вопросу его выживания в острой конкурентной среде.
Именно низкий уровень подготовки имеющегося персонала либо фактическое отсутствие должным образом подготовленных квалифицированных кадров, способных
осуществить не только технологическую модернизацию средств производства, но и просто грамотно эксплуатировать имеющееся оборудование, являются сегодня одной из фундаментальных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются российские бизнес-структуры.
Решение данной проблемы маловероятно без переосмысления места и роли системы дополнительного профессионального образования (ДПО) и повышения квалификации персонала в общей структуре управления кадровым потенциалом каждого конкретного предприятия.
МЕСТО И РОЛЬ СИСТЕМЫ ДПО В ДЕЛЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ДОСТАТОЧНЫХ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ
Следует отметить, что современное как высшее, так и дополнительное профессиональное образование перешло на новую парадигму, в основу которой положен принцип формирования «человека мыслящего», способного к творчеству, самосовершенствованию, поэтому в системе повышения квалификации постепенно происходят соответствующие изменения, и мы должны менять как методы, так и способы обучения, то есть все составляющие данной системы требуют постоянного совершенствования. Также изменяется и методическая модель учебного процесса.
Методические схемы обучения выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебного процесса и потребностей региона и осуществляются по наиболее важным характеристикам учебного процесса. Это дифференциация слушателей по интересам и уровню начальной подготовки; разнообразие форм и структуры; преобладание практических занятий и широкое использование интерактивных методов, обеспечивающих приобретение слушателями необходимых практических навыков; большой удельный вес самостоятельной работы; учет специфики практической деятельности слушателей; использование знаний и практического опыта слушателей. А характеристики учебного процесса зависят от интересов и возможностей слушателей в освоении образовательной программой (определяются по результатам входного тестирования); продолжительности обучения; вида и уровня базового образования слушателей; области практической деятельности слушателя и его намерений сохранить ее в будущем; обеспеченности методическими материалами; квалификации преподавателей.
Руководители предприятий
(высшее звено управления: первые заместители, технические директора, директора по производству, главные инженеры)
MBA <—► Президентская программа
(альтернатива)
Кадровый резерв руководителей
(среднее звено управления: начальник участка, заместитель главного инженера и т.д.)
Программы формирования устойчивых управленческих компетенций
Функциональное повышение квалификации
(специалисты: бухгалтерия, экономист/нормировщик, механик, электрик, геолого-маркшейдерская служба)
Программы формирования специальных профессиональных компетенций
Рис. 1. Система многоуровневого обучения руководителей и специалистов Fig. 1. Multi-level leadership and specialists training system
В настоящее время возникают новые требования общества к уровню образования, к профессиональной компетенции руководителей и специалистов особо опасных производств, а также к их личностным качествам, способности действовать в нестандартных ситуациях и быстро принимать правильные решения в аварийных ситуаци3 УРОВЕНЬ
Программы повышения квалификации (программы формирования специальных профессиональных компетенций)
Входной и итоговый контроль знаний специалистов Тестирование
Профессиональное Психологическое
Формирование групп (определение специалистов для обучения на 2 уровне)
Рис. 2. Схема формирования групп специалистов для прохождения обучения на следующем уровне образовательной программы
Fig. 2. Scheme of formation of specialist groups to be trained at the next level of the educational programme
ях. Анализируя аварии и инциденты, видим, что причиной их часто является недостаточная профессиональная компетентность людей, которые входят в структуру управления компаний, поскольку во главу угла ставится не человек и его безопасность, а объем добычи, финансовые результаты. Конечно, в последние годы безопасности уделяется большое внимание. Но чаще при решении технических проблем обеспечения безопасности, к сожалению, уделяется мало внимания человеку, его профессиональной подготовке в сфере безопасности.
Однако данная проблема успешно решается при достаточно четком взаимодействии структур предприятий, ответственных за управление кадровым потенциалом, с организациями, занимающимися дополнительным профессиональным образованием и/или повышением квалификации сотрудников. К примеру, разработанная нашим институтом система подготовки - повышения квалификации ориентирована на приобретение профессиональных компетенций, необходимых для безопасного ведения работ на опасных производствах, так называемое опережающее, многоуровневое обучение руководителей и специалистов (рис.1).
Самый начальный уровень -это третий. Это повышение квалификации руководителей и специалистов, то есть на данном этапе формируются специальные профессиональные компетенции. Улучшение качества обучения по программам повышения квалификации - это практикоори-ентированный подход к обучению. Одним из приоритетных направлений этого обучения является информатизация образования - электронное, дистанционное обучение.
На сегодняшний день проблема создания электронных изданий и ресурсов актуальна, мы предлагаем один из путей ее решения - создание электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы слушателей, создание электронного обучаю2 УРОВЕНЬ
щего мультимедийного ресурса, значительно индивидуализирующего учебный процесс, увеличивающего скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливающего практическую направленность, в целом - повышающего качество образования. После повышения квалификации и при прохождении тестирования (профессионального и психологического) происходит формирование групп специалистов для прохождения обучения на втором уровне (рис. 2).
На втором уровне программы повышения квалификации направлены на формирование устойчивых управленческих компетенций (знаний, умений, навыков). В данные программы включены вопросы менеджмента, экономики, психологии, и формируются они с учетом требований заказчика и специфики особо опасного производства.
После прохождения обучения на втором уровне возможно уже после определенного тестирования отбирать специалистов для назначения их на вышестоящие должности, то есть это позволяет формировать кадровый резерв для особо опасных производств, что в определенных условиях является очень сложной задачей (рис. 3).
Следует отметить, что основная цель деятельности любой из составляющих системы ДПО состоит в повышении уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов при решении различных производственных организационных и технических задач, в том числе и в чрезвычайных ситуациях. А в качестве одной из основополагающих задач данной системы подготовки следует выделить приобретение умений быстро, четко и с минимальными рисками действовать в стандартных и нестандартных ситуациях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом необходимо отметить, что функционирующая на должном уровне система повышения квалификации должна позволить не только повысить качество профессиональной подготовки кадров, но и более успешно решать проблемы безопасности производства и формирования кадрового резерва компании и в целом оказывать определенное стабилизирующее воздействие на функционирование как отдельных опасных производственных объектов, так и всей угольной отрасли в целом.
Список литературы
Программы повышения квалификации (Программы формирования устойчивых управленческих компетенций)
Входной и итоговый контроль знаний Тестирование
Управленческих навыков
Профессиональных навыков
Психологическое
Рекомендации для назначения на должность
Рис. 3. Алгоритм формирования кадрового резерва специалистов для назначения на вышестоящие должности
Fig. 3. Algorithm for formation of high-potential employees to be appointed to higher positions
CURRENT ISSUES
UDC 658.386.37:622.8 © P.P. Kholodov, S.V. Jungbludt, L.A. Butvenko, 2018
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol& - Russian Coal Journal, 2018, № 4, pp. 38-41 Title
IMPROVING THE METHODOLOGY OF TRAINING OF MANAGERS AND SPECIALISTS PARTICULARLY HAZARDOUS INDUSTRIES, ENTERPRISES OF FUEL AND ENERGY COMPLEX AS A wAY OF SOLVING SECURITY PROBLEMS
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-4-38-41
Kholodov P.P.&, Jungbludt S.V.&, Butvenko L.A.1
Authors& Information
Kholodov P.P., PhD (Economic), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, tel.: + 7 (3842) 64-34-18, e-mail: hpp@yandex.ru Jungbludt S.V., PhD (Economic), Associate Professor, Rector, tel.: + 7 (3842) 64-14-20, e-mail: kemripk@mail.ru
Butvenko L.A., PhD (Engineering), Associate Professor, Head of the Department of Management, tel.: +7 (3842) 64-36-28, e-mail: kemripk@mail.ru
Abstract
In the paper the basic directions of perfection of methodology of training specialists of especially hazardous production of production, the proposed system of qualification as a multi-level training of specialists of hazardous production facilities. Figures:
Fig. 1. Multi-level leadership and specialists training system
Fig. 2. Scheme of formation of specialist groups to be trained at the next level of
the educational programme
Fig. 3. Algorithm for formation of high-potential employees to be appointed to higher positions
Training, Methods of training, Hazardous production, Safety. References
Минприроды России наградило руководство СУЭК за вклад в охрану природы
СУЭК
СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ
«Почетный работник охраны природы» и «Отличник охраны природы» - это ведомственные знаки отличия Минприроды России, которые вручаются за большой вклад в дело сохранения природы, биологического разнообразия, экологической безопасности, просвещения и пропаганды экологических знаний.
Обеспечение экологической безопасности, минимизация экологических рисков производства и охрана природы являются неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития
^ЭК. Компания реализует комплекс мероприятий по охране воздушных ресурсов (дегазация шахт и утилизация метана), охране водных ресурсов (очистка сточных вод), энергоэффективности, рекультивации земель и сохранению биоразнообразия. Деятельность CУЭК в сфере экологии неоднократно отмечена профессиональным сообществом - компания является, в частности, победителем премий EraEco (при поддержке UNIDO и Минприроды России), Evolution Awards, Eco Best Award, является лидером рейтинга экологической ответственности горнодобывающих компаний WWF. В 2017-2018 гг. СУЭК направляет около 3,5 млрд руб. на реализацию экологических мероприятий. В 2017 г. СУЭК подписала с Минприроды России, Росприроднадзором и администрациями регионов, в которых работают предприятия компании, 10 соглашений о взаимодействии в области реализации природоохранных мероприятий на сумму более 6 млрд руб. По итогам 2017 года СУЭК вошла в число компаний, показавших наилучшие результаты по реализации совместных мероприятий с Минприроды России в Год экологии.