ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Theory and methods of professional education
УДК 377/378 © Н. И. Иоголевич, В. А. Иоголевич, С. И. Иванова, 2018
Развитие системы оценки профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов
Иоголевич Наталья Ивановна,
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета Тюмень, Россия. e-mail: mirnnat@list.ru
Иоголевич Владимир Александрович,
кандидат технических наук, доцент, начальник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Тюмень, Россия. e-mail: tipkmvd@rambler.ru
Иванова Светлана Ивановна,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России Тюмень, Россия. e-mail: Ivanova-svetaa@mail.ru
Модернизация системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел (ОВД) связана с переходом на новую образовательную парадигму, а именно — компетентностный подход. В современных условиях профессиональное выполнение служебных обязанностей предполагает наличие у полицейского сформированных компетенций, перечень и содержание которых представлены в соответствующих нормативных документах, касающихся профессиональной подготовки кадров ОВД. Одной из серьезных проблем реализации компетентностного подхода является отсутствие разработанных процедур диагностики и контроля результатов обучения и, как следствие, нормативно закрепленной системы оценки компетенций. В современном образовании для оценки сформированности компетенций используют комплексные полидисциплинарные контрольные задания, имитирующие элементы профессиональной деятельности, «компетентност-ную аттестацию студента», рейтинговую систему оценки уровня освоения дисциплин, метод взвешенных оценок. Однако в условиях краткосрочного обучения в силу ряда причин они не всегда могут быть применимы. Поэтому в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России используются практико-ориентированные (активные) методы обучения, которые одновременно могут выступать и как методы оценки сформированных компетенций.
Для цитирования: Иоголевич Н. И., Иоголевич В. А, Иванова С. И. Развитие системы оценки профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1(72). С. 60-67.
Реформа отечественного образования, осуществляемая в настоящее время, явилась основой для модернизации системы профессиональной подготовки кадров для органов внутренних дел (далее — ОВД), ее совершенствования и приведения в соответствие с «социальным заказом» — подготовкой квалифицированных сотрудников, понимающих суть своей деятельности и осознающих ее смысл, готовых действовать в нестандартных ситуациях,
нести ответственность за принятые решения и осуществляемые действия, ориентированных на саморазвитие, самообразование. Переход от традиционного к компе-тентностному подходу, принятому в качестве одного из оснований обновления российского образования, позволяет осуществить подготовку таких работников .
На нормативно-правовом 1 и формально-методическом уровнях 2 обозначены стратегические цели и задачи в
области профессионального обучения (подготовки) сотрудников ОВД . Профессиональная деятельность сотрудников полиции жестко регламентирована законодательством Российской Федерации 3, поэтому ее осуществление требует наличия у полицейского сформированных компетенций, предполагающих не только профессиональные знания, умения и навыки, но и определенный уровень развития профессионально значимых личностных качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей [1, с. 331-332; 2; 3, с. 174-176; 4, с. 50-54].
В настоящее время компетентностный подход в образовании, основанный на ключевых компетенциях, становится преобладающим и в системе профессионального образования (подготовки) сотрудников полиции [5-9]. Профессиональная подготовка полицейских является предметом исследования и зарубежных ученых [10-15].
Несмотря на огромное внимание к реализации ком-петентностного подхода в системе российского образования, многие вопросы остаются дискуссионными, один из ключевых — неоднозначность трактовки в научной и психолого-педагогической литературе базовых понятий «компетенция» и «компетентность» и их соотношения. Как было отмечено ранее, данные понятия, хотя и связаны между собой, являются самостоятельными [16, с. 133-134; 17, с. 28-30; 7; 18, с. 76-79].
Проведенный анализ подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность» позволяет сделать вывод, что компетенции представляют собой социальную модель желаемого результата профессиональной подготовки обучающегося и отражают требования к знаниям, умениям, навыкам, способностям, личностным качествам работника, выполняющего определенную деятельность Понятие «компетентность» подразумевает характеристику субъекта деятельности, благодаря которой он соорганизует свои и прочие ресурсы по преобразованию ситуаций для достижения поставленных целей Именно такого подхода к содержанию данных понятий мы будем придерживаться в настоящей работе
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности «Правоохранительная деятельность» 4 требования к результатам освоения программы представлены в виде перечня компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника
Кроме того, согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона «О полиции» (далее — Закон о полиции), поступая на службу в органы внутренних дел, будущие сотрудники должны пройти профессиональную подготовку, на которой у них также должны быть сформированы компетенции, необходимые для выполнения служебных обязанностей В настоящее время совокупность требований (перечень сформированных компетенций) к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования «Полицейский» представлена в проекте ФГОС начального профессионального образования профессии «Полицейский», подготовленном авторским коллективом Московского университета МВД России им. В. Я . Кикотя и размещенном на сайте Минобрнауки России для общественного обсуждения 5. В Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России в 2016 г. также были подготовлены три примерные программы профессиональной подготовки (лиц рядового и младшего начальствующего состава и лиц среднего и старшего начальствующих составов; впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский») [19, с. 110-114; 20, с. 179-183].
Одной из серьезных проблем реализации компе-тентностного подхода является отсутствие разработанных процедур диагностики и контроля результатов обучения и, как следствие, нормативно закрепленной системы оценки компетенций [21, с. 180; 22, с. 143]. В рамках данного подхода и представленного нами понимания требований к результатам обучения необходимо оценивать не столько знания, умения и навыки обучающихся (которые, несомненно, важны), сколько уровень сформированных у них компетенций, подразумевающих способность и готовность эффективно решать профессиональные задачи в разных, постоянно меняющихся условиях и ситуациях, что обеспечивается за счет сформированных у обучающегося интегративных, в том числе личностных, качеств
PRAVITEL&STVO_ROSSIISKOI_ FEDERACII _FCPRO. doc (дата обращения: 25.07.2017) ; Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385. Доступ из справ, -правовой системы «КонсультантПлюс» .
Цель данной статьи — раскрыть возможности олимпиады и конкурса профессионального мастерства в качестве одного из действенных методов оценки уровня сформированных профессиональных компетенций слушателей, обучающихся по программам профессиональной подготовки: лиц рядового и младшего начальствующего состава и лиц среднего и старшего начальствующих составов, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего «Полицейский»
Несмотря на то что традиционные формы оценки (текущий контроль: тесты, контрольные работы, практика и др . ; промежуточный контроль: экзамены (зачеты) в устной, письменной, тестовой форме; итоговый контроль: итоговая аттестация) в основном ориентированы на диагностику знаний, реже умений и навыков и практически не выявляют уровень сформированности компетенций обучающихся, эти средства оценки используются чаще всего и в настоящее время . Кроме того, уровень сформированности компетенций оценивается, как правило, при прохождении отдельных дисциплин. Однако формирование той или иной компетенции рассредоточено по нескольким дисциплинам (модулям, разделам, темам), которые могут участвовать в формировании нескольких компетенций [23, с. 76]. В соответствии с этим происходит педагогический поиск и апробирование системы, которая позволяла бы оценивать уровень формируемых у обучающихся компетенций с учетом предъявляемых к ним требований .
В современном образовании для оценки сформированности компетенций используют два подхода. Первый предусматривает разработку и использование комплексных полидисциплинарных контрольных заданий, имитирующих элементы профессиональной деятельности [24, с. 106-112; 25, с. 13-18]. Второй предполагает замену традиционных сессий «компетентностной аттестацией студента» [26, с. 11-18]. На наш взгляд, оба подхода не являются взаимоисключающими и могут применяться параллельно. Если первый, как отмечают Е . Н . Малышев и Н В Васильев, целесообразен на завершающих этапах обучения и при аккредитационных мероприятиях, то второй — на протяжении всего его срока, учитывая вклад практически каждой отдельной дисциплины [23, с 75] Кроме того, многие образовательные организации используют рейтинговую систему оценки уровня освоения дисциплин [27, с . 43; 28, с. 305-306] либо метод взвешенных оценок [29, с . 98-104].
Не вдаваясь в дискуссию об эффективности данных методов оценки компетенций, следует отметить, что в условиях краткосрочного обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка) они менее эффективны, поскольку предполагают определенный период обучения, в течение которого обучающиеся выполняют контрольные мероприятия внутри отдельной дисциплины. Наряду с этим программы профессионального обучения по профессии «Полицейский» нацелены на формирование компетенций, которые содержат идентичный набор базовых общепрофессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для самостоятельной служебной деятельности в рамках основных направлений, установленных Законом о полиции. Отсутствие таких компетенций у будущих сотрудников полиции может привести как к нарушению законных прав и свобод человека и гражданина, так и к негативным последствиям для самих сотрудников, которым может быть, например, причинен вред жизни или здоровью
Именно поэтому в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России используются практико-ориентированные (активные) методы обучения, которые одновременно могут выступать и как методы оценки сформированных компетенций. Это отрабатывается в ходе дополнительно проводимых предметных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства Учитывая ограничения объема статьи, рассмотрим в качестве примера проведение олимпиады как метода оценки сформированных компетенций Так, в марте 2017 г в институте прошла олимпиада среди слушателей профессиональной подготовки, включающая два тура Цель проведения олимпиады — оценить уровень сформиро-ванности профессиональных компетенций сотрудников полиции Диагностика осуществлялась посредством оценки решения конкретных практических ситуаций, которые, с одной стороны, требуют знания Закона о полиции, а с другой — возникают в служебной деятельности сотрудников полиции Участниками олимпиады стали слушатели всех категорий проходивших профессиональное обучение в данный период в институте (от сотрудников патрульно-постовой службы полиции до следователей), поскольку теоретический и практический этапы олимпиады при формировании вопросов и заданий были ориентированы на раздел программы «Введение в профессию», который имеется в каждой программе профессиональной подготовки В первом туре приняли участие 88 слушателей, 28 из них (31,8%) были допущены к следующему этапу, что свидетельствует об их активности и желании участвовать в проверке своих профессиональных компетенций, а следовательно, и ориентации обучающихся на саморазвитие и самообразование
Первый этап олимпиады был теоретическим и заключался в оценке уровня остаточных знаний у конкурсантов по основным положениям Закона о полиции Как уже было отмечено, знания являются базой для формирования не только умений и навыков, но и способностей, составляющих компетенции . Первый тур проходил в форме тестирования Вопросы были закрытого типа с единственным верным ответом Для обеспечения равных возможностей участников олимпиады тест был создан на базе данных системы дистанционных образовательных технологий «STELLUS» и содержал 15 вопросов, на которые отводилось 20 минут с одной попыткой его сдачи Тесты не включали заданий, требующих длительного обдумывания и применения дополнительных источников По результатам тестирования система определяла, на сколько процентов оно выполнено Во второй тур проходили участники, набравшие не менее 80% правильных ответов
Первый этап позволил выявить слушателей, имеющих слабо сформированные компетенции:
— способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормативными правовыми основами деятельности органов внутренних дел, нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-6);
— способность правомерно применять отдельные меры государственного принуждения, физическую силу, специальные средства, специальную технику, огнестрельное оружие, а также обладать навыками умелого и безопасного обращения с оружием (ПК-4);
— способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка (ПСК-1) .
Второй этап олимпиады — практический. Он представлял собой индивидуальное выполнение ситуационных заданий, в ходе которых участникам олимпиады необходимо было:
— дать правовую оценку предложенных ситуаций;
— разработать алгоритм действий сотрудников полиции со ссылкой на нормы Закона о полиции;
— составить служебный документ — рапорт, оформление которого при выявлении и пресечении правонарушений выступает обязанностью сотрудников полиции согласно указанному федеральному закону
Все задания олимпиады были унифицированы и преследовали основную цель — понимание сущности и социальной значимости избранной профессии по должности служащего «Полицейский» и проявление к ней устойчивого интереса, а также выработку единых навыков по обеспечению основных направлений деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности Все участники олимпиады находились в равном положении — выполняли одни и те же задания за единый промежуток времени При подготовке ответов на задания второго этапа конкурсанты не были ограничены в пользовании литературой
Две предложенные конкурсантам ситуационные задачи были связаны с принятием обучающимися решений при выявлении, пресечении административных правонарушений и преступлений С первой задачей, направленной на применение главы 5 Закона о полиции, фактически справились все конкурсанты, вторая задача вызвала определенные трудности Для анализа была предложена следующая ситуация
Нарядом ППСП в составе прапорщика Михайлова и старшего сержанта Григорьева у ресторана «Максими-льянс» обращено внимание на двух неизвестных, которые наносили друг другу удары. Один из участников драки применил против другого баллончик с газом.
Увидев сотрудников полиции, неизвестные побежали в разные стороны. Михайлов стал преследовать того, у которого в руке находился баллончик, а Григорьев побежал за другим участником драки.
Неизвестный, которого пытался задержать Михайлов, скрылся в кустах. Михайлов, догнав, ухватился за его куртку, однако преследуемый ударил полицейского кулаком в грудь, а также применил слезоточивый газ. Михайлов извлек пистолет из кобуры, дослал патрон
в патронник и потребовал от задерживаемого, чтобы он стоял на месте. Однако тот повторно бросился на Михайлова, пытаясь вырвать у него из рук пистолет.
Михайлов сделал два предупредительных выстрела, после которых нападавший вновь стал скрываться. Спускаясь по лестнице, ведущей на пристань, Михайлов поскользнулся и упал на спину. Заметив это, преследуемый бросился на сотрудника, пытаясь вырвать из его рук пистолет. При этом он нанес Михайлову удар ногой в живот.
Видя, что нападение не прекращается, Михайлов применил оружие по нападавшему, причинив ему огнестрельное ранение, от которого тот скончался до прибытия скорой помощи.
Конкурсантам необходимо было дать оценку нескольким фактам, изложенным в задаче: 1) нанесение взаимных побоев (драка) как первопричина задержания правонарушителей; 2) непосредственно процесс задержания правонарушителей; 3) пресечение попытки завладения табельным оружием
Оценка решений этого конкурсного задания показала, что:
— многие конкурсанты сосредоточили внимание только на последних действиях сотрудника полиции, направленных на исключение факта завладения табельным оружием Факт же использования оружия, когда оно было обнажено и приготовлено к применению (при оказании сопротивления сотруднику полиции и применении слезоточивого газа), многими конкурсантами проанализирован не был Соответственно, правомерность применения оружия оценивалась ими с точки зрения ст 24 Закона о полиции, что позволило в целом оценить применение оружия как правомерное;
— факт нарушения порядка применения оружия сотрудником полиции, предусмотренного ст. 19 Закона о полиции, большинством участников второго этапа конкурса был оставлен без внимания Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих законных требований. Исключением из правил являются случаи, когда промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия. Угрозы жизни и здоровью сотрудника полиции в данном случае не было, поскольку в отношении его применено насилие, не опасное для жизни и здоровья Дальнейшие действия правонарушителя, возможно, были спровоцированы самим сотрудником полиции, который сразу привел в готовность табельное оружие Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст 23 Закона о полиции,
но в данном случае таковых не имелось Конечно, никто не оспаривает тот факт, что в дальнейшем сотрудник имел право защищать свою жизнь и пресечь попытку завладения оружием Правовые основания для его применения содержатся в ч . 3 ст. 18 Закона о полиции . Следует отметить, что именно оценка решения этого задания в большей степени позволила определить победителей олимпиады, поскольку оно затрагивало проверку сразу всех оцениваемых компетенций
На втором этапе, помимо указанных для первой ситуации, оценивались следующие компетенции:
— способность анализировать правоотношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности, юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, реализовывать нормы уголовного, гражданского, трудового, административного, уголовно-процессуального права, административного процесса в профессиональной деятельности, составлять процессуальные и служебные документы (ПК-2);
— способность реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений (ПСК-2)
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы
обучение (профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку).
Список литературы
Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии : мат-лы 17-й всерос . науч . -метод, конф. Иркутск, 2012 . С. 110-114.
Поступила 25.09.2018
Developing the System of Assessment of Law Enforcement Officers&
Professional Competencies
Iogolevich Natalia I.,
Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Professor of the Department of Humanities and Technologies of the Tyumen Industrial University Tyumen, Russian. e-mail: mirnnat@list.ru
Iogolevich Vladimir A.,
Candidate of Technical Sciences, Associate-Professor, Head of the Tyumen Advanced Training Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, Honoured Worker of Higher Education of the Russian Federation Tyumen, Russian. e-mail: tipkmvd@rambler.ru
Ivanova Svetlana I.,
Candidate of Sciences (Law), Associate-Professor, Head of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Agencies of the Tyumen Advanced Training Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs Tyumen, Russian. e-mail: Ivanova-svetaa@mail.ru
Abstract. Modernization of the system of professional training of the personnel for the internal affairs bodies is connected with moving to a new educational paradigm, namely competency-based approach. In modern conditions, the professional job performance assumes that the police officer&s competencies have formed. Their list and content are presented in the relevant normative documents concerning the professional training of law enforcement officers. One of the serious problems of the implementation of the competency-based approach is the lack of the developed procedures for diagnosing and controlling the results of the training and, as a consequence, the normatively fixed system of competencies assessment. To assess the formation of competencies, the complex polydisciplinary assignments imitating the elements of professional activity, "competency assessment of the student", the rating system for assessing the level of the disciplines knowledge, the method of proved estimations are used in the modern educational process. However, within the framework of short-term training they may not always be applied for a number of reasons. Therefore, the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation uses the practice-oriented (active) teaching methods which can simultaneously serve as the methods for assessing the formed competencies.
Citation: Iogolevich N. I., Iogolevich V. A, IvanovaS. I. Developing the System of Assessment of Law Enforcement Officers& Professional Competencies. Psychopedagogy in Law Enforcement. No. 1(72). 2018. P. 60-67.
References
I. Kuznetsov A. I . , Litvin D. V. Primary vocational training of police officers: from basic training to education . Society and Law. No. 1(51). 2015 . P. 331-336. (In Russ. )
II. Gardiner C College Cops: A Report on Education and Policing in California. 2015 . Available at: http://cP. fullerton. edu/pdf/ College%20Cops%20Report. pdf (accessed September, 7, 2017).