УДК 911
В. А. Сергеев1
МОДЕЛИ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО И ПРИКЛАДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮЖНОКУРИЛЬСКОЙ ЗОНЫ ЦУНАМИ
В статье излагаются и обосновываются идеи комплексного мирного развития Южно-Курильских островов, называемых в Японии «спорными территориями». Под «комплексностью» понимается и объединение усилий России и Японии, и аспекты деятельности (политический, экономический, туристический, научный), и обоюдный позитивный результат для этих стран. Центральным звеном проекта является создание на-учно-туристического комплекса «Цунамиленд» (по аналогии с «Диснейлендом» и планетарием).
В качестве предпосылок и мотивирующих обстоятельств данного проекта являются следующие аспекты.
Мировая политологическая теория и практика разрешения конфликтов в ситуациях территориальных споров разнообразна. Эти ситуации различны по количеству сторон такого рода спора, по потенциалу (военному, экономическому) сторон, по агрессивности и решительности сторон и др. Сторонами в такого рода споре являются:
a) страны, вовлечённые в такой спор;
b) спорные территории, имеющие разные статусы принадлежности к некоторой стране, разные политические намерения самоопределения этих территорий, неоднозначные исторические факты, легенды и толкования;
c) третьи стороны (международные организации, иные заинтересованные страны, неправительственные организации).
Разрешаться такие конфликты могут на основе:
самоопределение вплоть до государственного отделения со своей территорией» - поощрение сепаратизма, или «неделимости,
территориальной целостности государства» - подавление сепаратизма);
Так по всему миру возникают и тлеют десятилетиями очаги территориальных конфликтов, - с разной интенсивностью и с разными жертвами. Одним из таких вялых и бескровных конфликтов является «территориальный спор» вокруг Южных Курил.
Спорными территориями в Японии считают Южно-Курильские острова (ЮКО) Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов Хабомаи. Хотя, 2.9.1945 фашистская Япония капитулировала, побеждённая
союзническими (главным образом, советскими) войсками, а принадлежность Курил и Южного Сахалина Советскому Союзу (а теперь и России) подтверждена многими международными документами, попытки вернуть эти территории (и прилегающие акватории) продолжаются.
В июле 2009 года японский парламент принял постановление, в котором ЮКО признал частью Японии. МИД России ответил на это жёстким протестным заявлением.
Посещая летом 2009 года Сибирь и Дальний Восток, председатель Правительства России В.В.Путин говорил о том, что сейчас очень активно развивается Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), что там определяется экономическое будущее всего человечества. Он отметил, что экономическое сотрудничество России с Японией расширяется.
Летом 2009 года, 14-16 июля, в Новосибирске состоялся 24-й Международный симпозиум по проблемам цунами1, организованный, в числе прочих, и нашей лабораторией математического моделирования волн цунами института ИВМиМГ. Основные идеи данной статьи были изложены и в моём докладе на упомянутом симпозиуме, и в частных беседах с несколькими участниками симпозиума - с теми, которые могли бы быть полезны для реализации этих идей. Но «зацепления интересов» пока не возникло.
Находясь на Курилах в августе 2009 года, спикер Совета Федерации РФ С.М.Миронов предложил Д.А.Медведеву создать на Курилах зону отдыха всероссийского масштаба: «Надо призвать наших граждан ездить сюда, - я бы назвал это патриотическим туризмом». Однако конструктивных конкретных предложений в этом направлении С.М.Мироновым высказано не было.
В сентябре 2009 года на выборах в парламент Японии лидировавшую Либерально-демократическую партию сменила Демократическая. Новым премьер-министром Японии 16.9.2009 стал Юкио Хатаяма. Однако ориентация на возврат «спорных территорий» в Токио осталась прежней. Так, 23.9.2009 на сессии Генеральной
Ассамблеи ООН Д.А.Медведев поздравил Ю.Хатаяму со вступлением в премьерскую должность; в ответном слове, Ю.Хатаяма поддержал намерения нашего президента укреплять торгово-экономическое и гуманитарное сотрудничество между Россией и Японией, однако отметил, что между нашими странами остаётся неразрешённой территориальная проблема, и новые отношения могут приблизить её решение.
В программном обращении «Россия, вперёд!» Президента РФ Д.А.Медведева к россиянам2 содержатся два фрагмента, имеющих особую важность для данной статьи. Фрагмент 1: «Не ностальгия должна определять нашу внешнюю политику, а стратегические долгосрочные
цели модернизации России. При этом Россия, должна открыто и прямо говорить о своей позиции, отстаивать её на всех площадках. А в случае угрозы собственным интересам решительно защищать их». Фрагмент 2: «В течение ближайших десятилетий, Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей
уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности». «Изобретатель, новатор, учёный,
учитель, предприниматель, внедряющий новые технологии, станут самыми уважаемыми людьми в обществе».
В Москве на Международном инвестиционном форуме «Россия зовёт!» 29.9.2009 В.В.Путин призвал иностранных бизнесменов более активно приходить в российские регионы. Он заверил всех, что «возврата к прошлому не будет» и что «Россия останется рыночной либеральной экономикой» не смотря на интенсивное вмешательство нашего государства в работу частных банков и корпораций. Охлаждающим душем, однако, послужило признание министра финансов А.Кудрина о том, что коррупция, настораживающая инвесторов, «остаётся одной из трёх главных проблем российской экономики».
Экономико-социальная ситуация на Курилах удручающая. Вот лишь три свидетельства об этом.
Виталий Цепляев1: «Пока на островах, где проживают 10 тысяч жителей, нет ни комфортного жилья, ни дорог с твёрдым покрытием, ни даже заправок. Цены на ряд продуктов в 2-3 раза выше, чем на материке. Расходы по федеральной целевой программе развития Курил (по плану на 2009 год - 2.3 млрд рублей) из-за кризиса урезаны на 30%».
Заметим, что недавно принятые поправки к госбюджету РФ 2009 года увеличили его расходы на 1.5% (почти на 150 млрд руб), и эта сумма направляется не в развитие инфраструктуры регионов, не в реальный сектор экономики, а опять в банковский сектор, который при предыдущем антикризисном вливании год назад не довёл полученных шестикратно больших средств до производства и социальной сферы, сохраняя высокие процентные ставки по кредитам.
Андреев Ю.И., заместитель председателя Сахалинского
областного Совета ветеранов2: «С точки зрения благосостояния,
культуры, состояния инфраструктуры наши Курилы выглядят даже не окраинами нашей страны, а запущенными, грязными задворками с проживающим там нищим населением, обречённым на выживание. Не чувствуя внимания со стороны правительства, не получая помощи со
стороны областной власти, «курильчане» часто вынуждены, унижаясь, как нищие, обращаться к японцам за подаянием: пришлите дизтопливо -иначе замёрзнем, пришлите генератор, пришлите лекарства. Надо отдать должное, соседи никогда не отказывают. Это стыд и позор! Около полутора десятков лет идёт болтовня вокруг Курильской программы, на которую в общей сумме было выделено более 20 миллиардов рублей. Но скажите, слышал ли кто из вас о том, что сделано, чтобы радикально облегчить жизнь «курильчан»? Больно смотреть, когда они с детишками иногда неделями мыкаются в здании аэровокзала, пытаясь попасть домой. Жильё практически не строится, дороги в кошмарном состоянии. Складывается впечатление и напрашивается вывод, что КУРИЛЫ НЕ НУЖНЫ ни правительству, ни нашей островной власти».
В Благовещенске «многие жалуются, что Москва обращается с Дальним Востоком России как с дойной коровой и эксплуатирует его, чтобы получать экспортную прибыль от Китая. При этом она мало заботится о жизни местного населения»1.
Предлагаемый проект должен дать положительный эффект -политический, экономический, технологический, социальный и
гуманитарный.
Суть проекта. Можно выделить следующие конвергентные (к ЮКО) логические вектора (предпосылки и факторы размещения) проекта:
Начало работ по проекту не возможно без предварительного согласия властей России, причём и на высшем, и на региональном уровне. На федеральном уровне, очевидно, должны быть получены документальные положительные решения органов как законодательной (Госдума и Совет Федерации РФ), так и исполнительной власти (Президент, Правительство РФ). Со стороны властей и общественности Японии, видимо, возражений не будет.
Инвестиционный проект для ЮКО требует изысканий и техникоэкономических обоснований с участием и отраслевых специалистов, и финансистов, и бизнесменов-инвесторов.
Объекты проекта объединены в следующие 2 группы:
A. объекты инфраструктуры туризма и постоянного проживания на ЮКО;
B. объекты парка «Цунамиленд», подразделяемые на 2 подгруппы:
Объекты группы А не отличаются оригинальностью от известных многообразных аналогов, существующих в России и в мире.
Объекты подгруппы (В.1) состоят из существующих и проектируемых. Их специфика связана с возможными источниками волн цунами. Такими источниками являются землетрясения (самый вероятный цунами-источник для ЮКО), оползни, ураганы, и падения космических тел. Объекты предупреждения в достаточном количестве и качестве не развиты, а наиболее необеспеченной является подгруппа объектов спасения. Методологически они представимы следующим образом.
Меры спасения от пришедшей к берегу волны цунами (ВЦ) можно расклассифицировать так:
По объектам спасения:
По расположению объектов в момент прихода ВЦ:
A. в открытом море («вдали» от берега);
B. в море «вблизи» от берега;
C. на берегу «вблизи» моря;
Б. на берегу «вдали» от берега, но в зоне поражения волной цунами.
По направлению спасения:
(а) воздействие на ВЦ с энергией Э (а1 - без использования Э, а2 -с использованием Э)
(Р) создание сооружений для объектов (4), защищающих от ВЦ;
(у) обеспечение экстренной эвакуации объектов (1), (2) и (3).
Эскизные проекты для разных вариантов объектов спасения, их расположения и направления спасения нами разрабатываются. Необходимы технико-экономические оценки этих проектов с учётом их стоимости реализации, доходов от их побочного использования и цунамирисков для защищаемых побережий.
Парк «Цунамиленд» - это комплекс объектов группы (В), связанных с явлениями цунами и с особенностями ЮКО. В число этих объектов входят следующие:
Объекты подгруппы (В.1):
- наблюдательные береговые станции (сейсмические, метеорологические, локационные и астрономические);
- дополнительные, современно оборудованные станции ближнего обнаружения и массового предупреждения о подходе цунами (с необходимыми разнообразными средствами оповещения);
- сооружения спасения людей и имущества.
Объекты подгрупп (В.1) и (В.2):
- музеи, выставочные и демонстрационные комплексы с научно-популярным и развлекательным информированием о явлениях цунами, в том числе с помощью действующих моделей, аттракционов и 4-Б мультимедийных установок с эффектами присутствия;
- тренировочно-развлекательные аттракционы цунамиявлений и цунами-спасения; их основа - береговые эстакады на колоннах с высотой недосягаемости волн цунами, с пляжами, дискотеками, кафе и с разнообразными подъёмниками (лифтами, эскалаторами, блицлебёдками), служащими как для экстренной эвакуации от
приближающейся волны цунами, так и в качестве аттракционов;
- встреча волн цунами на судне в открытом океане (если выпадет удача) и покачаться на них; это безопасно, поскольку многокилометровая толща вод вдали от берега колышется цунами-волной с амплитудой лишь в десятки сантиметров.
Объекты подгруппы (В.2):
- отели с развитой сферой услуг;
- казино и другие наземные заведения азартных игр;
- прогулочно-туристические каботажные рейсы теплоходов с казино, с заходами в Японию и в другие соседние страны;
- морское сафари и рыбалка, в частности, дайвинг с охотой на моллюсков, крабов и иглокожих;
- погружение в батискафе на дно Курило-Камчатского океанического жёлоба (до 10 километров) - на стык субдукции литосферных плит; а что: в космос туристы уже летают (за хорошие деньги!), а в батискафе на дно Байкала опускался В.В.Путин;
- участие с пограничниками в игровых учениях по охране морских границ России (на стороне условных «нарушителей» или на стороне пограничников).
Заметим, что возможность созерцания появления волн цунами 29.9.2009, возникших от землетрясения в Самоа и в других соседних местах Запада Тихого океана, привлекли в Новой Зеландии на побережье тысячи туристов. А разрушительные и убийственные волны цунами, приходящие в последние годы к побережью Индонезии и Таиланда, не отталкивают, а наоборот привлекают туристов-экстрималов с «загадочной русской душой», которым и цунами по колено!
Курилы далеки от Москвы, и, к сожалению, не только по расстоянию. Но ведь они, как и Владивосток, по известному высказыванию В.И. Ленина, «это земля нашенская». К Японии они ближе. Пока - географически. Не хотелось бы, чтобы это произошло и политически. Для этого ЮКО необходимо развивать, в том числе, с участием японцев, в частности, по предложенному проекту.
У нас, в новосибирском Академгородке, проблемы цунами три десятка лет прорабатываются под руководством академиков, директоров НИИ СО РАН А С. Алексеева, Б.Г. Михайленко, Ю.И. Шокина и докторов наук В.Г. Гусякова, Л.Б. Чубарова, А.Г. Марчука. Их опыт и знания могли бы стать существенным интеллектуальным капиталом при реализации проекта «Цунамиленд».
Призываю всех заинтересовавшихся и способных внести свой вклад в осуществление данного проекта откликнуться и заявить о себе.
Библиография
Газета «Аргументы и факты», № 34, 2009.
Г азета «Известия», 11.9.2009.
Газета «Советская Россия», 30.7.2009.
Сайт РИА Новости от 31.12.2009. Переводная статья Джошуа Кучера (Joshua Kucera) «Китай - судьба Сибири» (в оригинале - «China is the destiny of Siberia»), опубликованная в журнале «Foreign Policy», США. Program and Abstracts of 24th International Tsunami Symposium, July 14-16, 2009. - Novosibirsk, Russia, 2009.