Спросить
Войти

В. В. Еремян, М. В. Федоров. История местного самоуправления в России. Часть I. (XII - начало XX вв. ). Учебное пособие. М: Изд-во РУДН. 295 с

Автор: Абашидзе А.Х.

В.В. ЕРЕМЯН, М.В. ФЕДОРОВ. ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ.

ЧАСТЬ I. (XII - НАЧАЛО XX ВВ.). УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М: ИЗД-BO РУДН. 295 С.

А.Х. Абашидзе

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117138 Москва, Россия

Выход в свет первой части фундаментального исследования В. Еремяна и М. Федорова, в которой детально рассматриваются различные формы местного самоуправления в России в период XII - начало XX вв. - событие в юридической науке, превде всего потому, что по существу впервые в нашей науке появился четко систематизированный историко-правовой материал, содержащий ценную научную информацию.

Рецензируемая работа представляет существенный научный интерес не только в своей исторической части, но и в части анализа различных юридико-организационных форм местного самоуправления в России, характерных как в период раздробленности, так и сильного централизованного государства.

В настоящее время в условиях поиска оптимальной модели федеративных отношений в РФ, созданы определенные конституционные основы местного самоуправления, органы которых не входят в систему органов государственной власти. Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 131) местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, данная работа В. Еремяна и М. Федорова созвучна с требованиями Конституции РФ. Специалисты, занимающиеся проблемами местного самоуправления давно пришли к истине в том, что местное самоуправление не рождается вдруг и его нельзя объявить в одночасье. На эту истину следует обратил» внимание, в первую очередь, тем, кто непосредственно вовлечен в нормотворчество по проблемам местного самоуправления в России. Необходимо в связи с этим также вспомнить справедливое замечание М.А. Краснова о том, что законодательство способно лишь создать условия для длительного процесса самоорганизации народа (см. Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное или общественное? / Государство и право. 1990. №10, с. 82).&

Вопросы эволюции демократических, политических и правовых институтов, включая местное самоуправление, вызывают в настоящее время особый интерес в контексте как преобразований в РФ, так и определении демократизации политического процесса нашего общества на переходный период. При этом все острее дискутируются проблемы выбора оптимальных политических и правовых форм, с помощью которых можно было бы решать сложные экономические и социальные задачи, повышать благосостояние населения.

Анализируя работу В. Еремяна и М. Федорова, мы еще раз можем соприкоснуться с теми общепризнанными научными выводами, которые были высказаны в нашей правовой доктрине. Они заключаются в следующем:

Местное самоуправление, помимо соответствующего правового оформления, требует длительного эволюционного накопления совокупности предпосылок социально-экономического характера, а также определенной исторической культуры. В этом отношении рассматриваемая нами работа показывает насколько богата Россия своим историческим опытом в деле местного самоуправления.

Провозглашение местного самоуправления при отсутствии необходимых предпосылок означает замену его местным управлением. Как показывают авторы рассматриваемой книги, подобная замена не один раз имела место в истории России.

Рецензируемая работа показывает, что местное самоуправление предполагает наличие четкой правовой базы, обеспечивающей его полную самостоятельность в рамках законодательно закрепленных за ним полномочий, а также законодательно закрепленных механизмов разрешения споров и конфликтов в случае вмешательства государственных органов в сферы, составляющие исключительную компетенцию местного самоуправления.

Законодательное признание местного самоуправления в качестве важнейшего института гражданского общества, является лишь первым шагом на пути его становления. Для того, чтобы местное самоуправление стало реальностью, необходимо формирование адекватной ему

экономической базы, основными элементами которой являются финансы и муниципальная собственность, обеспечивающая удовлетворение повседневных потребностей и реализацию интересов граждан, проживающих на соответствующей территории.

Становление местного самоуправления в современной России сталкивается с большими трудностями. Некоторые из них унаследованы от предшествующего периода развития; другие порождены современным состоянием российского общества в целом, его экономики, в частности. Среди первых основную роль играет сохранение у населения и у работников органов местного самоуправления “патерналистского” образа мышления, сваливающего весь груз проблем и ответственность за их решение на «вышестоящий» орган. Отсутствие опыта самостоятельного и, под свою ответственность, решения местных задач порождает массовую практику иждивенческого поведения органов местного самоуправления.

Однако основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня процесс становления местного самоуправления в России, связаны с кризисным состоянием общества.

Речь прежде всего идет о трудностях формирования всех составляющих экономической базы местного самоуправления. Бюджетный дефицит, характерный для всех уровней территориального управления, особо затрагивает местное самоуправление. Перекладывание на места бремени социальных расходов без соответствующего перераспределения финансовых ресурсов государства еще больше снижает финансовые возможности местного самоуправления.

Помимо причин исторического и социально-экономического характера (что весьма детально рассмотрено в работе В. Еремяна и М. Федорова), определенную сдерживающую роль в становлении местного самоуправления играют и недостатки в его конституционнозаконодательного регулировании. Так, конституционный тезис о том, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, достаточно двусмыслен и, несмотря на свою внешнюю привлекательность, содержит больше вопросов, чем ответов о путях развития местного самоуправления. Он, например, является основой для распространения взглядов, представляющих местное самоуправление в качестве разновидности общественного самоуправления. Названный тезис уводит также от проблемы определения места местного самоуправления в единой исполнительной вертикали.

Другой недостаток в нормативно-законодательном регулировании местного самоуправления касается проблемы районного уровня в системе территориального управления. В соответствии с законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» районный уровень отнесен к местному самоуправлению. Из данного положения вытекает целый ряд трудноразрешимых проблем. Во-первых, игнорирующаяся действующим законодательством проблема уровней местного самоуправления. Во-вторых, вопрос о принципах разграничения компетенций различных уровней местного самоуправления. В-третьих, отнесение к местному самоуправлению административных районов предполагает наличие здесь возможностей самостоятельного решения всего комплекса проблем, отнесенных к компетенции местного самоуправления. В условиях кризиса российской экономики таких возможностей, как правило, нет, а потому отнесение районного уровня к местному самоуправлению означает, что государство бросает на произвол судьбы значительную часть населения, что дискредитирует идею местного самоуправления

В целом, рецензируемая работа полезна не только в научном, но и не лишена интереса в практическом плане. Зная историю становления и развития различных форм местного самоуправления в России ученые и практики много могут почерпнуть для составления оптимальных моделей местного самоуправления не только на переходный период, но и в перспективе. Это очень важно, ибо в нынешних условиях развития местное самоуправление превратилось не только в мерило, но и стало выражением процесса демократизации любой страны. Дело в том, что в условиях становления рыночных отношений в России, необходимость экономической и политической свободы диктует такую организацию власти, которая бы обеспечивала самостоятельность, инициативу и ответственность населения, его представительных органов и администрации в решении местных вопросов.

Отрадно, что авторы продолжают работу над данной темой и уже подготовили к печати II часть, посвященную «советском}&» периоду и «советской» системе местного управления (самоуправления).

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты