УДК 159. 955. 1
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-6-209-217
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ И ПРИТЯЗАНИЙ
О. В. Барканова1, Т. Л. Ядрышникова2
Представлены результаты исследования различий в представлениях о конфликтной ситуации юношей и девушек (обучающихся педагогического колледжа) и связи представлений о конфликтной ситуации с уровнем самооценки и притязаний обучающихся. Проведенное исследование вносит вклад в решение актуальной для современного образования проблемы формирования конфликтной компетентности педагогов.
Результаты эмпирического исследования представлений о конфликтной ситуации, самооценки и притязаний обучающихся демонстрируют отсутствие значимых половых различий по исследуемым конструктам. При этом итоги статистического анализа эмпирических данных свидетельствуют о наличии различий в представлениях о конфликтной ситуации у юношей и девушек с разным уровнем самооценки и притязаний и прямой связи исследуемых конструктов. Доказано, что негативные представления о конфликтной ситуации коррелируют с пассивными стратегиями поведения в конфликте (уклонением, уступкой) и заниженным уровнем самооценки и притязаний, а позитивные представления о конфликтной ситуации коррелируют с активными стратегиями поведения в конфликте (компромиссом, сотрудничеством, соперничеством) и адекватным уровнем самооценки и притязаний.
Представленные результаты и выводы могут быть учтены при подготовке специалистов в учреждениях среднего профессионального образования и использованы при разработке программы по формированию конфликтной компетентности обучающихся педагогического колледжа (будущих педагогов), которая может быть реализована в форме дисциплины по выбору или психологического тренинга.
В современной конфликтологии к настоящему времени достаточно хорошо изучены и систематизированы представления о конфликте (его структуре, причинах и механизмах возникновения, динамике развития, стратегиях урегулирования) и конфликтной ситуации (ее характеристиках, факторах, оказывающих влияние на ее определение и восприятие). Конфликтологическая компетентность является сегодня непременным условием профессиональной эффективности целого ряда специалистов, в частности педагогов, поскольку современная сфера образования с ее новыми профессиональными стандартами и сложными коммуникациями уже сама по себе является конфликтогеном [1-10]. Для построения эффективного взаимодействия с разными субъектами образовательных отношений педагогу, на наш взгляд, помимо общей конфликтологической компетентности, необходимо иметь дифференцированное представление о специфике восприятия и реагирования в конфликтных ситуациях разных психотипов. Это позволяет прогнозировать их поведение, профи-лактировать, продуктивно урегулировать и проектировать необходимые для решения профессиональных задач конфликты. Однако психологические портреты типов личности, склонных демонстрировать те или иные паттерны поведения в конфликтных ситуациях, изучены недостаточно и слабо представлены в научной литературе (например, есть упоминания в работах С. М. Емельянова, Н. Н. Обозова, Н. В. Гришиной). Недостаточно, на наш взгляд, изучены и связи определенных характерологических, типологических особенностей личности и поведения в конфликте, а также связи компонентов Я-Образа и образов конфликтных ситуаций у личностей с разными индивидуально-психологическими особенностями. Проведенное исследование позволяет внести вклад в рассмотрение данного аспекта проблемы и соотнести представления о конфликтной ситуации, самооценку и уровень притязаний юношей и девушек, обучающихся в педагогическом колледже.
В основу исследования легли положения концепций отечественных и зарубежных психологов (Л. М. Веккера, П. Линдсея, Д. Нормана, И. П. Павлова, Б. М. Теплова, П. П. Блон-ского, Л. С. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.) о представлениях как познавательном психическом процессе отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего чувственного и когнитивного опыта человека. Проблема конфликтной ситуации и конфликтной компетентности исследована на основе трудов современных конфликтологов (Б. И. Хасана, Н. В. Гришиной, А. Я. Анцу-пова, А. И. Шипилова, М. М. Кашапова, Ю. П. Платонова, Е. М. Бабосова, С. М. Емельянова, М. В. Башкина и др.). Конфликтная ситуация рассматривается как часть структуры конфликта, обладающая всеми его основными свойствами (наличием напряженности, столкновением противоречивых позиций, негативных эмоций). Конфликтная ситуация включает стороны конфликта и группы поддержки, предмет конфликта, образы конфликтной ситуации, условия протекания конфликта, временные и пространственные границы, психологические компоненты. Конфликтная ситуация присутствует в начальной фазе динамики конфликта, однако для перерастания ее в конфликт решающую роль играет осознание и определение участниками ситуации как конфликтной, ряд субъективных факторов, а также наличие инцидента. Большое значение в формировании представлений о конфликте и определении ситуации как конфликтной имеют процессы искажения восприятия, влияющие, в свою очередь, на формирование искаженных, неадекватных реальности представлений: иррациональные установки и модальности, психологические доминанты поведения, ошибки восприятия, когнитивные и эмоциональные проблемы, измененное состояние сознания, дефицит информации, включение психологических защитных механизмов в стрессовой ситуации. Понятия конфликтной и конфликтологической компетентности рядоположены: конфликтологическая компетентность характеризует качества специалиста, владеющего профессиональными знаниями о сущности конфликтов и конфликтных отношений, а конфликтная компетентность подразумевает не столько глубокую теоретическую осведомленность личности в вопросах конфликтологии, сколько наличие практических умений в области разрешения конфликтов [11-16].
Проблема самооценки и притязаний рассмотрена с опорой на теории отечественных и зарубежных психологов (Р. Бернса, У. Джемса, М. Розенберга, Е. Т. Соколовой, И. С. Кона, И. И. Чесноковой, Л. Д. Олейника, В. В. Столина, О. Е. Андроновой и др.) о сущности и роли самооценки в структуре самосознания личности (эмоционально-оценочный компонент самосознания личности, связанный с чувством самоуважения, ощущения собственной ценности и самоотношением); ее характеристиках (динамичности, многоаспектности и противоречивости); видах (глобальной и ситуативной, адекватной и неадекватной, устойчивой и неустойчивой, имплицитной и эксплицитной) [17-25].
Для исследования представлений о конфликтной ситуации и предпочитаемых способов реагирования в ней использовались проективные методики (эссе «Мое представление о конфликтной ситуации» и «Методика исследования межличностного восприятия в конфликтной ситуации» А. И. Тащевой), поскольку традиционные опросники поведения в конфликте часто дают недостоверную картину. Тексты эссе обрабатывались с помощью контент-анализа, данные распределялись на семь категорий: неконструктивное (негативное) и конструктивное (позитивное) представление о конфликтной ситуации, предпочитаемые стили уступки, уклонения, компромисса, сотрудничества, соперничества. Оригинальная методика А. И. Тащевой представляет собой список слов, связанных с понятием «конфликт» и направлена на выявление семантического поля понятия конфликта, особенностей восприятия конфликтной ситуации и поведения по отношению к партнерам. Мы модифицировали методику А. И. Тащевой, распределив методом контент-анализа синонимы из списка на три категории и предложив испытуемым проранжировать их в порядке предпочтения: 1) слова, выражающие агрессию и сильные негативные эмоции; 2) слова, констатирующие наличие расхождений и разногласий, разлада в отношениях; 3) слова, рассматривающие конфликтную ситуацию в конструктивном позитивном ключе, предполагающие обсуждение, поиск решения проблемы. Для исследования самооценки и притязаний обучающихся применялся классический вариант методики субъективного шкалирования «Методика диагностики уровня самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан». Для решения задач данного исследования мы ограничились расчетом интегральных показателей уровня самооценки и притязаний испытуемых и расхождения между ними. Статистическая обработка данных (исследование достоверности различий с применением U-критерия Манна - Уитни и взаимосвязи показателей методик посредством метода ранговой корреляции Ч. Спирмена) производилась с помощью программы Statgraphics Plus v.5.0.
Исследование проведено на выборке из 80 обучающихся педагогического колледжа г. Красноярска (40 юношей и 40 девушек в возрасте 17-20 лет). По результатам контент-анализа текстов эссе испытуемые распределились на две примерно одинаковые группы по знаку представлений о конфликтной ситуации: 47,5 % респондентов имеют неконструктивное (негативное) представление о конфликтной ситуации, ассоциируют ее со стрессом, негативными аффективными реакциями, агрессией, враждой, ухудшением отношений. Остальные 52,5 % имеют конструктивное (позитивное) представление о конфликтной ситуации и ассоциируют ее с прояснением позиций, улаживанием разногласий и расхождений, поиском решения проблемы. Превалирующая стратегия по выборке - соперничество (30 % испытуемых). Треть испытуемых предпочитают не вступать в конфликт, не выяснять отношений, не отстаивать свою позицию (15 % респондентов выбирают уступку, 22,5 % опрошенных - уклонение). Оставшаяся треть респондентов предпочитает в конфликтной ситуации активно договариваться и пытается решить проблему (15 % опрошенных склонны искать компромисс, 17,5 % испытуемых предпочитают сотрудничество). По результатам методики А. И. Тащевой 22,5 % респондентов в описании своих представлений и ассоциаций с конфликтной ситуацией выбирают в первую очередь слова, выражающие агрессию и сильные негативные эмоции; около трети опрошенных (35 %) также имеют достаточно негативные представления о конфликте и выбирают слова, констатирующие наличие расхождений и разногласий, разлада в отношениях. Наибольшее число респондентов (42,5 %) в описании своих представлений и ассоциаций с конфликтной ситуацией выбрали в первую очередь слова, рассматривающие конфликтную ситуацию в конструктивном позитивном ключе, предполагающие обсуждение, поиск решения проблемы и, скорее, соответствующие стилю сотрудничества и переговоров, поиска компромисса.
По результатам диагностики уровня самооценки и притязаний около половины (45 %) испытуемых имеют заниженную самооценку и характеризуются неуверенностью в себе, повышенной тревожностью, мнительностью, формированием негативных личностных комплексов, недооценкой себя, мотивацией избегания неудачи. Также около половины (55 %) испытуемых выборки имеют адекватную самооценку (47,5 % - адекватную среднюю самооценку и 7,5 % - адекватную высокую самооценку). Их самооценка реалистична и соотносится с реальным уровнем развития способностей, личностных качеств, достижений. Завышенной самооценки в данной выборке не обнаружено.
Две трети опрошенных (65 %) имеют заниженный уровень притязаний, они пассивны, не ставят перед собой высоких целей, не стремятся к достижению более высоких результатов, саморазвитию. Такие результаты могут быть связаны либо с личностным и эмоциональным неблагополучием (наличием комплексов, страхов, неврозов, депрессивных состояний и т. п.), либо с отсутствием познавательной и профессиональной мотивации, ленью, пассивностью и низким уровнем психического развития в целом. Лишь треть испытуемых (35 %, среди них 15 % имеют адекватный средний и 20 % - адекватный высокий уровень притязаний) продемонстрировали адекватный уровень притязаний, который реалистичен и действительно служит стимулом к развитию. Завышенный уровень притязаний в данной выборке не выявлен.
Нормальный показатель расхождения между уровнем самооценки и уровнем притязаний установлен лишь у 27,5 % опрошенных. У этих обучающихся реалистический уровень притязаний и оптимистические представления о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития и свидетельствует в пользу гармоничного Образа «Я». У 20 % респондентов выявлено слишком большое (выше нормы) расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязаний, что может говорить о нереалистическом, некритичном отношении к собственным возможностям, неумении ставить цели и общей личностной незрелости. Примечательно, что для половины респондентов уровень притязаний вообще не служит стимулом для развития. Из них 25 % респондентов довольны существующим положениям дел и ни к чему особо не стремятся (совпадение или незначительное расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязаний), а 27,5 % респондентов имеют отрицательный показатель (уровень притязаний ниже уровня самооценки) и не реализуют свой потенциал.
Анализ достоверности различий не выявил значимых расхождений между девушками и юношами по показателям всех трех методик, что говорит об отсутствии существенных половых различий в их представлениях о конфликтной ситуации и в уровне самооценки и притязаний. При этом получены данные о наличии достоверных различий (р < 0,05) в представлениях о конфликтной ситуации юношей и девушек с разным уровнем самооценки и притязаний. Юноши и девушки с заниженной самооценкой имеют более негативные ассоциации и представления о конфликтной ситуации, чем юноши и девушки с адекватной самооценкой, кроме того, девушки с адекватной самооценкой предпочитают более активные стратегии разрешения конфликтных ситуаций по сравнению с юношами с заниженной самооценкой. Юноши с заниженным уровнем притязаний имеют более негативные представления о конфликтной ситуации и более склонны к пассивной (уступчивой, избегающей) позиции в конфликтной ситуации по сравнению с юношами с адекватным уровнем притязаний. Наконец, у юношей с адекватным уровнем притязаний представления о конфликтной ситуации более позитивные и конструктивные по сравнению с девушками с любым уровнем притязаний.
Данные корреляционного анализа показали наличие прямой связи ряда исследуемых показателей. В частности, показатель знака представлений по эссе напрямую связан с рангом предпочитаемых стратегий поведения в конфликте по эссе (r = 0,66), рангом представлений по методике А. И. Тащевой (r = 0,84) и уровнем самооценки (r = 0,46). Показатель предпочитаемых стратегий поведения в конфликте по эссе напрямую связан с показателями ранга представлений по методике А. И. Тащевой (r = 0,36) и уровня притязаний (r = 0,32), а ранг представлений по методике А. И. Тащевой, в свою очередь, напрямую связан с уровнем самооценки (r = 0,41). Уровень самооценки и притязаний также положительно коррелирует друг с другом (r = 0,33). Это говорит о том, что юноши и девушки с неконструктивными (негативными) представлениями о конфликтной ситуации предпочитают пассивные стратегии поведения (уклонение, уступку) и характеризуются заниженным уровнем самооценки и притязаний. Юноши и девушки с конструктивными (позитивными) представлениями о конфликтной ситуации выбирают активные стратегии поведения (компромисс, сотрудничество, соперничество) и имеют более адекватный уровень самооценки и притязаний.
По результатам исследования можно заключить следующее:
Список литературы
С . 21-23 . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=22504895 (дата обращения: 16 .08. 2019) .
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки . 2017 . Т . 19, № 2 . С . 28-32. URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=29430062 (дата обращения: 16 .09 . 2019) .
elibrary. ru/item . asp?id=21849215 (дата обращения: 11.09 . 2019) .
Теория и практика общественного развития . 2018 . № 3 (121) . С . 19-23 . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=32607371 (дата обращения: 13.09 . 2019) .
эффективного управления педагогическими конфликтами // Вестник Челябинского гос . пед . ун-та . 2010 . № 7 . С . 170177 . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=15199869 (дата обращения: 11. 09 .2019) .
Setting // The Open Psychology Journal . 2017 . Vol . 10 . P. 182-189. DOI: 10 . 2174/1874350101710010182 (дата обращения: 14. 09 .2019) .
pedagogues and engineers) // Society. Integration . Education . 2016 . Vol . I. Р. 524-530. DOI: https://doi .org/10 .17770/ sie2016vol1.1512 (дата обращения: 10 . 09 .2019) . 11. Конфликт как проблема . Очерки современной теоретической и прикладной конфликтологии / под ред . А . И . Стребкова и др . СПб . : Фонд развития конфликтологии, 2015. 501 с . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=23915169 (дата обращения: 16 . 09 .2019) .
журнал «Концепт» . 2016 . Т . 2 . С . 216-220 . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=25779512 (дата обращения: 11.09 . 2019) .
Information Processing . 2017 . Vol . 44, is . 1. P. 57-63. DOI: https://doi . org/10 . 3103/S0147688217010063 (дата обращения: 18. 09 .2019) .
University. Humanities Social Sciences . 2008. № 1. P. 54-61. URL: http://journal . sfu-kras . ru/en/article/648 (дата обращения: 21.09 . 2019) .
Psychology in Russia: State of the Art. 2017 . Т. 10, № 2 . P. 165-178. URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=34933315 (дата обращения: 17 . 09 .2019) .
Stimuli on Conflict Resolution // Frontiers in Psychology. 2019 . URL: https://doi . org/10.3389/fpsyg . 2019 .00845 (дата обращения: 10 .09 . 2019) .
elibrary. ru/item . asp?id=27293976 (дата обращения: 13.09 . 2019) .
psychology N . Y , 2001. 291 p . (дата обращения: 23.08. 2019) .
and Explicit Aging Attitudes and Self-Esteem // Frontiers in Psychology. 2018 . URL: https://doi . org/10.3389/fpsyg .2018. 02313 (дата обращения: 21.08. 2019) .
Education Program // Frontiers in Psychology. 2018. URL: https://doi . org/10,3389/fpsyg .2018.02353 (дата обращения: 16 . 09 .2019) .
as a Mediator of the Relationship Between Self-Esteem and University Anxiety // Frontiers in Psychology. 2019 . URL: https:// doi . org/10.3389/fpsyg .2019 . 00567 (дата обращения: 18.09 . 2019) .
self-esteem . 4th ed . USA, 2016. 344 p . (дата обращения: 20 . 08.2019) .
Self-Esteem in Young and Older Adults // Frontiers in Psychology. 2019 . URL: https://doi . org/10.3389/fpsyg .2019 . 01795 (дата обращения: 19 . 09 .2019) .
Барканова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. Ады Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660049). E-mail: barkanova@inbox.ru
Ядрышникова Татьяна Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ул. Александра Матросова, 19, Красноярск, Россия, 660079). E-mail: tatleo@bk.ru
Материал поступил в редакцию 26.09.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-6-209-217
FEATURES OF CONFLICT SITUATION REPRESENTATIONS OF TEACHER TRAINING COLLEGE STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF SELF-ESTEEM AND CLAIMS
O. V Barkanova1, T. L. Yadryshnikova2
Krasnoyarsk, Russian Federation
The article presents the results of a study into differences in ideas of a conflict situation among boys and girls studying at a teacher training college and the correlation of ideas of a conflict situation and the level of self-esteem and claims among the students. The conducted research contributes to the solution of the actual for modern education problem of forming teachers& conflict competence. The purpose of the article is to analyze the difference in ideas of a conflict situation among boys and girls and to outline the directions of psychological and pedagogical work on the formation of future teachers& conflict competence.
The research methodology was the analysis and generalization of scientific works and publications of native and foreign psychologists on the problems of ideas in psychology, conflict situation and conflict competence, self-esteem and claims, as well as the use of adequate psycho-diagnostic methods (projective, subjective scaling) for empirical study of students& ideas of a conflict situation, self-esteem and claims and statistical methods (analysis of differences significance, correlation analysis) to study differences in ideas of a conflict situation among boys and girls and to study the correlation between ideas of a conflict situation and levels of self-esteem and claims.
The results of an empirical study into students& ideas of a conflict situation, self-esteem and claims of students demonstrate the absence of significant gender differences in the studied constructs. Statistical analysis of the data revealed differences in the ideas of a conflict situation among young men and women with different levels of self-esteem and claims and direct correlation between the studied indicators. It is proved that negative ideas of a conflict situation correlate with passive strategies of conflict behavior (evasion, concession) and low level of self-esteem and claims, and, on the contrary, positive ideas of a conflict situation correlate with active strategies of conflict behavior (compromise, cooperation, competition) and adequate level of self-esteem and claims.
The results and conclusions presented in the article can be taken into account while training specialists at secondary vocational education institutions and can be used to develop a program to form conflict competence of students at a teacher training college, which can be implemented in the form of an elective course or psychological training.
References
I. Alpysbayeva M . B . , Karmanova Zh . A. , Bobrova V. V. , Sharzadin A . M . , Mazhenova R . B . Formirovaniye konfliktologicheskoy kompetentsii sotsial&nykh rabotnikov u studentov vuza [Development of conflict management competency in social work of undergraduate students] . Science for Education Today, 2019, vol . 9, no . 3, pp . 58-80 (in Russian) . DOI: http://dx . doi . org/10 . 15293/2658-6762 .1903. 04 (accessed 21 September 2019) .
future professionals] . Konfliktologiya - Conflictology, 2014, no. 5, pp. 21-23 (in Russian). URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=22504895 (accessed 16 August 2019) .
of conflictological competence in the field of education organization] . Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiskoy akademii nauk. Sotzial&nye, gumanitarnye i mediko-biologicheskiye nauki - Izvestiya of the Samara Science Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, 2017, vol . 19, no . 2, pp . 28-32 (in Russian) . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=29430062 (accessed 16 September 2019) .
pp . 494-499 (in Russian) . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=21849215 (accessed 11 September 2019) .
issues of conflict management in a school community] . Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2018, no . 3 (121), pp . 19-23 (in Russian) . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=32607371 (accessed 13 September 2019) .
effektivnogo upravleniya pedagogicheskimi konfliktami [Higher educational establishment teacher&s conflictological competence as a pedagogical condition of the of pedagogical conflicts effective management] . Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2010, no . 7, pp . 170-177 (in Russian) . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=15199869 (accessed 11 September 2019) .
management competence of a university teacher] . Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher education in Russia, 2018, vol . 27, no . 2, pp . 95-102 (in Russian) . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=32481796 (accessed 19 September 2019) .
Setting . The Open Psychology Journal, 2017, vol . 10, pp . 182-189 DOI: 10 .2174/1874350101710010182 (accessed 14 September 2019) .
pedagogues and engineers) . Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference, 2016, vol . I, pp . 524-530. DOI: https://doi . org/10 ,17770/sie2016vol1. 1512 (accessed 10 September 2019) .
II. Konflikt kak problema. Ocherki sovremennoy teoreticheskoy i prikladnoy konfliktologii [Conflict as a problem . Essays of modern theoretical and applied conflictology] . Ed . by A. I. Strebkov et al . Saint Petersburg, Fond razvitiya konfliktologii Publ . , 2015 . 501 p . (in Russian) . URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=23915169 (accessed 16 September 2019) .
Processing, 2017, vol . 44, issue 1, pp. 57-63 DOI: https://doi . org/10 . 3103/S0147688217010063 (accessed 18 September 2019) .
Conflict Resolution . Through Educational Practice] . Zhurnal Sibirskogo federal&nogo universiteta. Gumanitarnye nauki -Journal of Siberian Federal University. Humanities Social Sciences, 2008, no . 1, pp . 54-61 (in Russian) . URL: http://journal . sfu-kras . ru/en/article/648 (accessed 21 September 2019) .
Psychology in Russia: State of the Art, 2017, vol . 10, no . 2, pp . 165-178. URL: https://elibrary. ru/item . asp?id=34933315 (accessed 17 September 2019) .
Stimuli on Conflict Resolution . Frontiers in Psychology, 2019 . URL: https://doi . org/10.3389/fpsyg .2019 . 00845 (accessed 10 September 2019) .
State Pedagogical University named after V. P. Astafie Publ . , 2015. 189 p. (in Russian) . URL: https://elibrary. ru/item. asp?id=27293976 (accessed 13 September 2019) .
psychology. New York, 2001. 291p . (accessed 23 August 2019) .
and Explicit Aging Attitudes and Self-Esteem . Frontiers in Psychology, 2018 . URL: https://doi . org/10.3389/fpsyg .2018. 02313 (accessed 21 August 2019) .
Education Program . Frontiers in Psychology, 2018 . URL: https://doi . org/10.3389/fpsyg .2018.02353 (accessed 16 September 2019) .
as a Mediator of the Relationship Between Self-Esteem and University Anxiety. Frontiers in Psychology, 2019 . URL: https://doi . org/10.3389/fpsyg .2019 . 00567 (accessed 18 September 2019) .
self-esteem. USA, 2016. 344 p . (accessed 20 August 2019) .
Self-Esteem in Young and Older Adults . Frontiers in Psychology, 2019 . URL: https://doi . org/10.3389/fpsyg .2019 . 01795 (accessed 19 September 2019) .
Barkanova O. V., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev
(ul. Ady Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049). E-mail: barkanova@inbox.ru
Yadryshnikova T. L., Krasnoyarsk regional institute of advanced training and professional retraining of educators (ul. Aleksandra Matrosova, 19, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660079). E-mail: tatleo@bk.ru