Спросить
Войти
Категория: Психология

ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ОЦЕНИВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ ЧЕРЕЗ ПОКАЗ ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗ ТРЁХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Автор: Мамаева Анастасия Викторовна

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

52

УДК 376-056

ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ОЦЕНИВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ СЛОВ ЧЕРЕЗ ПОКАЗ ПРАВИЛЬНОГО ВАРИАНТА ИЗ ТРЁХ ПРЕДЛОЖЕННЫХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-3 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Мамаева А. В., канд. пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»; Синельникова Д. В., магистрант II курса ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»; Артемьева Н. В., канд. биол. наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий в образовании, ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»

В статье обозначены основные подходы к оцениванию навыка чтения слов у детей с умеренной умственной отсталостью, представлены требования к содержанию мониторинга, обосновано требования совпадения букв с словах для выбора. Подтверждена валидность метода оценивания навыка чтения слов через показ правильного варианта из трех предложенных.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт) дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по второму варианту адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП) [Федеральный ... , 2014, с. 14]. В учебный план данной программы включен учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация», в рамках которого предусмотрено овладение чтением в доступных для ребенка пределах.

Также в Стандарте представлены требования к полугодовой, годовой и итоговой оценке. Данные требования не позволяют отследить динамику в обучении чтению за короткий промежуток времени, что необходимо педагогам для выявления минимальных продвижений обучающихся и своевременной корректировки рабочих программ. Поэтому проблема разработки мониторинга навыка чтения обучающихся с умственной отсталостью, чувствительного к минимальным прогрессу в овладении навыком чтения за короткий временной интервал, но при этом охватывающего все аспекты и

этапы формирования учебного навыка, приобретает особую актуальность.

Мы предполагаем, что для мониторинга минимального прогресса в формировании навыка чтения слов у обучающихся данной категории необходимо учесть степень сложности стимульного материала по следующим критериям: звуко-слоговой состав слова и степень совпадения букв. Ограничением к содержанию является степень знакомства с буквами, т.е. обследование проводится лишь на материале изученных букв.

На основе выделенных критериев были сформированы задания, структурированные по уровням сложности. С целью включения детей с отсутствием общеупотребительной речи для оценивания чтения использовалась невербальная реакция - указательный жест на правильный вариант ответа из ряда предложенных. В каждом задании количество единовременно предъявляемых слов было ограничено тремя, что обусловлено неустойчивостью и рассеянностью внимания испытуемых, особенностями их зрительного восприятия [Мамаева, 2010, с.84].

Всего было проведено два этапа констатирующего эксперимента. Констатирующий эксперимент был организован на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 5» и Краевого государственного бюджетного учреждения

социального обслуживания «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух». Для проведения каждого этапа нами была сформирована экспериментальная группа. При комплектовании экспериментальной группы учитывались:

• характер дефекта (умеренная умственная отсталость, F71);

• Обучение чтению на основе аналитико-синтетического метода.

Противопоказанием для участия в констатирующем эксперименте явились:

• тяжелая и глубокая умственная отсталость;

• нарушения слуха;

• выраженные нарушения зрения;

При проведении констатирующего эксперимента использовалась авторская методика диагностики умения показывать и читать слова. Методика разработана на основе одной из технологий «формирующего оценивания» - GOMS (новый генеральный формат оценки). Данная методика была модифицирована с учётом отечественной методики обучения грамоте детей с умственной отсталостью. Авторский вклад заключается в подборе критериев, определяющих уровень сложности чтения слов, определении общей стратегии обследования и серий констатирующего эксперимента, подборе стимульного материала к каждой серии.

В качестве критериев, определяющих уровень сложности прочтения слов, нами были выделены:

• сложность звуко - слогового состава слова (1 этап)

• степень совпадения букв (2 этап).

The Newman In Foreign Policy №37 (81), июнь-июль 2017 г.

53

На основе выделенных критериев были сформированы пять обучающих заданий и три серии (по 10 заданий в каждой серии). Сформированные серии предлагались испытуемым в двух вариантах, в зависимости от формулировки инструкции: 1) «Покажи», 2) «Прочитай».

Результаты, полученные в ходе эксперимента, подвергались бальному оцениванию. При обработке результатов, полученных по инструкции «Покажи», нами использовались четырехбальная шкала оценивания. Четырехбальная шкала предполагает выставление 3 баллов за каждый правильный показ испытуемого, 2 баллов за каждый правильный показ с самокоррекцией, 1 балла за правильный показ с организующей помощью (повтор инструкции) и 0 баллов в случае не выполнения либо отказа от задания. При обработке данных, полученных на основе прочтения слов (вариант «Прочитай»), нами так же использовалась четырехбальная шкала оценивания, где выставлялись 3 балла за самостоятельное прочтение, 2 балла за прочтение с самокоррекцией, 1 балл за прочтение с организующей помощью и 0 баллов в случае не выполнения либо отказа от задания. По итогам эксперимента по каждой из шкал был осуществлён подсчёт баллов: суммирование производилось как по всем сериям, так и внутри каждой по отдельности. Также при обработке данных применялось правило трёх ошибок, в соответствии котором в случае трёх идущих подряд неверных ответов все последующие задания не засчитывались. Первый этап констатирующего эксперимента проводился в апреле 2016 года. Перед нами стояла задача: определить валидность набора заданий, структурированного на основе сложности звуко-слогового состава слов.

На первом этапе испытуемым было предложено три серии заданий, структурированных по уровням сложности:

1 серия: Слова без стечения согласных из 3-4 букв.
2 серия: Слова без стечения согласных из 5-6 букв.
3 серия: Слова со стечением согласных из 4-5 букв.

Для подтверждения валидности набора заданий нами были сопоставлены результаты, полученные через показ правильного варианта ответа из трех предложенных, с результатами чтения слов вслух (традиционным методом). Как правило, результаты показа были выше результатов чтения вслух, что объясняется более сложной психологической структурой процесса чтения вслух. Кроме того, у 20 % обследованных нами детей (4 чел.) отмечены высокие результаты показа слов при неумении читать. Нами было сделано предположение о том, что расхождение между показом и чтением связано с угадываем слов по первой букве. На основании этого был сделан вывод о том, что первоначальный набор заданий не валиден и разработан новый набор заданий с учетом данной гипотезы.

Второй этап проводился в сентябре 2016 года. Задача: выявить влияние степени совпадения букв на валидность набора заданий. Учащимся также было

предложено три серии заданий, структурированных по уровням сложности:

1 серия: слова с одинаковой первой буквой, но разными остальными буквами.
2 серия: слова с двумя одинаковыми буквами, но разными первыми буквами.
3 серия: слова с различным сочетанием букв.

Нами сопоставлены результаты чтения и показа слов по каждой серии (проведен статистический анализ с помощью критерия Уилкоксона, результаты представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Р-значенияпри сопоставлении сформированное™ умения показывать и читать слова в рамках каждой серии

серия I П Ш

Р-значение 0,075 0,02 0,0096

На основе данных, представленных в таблице, можно сделать вывод о том, что результаты чтения и показа совпадают на уровне значимости 0,05 в серии, где использованы слова с одинаковой первой буквой. В этом случае исключены ошибки угадывания, следовательно, валидны задания, включающие слова с одинаковой первой буквой. Относительно слов с двумя одинаковыми буквами, но разными первыми буквами мы попадаем в зону неопределенности: гипотеза о совпадении результатов чтения и показа подтверждается на уровне значимости 0,01, но опровергается на уровне значимости 0,05 (требуется дальнейшее исследование на большей выборке). При этом при использовании в одном наборе слов, отличающихся всеми буквами, подтверждены статистически значимые различия между результатами чтения вслух и показа.

Таким образом, метод оценивания навыка чтения слов с помощью указания на правильный вариант ответа из трех предложенных валиден, но при соблюдении требования совпадения букв в словах для выбора.

Источники и литература:

1. Мамаева А.В. Проявления коммуникативных нарушений у детей с церебральным параличом, сочетающимся с интеллектуальным и речевым недоразвитием. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, Красноярск, 2010. 196 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/
ЧТЕНИЕ УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ДИАГНОСТИКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты