Спросить
Войти
Категория: Психология

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОЖАРНЫХ)

Автор: Шленков А.В.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СОТРУДНИКОВ МЧС РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПОЖАРНЫХ)

А.В. Шленков, доктор психологических наук, профессор; А.А. Медведева, доктор юридических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Приведены факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания, описана структура профессиональных стрессовых воздействий на сотрудника (работника), приводящая к развитию симптомов эмоционального выгорания. Описаны связи личностных особенностей сотрудников с развитием эмоционального выгорания.

CAUSES OF PROFESSIONAL BURNOUT OF THE OFFICERS OF EMERCOM OF RUSSIA (BY THE EXAMPLE OF FIREFIGHTERS)

A.V. Shlenkov; A.A. Medvedeva.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

Factors are listed that affect the increase of emotional burnout syndrome, and structure of the professional stress impact on a firefighter which can be a reason of emotional burnout is described. Connection between personal characteristics of firefighters and increase of emotional burnout are described.

Проблема эмоционального выгорания является актуальной для многих профессий, где профессионал сталкивается с психотравмирующими факторами профессиональной деятельности, необходимостью постоянно задействовать волевые процессы для решения профессиональных задач, общение с большим количеством людей и необходимостью постоянного самосовершенствования.

Эмоциональное выгорание - это, своего рода, защитная реакция организма на чрезмерное потребление энергетических ресурсов и возможностей человека. Когда человек физически и морально устает на работе, происходит эмоциональное переутомление, и психика человека отключает эмоциональное реагирование. У каждого человека есть свой предел, ограничивающий его способность к сопереживанию, эмоциональному взаимодействию [1].

Главная причина эмоционального выгорания - постоянное напряжение ресурсов человека из-за требований, которые он предъявляет к себе самому, семье или обществу, что приводит к душевному переутомлению, нарушается сбалансированность психических сил организма в целом.

Современной психологией выделяется несколько ключевых стрессовых факторов, наиболее часто проявляющихся в жизнедеятельности людей, выполняющих совершенно разные профессиональные обязанности, но при этом имеющих значимый вес при развитии синдрома эмоционального выгорания.

Во-первых, в профессиях, где сотрудники (работники) обязаны взаимодействовать с большим количеством людей, особенно в условиях недостатка времени и поступающей информации, необходимости быстрого принятия решения, ответственности за жизнь и здоровье пострадавшего, наличие негативных эмоциональных переживаний со стороны пострадавшего или их родственников, направленных на сотрудников (работников), свидетелей происходящего. При этом постоянная концентрация внимания на проблемах собственных и чужих способствует накоплению раздраженности и общему недовольству происходящим, что выражается в эмоциональном дискомфорте, который приводит также к эмоциональному выгоранию.

Во-вторых, существуют профессии, требующие большой концентрации внимания, проявления постоянной готовности к профессиональным действиям на пределе возможностей или риска для жизни и здоровья, необходимости постоянного повышения профессионального мастерства или поддержания физической готовности, быть собранным, вежливым в общении как внутри профессионального сообщества, так и при работе с объектом профессионального труда.

В-третьих, эмоциональное выгорание развивается также в случаях постоянного дефицита времени для завершения плановых дел не только в профессиональной сфере, но и социальной деятельности при решении личных потребностей, семейных проблем [1].

Таким образом, профессиональный стресс является логичным следствием завышенных требований и нехватки энергетических ресурсов человека.

В современной зарубежной и отечественной литературе к факторам, обуславливающим формирование синдрома выгорания, относят разнообразные социальные, психологические, личностные и другие риски.

Водопьянова Н.Е. относит следующие профессиональные факторы риска: сложные коммуникации в профессиональной деятельности, насыщенный эмоциональный фон в деловом общении, завышенные требования к саморазвитию и необходимость повышения своей профессиональной компетентности, высокий уровень ответственности за свои действия и деятельность окружающих, высокая лабильность и значительное число служебных контактов, необходимость быстрого приспособления к меняющимся условиям профессиональной деятельности и принятия ответственных решений, повышенные требования к самоконтролю и личной отзывчивости [2, 3].

Помимо указанных факторов риска развития эмоционального выгорания выделяют факторы, не получившие ожидаемой реализации в жизненной и профессиональной сферах: неудовлетворенность саморазвитием и самоактуализацией в обществе или в профессиональной деятельности, неудовлетворенность полученными результатами деятельности, разочарование в других людях или в избранной профессии, обесценивание и утрата смысла своих стараний (ранее значимых целей), переживание одиночества, ощущение бесполезности своей деятельности [4].

Опираясь на теории учений об эмоциональном выгорании, можно выделить два блока факторов, способствующих возникновению и развитию эмоционального выгорания. Первый - индивидуально-психологические характеристики работников (сотрудников), второй -особенности профессиональной деятельности.

Так В.В. Бойко [5, 6] выделяет определенные внешние и внутренние факторы предпосылки, которые инициируют эмоциональное выгорание (рис.).

Рис. Факторы эмоционального выгорания по В.В. Бойко

Как видно из рисунка, в группу организационных (внешних) факторов входят такие факторы, как: характеристика профессиональной деятельности (обязанности), компоненты работы и социально-психологические условия деятельности.

Результаты проведенного исследования определили ранговую структуру стрессовых факторов профессиональной деятельности сотрудников МЧС России (табл. 1).

Таблица 1. Ранговая структура профессиональных стрессовых воздействий, вызывающих эмоциональное выгорание у испытуемых

Ранг (значимость) Факторы (стрессовые воздействия) Ранговый показатель (%)

1 Высокий уровень личного риска, опасность 19,21
2 Высокая степень ответственности за результаты деятельности 16,41
3 Хроническая психоэмоциональная напряженность 14,9
4 Оперативность принятия оптимальных профессиональных решений 13,79
5 Ограниченность времени на выполнение профессиональных задач 11,38
6 Непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) 10,88
7 Монотонность работы в условиях ожидания сигнала к экстремальным действиям 7,94
8 Удовлетворенность профессией 5,49

При оценке профессиональных стрессовых воздействий испытуемые условно были разделены на три группы: с низким (суммарный показатель до 100 баллов, 14 испытуемых), средним (до 150 баллов, 15 испытуемых) и высоким (свыше 150 баллов, 11 испытуемых) уровнем эмоционального выгорания. При этом показательно, что для каждой такой группы характерно свое ранжирование стрессовых воздействий. Так испытуемые с низким показателем синдрома эмоционального выгорания отдавали более высокие баллы таким факторам как: удовлетворенность работой, тревожное ожидание

сигнала. В свою очередь, такие стрессовые воздействия в группе лиц с высоким показателем эмоционального выгорания имели меньшую значимость в сравнении с остальными психотравмирующими факторами.

Лица с высоким показателем эмоционального выгорания при опросе большее количество баллов отдавали высокому уровню личного риска, большой личной ответственности в профессиональной деятельности, напряженной деятельности в процессе трудового дня и необходимости использовать личное время для его завершения, необходимость оперативности принятия решений, а также степени принятия участия в ликвидации ЧС. В группу лиц с высоким уровнем эмоционального выгорания, в основном, вошли сотрудники, непосредственно участвующие в тушении пожаров (90 % испытуемых).

Также характерно, что пожарные, косвенно участвующие в ликвидации ЧС (водители пожарных машин, диспетчеры), высокий ранг отводили таким факторам, как хроническая эмоциональная напряженность, ограниченность времени, а также монотонность работы. Сотрудники, занимающие руководящие должности, отдавали приоритетное значение следующим факторам: высокая ответственность за принимаемые решения и за жизни окружающих, высокий уровень личного риска, а также дефицит времени на принятие решения при дефиците поступающей информации.

В ходе проведенного анализа исследования было показано, что выраженность синдрома эмоционального выгорания в значительной степени зависит от личностных особенностей. При одних и тех же условиях профессиональной деятельности у одних лиц наблюдается выраженное развитие синдрома эмоционального выгорания, у других нет или носит незначительных характер. Особое значение на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывает тревожность, которая приводит к нервному напряжению, являясь основой развития самого синдрома эмоционального выгорания. Немаловажное значение в развитии синдрома эмоционального выгорания занимает стрессоустойчивость нервной системы и мотивация в профессиональной деятельности. Проведенный анализ выявил значимую связь как реактивной (коэффициент корреляции равен 0,76), так и личностной тревожности (корреляция составила 0,66) с показателем эмоционального выгорания испытуемых.

Также для испытуемого с высоким уровнем нейротизма характерен более высокий показатель эмоционального выгорания. Так, например, из сотрудников, у которых по результатам исследования обнаружен высокий уровень нейротизма, 90 % относятся к группе с высоким уровнем эмоционального выгорания, и только 10 % - к среднему уровню. Значимость данной зависимости характеризует полученный коэффициент корреляции, равный 0,73.

Для оценки влияния личностных характеристик сотрудников МЧС России, а также профессиональных стрессовых воздействий на развитие у них синдрома эмоционального выгорания использовался корреляционный анализ.

При анализе влияния уровня тревожности на показатель эмоционального выгорания сотрудников МЧС России выявлено следующее.

Наличие достоверных прямых связей между общим показателем синдрома эмоционального состояния и уровнем тревожности испытуемых. Коэффициенты корреляции составили положительную связь с уровнем реактивной тревожности г=0,76 (сильная корреляция); г=0,66 (средняя корреляция) - личной тревожности. То есть, чем выше уровень личностной и реактивной тревожности, тем более выражено эмоциональное выгорание.

Также проведен анализ связи других личностных характеристик (уровень нейротизма, нервно-психическая устойчивость и уровень эмоциональной регуляции в стрессовых ситуациях) с уровнем эмоционального выгорания сотрудников МЧС России. Коэффициенты корреляции составили: г=0,73 для связи с уровнем нейротизма; г=0,79 - с группой нервно-психической устойчивости; г=0,72 - с уровнем эмоциональной регуляции в стрессовых ситуациях, что свойственно для сильной прямой корреляционной связи.

Таким образом, вышеуказанные результаты проведенного анализа позволяют

сформулировать следующие выводы. Сотрудники МЧС России, участвующие в ликвидации последствий ЧС, у которых высокий уровень нейротизма, низкая нервно-психическая устойчивость, слабый уровень эмоциональной регуляции в стрессе в большей степени подвержены развитию синдрома эмоционального выгорания. Данные личностные характеристики испытуемых влияют на их показатель эмоционального выгорания (на формирование и сформированность фаз данного синдрома).

При оценке влияния стажа профессиональной деятельности сотрудника на общий уровень эмоционального выгорания не выявлена корреляционная зависимость (коэффициент корреляции равен 0,009).

Таким образом, нельзя сказать, что чем больше сотрудник МЧС России занят данной профессиональной деятельностью, тем выше у него показатель эмоционального выгорания. Стаж профессиональной деятельности не имеет прямой связи с развитием (увеличением) синдрома эмоционального выгорания.

При этом следует отметить некоторую специфику для лиц, профессиональный стаж которых составляет от 10 до 20 лет. Изучая особенности их эмоционального выгорания видно явное увеличение таких фаз как «Резистенция», и, что немаловажно, «Истощение». Показательно, что фаза «Истощение» сформирована у большинства работников (сотрудников), имеющих данный стаж профессиональной деятельности.

Интерес вызывает тот факт, что симптом «неудовлетворенности собой», входящий в фазу «напряжение», характерен как для сотрудников (работников) со стажем до 10 лет, так и более 20 лет.

Для анализа влияния специфики профессиональной деятельности на развитие синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС России были рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции Спирмена по каждому психотравмирующему фактору (табл. 2).

Таблица 2. Коэффициенты корреляции, характеризующие связь эмоционального выгорания

с профессиональным стрессовым воздействием

Факторы (стрессовые воздействия) Коэффициент Спирмена Характеристика связи

Высокий уровень личного риска, опасность 0,92 Сильная, Прямая

Высокая степень ответственности 0,82 Сильная, Прямая

Хроническая психоэмоциональная напряженность 0,85 Сильная, Прямая

Необходимость оперативного принятия оптимальных профессиональных решений при недостатке поступающей информации 0,06 Нет связи

Ограниченность времени на выполнение профессиональных задач -0,01 Нет связи

Непосредственное участие в ликвидации ЧС 0,86 Сильная, Прямая

Монотонность работы в условиях ожидания сигнала к экстремальным действиям -0,26 Слабая, Обратная

Удовлетворенность профессией -0,13 Нет связи

Как видно из табл. 2, значимыми оказались связи показателя синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС России с такими психотравмирующими факторами профессиональной деятельности как: высокий уровень риска (у которых хотя бы одна из фаз эмоционального выгорания сформировалась, отметили данный фактор как наиболее значимый, балл 14-16 по опроснику); хроническая психоэмоциональная напряженность (среди которых сотрудники с высоким показателем эмоционального выгорания присвоили данному фактору

высокие баллы - от 11 и выше), а также непосредственное участие в ликвидации ЧС и высокая степень ответственности (отмечается тенденция увеличения ранга данных факторов по мере роста показателя эмоционального выгорания сотрудника).

Таким образом, вышеуказанные психотравмирующие факторы отмечены испытуемыми как наиболее значимые стрессовые воздействия, при этом анализ их влияния на эмоциональное выгорание свидетельствует о наличии сильной прямой связи между данными показателями. То есть, у испытуемых с низким уровнем эмоционального выгорания отмечается и более низкий балл (воздействие на него) соответствующего стрессора профессиональной деятельности. И, наоборот, сотрудники с высоким эмоциональным выгоранием отметили и более высокое воздействие данных психотравмирующих факторов.

Остальные стрессовые воздействия профессиональной деятельности сотрудников МЧС России по результатам проведенного анализа не показали значимой связи с уровнем эмоционального выгорания испытуемых.

Например, такой фактор профессионального стрессового воздействия, как необходимость оперативного принятия оптимальных профессиональных решений при недостатке поступающей информации, был оценен испытуемыми от 5 до 14 баллов (в среднем 9,6 балла) вне зависимости от показателя эмоционального выгорания сотрудника. Так сотрудники с низким уровнем эмоционального выгорания (50 %) присвоили ему от 10 баллов и выше, со средним уровнем эмоционального выгорания аналогичную оценку данному фактору дали 46,7 % испытуемых, с высоким уровнем - 54,5 %. Коэффициент корреляции составил 0,06, что свидетельствует о слабой прямой связи между данными показателями.

Похожие результаты отмечены и для остальных психотравмирующих факторов -дефицит времени для завершения начатых дел, монотонность работы и удовлетворенность профессией. Коэффициенты корреляции составили -0,01; -0,26 и -0,13 соответственно, что характерно для крайне слабой обратной связи. В целом можно сказать, что среди сотрудников с различным уровнем эмоционального выгорания выявлены различные связи с данным профессиональным стрессовым воздействием. По мере роста показателя эмоционального выгорания не отмечается общая тенденция увеличения или снижения балльной оценки указанных психотравмирующих факторов.

Сотрудники с высокой и хорошей нервно-психической устойчивостью имеют меньшие суммарные значения эмоционального выгорания в сравнении с сотрудниками, отнесенными к удовлетворительной группе нервно-психической устойчивости. Корреляция для данной связи равна -0,79.

Подобная зависимость (г=0,72) выявлена и для уровня эмоциональной регуляции в стрессовой ситуации испытуемых. Поэтому можно сделать вывод о том, что высокий уровень эмоциональной регуляции минимизирует риск развития эмоционального выгорания.

В результате исследования не была выявлена существенная прямая зависимость эмоционального выгорания от профессионального стажа сотрудников МЧС России, однако для выделенных групп испытуемых по стажу характерно проявление доминирующих симптомов и сформированных фаз эмоционального выгорания.

Исследование профессиональных стрессовых факторов позволило выделить определенные стрессовые воздействия, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания, а также произвести их ранжирование по степени влияния на испытуемых.

Анализ зависимости влияния психотравмирующих факторов и показателя эмоционального выгорания сотрудников МЧС России позволил выделить четыре значимых воздействия. Это - хроническое психоэмоциональное напряжение (коэффициент корреляции равен 0,85), высокий уровень риска и опасности (г=0,92), высокая степень ответственности (г=0,82), а также степень непосредственного участия сотрудника в ликвидации ЧС, его профессиональная функция - роль (г=0,86).

Таким образом, выдвинутые предположения об особенностях возникновения эмоционального выгорания сотрудников МЧС России нашли свое подтверждение

по результатам практического исследования. Можно сделать вывод о том, что эмоциональное выгорание сотрудников МЧС России, непосредственно участвующих в ликвидации ЧС, вызвано спецификой профессиональной деятельности, и показатель его развития зависит от личностных особенностей пожарных.

Полученные по результатам проведенного исследования данные имеют большое практическое значение как для профессионального психологического отбора кандидатов на прохождение службы в структуре МЧС России, так и для психологического сопровождения действующих сотрудников, своевременного принятия коррекционных психолого-педагогических мер, что, в свою очередь, обеспечивает эффективную профессиональную деятельность пожарных.

Таким образом, эмоциональное выгорание представляет собой самостоятельное психическое явление, приобретаемое в ходе профессиональной деятельности. Данный феномен является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме устранения эмоций полностью или частично.

Содержание понятия синдрома эмоционального выгорания обуславливает его ключевые признаки: истощение, личностная отстраненность и ощущение потери эффективности своих профессиональных действий или спад самооценки в рамках выгорания. Эмоциональное выгорание имеет определенную симптоматику, выражающуюся в физиологических, психологических и поведенческих проявлениях. В целом можно сказать, что главной причиной эмоционального выгорания является недостаточность ресурсов человека по отношению к предъявляемыми к нему требованиями со стороны себя, когда действительность не соотносится с желаемым, требованиям, предъявляемым коллегами, руководством, на кого направлена профессиональная деятельность; а также сама профессиональная деятельность с её особенностями осуществления и стресс факторами.

По эмоциональному выгоранию возможно контролировать оставшиеся ресурсы организма в сфере профессиональной и социальной деятельности. Своевременно проводя анализ эмоционального реагирования, возможно вовремя менять либо профессиональную деятельность вообще, либо отношение к отдельным её проявлениям с целью сохранения целостности организма, не допуская развития соматического заболевания.

Выгорание представляет собой целостное, динамическое, психическое образование в единстве и взаимодействии эмоциональных, когнитивных, мотивационных и поведенческих элементов, количественный и качественный состав которых определяется спецификой профессиональной деятельности.

Профессия сотрудника МЧС России, протекающая в условиях профессиональных стрессовых воздействий, ухудшает эмоциональное состояние человека, что может навредить личности самого специалиста, а также его профессиональной деятельности и окружающим.

В таких случаях становится очевидным и необходимым предъявление особых требований к специфической стрессоустойчивости пожарного (его адаптационного потенциала), что обеспечивает сохранение его здоровья, защищает от развития профессиональных заболеваний и эмоционального выгорания. Немаловажными также являются личностные характеристики пожарных, позволяющие им эффективно реализовать свои задачи по спасению людей. Показатели личностных особенностей определяют то, как на конкретного пожарного воздействует стрессовая ситуация, как он с ней справляется и насколько способен эффективно решать профессиональные задачи.

Так результаты практического исследования позволяют сформировать следующие выводы:

1. Средний показатель синдрома эмоционального выгорания у испытуемых пожарных находится на уровне эмоционально-адаптивного состояния. При этом наиболее значимое выражение получили симптомы «эмоционально-нравственной дезориентации» и «неадекватного избирательного эмоционального реагирования в ответ на хронические психотравмирующие воздействия». Важно отметить, что данные симптомы проявляются у большей части испытуемых по сравнению с другими симптомами.
2. Выявлено влияние уровня тревожности сотрудника МЧС России на формирование эмоционального выгорания. Корреляция составила г=0,76 и г=0,66 для уровня реактивной и личностной тревожности соответственно, что характеризует наличие прямой сильной и средней связи уровней тревожности с показателем эмоционального выгорания.
3. На показатель эмоционального выгорания сотрудников МЧС России влияют: уровень нейротизма, нервно-психическая устойчивость сотрудника, а также уровень эмоциональной регуляции в стрессе (корреляция для всех указанных характеристик составила более 0,7). Более высокому значению эмоционального выгорания испытуемого соответствует более высокий уровень его нейротизма. Чем лучше нервно-психическая устойчивость, выше уровень эмоциональной регуляции в стрессовых ситуациях, тем менее сотрудник подвержен развитию синдрома эмоционального выгорания.
4. Трудовой стаж сотрудников напрямую не влияет на развитие эмоционального выгорания сотрудников МЧС России, непосредственно участвующих в ликвидации последствий ЧС, то есть нельзя сказать, что чем больше сотрудник МЧС России занят данной профессиональной деятельностью, тем выше у него показатель эмоционального выгорания. При этом выявлена специфика для лиц с разным профессиональным стажем, выражающаяся в доминировании отдельных симптомов, сформированности фаз эмоционального выгорания.
5. Ранжирование профессиональных стрессовых воздействий позволило выделить ведущие психотравмирующие факторы - высокий уровень риска, высокая степень ответственности, хроническая эмоциональная напряженность.

По результатам корреляционного анализа установлено, что указанные факторы, а также роль сотрудника в ликвидации ЧС (непосредственность участия), напрямую влияют на показатель развития у пожарного синдрома эмоционального выгорания. Коэффициенты корреляции составили более 0,7 для всех указанных факторов.

В целом эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние на самих сотрудников, на их профессиональную деятельность, а также на окружающих (в частности на лиц, нуждающихся в их помощи). Поэтому немаловажным является психологическое сопровождение сотрудников МЧС России для принятия своевременных мер по психологической коррекции их поведения, минимизации негативных последствий синдрома эмоционального выгорания и снижения нервного напряжения. Также результаты исследования носят практическую значимость для организации работы по профессиональному отбору, позволяя минимизировать риски развития эмоционального выгорания при прохождении службы, обеспечить эффективную профессиональную деятельность сотрудников МЧС России в целом.

Литература

1. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. М.: Гуманитарный центр, 2014. 296 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011. 336 с.
3. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб.: СПбГУ, 2011. 160 с.
4. Павлова Е.В. Специфика факторов развития эмоционального выгорания пожарных-спасателей // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. М.: ИНФРА-М., 2014. V. 2. I. 1. С. 70-79.
5. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. СПб., 2009. 278 с.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 2010.
154 с.

References

1. Orel V.E. Sindrom psihicheskogo vygoraniya. Mify i real&nost&. M.: Gumanitarnyj centr, 2014. 296 s.
2. Vodop&yanova N.E., Starchenkova E.S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. 3-e izd. SPb.: Piter, 2011. 336 s.
3. Vodop&yanova N.E. Profilaktika i korrekciya sindroma vygoraniya. SPb.: SPbGU, 2011.
160 s.
4. Pavlova E.V. Specifika faktorov razvitiya emocional&nogo vygoraniya pozharnyh-spasatelej // Aktual&nye napravleniya nauchnyh issledovanij XXI veka: teoriya i praktika. M.: INFRA-M., 2014. V. 2. I. 1. S. 70-79.
5. Bojko V.V. Sindrom emocional&nogo vygoraniya v professional&nom obshchenii. SPb.,
2009. 278 s.
6. Bojko V.V. Energiya emocij v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugih. M.: Nauka,
2010. 154 s.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ФАЗЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ И РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ emotional burnout syndrome phases of emotional burnout symptoms of emotional burnout personal characteristics of officers and staff professional stress effects
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты