Спросить
Войти

Ярославские обыватели и кинематограф в начале XX в

Автор: Луговая Анна Владимировна

УДК 94(470)

А. В. Луговая

Ярославские обыватели и кинематограф в начале XX в.

Статья посвящена восприятию обывателями кинематографа в Ярославле в начале XX в. Приводятся различные точки зрения на появление этого нового технического изобретения, содержится информация об основных электротеатрах города. На основе анализа газеты «Голос» за 1909 и 1912 гг. выявлены и структурированы данные о репертуаре ярославских электротеатров, приводятся показатели о странах-производителях кинематографических лент.

A. V. Lugovaya

Yaroslavl Philistines and Cinematograph in the Beginning of the XX century

The article is devoted to the citizens& perception of cinematograph in Yaroslavl in the beginning of the XX century. There are various points of view on emergence of this new technical invention, the article contains information about the basic electro-theaters of the town. The facts about the repertoire of Yaroslavl electricity theaters, the tapes film-producing countries are identified and are structured on the basis of the analysis of the newspaper "The Voice" for 1909 and 1912.

Период конца XIX - начала XX в. характеризуется ускоренной модернизацией и демократизацией, что теснейшим образом связано с увеличением уровня грамотности населения, урбанизацией, постепенным исчезновением сословной иерархии, расцветом промышленности и появлением технологических новшеств. К основным техническим достижениям XIX в. можно отнести железные дороги, которые привели к расширению связей и теснейшему взаимодействию отдельных регионов между собой; также дагерротип и телеграф, которые сделали возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий [14, с. 89]. Но процесс освоения новых технологий не стоял на месте. Уже с середины XIX в. в Европе и Америке стали проводиться опыты с движущимися изображениями: постепенно осуществлялись показы движущихся фотографий, рисунков, сначала черно-белых, затем цветных. Большой вклад в развитие кинематографа внес Эдисон, создав в 1894 г. «кинетоскоп» - аппарат с окуляром, по барабанам которого передвигалась перфорированная лента длиной 50 футов [15, с. 20-24]. Но решающий шаг в освоении кинематографа сделали братья Люмьер, показав в 1895 г. в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов в Париже сеанс «синематографа». Этот

© Луговая А. В., 2011

аппарат был одновременно съемочным, проекционным и копировальным, далеко превосходившим все ранее созданные. Постепенно его распространили по всему миру под названием «синематограф», «синема», «сине» [15, с. 24]. В 1896 г. он появился и в России, в Санкт-Петербурге на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум».

Возникновение этих технических новшеств не могло не получить отклик среди общественности. Консервативные круги - носители традиционной культуры, которые с настороженностью относились ко всему новому, восприняли это категорически отрицательно. Негативное отношение к кинематографу находим и в словах Николая II: «Я считаю, что кинематограф - пустое, никому не нужное и даже вредное развлечение. Только ненормальный человек может ставить этот балаганный промысел в уровень с искусством» [17, с. 48]. Но были и другие положительные точки зрения. Андрей Белый писал, что «Синематограф - чистое, невинное развлечение на сон грядущий. Синематограф - уют, трогательное поучение! Синематограф - предвестие!» [13, с. 50]. А в «Вестнике кинематографии» напечатали такое стихотворение: «Кинематограф - чудо века, кинематограф - чародей, печать культуры человека на манускрипте наших дней» [19, с. 4].

Так что же такое кинематограф - «Великий Немой» или «Великий Растлитель» [16]? Каким было отношение к новому изобретению у ярославских обывателей? Попытаемся это выяснить на основе анализа данных периодической печати, а именно газеты «Голос» за 1909 и 1912 гг. Начала она выходить с 1909 г. и просуществовала до заката Российской империи. Редактор Н. П. Дружинин и издатель К. Ф. Некрасов придерживались либеральной идеологии кадетской партии, но газета позиционировала себя как независимая. Программа издания предусматривала как освещение политических сюжетов, так и обращение к вопросам общественной самодеятельности [18, с. 119], поэтому могла не только отражать мнения обывателей, но и формировать их отношение к кинематографу. Газета была своего рода «барометром» общественного настроения.

На страницах газеты размещались афиши различных электротеатров. Но это могли себе позволить лишь некоторые кинематографы, пользующиеся большой популярностью у населения и обладающие значительными материальными средствами. Среди них можно выделить электротеатр «Рекорд» на Власьевской улице (сейчас ул. Свободы, 16), принадлежавший крестьянину московской губернии Ивану Михайловичу Бобри-нову и «Волшебные грезы» (сейчас ул. Свободы, 9) ярославского предпринимателя Григория Ивановича Либкена. Реже встречаются афиши электротеатров «Рекорд» на Казанском бульваре (открывался приблизительно 27, 28 марта после Ярославской ярмарки [2]), «Отдых», который располагался на Сенной площади (ныне пл. Труда), и «Забава» на Большой Федоровской улице. В афишах содержалась важная информация о репертуаре, жанрах фильмов, ценах на билеты, реже печатались лаконичные рецензии на кинокартины. Дополнительная информация о кинематографе могла содержаться в статьях газеты, как в разделах «Ярославской жизни», так и «Внутренних и Последних известиях».

На основе анализа афиш электротеатров были составлены таблицы «Данные о репертуаре электротеатров в Ярославле за 1909 и 1912 гг.», «Некоторые показатели о странах-производителях кинематографических лент».

Таблица 1 Данные о репертуаре электротеатров

в Я рославле за 1909 и 1912 гг.

Жанры фильмов 1909 г. 1912 г.

абс. % абс. %

драма 94 33,8 96 31,3

комедия 96 34,5 129 42

натура 63 22,7 58 18,9

феерия 13 4,7 2 0,6

научная 4 1,4 4 1,3

живая хроника 2 0,7 17 5,5

историческое событие 2 0,7 1 0,3

спорт 4 1,4

ВСЕГО 278 100 307 100

Таблица 2 Некоторые показатели о странахпроизводителях кинематограф )ических лент

Страна-производитель 1909 г. 1912 г.

абс. % абс. %

Россия 15 83 22 35,5

Франция 3 17 30 48,4

Англия 2 3,2

Италия 2 3,2

Дания 2 3,2

США 4 6,5

ВСЕГО 18 100 62 100

При анализе таблиц выяснили, что в 1909 и 1912 гг. самыми популярными кинематографическими жанрами были комедия, драма, натура; менее популярными - научные, живые хроники, исторические события. По тем данным, которые удалось собрать, фильмы, как в 1909, так и в 1912 г., были в основном иностранного производства, в большинстве французские. И это не случайно: Франция была родиной кинематографа, именно там начали появляться первые иностранные кинофабрики «Пате» и «Гомон», кото -рые снабжали весь мир лентами своего производства. Но к 1912 г. находим упоминание и о других итальянских, американских, английских и датских кинофабриках. По данным С. Гинзбурга, Россия на протяжении нескольких лет не выпускала своих фильмов, «переломными стали именно 1907-1908 гг., когда необходимость выпуска русских картин стала очевидной» [1, с. 107]. Французские предприниматели хотели затормозить развитие русского производства, но, когда осознали, что это невозможно, решили открыть в России отделения своих кинофабрик, поэтому первые русские фильмы были сняты зарубежными режиссерами. С 1909 по 1912 г. количество отечественных художественных фильмов увеличилось с 15 до 22. Выходили картины по произведениям А. С. Пушкина: «Мазепа» (поэма «Полтава»), Н. В. Гоголя «Вий», А. Н. Островского «Бесприданница», «Гроза», которые были интересны и понятны обывателям. На экранах ярославских электротеатров также показывались новинки кинематографа - «кинодекламации» (фильмы, озвученные с участием одного актера) и «киноговорящие фильмы» (фильмы с участием нескольких персонажей, озвученных разными голосами: «Записки сумасшедшего» 1909 г. и «Дыхание смерти» 1912 г.). Общее количество картин, указанных в репертуаре, было весомым и составляло в 1909 г. - 278, в 1912 г. - 307. Большинство фильмов были выпущены в 1909 и 1912 гг., также встречались фильмы, вышедшие на экран годом или двумя-тремя ранее. Отдельные экземпляры лент были сняты в 1902 и 1903 гг. Среди них знаменитая постановка Жоржа Мельеса «Путешествие на луну», которая была своего рода прорывом в кинематографе. Впервые, в отличие от реальных (достоверных) картин Люмьера, был использован язык театра, трюки, крупный план, макеты и декорации. Эта картина была интересна обывателям, так как режиссер «внес легкий, увлекательный юмор, наивную и очаровательную фантазию» [15, с. 43].

На основе анализа представленных таблиц можно сделать вывод, что масштаб становления кинематографа как явления был огромен. Это подтверждают и разнообразные жанры фильмов, которые могли удовлетворить потребности даже самого взыскательного обывателя. К 1907 г. наряду с иностранной кинопродукцией появляется и отечественная, пользующаяся большим спросом у общественности.

Следует заметить, что газета «Голос» не только знакомила читателей с репертуаром электротеатров, но и в своих статьях формировала отношение ярославцев к кинематографу. Если в 1909 г. мы практически не находим рецензий на фильмы и статей о кинематографе, то спустя три года положение меняется - появляются заметки -«Кинематограф и борьба с ним в Германии» [3], где затрагивается вопрос о пагубном моральном, психологическом, физиологическом воздействии кинематографа на подрастающее поколение. В другой статье, «Роль кинематографа в школе», профессор И. Озеров говорит о необходимости использования кинематографа на уроках географии и истории, для более яркого и наглядного представления картин, просвещения, воспитания любви к Родине, развития наблюдательности и

самодеятельности [4]. Такое же просветительское значение кинематографа прослеживается и в рецензиях на фильмы. Например, в натуре «Муравьиный лев» авторы заявляют, что «подобного рода картины смотрятся с большим вниманием, и администрация электротеатра не сделает ошибки, если будет включать их чаще в репертуар синематографа» [5]. Стоит заметить, что сотрудники газеты были просвещенными, взыскательными людьми, хорошо разбирающимися в мировом кинематографе, поэтому в газете они писали рецензии на действительно высокачественные картины. Высоко были оценены художественные фильмы с хорошей инсценировкой (например, «Такова жизнь» [6], «Отечественная война 1812 года» [7] и др.)

На страницах газеты находим подтверждение тому, что отношение к кинематографу могло формироваться и под воздействием второстепенных факторов - например, от состояния помещения электротеатра. Согласитесь, любому человеку приятно находиться в комфортной обстановке, сидеть на удобных местах, видеть четкое изображение на экране и не отвлекаться на посторонние моменты во время просмотра фильма. Владельцы привилегированных кинематографов могли создать такую обстановку. Например, электротеатр «Волшебные грезы» в августе 1909 г. был отремонтирован. Газета писала, что в театре «роскошная обстановка, действует фруктовый и чайный буфет. Вешалка бесплатная. На зимний сезон приглашен чудный бальный оркестр» [8]. А в 1912 г. был вновь открыт после ремонта электротеатр «Рекорд», помещение которого имело очень уютный и красивый вид [9]. Владельцев менее привилегированных кинематографов мало беспокоило это обстоятельство.

Для привлечения публики и пробуждения интереса к просмотру фильмов приглашались гастролирующие артисты, но в некоторых электротеатрах это, наоборот, отпугивало посетителей. Например, в синематографе «Прогресс» «клоуны рассказывали сальные анекдоты, на все просьбы обывателей закончить их слышались обвинения в их адрес» [10]. У некоторых ярославцев это могло вызвать негативное отношение к данному электротеатру, и, возможно, к кинематографу в целом.

Формированию положительного отношения к синематографу мог способствовать показ различных технических новшеств. Например, «поющий аппарат» [11] или чудо XX в. «Говорящая голова» [12] в электротеатре «Волшебные грезы». Так как фильмы того времени были немыми, эти усовершенствования помогали либо музыкально, либо словесно озвучить кинокартины. Конечно, в то время обывателям это было в новинку.

Итак, газета «Голос», как наиболее популярная и доступная, могла не только отражать отношение обывателей к кинематографу, но и формировать его.

Ярославцы с интересом восприняли появление синематографа как нечто новое, доступное и разнообразное. Возникла потребность в посещении электротеатров, которых год от года становилось все больше. Программа кинематографов была разнообразной, соответствовала потребностям времени, также была нацелена на удовлетворение вкуса любого обывателя. На страницах газеты в этот период мы практически не встречаем резко отрицательных статей о кинематографе, что способствовало формированию положительного отношения. Основные негативные заметки в основном касались лишь некоторых электротеатров, которые позволяли себе приглашать непрофессиональных гастролирующих артистов и мало беспокоились о комфортной обстановке внутри синематографов. В целом на формирование положительного отношения к кинематографу воздействовали сами сотрудники газеты, которые, проанализировав все общероссийские и общемировые тенденции, делали свои выводы. Они высоко оценивали такие жанры фильмов, как картины с натуры, научные ленты просветительного характера, некоторые хорошо поставленные художественные фильмы.

Библиографический список

1. Гинзбург, С. С. Кинематография дореволюционной России [Текст] / С. С. Гинзбург. - М. : Искусство , 1963. - 496 с.
2. Голос [Текст] : ежедневная газета, издаваемая в Ярославле / учредитель Н. П. Дружинин, К. Ф. Некрасов. - Ярославль, 1911, № 30. - С. 1; Голос. - 1910. -№ 69. - С. 1
3. Голос. - 1912. - № 1. - С. 2.
4. Голос. - 1912. - № 126. - С. 2.
5. Голос. - 1912. - № 138. - С. 3.
6. Голос. - 1912. - № 166. - С. 3.
7. Голос. - 1912. - № 206. - С. 1.
8. Голос. - 1909. - № 150. - С. 1.
9. Голос. - 1912. - № 226. - С. 3.
10. Голос. - 1912. - № 302. - С. 3.
11. Голос. - 1909. - № 150. - С. 1.
12. Голос. - 1909. - № 222. - С. 1.
13. Зоркая, Н. М. На рубеже столетий (у истоков массового искусства в России 1900-1910 гг.) [Текст] / Н. М. Зоркая. - М. : Наука , 1976. - 304 с.
14. Массовая культура и массовое искусство. «За» и «Против» [Текст]. - М. : Гуманитарий , 2003. -512 с.
15. Садуль, Ж. История киноискусства (от его зарождения до наших дней) [Текст] / Ж. Садуль. - М. : Изд-во иностранной литературы , 1957. - 463 с.
16. Слоним, М. Историко-литературный кинематограф и его задачи [Текст] / М. Слоним // Вестник воспитания. - 1917. - № 1. - С. 176.
17. Соболев, Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино [Текст] / Р. Соболев. - М. : Искусство, 1961. - 175 с.
18. Таточенко, В. В. Роль провинциальной прессы в формировании гражданского общества в России в конце XIX - начале XX в. (по материалам Ярославской губернии) [Текст] : дис. ... канд. ист. наук : 07. 00. 02 : защищена 23. 04. 10 / Таточенко Виктор Валерьевич. - Ярославль. , 2010. - 241 с.
19. Чернышев, А. А. Русская дооктябрьская киножурналистика [Текст] / А. А. Чершнышев. - М. : Изд-во Моск. Ун-та , 1987. - 216 с.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ КОНЦА xix В ГАЗЕТА «ГОЛОС » КИНЕМАТОГРАФ СИНЕМАТОГРАФ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ОБЫВАТЕЛЬ ФИЛЬМЫ АФИША РЕПЕРТУАР
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты