Спросить
Войти

ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФОРМАЦИИ СЛАВЯНСКОГО ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ УПАКОВКЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Автор: Иов Марина Владимировна

Культура и искусство

Правильная ссылка на статью:

Иов М.В., Федоровская Н.А. — Особенности трансформации славянского орнамента в современной упаковке продуктов питания // Культура и искусство. - 2020. - № 2. DOI: 10.7256/2454-0625.2020.2.30699 URL: https;//nbpublish.com&library_read_article.php?id=30699

Особенности трансформации славянского орнамента в современной упаковке продуктов питания

Иов Марина Владимировна

член правления, ОПКО МДПИ "Мир творчества" 690065, Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Крыгина, 78, кв. 79, 81

И iov_marina@mail.ru

Федоровская Наталья Александровна

доктор искусствоведения

Директор департамента искусств и дизайна, Дальневосточный федеральный университет 690078, Россия, Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, кампус ДВФУ, корп. F, каб. 406

И fedorovska@mail.ru

Статья из рубрики "Архитектура и дизайн"

10.7256/2454-0625.2020.2.30699

Дата направления статьи в редакцию:

05-09-2019

Аннотация.

Последние десятилетия характеризуются повышенным интересом к российской традиционной культуре. Среди маркеров, указывающих на этнический колорит арт-объекта или изделия, особое место занимает орнамент. В статье рассматриваются проблемы развития, трансформации и адаптации к современным условиям традиционного славянского орнамента, используемого в дизайне упаковки. В качестве объекта исследования выбраны графические элементы, нанесенные на упаковку наиболее популярных линеек общедоступных продуктов питания, распространяемых в сетевых супермаркетах. Выбор обусловлен общедоступностью, массовостью изготовления продукции и ее широким межрегиональным охватом, что обеспечивает максимальное взаимодействие с российским потребителем. Основными методами исследования становятся используемые в искусствознании и дизайне сравнительный, семиотико-герменевтический и формально-стилистический методы. Установлено, что

элементы славянского орнамента широко используются в дизайне упаковки продуктов питания. Предпочтение производителей отдается элементам хохломской и гжельской росписей как наиболее известным и брендовым российским традиционным промыслам. Наблюдается активный поиск цветовых, композиционных и сюжетных решений, который свидетельствует не только о неизбежной адаптации и трансформации традиционных элементов, но и указывает на проблемы в подготовке специалистов в области дизайна, которые не всегда знакомы с семантико-смысловым полем используемых орнаментов. В результате в некоторых случаях возникает ассоциативный диссонанс в восприятии продуктов питания и их оформления. Использование традиционного орнамента в этой прикладной сфере предоставляется одним из способов сохранения и развития национальной культуры, формирующий необходимый ассоциативный пласт в сознании общества и требующий аккуратного применения.

На рубеже XX - XXI вв. одновременно с бурным технологическим и социально-культурным прогрессом, углублением процесса глобализации в российском обществе возрос интерес к вопросам национального самосознания, самоидентификации русского человека и шире - славянина. Это нашло отражение не только в составляющих духовной культуры: литературе, музыке, изобразительном искусстве, но и культуры материальной: в архитектуре, дизайне костюма, оформлении интерьеров и бытовых предметов, в том числе в промышленной упаковке.

Интерес к «русскому» или, шире, «общеславянскому» стилю ярко проявился в использовании различных форм традиционных орнаментов, которые помещаются на упаковку товаров повседневного спроса - средства косметики и гигиены, продуктов питания. Производители, размещая типографским способом на упаковке элементы славянского орнамента, стремятся привлечь покупателя, сыграв на позитивных ассоциациях, вызываемых традиционным орнаментом, связанных с натуральным, национальным, патриотичным, экологичным и т.д.

Фундаментальные исследования и собрания образцов славянского орнамента В. В. Стасова ^^ Ю. Ф. Брокмана-21, Н. Ф. Лоренца-31, Б. А. Рыбакова ^ также таких этнографов и искусствоведов, как А. К. Амброз-51, Ю. Я. Герчук Н. А. Иванов Н.

И. Толстой С. Е. Ермаков I9 и др. дают представления о том, как орнамент функционирует в традиционной славянской культуре. Несомненный интерес дизайнеров к применению орнамента нашел отражение как в многочисленных учебных пособиях, так и в диссертационных исследованиях. Например, в работах Т. Хайна [101, Н. В. Антоновой Н. П. Бесчастнова [121, М. Е. Бирюковой [131, Л. М. БуткевичН. К. Величко-151, Л. В. Косогоровой Л. Г. Крамаренко [171, Ю. И. Мазиной М. В. Соколова Е. В. Сокольниковой --201, с. Е. Тлустой 1211 и других.

Адаптация традиционного орнамента к современным условиям продвижения массовой продукции поднимает серьезную проблему сохранения и развития традиционной культуры, национальной идентификации, а также формирования эстетического вкуса у населения, которое ежедневно видит упаковку продукции с нанесенным на неё орнаментом и формирует на основе этого свой ассоциативный ряд.

В данной статье рассматриваются особенности использования традиционного славянского орнамента в современной упаковке продуктов питания. В качестве объекта исследования выбраны графические элементы, нанесенные на упаковку наиболее популярных линеек общедоступных продуктов питания, распространяемых в сетевых супермаркетах г. Владивостока. Выбор обусловлен общедоступностью, массовостью изготовления продукции и ее широким межрегиональным охватом, что обеспечивает максимальное взаимодействие с российским потребителем. Основными методами исследования становятся сравнительный, семиотико-герменевтический и формально-стилистический.

В настоящее время продвижению товара способствует не столько его наполнение, сколько внешний вид, форма, к которой в полной мере относится упаковка продукции. Исследователи феномена упаковки отмечают ее значимость и возможность коммуникации с потребителем посредством ассоциаций. Так, исследования Н. В. Антоновой и О. И. Патоши показывают, что производители заинтересованы в упаковке, которая «включает,

психологические феномены, такие, как ассоциации» —с,16], она должна быть одновременно и эмоционально окрашенной, и иметь характер стереотипа, т.е., как один из вариантов, содержать изображения Времени, Среды или Мира в целом. Американский исследователь феномена Томас Хайн высказывается еще более определенно: «Те, кто делает упаковку, применяют в своей работе такие же уловки, что и природа - цветом, орнаментом или формой они пытаются отключить в мозгу покупателя рациональное мышление и увлечь его товаром... Цель упаковки ...в том, чтобы притянуть потенциально лояльных людей, которые заинтересуются продуктом и сделают его частью своей жизни» Г10. с.721.

Необходимость коммуникации упаковки с потребителем возвращает дизайнера к орнаменту как одной из древнейших форм визуальной коммуникации. Учитывая широкую распространенность орнамента в бытовой среде, исследователи до сих пор ведут дискуссию о том, насколько тот способен нести в себе сакральный смысл и знаковый подтекст. В частности, Ю. Я. Герчук считает, что в традиционном орнаменте символический элемент полностью отсутствует: «Утрата знакового смысла... не страшна орнаменту. Напротив, именно там, где знаковость отсутствует или хотя бы подавлена, вырождена, стала несущественной, орнаментальный мотив вполне выявляет для нас свои качества именно узора - предмета бессюжетного и бескорыстного любования. Орнамент представляется всего лишь «украшением», подчиненным оформляемому им

предмету, растворяющимся в его значении». Г6, с-641

В то же время восприятие орнамента лишь «украшением» свидетельствует не столько об утрате знакового смысла, сколько о постепенном изменении понимания конкретного элемента того или иного орнамента, культурных трансформациях, когда одни знаки и элементы перестают коммуницировать с обществом, уступая место другим, формируя при этом свое информационное пространство. П ри этом визуальная коммуникация между зрителем и орнаментом даже при восприятии его «украшением» не отменяет возможности передачи скрытой в нем информации.

И зучение орнамента, представленного на упаковке продуктов питания, показало, что чаще всего славянским орнаментом наделяются упаковки круп, масла сливочного и сливочно-растительного, сахара, соли, чая, безалкогольных напитков, молока и молочных продуктов, приправ, мясных и овощных консервов, хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, полуфабрикатов (пельмени, вареники, колдуны), мяса птицы.

Представленные на упаковке сведения о производителе, позволили увидеть территориальное распространение создателей продуктов питания, использующих орнамент: от Калининградской области на западе России до Приморского края на востоке; и от Нальчика на юге страны до Норильска на севере. Товары в упаковке с традиционным славянским орнаментом производятся на всей территории страны как в крупных городах, так и в малых населенных пунктах (например, деревня Буртасово Костромской области, поселок Тыреть Иркутской области или село Хабары Алтайского края).

Широкая географическая палитра позволила создать объективное представление о том, каким образом используется славянский орнамент в современной упаковке продуктов питания. Сравнение более 100 выявленных упаковок с растительным орнаментом с аутентичными изображениями по трем признакам (принципы композиции, основные художественные элементы и цвет) показало, что наибольшей популярностью пользуется хохломская роспись.

Традиционно характерными чертами хохломской росписи являются следующие: основные цвета - красный, черный, золотой; дополнительные - желтый, зеленый; основные элементы - травка, травный кустик, капелька, усики, завиток, листок, цветок (ромашка, колокольчик, тюльпан), кудрина, ягодка (брусника, смородина, рябина, клубника, крыжовник). За обилие золотого цвета роспись часто называют «золотая хохлома» (пример 1). Для хохломской росписи характерны два типа композиции: замкнутый и заполняющий (фоновый), реже она представляет собой вид орнаментальных полос. Встречается элемент «пряник», или «рыжик» - квадрат или ромб («пряник»), в центр которого вписан «рыжик», т.е. стилизованное изображение солнца.

Пример 1.

хохломской росписи

Образец Пример 2. Элементы Пример 3. Элементы Г221 хохломской росписи. хохломской росписи.

Ф о то М. В. Иов

Фото М. В. Ио в

Изучение особенностей включения орнамента в дизайн упаковки показало, что, видимо, следуя указаниям специалистов по маркетингу и брендингу, дизайнеры не выдерживают требований к композиции, изображению основных элементов, использованию цвета или цветовых соотношений орнамента.

Так, обращают на себя внимание пельмени «Дворянские рецепты», «Имперские», «Боярские» ООО Ратимир, г. Владивосток, на упаковке которых использован хохломской орнамент (примеры 2-3). Здесь применяются фрагменты традиционной заполняющей композиции, характерное образное и цветовое решение, однако крестьянский по происхождению орнамент диссонирует с пафосными названиями продукта. Отметим, красочная упаковка на протяжении нескольких лет использовалась производителем, однако в июне 2019 г. произошло изменение дизайна. Теперь в оформление той же продукции введен нейтральный заполняющий растительный орнамент, что позволило

снять несоответствие названия продукта внешнему виду упаковки. Этот факт свидетельствует о том, что постепенно производители начинают обращать внимание на знаково-смысловую природу орнамента.

Тот же производитель продолжает использовать элементы хохломы в других продуктах. Так, в группе продуктов «вареники» орнамент играет второстепенную роль, едва намекая на «русскость» продукта, хотя в рисунке угадываются элементы «хохломской кудрины». Задача дизайнера, вероятно, состояла в том, чтобы дать потребителю цвет-индекс, указывающий на состав: вареники с капустой - зеленый фон, вареники с картофелем и сыром - желтый фон, вареники с творогом - синий. Фон упаковки для последних полностью соответствует товарной категории «молочные продукты».

Обратим внимание также на процессы преобразования, протекающие внутри самого народно-художественного промысла «Золотая хохлома», свидетельствующие о том, что хохломская роспись - это живая, развивающаяся традиция, способная к трансформации и поиску новых решений в рамках стилевого направления. На официальной странице крупнейшего НХП предприятия «АО Хохломская роспись» в Инстаграме приведены образцы изделий с непривычными глазу цветовыми акцентами: роспись идет не по черному или золотому фону, а по голубому, трявянисто-зеленому, желтому, белому/серебря ному. Меняется цвет росписи, появляются новые изобразительные элементы, например, ландыши, ранее не встречавшиеся. Эти изменения в традиционном орнаменте отражаются и на упаковке.

Приведем примеры использования хохломского орнамента в зеленых, бело-голубых, синих, коричнево-песочных цветах на упаковках и этикетках. Это сахар-рафинад «Отличная кухня» (ООО «ФБК», с. Кременкуль, Челябинская область); крупы, фасоль, горох «Семейные закрома» (ООО «Фэмели стокс», г. Новосибирск); соусы, майонез, горчица «От Максима» (ИП Березин Максим Анатольевич, г. Артем, Приморский край) (примеры 4-5). Одновременно ООО «Фэмели стокс» выпускает макаронные изделия в упаковке с традиционным хохломским орнаментом (пример 6). В группе соусов «От Максима» используемый цвет фона и орнамента служит различению продукта внутри группы одного производителя (пример 7).

Пример Элементы хохломской росписи.

Ф о то М. В. Иов

4. Пример Элементы хохломской росписи.

Фото М. В. Ио в

5. Пример Элементы хохломской росписи.

Фото М. В . И о в

6. Пример Элементы хохломской росписи.

Фото М. В. Ио в

Выявлены также случаи трансформации изобразительных мотивов при сохранении традиционного цветового оформления. Сравним упаковку масла сливочного «АлМаз» (О О О «Молочные технологии», г. Барнаул) и маргарина столового сливочного «Тулинский» (ООО ГК «Святелия», п. Мичуринский, Новосибирский р-он) (примеры 8-9).

7

Основной желто-золотой цвет соответствует как художественным особенностям хохломской росписи, так и цвету товарной категории. Однако на упаковке маргарина элементы росписи лишь в общих чертах напоминают хохломскую кудрину, травку, ягодку: все формы стали более вытянутыми и остроконечными. Применен ленточный принцип построения композиции, что также встречается достаточно редко в названном традиционном орнаменте.

Завершая описание трансформаций, выявленных в хохломском орнаменте, рассмотрим упаковку консервированных продуктов (индейка в собственном соку, говядина тушеная, свинина тушеная, мясо кролика тушеное) С.К.Е.Л.С. Балтийский эталон (ООО «МКК Балтийский», Санкт-Петербург) (пример 10). Нарушений в воспроизведении традиционных элементов орнамента: композиции, цветовых сочетаний, мотивов - нет. Однако оформление нельзя признать удачным, так как растительный орнамент не вызывает у потребителя образ продукта, помещенного в упаковку.

Пример 8. Элементы Пример 9. Элементы Пример 10. Элементы хохломской росписи. хохломской росписи. хохломской росписи.

Фото М. В. Иов Фото М. В. Иов Фото М. В. Иов

Не менее популярным орнаментом, используемым в упаковке, становится гжель. Традиционно роспись имеет фоновый цвет белый, цвет росписи - всевозможные оттенки синего; основные элементы - цветок в окружении листочков, реже капелек, усиков; встречаются изображения птичек и петушков (пример 11).

Пример 11-231

Пример 12.

Элементы росписи гжель.

Фо то М. В . И о в

Пример 13. Пример 14. Элементы

Элементы росписи гжель.

росписи гжель.

Фото М. В. Ио в

Ф о то М. В. Иов

Как и в предыдущих случаях производители по-разному используют элементы росписи. Так, цвет-индекс и цвет орнамента совпадают и отражают состав продукта на упаковке вареников крестьянских с творогом «Доброе дело» (ОАО «Мясокомбинат Находкинский», г. Находка, Приморский край), спреда растительно-сливочного «Крестьяночка» и масла растительно-сливочного (ООО «Фабрика Фаворит», г. Чулым, Новосибирская обл.)

(примеры 13-14).

Контрастом к ним выступает упаковка пельменей «Сибирские» (ООО «Надежда 95», П риморский край). Обратим внимание на то, что используемый здесь цвет-индекс (бело-сине-голубой) указывает на товарную группу молочных продуктов, что не соответствует пельменям (пример 12). Кроме того, цветовые ассоциации, которые должны мотивировать покупку товара (Сибирь - снег, мороз, холод; пельмени - тепло, сытость), при использовании цветочно-растительного орнамента гжельской росписи у покупателя не возникают (цветы традиционно ассоциируются с летом, теплом и т.п.).

И зучение визуального наполнения упаковки показало также частое совмещение в одной композиции элементов, принадлежащих к разным орнаментам. Например, круглая форма крышки карамели леденцовой (монпансье) «Столичная изюминка»: «Ассорти» (Гжель), изготовитель ЗАО «Кондитерская фабрика», г. Вологда продиктовала создание замкнутой композиции. На синем фоне в центре помещена матрешка, на синих одеждах которой изображена скачущая тройка. Центральная фигура окружена цветами и листьями, которые не соединены в венок, белый рисунок обведен мелким узором из капелек, полукружий и точек (пример 15). Н а этой упаковке использовались элементы нескольких традиционных росписей: жостовской в композиции, хохломской в изображении растений, гжельской в цветовом оформлении, городецкой в сюжетном мотиве на матрешке. Отметим, что название карамели ассоциативно не соответствует всем присутствующим на упаковке элементам, кроме выбора цвета.

На крышке жестяной коробки печенья сдобного «Народные мотивы» торговой марки «Монте Кристо» (ООО «Мак-Иваново», Россия) совмещены элементы жостовской и гжельской росписей, но рисунок листьев не соответствует традиционному (пример 16). Интересный пример межнационального синтеза демонстрирует этикетка кваса «Окрошечка» (Торговая марка «Сангурай», г. Артем): в красно-желтом сочетании изображены предметы русской деревянной посуды с орнаментом, распространенным у коренных народов Дальнего Востока и Китая (пример 17).

П риме р 15. С инте з элементов. Фото М. В. Иов

П ример 16. Синтез Пример 17. Синтез элементов. Фото М. В. элементов. Фото М. В. Иов Иов

Причудливые сочетания, формирующие специфический ассоциативный ряд, выявлены на этикетке колбас «Губернаторская» и «Миланская» («Беларуск смак», Беларусь). Здесь в традиционный славянский орнамент с символами плодородия включено изображение геометризованного сердца, являющегося распространенным элементом в европейской орнаменталистике (пример 18).

В этикетку водки «Финский стандарт люкс» (ООО «Гермес Ника», Россия, КБР, г. Н альчик) вводится изображение славянской богини плодородия (предположительно, Лады) в окружении оленей, ассоциирующихся с севером. Однако помещение этих элементов на алкогольную продукцию приводит к смысловому диссонансу.

Использование славянского символа плодородия и рождения здорового потомства сложно сочетается с крепкими алкогольными напитками (пример 19). Крестьянский орнамент плодородия также размещен рядом с элементом геральдического орнамента, выполненного в византийской традиции на упаковке фасоли, кукурузы, горошка зеленого «Сыта - Загора» (ТМ «Сыта-Загора») (пример 20).

Пример 18. Синтез элементов Фото М. В. Иов

Пример 19. Синтез элементов

Ф о то М. В. Иов

Пример 20. Синтез элементов Фото М. В . И о в

Таким образом, общие культурные тенденции, связанные со стремлением к национальным корням и самоопределению, проявляются в том числе и в бытовой культуре. Использование дизайнерами славянского орнамента на современной упаковке отражает внутренние запросы общества и подчеркивает интерес к элементам традиционной культуры. Орнамент, несущий в себе исторически сложившийся знаково-семиотический пласт, обладает способностью к активной визуальной коммуникации с потребителем, который неосознанно воспринимает эту информацию, формируя свой индивидуальный ассоциативный ряд.

Изучение особенностей использования славянских орнаментов показало, что предпочтение производителями отдается элементам хохломской и гжельской росписей как наиболее известным и брендовым, с современной точки зрения, российским традиционным промыслам. Дизайнеры выбирают для упаковки узнаваемый, вызывающий положительные ассоциации с отечественным, натуральным, экологическим продуктом орнамент.

В то же время наблюдается поиск новых цветовых, композиционных и сюжетных решений в орнаменте. Не всегда эти художественные решения удачны и концепционно оправданы. Они свидетельствуют не только о незнании авторов смыслового наполнения того или иного орнамента, но и о возможных трансформациях и расширении этого смыслового наполнения в связи с современными условиями развития культуры, что требует детального изучения. Применение элементов традиционного славянского орнамента на упаковке повсеместно распространенных продуктов питания в определенной степени оказывает влияние на современные представления общества о традиционной культуре в целом.

Библиография

1. Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитье, ткани, кружева. Объяснительный текст В. Стасова. - М.: GOLDEN BOOKS, 2008. - 144 с.
2. Школа рисования: Стили в искусстве. Орнаменты и декоративные мотивы [Текст]. -М.: АСТ-Астрель, 2006. - 318 с.
3. Лоренц, Н. Ф. Орнамент всех времен и стилей [Текст] / Н. Ф. Лоренц,-М.: Эксмо,-2010.-296 с.
4. Рыбаков, Б. А. Прикладное искусство и скульптура [Текст] / Б. А. Рыбаков // История культуры Древней Руси.-М.; Л.: Наука, 1951.-Т. 2. - С. 394-464.
5. Амброз. А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа [Текст] // Советская археология, 1966, № 1. - С. 61-76.
6. Герчук, Ю. Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа [Текст] / Ю. Я. Герчук. - М.: Галарт, 1998.-328 с.
7. Иванов Н. А. Орнамент: Герменевтика и глоссарий [Текст] / Н.А. Иванов. - М.: Этерна, 2018. - 352 с.
8. Толстой, Н. И. К реконструкции семантики и функции некоторых славянских изобразительных и словесных символов и мотивов [Текст] // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л. : Наука, 1990. - С. 47-67.
9. Ермаков, С. Э. Символы в традициях восточных славян [Текст] / С. Э. Ермаков, Д. А. Гаврилов.-М.: Вече, 2018.-320 с.
10. Хайн, Т. Тотальная упаковка. Тайная история и скрытые смыслы завлекательных коробок, банок, бутылок и других емкостей [Текст] / Пер. с англ. И. Форонова. - М.: изд-во Студии Артемия Лебедева, 2017. - 432 с.
11. Антонова, Н. В. Восприятие брендов и стратегии потребительского поведения [Текст] / Н. В. Антонова, О. И. Патоша; отв. ред. Н. В. Антонова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: Издательский дом высшей школы экономики, 2017. - 208 с.
12. Бесчастнов, Н. П. Художественный язык орнамента: учебн. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» [Текст] / Н. П. Бесчастнов. - М. : Гуманитарный издательский Центр «Владос», 2010.-335 с.
13. Бирюкова, М. Е. Традиции и современность в дизайне упаковки: на примере винной паковки [Текст]: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.06, / Бирюкова Мария Евгеньевна. - М., 2004. - 163 с.
14. Буткевич, Л. М. История орнамента [Текст]/ Л. М. Буткевич. - М.: Гуманитарный издательский Центр «Владос», 2008. - 267 с.
15. Величко, Н. К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия [Текст] / Н. К. Величко. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.-224 с.
16. Косогорова, Л. В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. учреждений высшего образования [Текст] / Л. В. Косогорова, Л. В. Неретина.-М.: Издательский центр "Академия", 2014.-224 с.
17. Крамаренко, Л. Г. Декоративное искусство России ХХ века (К проблемам формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды) [Текст]: дис... доктора искусствоведения: 17.00.04/ Крамаренко Людмила Георгиевна. - М., 2005. - 242 с.
18. Мазина, Ю. И. Национальные традиции декоративно-прикладного искусства в современном дизайне [Текст]: дис... канд. искусствоведения: 17.00.04./ Мазина Юлия Ильинична. - Барнаул, 2012. - 211 с.
19. Соколов, М. В. Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие для вузов [Текст] / М. В. Соколов, М. С. Соколова. - М.: Гуманитарный издательский Центр «Владос», 2013. - 399 с.
20. Сокольникова, Е. В. Семиотический подход к анализу национальной специфики

графического дизайна в процессе подготовки дизайнеров в вузе [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Сокольникова Елена Владимировна. - М., 2011. - 250с.

21. Тлустая, С. Е. История орнамента: учебное пособие [Текст]. - Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2013. - 112 с.
22. Хохлома [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хохлома (дата обращения 10.08.2019).
23. Фарфор и фарфоровая посуда. Гжель. [Электронный ресурс] URL: http://www.ruskniga.com/farfor.html (дата обращения 29.08.2019).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования, данные о рецензенте не указываются.

Рецензия на статью

Замечания: «Адаптация традиционного орнамента к современным условиям продвижения массовой продукции (адаптация орнамента — к условиям продвижения продукции?) поднимает серьезную проблему сохранения и развития традиционной культуры, национальной идентификации, а также формирования эстетического вкуса у населения, которое ежедневно видит упаковку продукции с нанесенным на неё орнаментом и формирует на основе этого свой ассоциативный ряд (какого рода?). » Для формулировки конкретной проблемы, предназначенной к разрешению — чрезмерно общо. В чем заключается проблема исследования? «В качестве объекта исследования выбраны графические элементы, нанесенные на упаковку наиболее популярных линеек общедоступных продуктов питания, распространяемых в сетевых супермаркетах г. Владивостока. Выбор обусловлен общедоступностью, массовостью изготовления продукции и ее широким межрегиональным охватом, что обеспечивает максимальное взаимодействие с российским потребителем. » При чем здесь массовость изготовления продукции и выбор объекта исследования? «В настоящее время продвижению товара способствует не столько его наполнение, сколько внешний вид, форма, к которой в полной мере относится упаковка продукции. » Сомнительно; как минимум, требует подтверждения. «Исследователи феномена упаковки отмечают ее значимость и возможность коммуникации с потребителем посредством ассоциаций. Так, исследования Н. В. Антоновой и О. И. Патоши показывают, что производители заинтересованы в упаковке, которая «включает, психологические феномены, такие, как ассоциации» [11, c.16], она должна быть одновременно и эмоционально окрашенной, и иметь характер стереотипа, т.е., как один из вариантов, содержать изображения Времени, Среды или Мира в целом. Американский исследователь феномена Томас Хайн высказывается еще более определенно: «Те, кто делает упаковку, применяют в своей работе такие же уловки, что и природа - цветом, орнаментом или формой они пытаются отключить в мозгу покупателя рациональное мышление и увлечь его товаром... Цель упаковки ...в том, чтобы притянуть потенциально лояльных людей, которые заинтересуются продуктом и сделают его частью своей жизни» [10, с.72]. » В общем, логически весьма шатко; с одной стороны, автор ломится в открытую дверь, с другой, пытается ввести в нее весьма неопределенный тезис, в итоге подвешивая его в воздухе. Столь же логически-аморфен следующий эпизод (о назначении орнамента). «Изучение орнамента, представленного на упаковке продуктов питания, показало, что чаще всего славянским орнаментом наделяются упаковки круп, масла сливочного и сливочно-растительного, сахара, соли, чая, безалкогольных напитков, молока и молочных продуктов, приправ, мясных и овощных консервов, хлеба и хлебобулочных, кондитерских изделий, полуфабрикатов

(пельмени, вареники, колдуны), мяса птицы. » Пара-тройка цифр серьезно украсила бы фрагмент. «Широкая географическая палитра позволила создать объективное представление о том, каким образом используется славянский орнамент в современной упаковке продуктов питания. » Как «географическая палитра» «позволяет создать объективное представление»? И далее: «Сравнение более 100 выявленных упаковок (? как они были «выявлены»? И где?) с растительным орнаментом с аутентичными изображениями по трем признакам (принципы композиции, основные художественные элементы и цвет) показало, что наибольшей популярностью пользуется хохломская роспись. » Как связаны упоминаемые «признаки» с конечным результатом? То, что доминирует именно хохломская роспись, можно установить без применение этих «признаков». «Традиционно характерными чертами хохломской росписи являются следующие: основные цвета - красный, черный, золотой; дополнительные - желтый, зеленый; основные элементы - травка, травный кустик, капелька, усики, завиток, листок, цветок (ромашка, колокольчик, тюльпан), кудрина, ягодка (брусника, смородина, рябина, клубника, крыжовник). За обилие золотого цвета роспись часто называют «золотая хохлома» (пример 1). » Зачем это описание? Как связано с темой? И тог, следующий за достаточно пространным описанием «хохломы» и «гжели»: «Таким образом, общие культурные тенденции, связанные со стремлением к национальным корням и самоопределению, проявляются в том числе и в бытовой культуре. Использование дизайнерами славянского орнамента на современной упаковке отражает внутренние запросы общества (из чего это следует, чем подтверждается?) и подчеркивает интерес к элементам традиционной культуры. Орнамент, несущий в себе исторически сложившийся знаково-семиотический пласт, обладает способностью к активной визуальной коммуникации с потребителем, который неосознанно воспринимает эту информацию (?), формируя свой индивидуальный ассоциативный ряд (?). » Собственно, от этого автор отталкивался в начале. Пространный анализ ничего ровно к этим (голословным) утверждениям не добавил. Заключение: работа в целом отвечает требованиям, предъявляемым к научному изложению, но в структурно-логическом отношении достаточно аморфна. Рекомендована к публикации с учетом замечаний.

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ СЛАВЯНСКИЙ ОРНАМЕНТ ТРАДИЦИОННЫЙ ОРНАМЕНТ СИМВОЛИКА ОРНАМЕНТА ХОХЛОМА ГЖЕЛЬ ДИЗАЙН УПАКОВКИ ТРАНСФОРМАЦИЯ АДАПТАЦИЯ СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты