Спросить
Войти

Профессиональная мораль, нравственность и этика главного редактора (Н. А. Бердяев во главе философско-религиозного журнал «Путь»)

Автор: Шипилова Мария Владимировна

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА (Н.А. БЕРДЯЕВ ВО ГЛАВЕ

ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНОГО ЖУРНАЛА «ПУТЬ»)

М.В. Шипилова

журналистская этика, главный редактор.

Помимо творческих и управленческих задач, в редакторской практике особое значение имеет духовная составляющая. Главный редактор всегда берет на себя всю полноту ответственности за руководимое им издание, которое в идеальном варианте является носителем высокой духовности. Поскольку влияние СМИ на общественное сознание необычайно велико и они имеют возможность постепенно, методично и продолжительно оказывать воздействие на мнение каждого индивида и общество в целом, значение личности главного редактора, его моральной ответственности как лидера, умение четко обозначить духовные приоритеты при издании журналистского продукта необыкновенно важны.

Рассмотрим духовные характеристики главного редактора на примере Николая Александровича Бердяева - философа, публициста, редактора религиозно-философского журнала «Путь», который выходил в Париже в 1925-1940 годы.

Н.А. Бердяев был, прежде всего, известным философом, но и на редакторском поприще, в области публицистики он зарекомендовал себя как умелый и тонкий руководитель, сумевший привлечь к участию в периодическом издании значительные силы. Среди авторов журнала «Путь» значатся ученые, философы, публицисты и литераторы - С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, В.Ф. Эрн, П.А. Флоренский, Г.А. Рачинский, Н.О. Лосский. И, конечно, главные темы, которые поднимал Бердяев на страницах своего издания, - темы свободы, духа, личности, творчества, нравственности. Издание «Путь» было, пожалуй, единственным в России, в публикуемых материалах которого творческая свобода сочеталась с высокой культурой и ярко выраженной духовной направленностью.

Анализируя журналистский опыт прошлого, нельзя не сопоставить его с современной действительностью. Для редакторов и

журналистов сегодняшнего дня высокие культурные и духовные ценности заменились ценностями рыночными, отношением к людям как к вещам и товару, как к средству извлечения из них прибыли. Средствами массовой информации, по сути, была создана своеобразная система ценностей, в центре которой заняли позиции идеи личного успеха, индивидуализма, предпринимательства и потребительства. Рыночный характер, по мысли исследователя В.И. Кузина, стал преподноситься в качестве высшей общечеловеческой и нравственной ценности [Кузин, 1997, с. 27]. Такие понятия, как мораль, нравственные постулаты, которые добровольно принимаются человеком, определяют его внутреннюю и внешнюю жизнь, уступили место приспособленчеству к условиям рынка, что подразумевает обретение редакторами и журналистами рыночного характера, осознанием себя и результатов своей деятельности в качестве товара. Ключевыми чертами современной российской журналистики стали двойная мораль, пренебрежение нравственными категориями, асоциальность. Все это нашло отражение в выборе тем для публикации, в способах сбора и оценки источников информации, в самом материале и последствиях его публикации, в отношении к аудитории, в личном понимании журналистами роли СМИ в обществе.

Н.А. Бердяев неоднократно затрагивал в своих работах и на страницах журнала вопросы морали. С точки зрения русского философа, искать исток морали следует в свободе - иррациональной, то есть произвольной и рациональной, связанной с исполнением морального долга.

Журнал «Путь» представлял собой уникальный для русских теоретических и, в частности, религиозно-философских журналов опыт дискуссионного издания, в котором не господствовала идеологизация -ни политическая, ни религиозная. Это было чисто интеллектуальное богословско-философское периодическое издание, включающее наряду с академическими богословскими статьями религиозную публицистику, эссе, письма, мемуары. Многообразие тем журнала превращало каждый его номер в подлинную энциклопедию русской духовной культуры. Здесь освещались проблемы сближения церквей, а также вопросы литературы и искусства, философии и психологии. «У Н.А. Бердяева было необыкновенно острое чутье на истину, актуальность общественной проблематики. Он писал об антиномии спасения и творчества, о неудаче Ренессанса и о реализме Пикассо, о влиянии развивающейся техники на духовную типологию общества, писал вообще о духе своего времени. На такой уровень обобщения мало кому дано подниматься. Ведь для этого необходимо чувствовать

дух своего времени. И Бердяев обладал этим редким качеством, которое необходимо каждому пишущему человеку и особенно публицисту» [Игумен Вениамин, 1998, с. 36].

Современные журналисты также хорошо чувствуют дух своего времени, нацеленный на максимальную прибыль и рейтинги, в результате чего СМИ утрачивают свои традиционные функции -просвещения, гуманизма, познания, культуры и переходят на позиции шоу-бизнеса, рекламы. В СМИ все больший вес обретают гламурные нъюсмейкеры, пиармены, маркетологи, рекламные агенты, шоумены, продюсеры и так далее. Журналистов же, по словам исследовательницы Светланы Пасти, вполне устраивает роль развлекателей. Они воспринимают журналистику больше как PR для продвижения политических и экономических медиаклиентов [Пасти, 2004, с. 250].

Н.А. Бердяеву этика виделась ядром, к которому стремится философская мысль. Именно этика задает вопрос о том, «кто я есть» и «куда иду». По мнению философа, «этика должна быть не только теоретической, но и практической, то есть призывать к нравственному преобразованию жизни, не только к усвоению, но и к переоценке ценностей. Она должна раскрывать чистую совесть, незамутненную социальной обыденностью. Основное условие нравственной жизни есть свобода - свобода добра и зла. Без свободы зла нет нравственной жизни. Это делает нравственную жизнь трагической. Этика законническая, нормативная, для которой свобода лишь условие выполнения нормы добра, не понимает трагизма нравственной жизни. Трагическое есть основное нравственное явление и основная категория этики» [Бердяев, 1993, с. 33-34].

В.И. Кузин выделяет следующие «смертные грехи» журналиста, а также человека, возглавляющего издание - «искажение фактов, почитание «ложных образов», то есть мифологизация, преднамеренное деление героев на «злых» и «добрых», вторжение в частную жизнь и так далее. Чтобы вольно или невольно не впадать в эти и другие «грехи», необходимо соблюдать определенные моральные нормы. Открывать для себя и сообщать читателям Истину. Продумывать последствия того, о чем пишешь и говоришь. Но простого сообщения Истины недостаточно, если отсутствует суждение, основанное на информированности (знаниях). Нравственный долг главного редактора, а вместе с ним и журналиста состоит в том, чтобы побуждать аудиторию к получению знаний» [Кузин, 2001, с. 14].

Редактор, как и всякий человек, обязан быть порядочным, честным, терпимым к мнению других (толерантным), обладать

мужеством, открыто признавать свои ошибки и, конечно, уважать, ценить, беречь и чтить «Слово», которое, как известно, может убить, но также просветить, возвысить, утешить, вдохновить.

Современные работники СМИ порой воспринимают свою деятельность как «халтуру». Они допускают публикацию непроверенной информации и разного рода слухов. Текущая практика навязывает российскому журналисту другую обязанность - служение политической власти и экономической элите общества. «Молодое поколение считает себя ответственным, прежде всего, перед нанимателем. Коррупция, блат, ложь, собственный интерес, ответственность перед медиавладельцем и частным клиентом способствуют экономическому и профессиональному успеху журналиста» [Пасти, 2004, с. 260-261]. Откровенное обслуживание властей предержащих и финансово-промышленной олигархии превратилось в нормальное явление современной журналистики.

Сегодня за медиабизнес хватаются дилетанты, которые плодят вокруг себя таких же дилетантов. Возможно, это есть причина того, что у нас так процветает таблоидно-гламурная и «желтая» журналистика. По мнению нынешнего главного редактора «Огонька» Леонида Бершидского, ремеслом журналиста может овладеть каждый. Требования к «пластмассовым мальчикам» и «интернет-компиляторам» - безындивидуальность, владение парой иностранных языков и умение правильно войти в сеть.

Таким образом, средствами массовой информации сегодня зачастую руководят люди, не обладающие элементарными представлениями о нравственности, на каждом шагу преступающие принципы морали и профессиональной этики, представляющие собой скорее глянцевую богему, нежели зрелую личность, и руководящие такими же непрофессиональными, раздираемыми рыночными идеалами людьми, как и они сами.

Проблемой личности Бердяев интересовался особенно. Личность, по его мнению, есть воплощение по преимуществу нравственных принципов, из нее определяется отношение ко всякой ценности. И поэтому в основе этики лежит идея личности. Единство и ценность личности не существуют без духовного начала. Духовность же Бердяев понимал как некое новое качество, возможное лишь в состоянии общения. Духовность всегда социальна, всегда связана с ответственностью за все происходящее вокруг, за зло, прямо или косвенно совершаемое людьми [Бердяев, 1993, с. 62-63].

Бердяев, несомненно, представлял собою яркую личность, харизматичного руководителя издания, жестко следующего принципам

морали. Известно, что он был организатором и участником заседаний Религиозно-философской Академии, которые проходили в редакции журнала «Путь». Сотрудники журнала принимали активное участие в этих заседаниях, представлявших собой нечто вроде дискуссионного клуба, где читались лекции на религиозно-философские темы, сообщения о которых появлялись затем на страницах «Пути». Свое умение сталкивать противоположные мнения Бердяев нередко использовал на посту редактора журнала. Своеобразие журналу придавали регулярно публикуемые так называемые «открытые» письма, с помощью которых главный редактор «вызывал огонь на себя», становясь выразителем важнейших идей религиознофилософского и богословского характера, возникавших в зарубежных православных кругах. Не на последнем месте стояли идеи морали и нравственности.

Общечеловеческие нормы нравственности служат критериями должного поведения специалиста. А такие представления, как «идеал», «счастье», «смысл жизни» вообще не умещаются в профессиональные рамки. «Идеал» питает представления о профессиональном долге и справедливости, от «смысла жизни» берет начало ответственность, а «счастье» дает опору самооценивающим механизмам: совести, чести, достоинству. Более того, именно благодаря высшим регуляторам все остальные нравственные предписания получают возможность творческого применения.

Определяя тему и цель конкретного материала, делая предметом публичного обсуждения те или иные факты текущей жизни и давая им оценку, журналист тем самым принимает на себя ответственность за социальные последствия своего выступления [Авраамов, 1991, с. 45].

Бердяев предлагал оценивать правила обычной нравственности с точки зрения «чистой совести», а не с точки зрения временных нужд человека. Например, он критикует всякий фанатизм, всякое попечение о «дальнем» за счет «ближнего» своего, указывает на отсутствие истинной любви, а именно любви к конкретной отдельной личности, и на подмену ее любовью к абстрактным теориям, программам и прочему.

Применительно к современности говорить о «любви к конкретной отдельной личности» не приходится. Рыночная журналистика привела к отчуждению аудитории от СМИ, полному падению доверия. Рыночные журналисты ориентированы против людей, любые взаимоотношения оценивают с позиции «что я буду от этого иметь». Журналист отождествляет себя со специфическим проводником информации. «Информация становится самодовлеющим фактором

журналистской деятельности. Он теряется и исчезает в этом потоке информации, которая проводится им, но не переживается и не осознается» [Кузин, 1997, с. 35].

Профессиональная мораль способна оказывать воздействие на трудовую деятельность не только с помощью норм. Она регулирует поведение и через систему ценностей.

Если в понятии нормы подчеркивается обязанность поступать определенным образом и подразумеваются санкции за ее нарушение, то в ценности превалируют добровольность и внутренняя убежденность в необходимости следовать ей.

Исследования показали существенную трансформацию ценностей современных журналистов. Так, Л.Г. Свитич изучает журналистскую социально-профессиональную группу с 1960-х годов. Она пришла к выводу, что для сегодняшних журналистов характерен прагматичный и даже авантюристический взгляд на профессию, как на способ зарабатывания денег. Если, например, в советское время журналисты рассматривали себя в качестве воспитателей, организаторов, глашатаев общественного мнения, то сегодня многие видят себя развлекателями, продавцами информации. «В прессе доминируют ценности финансовых и коммерческих структур. Из этого следует, что современная журналистика достаточно ангажирована, медиа подменяют объективное ценностное ориентирование людей пропагандой ценностей владельцев медиа» [Устимова, 2000, с. 4, 25]. Среди функций морали наиболее рельефно проявляется ее способность регулировать поведение личности. В деятельности редактора профессиональная мораль должна присутствовать не только в качестве ориентира и регулятора его поведения. Она предлагает ему благородные мотивы служения общественному благу, дает ключ к понимаю другого человека. Е.П. Прохоров подчеркивает, что «для руководителя издания исключена позиция высокомерного наставника, поучающего ментора. Серьезный, честный, доступный разговор по самым сложным вопросам, умение вести за собой аудиторию, способствовать ее развитию и повышать уровень осмысления окружающего - необходимые требования этики» [Прохоров, 2007, с. 332-337].

Таким образом, можно сделать вывод, что, не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и потомков, не ощутив полноту ответственности перед обществом и людьми, редактор не может считать себя зрелым профессионалом, способным руководить средством массовой информации. Готовность к успешной деятельности определяется,

прежде всего, степенью точности представлений об общественной роли профессии, богатством общего творческого потенциала личности, во многом зависящего от уровня ее социального, интеллектуального и нравственного развития.

Литература

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста : Парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Вениамин (Новик), игумен. Мужество человека, публициста, философа // Невский наблюдатель. 1998. № 1(3).

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2001.

Кузин В.И. Формирование «рыночного характера» у журналистов российских СМИ // Журналистика и социология-97. Журналист : личность, должность, долг. СПб, 1998.

Пасти (Юшкевич) С. Российский журналист в контексте перемен. Медиа Санкт-Петербурга. Тампере ; Финляндия, 2004.

Прохоров П. Введение в теорию журналистики. М., 2007.

Н.А. БЕРДЯЕВ ЖУРНАЛ "ПУТЬ" ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭТИКА ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР n.a. berdyaev magazine "put" journalist ethics main editor
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты