Спросить
Войти
Категория: Социология

ПЕНСИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ФГБОУ ВО "АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ")

Автор: Полевая Н.М.

скую модернизацию и трансформацию, обеспечивает успешное развитие частной собственности и производства, сохраняя при этом существующую политическую систему. Системные преобразования рыночного характера происходят с сохранением политической стабильности и базовой идеологии. В таких условиях социальная работа и ее совершенствование становятся действенным инструментом общественных преобразований и достижения запланированного уровня социальной гармонии.

1. Дамбаева, Д.Р., Базарова, Т.С. Особенности системы социальной защиты в Китае // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2015. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-sotsialnoy-zaschity-v-kitae.
2. Фирсов, М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ВЛАДОС, 2001.-432 с.
3. Цай Ханьбо itèf^fê^ Социальное обеспечение (М).^км Пекин : Изд-во экономической науки, 2010.
4. ЩСМ Хоу Вэньжо^ Кун Цзинюань : ((ÎtèfS: ïû) Социальное обеспечение (М) Пекин: Изд-во Китайского народного университета, 2006.

УДК 369.542

Н.М. Полевая, В.В. Ситникова

ПЕНСИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ И ФГБОУ ВО «АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

В статье рассматривается понятие и результаты исследования пенсионной грамотности студентов в вузе на примере взаимодействия отделения Пенсионного фонда по Амурской области и ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет».

PENSION LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS: THE CONCEPT AND DIRECTIONS OF RESEARCH ((ON THE EXAMPLE OF INTERACTION OF THE DEPARTMENT OF THE PENSION FUND IN THE AMUR REGION AND THE AMUR STATE UNIVERSITY»)

The article deals with the concept and problems of research ofpension literacy of students at the University on the example of interaction of the Department of the Pension Fund in the Amur region and the Amur state University.

Актуальность изучения пенсионной грамотности студентов вуза обусловлена реформированием пенсионной системы Российской Федерации. Пенсионная реформа РФ, запланированная на пе78

Вестник ЛмГУ

Выпуск 88, 2020

риод с 2019 г. по 2028 г., предполагает постепенный подъем пенсионного возраста. Для женщин предусматривается повышение пенсионного возраста с 55 до 60 лет, для мужчин - с 60 до 65 лет. По завершении пенсионной реформы повышение пенсионного возраста до 2036 г. исключается.

Реформирование пенсионной системы объясняется демографическими причинами - увеличением доли пожилых граждан в общей численности населения России и возрастанием нагрузки, связанной с пенсионными отчислениями для граждан трудоспособного возраста, получающих «белую» заработную плату. Ситуация осложняется уменьшением числа трудоспособных граждан из-за последствий «демографической ямы» 90-х гг. Повышение пенсионного возраста позволит перенаправить высвобождающиеся средства ПФР на увеличение пенсий сегодняшним пенсионерам.

По сути дела это практическая реализация принципа солидарности поколений, который предполагает некоторое улучшение благосостояния граждан самых старших возрастных категорий за счет более молодых.

Закон о совершенствовании пенсионного законодательства является правовой базой пенсионной реформы и регламентирует ее основные положения.

Данный шаг Правительства РФ был продиктован снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни в России, что стало беспрецедентным решением за почти 90 лет советской и постсоветской истории. В настоящее время повышение возраста выхода на пенсию из-за старения населения является общемировой тенденцией и происходит практически во всех государствах.

Поскольку пенсионная реформа отразится на всех сторонах общественной жизни в России (включая ситуацию на рынке труда, занятость, реализацию нацпроектов, традиции семейного уклада), постольку необходимо проводить информационную работу с различными возрастными категориями народонаселения, в том числе со студентами вузов, по повышению пенсионной грамотности.

Под пенсионной грамотностью студентов понимается степень владения ими знаниями в области пенсионного обеспечения.

Понимая данную ситуацию, специалисты Пенсионного фонда активно сотрудничают с представителями вузов. В рамках «Единый день пенсионной грамотности молодежи» - 14 ноября во всех регионах России проводятся дни открытых дверей, экскурсии по клиентским службам, а также информационные встречи, на которых студентам разъясняют особенности формирования будущей пенсии.

С 2011 г. в России действует программа по повышению пенсионной грамотности учащейся молодежи. Традиционно она стартует в начале учебного года. С 2019 г. Отделение Пенсионного фонда по Амурской области сотрудничает с факультетом социальных наук ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет». Такое сотрудничество ориентировано на:

выявление уровня информированности студентов о проводимой пенсионной реформе;

проверку знаний в области пенсионного обеспечения;

устранение пробелов в вопросах пенсионной грамотности студентов.

С этой целью совместно с кафедрой социальной работы в 2019 г. впервые была разработана специальная анкета по пенсионным вопросам, которую разместили в личных кабинетах студентов на сайте университета, во вкладке «Анкетирование». В опросе приняли участие 1103 студента, обучающихся по 96 образовательным программам.

Анкета включала несколько блоков вопросов.

Блок 1 - теоретические аспекты пенсионного обеспечения (уровни пенсионной системы, понятие «пенсионный балл», размер страховой пенсии и пр.).

Блок 2 - отношение студентов к пенсионной реформе, связанной с увеличением пенсионного возраста.

Блок 3 - установки и ориентации студентов на формирование модели трудового поведения.

Блок 4 - сведения о респондентах.

Обзор результатов проведенного исследования позволяет сформулировать краткие выводы.

1. Студенты всех направлений подготовки показали высокий уровень владения теоретическими аспектами пенсионного обеспечения.

Респонденты хорошо ориентируются в системе обязательного пенсионного страхования, в условиях, дающих право выхода на пенсию и определяющих ее размер, владеют понятиями «пенсионный балл», «белая» и «серая» заработная плата, страховой стаж.

2. Большая часть студентов выразила негативное отношение к пенсионной реформе, связанной с увеличением пенсионного возраста. Возможно, это результат общественного настроя, формируемого СМИ.
3. Подавляющее большинство студентов выразили готовность платить (будучи работодателем) и получать (будучи работником) официальную заработную плату и взносы в ПФРФ. Это позволяет предположить, что у студентов формируется модель трудового поведения, предполагающая функционирование в границах правового пространства и законодательства РФ в области занятости населения и пенсионного обеспечения.

В целом анализ данных, полученных в результате анкетирования, позволяет констатировать достаточно высокий уровень информированности студентов об основах формирования будущей пенсии и о том, какие показатели в первую очередь влияют на ее размер. Однако сами обучающиеся считают, что уровень их знаний в области пенсионного обеспечения достаточно низкий. Поэтому образовательные курсы по повышению пенсионной грамотности большинство студентов рассматривают как полезные и нужные.

На основании анкетирования специалисты ПФР провели в Амурском государственном университете лекционно-практическое занятие, на котором продемонстрировали конкретные примеры расчета размера пенсии из определенного размера заработной платы и пр. Особое внимание было уделено вопросам расчета периодов декретного отпуска и службы в армии при начислении пенсии.

В целом результаты сотрудничества Отделения Пенсионного фонда по Амурской области с факультетом социальных наук ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет» подтверждают необходимость подобной практики в будущем.

1. Дудко, К.Ю. О возможности повышения пенсионного возраста в РФ // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2015. - № 4-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-vozmozlmosti-po\^sheniya-pensi-onnogo-vozrasta-v-rf.
2. Иванов, С.Ф. Пенсионная реформа-2019: детерминанты, последствия, альтернативы // Демографическое обозрение. - 2019. - № 2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pensionnaya-reforma-2019-determinanty-posledst-viya-alternativy.
3. Морозов, С.А. Сбалансированность бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, проблемы функционирования // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/sbalansirovarmost-byudzheta-pe
4. Российский статистический ежегодник. 2018. Статистический сборник. - М., 2018. - С. 149.
5. Справка о результатах голосования по вопросу: (третье чтение) «О проекте Федерального закона №489161-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"» (недоступная ссылка). Официальный сайт Госдумы (27 сентября 2018).
6. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий». - pravo.gov.ru (3 октября 2018).
ЕНСИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ СТУДЕНТОВ pension literacy pension provision pension reform pension system pension literacy of students
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты