Спросить
Войти
Категория: Социология

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Автор: Дубровина Ирина Владимировна

КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Дубровина Ирина Владимировна (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Психологического института Российской академии образования. E-mail: iv.dubrovina@yandex.ru

Аннотация. В статье обращается внимание на важность сохранения культуры в историческом процессе смены поколений. Подчеркивается неразрывная связь культуры и образования. Обсуждаются проблемы взаимодействия поколений и организации культурной среды во всех социальных институтах.

CULTURE AS A FACTOR OF INTERGENERATIONAL MUTUAL RELATIONS

Dubrovina Irina Vladimirovna (Moscow, Russia), Doctor of Psychology, Professor, chief researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education. E-mail: iv.dubrovina@yandex.ru

Abstract. The article draws attention to the importance of preserving culture in the historical process of generational change. The inextricable link between culture and education is emphasized. The problems of interaction between generations and the organization of the cultural environment in all social institutions are discussed.

Проблема взаимоотношений поколений — вечная проблема. Она существует не только в психологическом аспекте как взаимоотношение «отцов» и «детей», но и в более широком социокультурном и социально-историческом аспекте как проблема взаимодействия поколений. В связи с многоаспектностью проблемы остановимся на нескольких ее моментах.

Поколение — это не только одновременно живущие или близкие по возрасту люди. Это всегда некоторая общность людей, которая возникает и существует при специфических социально-исторических условиях. Поколения формируются, реагируя на яркие события общественной жизни и участвуя в них. Например, в нашей стране можно говорить о поколении революции, поколении Великой отечественной войны, послевоенном поколении, поколении так называемых «шестидесятников», мы знаем о «потерянном поколении», родившихся примерно в 1964—1973 годах относят к «цифровому» поколению и др.

Личностное самоопределение растущего и взрослеющего человека включает в себя элементы социального самоопределения его поколения. Определяя себя, молодой человек, как правило, делает это вместе с самоопределением поколения. Потому формирование поколений обычно происходит в отрочестве и ранней юности. Именно в этом возрасте формируются нравственные ценности, мировоззрение, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностные смыслы жизни. Известна роль идеала в формировании поколения как феномена, неразрывно связанного с поиском и пониманием человеком самого себя и своего места в окружающей действительности: «У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, и жалко то поколение, у которого нет никаких», — замечает В.О. Ключевский [2, с. 32].

Развитие общества может быть представлено как последовательная смена поколений. Последовательно сменяющие друг друга поколения образуют непрерывность истории народа, нации, человечества. Что сохраняет эту непрерывность? Д.С. Лихачев утверждает,

что это — культура, благодаря которой люди, населяющие определенное пространство, становятся и остаются не просто населением, а народом, нацией [3, с. 349]. Культура и материальная, которую связывают с понятием «цивилизация», и духовная, связанная с общечеловеческими ценностями, является сложнейшей системой накопления человеческого опыта. Материальная и духовная культура находятся в единстве и взаимодействии и вместе характеризуют определенный уровень развития общества. И тем не менее культура — понятие прежде всего духовное. Культура «всегда связана с прошлым опытом, всегда подразумевает непрерывность нравственно-интеллектуальной духовной жизни человека, общества, человечества» [4, с. 350].

Культура выступает для последующих поколений ориентиром в развитии смыслов жизни и стратегий поведения в обществе. Развитие человека находится в прямой зависимости от того, сколько нитей связывают его с культурой прошлого и настоящего. Через культуру человек приобщается к творческим достижениям гениальных предшественников, которые становятся трамплинами для нового этапа творчества. Опосредованный общением процесс освоения и присвоения молодым человеком ценностей, форм и деятельности исторически развивающейся культуры необходим для развития личности. Воспитание молодого поколения в контексте культуры человеческого взаимодействия всегда рассматривалось как условие выживания общества: в каждом новом поколении должен постоянно увеличиваться культурный пласт, составляющий основу духовного роста и нравственной устойчивости личности.

Передача культурного, духовного наследия от одного поколения к другому не осуществляется автоматически. Любой человек, замечает Ю.М. Лотман, это сгусток культурных полей, которые создает его время. Эти-то «культурные поля» в своей совокупности и образуют ту социальную среду, которая определяет «дух» общества, его мораль и нравственные ценности, именно они составляют «социальную ситуацию развития личности» человека молодого поколения. Современный социокультурный контекст жизни общества и есть такая среда. Изучение этого контекста выявляет ее негативное влияние на нравственное развитие молодого поколения страны. Культ моды, вещизма, денег, поток массовой культуры потребительского толка, эмоциональная глухота, снижение ценности человека, его жизни, падение культуры языка, виртуальный мир, вытесняющий из сознания молодежи картину реального и культурного мира, отсутствие нравственного идеала и пр. тормозят реализацию принципов культурного развития молодого поколения и взаимодействия людей всех поколений. Причем свою лепту в сложившуюся социокультурную действительность вносят все социальные институты, отвечающие за воспитание растущего человека: семья, средства массовой информации, образовательные учреждения — от детского сада до вуза, общество в целом. Этот контекст составляют современные взрослые люди, с которыми и вступают в общение и взаимодействие молодые поколения граждан.

Большая роль в сохранении культуры принадлежит школе. Нынешняя система образования отражает основное противоречие современного общества. Педагогический процесс представляет собой развивающуюся открытую динамическую систему, основанную на взаимодействии большого количества людей разных поколений, проживших и проживающих жизни, наполненные разными идеалами, событиями, переживаниями, книгами, культурными и социальными ценностями. Высокий культурный уровень педагогов — представителей разных поколений позволяет реализовать преемственность культуры, которую они привносят в образовательную копилку данного учреждения, и взаимное уважение. Педагог, по справедливому утверждению Ю.М. Лотмана, призван к тому, чтобы создавать вокруг себя атмосферу культуры. Культура производит культуру: именно учитель является персонифицированным посредником между культурой, накопленной

человечеством, и растущим человеком, вступающим в этот огромный мир культуры и знания. Недостаточно высокое развитие культуры самих педагогов приводит к тому, что представители разных поколений не слышат друг друга, не понимают, и, следовательно, не уважают. А именно уважительное взаимодействие взрослых участников образовательного процесса вводит школьников в психологическую культуру человеческих отношений и служит источником развития их внутренней культуры.

Взаимодействие людей — сложный психологический феномен, включающий в себя ряд необходимых компонентов, совокупность которых обеспечивает взаимопонимание людей. Если люди не понимают друг друга, ни о каких позитивных взаимных действиях или отношений не может быть и речи. Непонимание — самая распространенная ошибка в общении и во взаимоотношениях взрослых друг с другом и с подрастающим поколением.

Прежде всего взрослые не всегда понимают себя самих в контексте современной социально-культурной действительности, затем — растущего и взрослеющего человека (как своего ребенка, так и школьника), а затем — последствий своего непонимания и поведения по отношению к нему. Между тем, несмотря на многоаспектную коммуникативную систему современного общества, несмотря на усиливающуюся тягу к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общие взгляды на жизнь, молодому человеку необходимо сотрудничество и взаимодействие со взрослыми. Это необходимо ему для проверки и укрепления его собственных позиций. И только высокий культурный уровень и личностная зрелость взрослых (родителей, учителей, школьных психологов) позволяют не навязывать своих взглядов, не стараться (хотя бы и невольно) воспитывать их по своему образу и подобию, а способствовать развитию их собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний, отношений, стремлений в контексте общей культуры и психологической культуры личности.

Справедливо суждение о том, что «школа — это последний оплот культуры, и все будет зависеть от того, как пойдут достаточно сложные процессы в этой структуре» [5, с. 7]. Но сегодняшняя школа еще слабо нацелена на пробуждение, развитие и удовлетворение культурных потребностей подрастающих новых поколений, несмотря на то, что образование должно служить средством передачи всей культуры в ее структурной полноте от одного поколения к другому. При возникающих негативных инцидентах обычно ищут причины их возникновения в поведении и отношениях школьников. Быть может, стоит обратить внимание и на ошибки взрослых? Проанализировать педагогические, социальные и психологические условия школьника с точки зрения необходимых для его культурного развития условий? Такой анализ требует прежде всего специальной профессиональной подготовки учителей и педагогов-психологов, направленной на развитие их способностей и формирование умений анализировать и преобразовывать в совместной деятельности (с привлечением родителей) образовательную среду с точки зрения обеспечения в ней благоприятных условий для формирования, развития и удовлетворения культурных потребностей школьников [1].

Литература

1. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. — М., 2014.
2. Ключевский В.О. Тетрадь с афоризмами. — М., 2001.
3. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. — СПб., 2006.
4. Лотман Ю.М. Воспитание души. — СПб., 2003.
5. Скатов Н.Н. О культуре. - СПб., 2010.
поколения культура образование взаимодействие школа педагог. generations culture education interaction
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты